УДК 159.9:372.881.1:376.3

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Чубарова Нина Владимировна
филиал ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки
студентка

Аннотация
В статье обозначаются психологические аспекты построения обучения иностранному языку детей, имеющих нарушения психического развития. Показана возрастная динамика развития эмоционально-волевой сферы, негативно отражающейся на процесс обучения иностранному языку. Выявлены особенности разных типов нарушения поведения детей, неблагоприятных для обучения иностранному языку. При работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы учителю иностранных языков рекомендовано подобрать упрощенные задания; снизить требования к изучению иностранного языка; уменьшить объем изучаемой лексики; выбрать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике.

Ключевые слова: возбудимый тип поведения, дети дошкольного возраста, заторможенный тип поведения, нарушения психического развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, психология обучения иностранному языку, уравновешенный тип поведения., эмоционально-волевая сфера


PSYCHOLOGY OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IMPAIRED CHILDREN EMOTIONAL AND VOLITIONAL

Chubarova Nina Vladimirovna
Branch Medical University "Stavropol State Pedagogical Institute" in Essentuki
student

Abstract
The article indicated by the psychological aspects of the construction of foreign language teaching children with impaired mental development. Shows the age dynamics of emotional and volitional negatively affect the process of learning a foreign language. The features of the different types of violations of children's behavior, adverse to learning a foreign language. When working with children with impaired emotional and volitional foreign language teacher recommended to choose the simplified task; reduce the requirements for the study of a foreign language; reduce the study of vocabulary; choose to file a catchy design grammar.

Keywords: balanced type of behavior, disorders of emotional and volitional, emotional and volitional, excitable type of behavior, impaired mental development, preschool children, psychology of learning a foreign language, retarded type of behavior


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Чубарова Н.В. Психология обучения иностранному языку детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4877 (дата обращения: 29.09.2017).

Проблема обучения иностранному языку имеет достаточно длительную историю своего изучения [1, 2]. При этом, относительно недавнюю разработку получили вопросы психологии обучения иностранному языку [3. 4]. Показано, что обучение иностранному языку образует особую среду, актуализирующую не только вопросы качества подготовки, но и психологического комфорта и безопасности личности [5, 6].

Исследования показали, что психологические проблемы в обучении иностранным языкам существуют не только в обучении детей с нормальным психическим развитием, но и в обучении детей с отклонениями в различных формах генеза [7, 8]. Одной из форм нарушения психического развития детей, значимой для построения обучения иностранному языку, является нарушение эмоционально-волевой сферы ученика.

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Эмоционально-волевое развитие личности происходит по основным этапам формирования психического развития, беря начало в раннем возрасте и заканчивая в подростковом. Для каждого уровня развития характерен определенный этап нервно-психической взаимосвязи личности на различные воздействия окружающей и социальной среды. В каждом периоде проявляются эмоциональные и поведенческие особенности, характеризующие особенности личности в том или ином возрасте. Такие особенности помогают отобразить проявления поведения, не выходящие за рамки отклоняющего возрастного развития индивидуума.

Дошкольный возраст, как считал А.Н. Леонтьев, – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в этот период времени происходит формирование основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные между собой эмоционально-волевая и мотивационная сферы, формируется характер и самосознание.

Важной психологической особенностью каждого ребенка является готовность к школе – сложное образование, требующее достаточно высокий уровень развития интеллектуальной и мотивационно и произвольных сфер. Такие эмоционально-мотивационно-волевые сферы приводят к формированию внутреннего развития ребенка. Важное значение имеют внешние события, ситуации, которые оказывают влияние на содержание переживаний, они своеобразно откладываются в сознании, и эмоциональные переживания складываются в зависимости от логики чувств ребенка, от его уровня ожидания или привязанности.

В более старшем возрасте дети различаются склонностью к страхам, чрезмерной впечатлительностью, причем у некоторых детей преобладает эмоциональная возбудимость, двигательная расторможенность, раздражительность, а у других наоборот склонность к робости, застенчивости, заторможенности. Чаще всего отмечаются соединения сочетаний повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насилия. Например, начав смеяться или плакать, ребенок не в состоянии остановиться, и поэтому эмоции несут насильственный характер. Не редко повышенная эмоциональная возбудимость сочетается с капризностью, раздражительностью, плаксивостью, реакциями отказа и протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке, а, так же как и при физическом, так и психическом утомлении.

Именно поэтому не всем детям одинаково хорошо дается обучение. Некоторые дети не стремятся получить знания, а некоторым просто не дается. Перед педагогом стоит важное задание выявить причину, из-за которой ребенок ведет себя на уроке пассивно или наоборот, агрессивно, как по отношению к учителю, так и своим одноклассникам, возможно, это связано с трудностями в обучении обусловленных нарушением эмоциональной регуляции поведения и обусловлено эмоциональной незрелостью. Поведение – это показатель внутреннего состояния ребенка (эмоционального благополучия, мотивационно-нравственных установок, адаптации – дезадаптации и настроения).

К факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения, принято относить: природные особенности (тип характера и темперамента); тип семейного воспитания; отношение ближайшего окружения; отношение учителя.

Можно выявить три группы нарушений у учащихся в зависимости от психических особенностей и поведения: 1) заторможенные; 2) возбудимые; 3) уравновешенные

Заторможенный тип поведения – проявляется в замедленном темпе выполнения игры, занятия или дела. Проявляется в следующих признаках: застенчивость, необщительность, безынициативность, замкнутость. Такие дети подвержены уединению, одиночеству, способны плакать по любому поводу, на них болезненно отражаются неудачи, так же замыкаются в себе. Такие дети нуждаются в постоянном поощрении и одобрении, эмоциональной оценке их успехов.

