УДК 340.114.5+159.9:34

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ СФОРМИРОВАННОСТИ

Схопчик Ольга Эдуардовна
Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Преподаватель кафедры психологии и педагогики

Аннотация
В статье описывается содержание правосознания несовершеннолетних с преобладающе законопослушной направленностью правосознания и с высокой степенью сформированности. Такие содержательные особенности были выявлены в результате проведенного исследования правосознания подростков, преступивших закон, и их сверствников, ведущих себя законопослушно. Изучение правосознания проведено в соответствии с его основными структурными элементами, к которым автор относит: правовые знания и социально-правовые представления; оценочные отношения к явлениям социальной действительности, субъектам противоправного и законопослушного поведения социально-правовые ожидания; личностные нормы поведения. Представлены особенности каждого компонента правосознания.

Ключевые слова: правосознание личности, структурные компоненты правового сознания: правовые знания; социально-правовые представления; оценочные отношения к явлениям правовой действительности; социально-правовые ожидания; личностные нормы по


CHARACTERISTICS OF A LAW-ABIDING SENSE OF JUSTICE OF MINORS, WITH VARYING DEGREES OF FORMATION

Shopchik Olga Eduardovna
Academy of the Ministry of Internal Affairs of Byelorussia
The teacher of chair of psychology and pedagogics

Abstract
In article the maintenance of personal legal consciousness of minors with predominantly its legislative orientation and with the generated sense of justice is described. Such substantial features have been revealed as a result of the conducted research of sense of justice of the teenagers who have violated the law, and them сверствников, behaving legislatively. Studying of sense of justice is spent according to its basic structural elements to which the author carries: legal knowledge, social and legal outlook and expectations, attitude to events of social reality as well as to the subjects of delinquent and law-abiding behaviour, personal norms. Features of each component of sense of justice are presented.

Keywords: attitude to events of social reality as well as to the subjects of delinquent and law-abiding behaviour, personal legal consciousness, personal norms, structural components of legal consciousness: legal knowledge; social and legal outlook and expectations


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Схопчик О.Э. Характеристика законопослушного правосознания несовершеннолетних с различной степенью сформированности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/05/4580 (дата обращения: 30.09.2017).

Проблеме формирования правосознания принадлежит  особое место в предупреждении правонарушений и преступлений среди различных категорий населения, и, прежде всего, среди несовершеннолетних. Это обусловленно, прежде всего, возрастными и личностными изменениями, которые затрагивают все сферы личности подростка. Активное включение несовершеннолетних в социально-правовые связи и отношения  требует от них усвоения правовых норм и требований, осмысления с их позиции явлений и ситуаций правового характера, определения своей позиции. В психологическом плане это связано с формированием правосознания.

Представленные в научной литературе исследования правосознания данной категории лиц посвящены вопросам изучения его содержания и формирования [1; 2; 4; 11; 12], выявления его дефектов у подростков с противоправным поведением [3; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 13; 14; 15]. Вместе с тем, комплексных сравнительных психологических исследований правосознания несовершеннолетних правонарушителей и законопослушных подростков, проведено крайне недостаточно.

В качестве основных структурных компонентов индивидуального правосознания выступают: правовые знания и социально-правовые представления; оценочные отношения к явлениям правовой действительности; социально-правовые ожидания; личностные нормы поведения. Указанные структурные элементы правосознания являются основными, обусловливающими субъективное отражение и ценностно-нормативную регуляцию в психологическом механизме юридически значимого поведения.

Изучение правосознания несовершеннолетних правонарушителей предусматривало его сравнительное исследование у подростков, преступивших закон, и лиц, ведущих себя законопослушно.

В исследовании приняли участие три группы подростков в возрасте 14-17 лет.

1 группа – 110 человек – это подростки, осужденные за совершение преступлений и отбывающие наказание в воспитательных колониях Республики Беларусь; 2 группа – 93 человека – подростки, совершившие правонарушения и состоящие на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел; 3 группа выступала контрольной в сравнительном анализе. В нее вошли 102 несовершеннолетних, учащиеся средних общеобразовательных школ г.Минска, которые по характеристикам педагогов вели себя устойчиво положительно. Таким образом, выборка испытуемых составила 305 человек, в которую включены были только мальчики, поскольку совершение противоправных деяний несовершеннолетними допускаются в преобладающем большинстве лицами мужского пола.

Методика исследования

Основным методом исследования правового сознания несовершеннолетних выступал метод интервью. Вопросы интервью были ориентированы на изучение правосознания подростков в соответствии с его структурой и были направлены на выявление следующих его основных составляющих.

1. Выявление социально-правовых представлений подростков: о распространенности правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами; о преобладании тех или иных видов преступных деяний среди подростков; о возможных причинах совершения данными лицами правонарушений и преступлений; о жизни законопослушного молодого человека – ее характере, привлекательности или непривлекательности; о жизни лиц, совершающих преступления – её содержании, привлекательности либо непривлекательности для респондента; о наличии какого-либо определенного интереса в жизни лиц, совершающих противоправные деяния; о юридически значимых способах достижения успешности в жизни; о неформальных нормах и правилах криминальной среды; о правилах, по которым следует жить и строить отношения с другими людьми; о понимании успешной жизни (что значит, жить хорошо и быть успешным).

2. Выявление отношений к явлениям правового характера, субъектам юридически значимого поведения: к подростковой преступности; к субъектам противоправного поведения – лицам, совершающим преступления корыстного и насильственного типов, в том числе несовершеннолетним правонарушителям; к субъектам законопослушного поведения – сверстникам, ведущим законопослушный образ жизни; сотруднику милиции, учителю.

3. Выявление социально-правовых ожиданий: о возможных положительных последствиях противоправного деяния; о возможных отрицательных последствиях противоправного деяния; о вероятности наступления отрицательных последствий при совершении преступления; о возможности избежания юридической ответственности за совершенное правонарушение (преступление); о возможности и причинах совершения респондентом в будущем противоправного деяния; о вероятности привлечения к уголовной ответственности человека, имеющего сходство с испытуемым по возрасту, социальному положению, характеру.

4. Изучение личностных норм респондентов. С испытуемыми проводилось обсуждение преступного и правомерного способов удовлетворения материальной потребности и способов разрешения проблемных (конфликтных) ситуаций при взаимодействии с другими людьми. При обсуждении преступного и правомерного способов поведения выяснялись: значение и личностный смысл, который видят в этих способах испытуемые; представления о возможностях их использования; личное отношение к каждому из этих способов. Для изучения личностных норм (правил, принципов), касающихся допустимости или запретности для индивида использовать преступный способ, использовались вопросы, ориентированные на выяснение субъективных оснований его допустимости и причин неприятия, а также вопросы, выясняющие осознание возможности и целесообразности правомерного поведения. Выяснялась приемлемость определенных противоправных деяний; представления о необходимости и желательности их совершения при определенных обстоятельствах, или нежелательности, но допустимости совершения, или субъективного запрета на его использование. Фиксировались проявления убежденности и демонстрации решимости использовать тот или иной способ. При этом убеждения в отличие от представлений мы рассматриваем как относительно устойчивые психологические свойства, отличающиеся достаточной ясностью содержания, уверенностью в их правильности.

Обработка результатов исследования

Статистическая обработка проводилась с помощью специализированного статистического пакета SPSS 11.0 для Windows. С целью проведения классификации респондентов в зависимости от качественных особенностей их правосознания были применены факторный и кластерный анализ. Для анализа взаимосвязи между ответами на вопросы и группами респондентов использовались таблицы сопряженности, по которым вычислялось наблюдаемое значение χ2–критерия, которое сравнивалось с критическим значением χ2-критерия.

Результаты исследования

Проведенный кластерный анализа выявил четыре типа несовершеннолетних, характеризующихся определенными качественными особенностями правосознания.

1 тип – с законопослушной направленностью и высокой степенью сформированности правосознания, которая выражает зрелую антикриминальную устойчивость личности;

2 тип – с преобладающе законопослушной направленностью правосознания, но с недостаточной зрелостью взглядов, убеждений, личностных принципов и норм поведения, что свидетельствует о недостаточной антикриминальной устойчивости и может проявляться в податливости отрицательному влиянию других лиц или обстоятельств ситуации.

3 тип – с противоречивым правосознанием, в котором сочетаются недостаточно зрелые положительные и отрицательные взгляды и представления на явления правовой действительности. Этот тип характеризуется не только низкой антикриминальной устойчивостью, но и определенными признаками склонности к противоправному поведению.

4 тип – с криминогенными дефектами правосознания, которые может проявляться в наличии выраженных признаков склонности к совершению корыстных и/или насильственных противоправных деяний.

Как показал проведенный факторный и кластерный анализ, применение критерия χ2 Пирсона, крайние типы (1 и 4) правосознания достоверно значимо различаются между собой по всем признакам (показателям) (χ2эмп. ≥ χ2кр, при р≤0,01), 1 тип от всех остальных типов  по подавляющему большинству признаков (χ2эмп. ≥ χ2кр, при р≤0,01), а типы 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4 между собой (χ2эмп. ≥ χ2кр, при р≤0,05 ) по отдельным признакам.

В данной статье представлены качественные особенности правосознания с преобладающей законопослушной направленностью и правосознания с высокой степенью сформированности, которая выражает зрелую антикриминальную устойчивость личности (1 и 2 типы).

Положительно ориентированное правосознание  несовершеннолетних (преобладающей законопослушной направленности) характеризуется следующими содержательными особенностями:

В области правовых знаний, социально-правовых представлений и отношений к явлениям правового характера и к субъектам юридически значимого поведения:

- достаточно хорошим знанием отдельных норм права.

- безразлично-отрицательным отношением к противоправным деяниям несовершеннолетних; осуждением преимущественно преступлений и в меньшей степени – правонарушений

- убеждениями о достаточно высоком уровне подростковой преступности в обществе.

- представлениями о возможности оправдания противоправных действий несовершеннолетних в зависимости от обстоятельств, которые имели место до или во время совершения таких деяний; склонностью к приписыванию причин своего поведения внешним обстоятельствам и неосознанностью личной ответственности за свое поведение;

- положительно-противоречивыми представлениями об образе субъекта законопослушного поведения;

- положительно-нейтральными характеристиками образа жизни лиц, ведущих правопослушный образ жизни.

- положительными представлениями об образе  сотрудника милиции и учителе.

- отрицательными и противоречивыми представлениями об образе человека, совершающего преступления, Сочувствующе-понимающим отношением к правонарушителям, и отрицательным  – к преступникам.

- отрицательно-нейтральной характеристикой субъекта, совершившего противоправное деяние корыстной направленности;

- представлениями о непривлекательности его жизни

- неосведомленностью о правилах, по которым живут и строят взаимоотношения между собой люди, совершающие преступления.

- ограниченностью представлений о преступных способах достижения желаемого, разрешения проблемных ситуаций;

В содержании социально-правовых ожиданий:

- убеждениями в преобладании отрицательных последствий противоправных деяний, рассматривающихся преимущественно в отношении самого субъекта преступного деяния (переживания, наказание в виде лишения свободы) и значительно реже – в отношении потерпевших и иных лиц.

- ограниченностью представлений о возможных положительных последствиях противоправного поведения;

- в невысокой (средней) вероятности наступления негативных последствий противоправного деяния;

- убеждениями в возможности избежания подростком юридической ответственности за совершенное правонарушение (преступление), но затруднениями в объяснении возможных причин этого;

- уверенностью в том, что к ответственности привлекаются лишь немногие подростки, совершившие противоправные деяния;

- отсутствием уверенности в своем дальнейшем юридически значимом поведении

В содержании личностных норм:

- негативно-противоречивым смыслом преступного способа, восприятие его как нежелательного, но возможного варианта поведения в определенных условиях: оказании помощи близким;

- несформированностью представлений о различных противоправных способах получения желаемого, а также возможностей, которые такие способы предоставляют;

- неприемлемостью противоправного способа удовлетворения потребности и разрешения проблемной ситуации;

- допустимостью и решимостью использовать только правомерные способы для удовлетворения потребности, разрешения проблемной ситуаций

- приемлемостью проявления вербальной агрессии в ситуациях конфликта с ровесниками.

Правосознание законопослушной направленности и высокой степени сформированности характеризуется следующими содержательными особенностями.

В содержании правовых знаний, социально-правовых представлений и отношений к явлениям правового характера и к субъектам юридически значимого поведения:

- хорошим знанием таких основных мер наказания, применяемых к несовершеннолетним за противоправное поведение, как лишение свободы, штраф, постановка на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, и низким знанием иных мер.

- хорошей осведомленностью о влиянии алкогольного или наркотического опьянения на меру юридической ответственности

представлениями о низком уровне преступности среди несовершеннолетних; уверенностью в необходимости соблюдения закона

негативным личностным смыслом преступного деяния и осуждающе-отрицательным отношением к правонарушениям и преступлениям

положительными представлениями об образе законопослушного подростка с развернутыми ценностно-смысловыми характеристиками его; преобладающе полной идентификацией с ним;

привлекательностью жизни субъекта законопослушного поведения, выделение в ней определенных положительных составляющих

- положительными представлениями об образе  сотрудника милиции и учителе;

- негативными представлениями об образе субъекта противоправного поведения и отрицательным отношением к нему;

- представлением о непривлекательности жизни преступников, представлениями о ней, как лишенной здравого смысла; при этом негативные моменты преимущественно связывались с высокой вероятностью наступления различных отрицательных последствий противоправных деяний, как для самого преступника, так и для других людей;

- незнанием норм и правил криминальной среды;

- убежденностью в правомерности способов достижения людьми материального благополучия;

- высокой субъективной значимостью правомерных способов достижения материальной независимости как наиболее разумных и действенных;

- высоким значением таких социально-положительных видов деятельности, таких, как учеба и профессиональная подготовка

В содержании социально-правовых ожиданий:

- развернутыми представлениями о различных отрицательных последствиях  противоправных деяний;

- высокой субъективной значимостью отрицательных последствий нарушения закона, рассматривающихся в отношении самого субъекта преступного деяния, его близких, потерпевших, иных лиц и общества в целом,

- убеждениями в преобладании отрицательных последствий противоправных деяний, и в высокой вероятности их возникновения;

- неразвернутыми представлениями о возможности избежания юридической ответственности за совершенное правонарушение (преступление).

- уверенностью в том, что к ответственности привлекается большинство подростков, совершивших противоправные деяния;

- уголовное наказание рассматривается данными подростками как фактор, препятствующий достижению благополучия в жизни, а лишение свободы – как бессмысленно потерянное время;

- несформированностью представлений о возможных положительных последствиях противоправного поведения;

- уверенностью в своем законопослушном поведении в дальнейшем

В содержании личностных норм:

- несформированностью представлений о различных противоправных способах получения желаемого, а также возможностей, которые такие способы предоставляют;

- негативным личностным смыслом преступного способа, влекущего за собой отрицательные последствия; неприемлемостью и недопустимостью противоправного способа для удовлетворения потребности либо разрешения проблемной ситуации;

- допустимостью и решимостью использовать только правомерные способы для достижения цели (удовлетворения потребности), разрешения проблемной ситуаций;

- недопустимостью использования насильственного способа разрешения конфликтных ситуаций во взаимодействии с другими людьми. Применение физической силы рассматривается как крайняя, вынужденная мера в случае угрозы здоровью и жизни, и выступает как способ самозащиты.

 


Библиографический список
  1. Глисков, А.А. Феномен правосознания подростка / А.А. Глисков, М.Г. Садовский // Психопедагогика в правоохран. органах. – 1998. – №1. – С.95–99.
  2. Голубева, Л.М. Формирование правосознания несовершеннолетних / Л.М. Голубева. – Фрунзе : Мектеп, 1986. – 84 с.
  3. Долгова, А.И. Правосознание и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей / А.И. Долгова ; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. – М. : ВНИИ ИПРМПП, 1972. – 99 с.
  4. Ефременко, Е.М. Правосознание учащейся молодежи : автореф. дис… канд. юрид. наук : 12.00.01 / Е.М. Ефременко ; Белорус. гос. ун-т. – Минск, 2001. – 12 с.
  5. Кормщиков, В.М. К вопросу о механизме формирования правосознания несовершеннолетних правонарушителей / В.М. Кормщиков // Правосознание и правовое воспитание молодежи : сб. науч. тр. / Всесоюз. ин-т по изучению причин и разраб. мер предупреждения преступности ; [редкол.: В.В. Панкратов (отв. ред.) и др.]. – М. ; Прага, 1978. – С. 130–137.
  6. Кривощекова, Н.В. Особенности правосознания разных контингентов преступников / Н.В. Кривощекова // Криминологические проблемы правосознания и общественного мнения о преступности : сб. науч. тр. : по материалам совет. и чехосл. исслед. / Всесоюз. ин-т по изучению причин и разраб. мер предупреждения преступности ; под ред. и со вступ. ст. И.И. Карпеца, И. Незкусила. – М. ; Прага, 1986. – С. 183–190.
  7. Панова, О.Б. Формирование правосознания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии : автореф. дис.  канд. пед. наук : 13.00.01 / О.Б. Панова; Вологод. гос. пед. ун-т. – Архангельск, 2004. – 21 с.
  8. Пристанская, О.В. Правосознание лиц, совершающих преступления в несовершеннолетнем и молодом возрасте / О.В. Пристанская // Криминологические проблемы правосознания и
    общественного мнения о преступности : сб. науч. тр. / Всесоюз. ин-т по изучению причин и разраб. мер предупреждения преступности ; под ред. и со вступ. ст. И.И. Карпеца, И. Незкусила. – М. ; Прага, 1986. – С. 190–198.
  9. Раднаева, Э.П. Правосознание несовершеннолетних правонарушителей и источники его криминогенной деформации : автореф. дис.  канд. юрид. наук : 12.00.08 / Э.П. Раднаева ; Науч.-исслед. ин-т проблем укрепления законности и правопорядка Генер. прокуратуры РФ. – М., 2000. – 26 с.
  10. Тугутова, С.А. Педагогические условия формирования правосознания старшеклассников : дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / С.А. Тугутова. – Улан-Удэ, 2000. –119 л. Фирсова, Т.А. Психолого-педагогические факторы развития правового сознания подростков : дис. канд. психол. наук : 19.00.07 /
  11. Т.А. Фирсова. – Самара, 2002. –250 л.
  12. Юцкова, Е.М. Особенности ценностных ориентаций бывших несовершеннолетних правонарушителей и их роль в изменении личности и поведения / Е.М. Юцкова // Опыт криминологического изучения личности преступника : сб. науч. тр. / Всесоюз. ин-т по изучению причин и разраб. мер предупреждения преступности ; [редкол.: А.И. Долгова (отв. ред.) и др.]. – М., 1981. – С. 88–106.
  13. Murthy, K. Impulse life, emotional reactivity, introversive and extratensive balance in criminal / K. Murthy, R. Dekshina // Nimhans J. – 1986. – Vol. 4, № 2. – P. 121–124.
  14. Verlin, J. Stereotype de delinquant / J. Verlin // Rev. de Science Criminelle et de Droit