Возбудимый тип поведения – характеризуется проявлением повышенной двигательной активности, готовности к конфликтам, плаксивости, бурным проявлениям истерик, агрессивным вспышкам ярости, немотивированным перепадам настроения, плачу по незначительному поводу, повышенной внушаемости, курению, раннему сексуальному влечению, к бродяжничеству, алкоголизму, воровству, жестокости, патологическому влечению. Ребенок подверженный агрессии ведет себя вызывающе, драчлив, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих, неусидчив. С помощью агрессивных действий добивается своей цели, ребенок испытывает чувство эйфории не в момент агрессивных действий, а после достижения конкретной своей цели. Дети с этим типом часто являются лидерами, они ведут и подчиняют под себя детей с неустойчивой психикой. В работе с ними наиболее эффективны не прямые воздействия: требование, задача, а косвенные: просьба, требование-просьба, требование-одобрение, они нуждаются в постоянном одобрение, которое укрепляет свою уверенность в себе.

Последний тип, это уравновешенные – дети, поведение которых относительно спокойно. Они исполнительны, проявляют активность и инициацию, ответственно относятся к своим обязанностям, пользуются уважением товарищей и могут организовать одноклассников. К такому типу детей не всегда следует использовать похвалу, так как это может привести к завышенной самооценке или нарциссизму.

Эмоционально-волевое развитие ребенка-школьника в дидактической системе Л.В. Занкова будет намного эффективнее, если учитель на уроке будет учитывать следующие внешние факторы: позиция педагога по отношению к ребенку, из положения, когда он стоит «над воспитанником». Переходит в положение «вместе с воспитанником», т.е. на позицию саморазвивающегося педагога. Атмосфера доброжелательности несет за собой положительное взаимопонимание и эмоционально-волевого воспитания детей; как можно лучше обеспечить эмоционально насыщенную самостоятельную деятельность ребенка, так и игру; объединить и сохранить положительное развитие эмоций ребенка; создать специальную ситуацию по самовоспитанию и самопознания; использовать игровые формы в процессе обучения, целенаправленно работать по воспитанию волевых качеств школьника.

В связи с инновационными разработками, одинаково всем детям необходимо знание иностранных языков, но нужно учесть тот факт, что каждому ребенку нужен свой индивидуальный подход, особенно детям с эмоционально-волевыми нарушениями. Наиболее распространенный и доступный способ обучения – игра. Прежде всего, обучение ребенка начинается с беседы учителей с родителями, достигается желательный результат не сразу, за ребенком во время обучающей игры нужно наблюдать. Особое значение в изучении иностранных языков у детей с эмоционально-волевыми нарушениями являются игровые методы: игра-драматизация на тему любимых сказок, сюжетно-ролевая игра. Свои знания дети переносят на игровой образ, подражая любимым героям. При помощи сверстников дети легко осуществляют такую игру и находят общие интересы. Групповой метод позволяет достаточно широко использовать и применять свои знания, развивать актерские способности у детей и подростков. Желательно, что бы возраст участников был одинаковым. В это группу должно входить не более 5-7 участников. Необходимо, чтобы среди детей были дети с разной направленностью конфликтов (межличностный конфликт, межличностный конфликт, смешанный).

Основная цель изучения иностранных языков для таких детей – развивающая, «не знания, а развитие» [9]. Главными задачами на уроках иностранного языка является развитие: восприятие, кругозор, память, мышление, речь.

Учитель иностранного языка может оптимизировать свою деятельность, направленную на обучение иностранному языку детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы [10]. Основное направление такой оптимизации состоит в том, чтобы составить собственную программу для обучения таких детей или внести изменения в общеобразовательную программу [11].

Учитель имеет право: подобрать упрощенные задания; снизить требования к изучению иностранного языка; уменьшить объем изучаемой лексики; выбрать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что дети с нарушениями в эмоционально-волевой сфере требуют к себе лояльного отношения учителя, особое внимания, понимания их проблемы, и помощи всех, кто с ними работает.


Библиографический список
  1. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теория и история: учеб. пособие. Ставрополь, 2004.
  2. Тылец В.Г. Отечественная психология обучения иностранным языкам: зарождение, становление, развитие: монография. Пятигорск, 2009.
  3. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психология обучения иностранным языкам в контексте педагогических концепций и образовательной практики // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2012. № 3. С. 186-189.
  4. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления: монография. Таганрог, 2005.
  5. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая реальность иноязычных образовательных практик: от комфорта к личной безопасности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 3. С. 317-321.
  6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность личности в овладении иностранным языком // Europäische Fachhochschule = European Applied Sciences. 2013. № 2. С. 140-142.
  7. Тылец В.Г. К психологии освоения иноязычного лингвистического опыта // Наука. Инновации. Технологии. 2002. № 30. С. 30.
  8. Тылец В.Г. Возрастно-индивидуальные особенности обучения иностранному языку (рефлексивно-психологический аспект) // Education Sciences and Psychology. 2015. № 2 (34). С. 96-101. (http://gesj.internet-academy.org.ge/download.php?id=2472.pdf
  9. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: развитие и современное состояние: монография. Пятигорск, 2010.
  10. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): дисс. … канд. психол. наук. Ставрополь, 1998.
  11. Тылец В.Г. Рефлексивный анализ психологических концепций овладения иностранным языком (от обучения иноязычной речи к реальному билингвизму) // Прикладная психология и психоанализ. 2013. Т. 4. С. 3.


Все статьи автора «fastom»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: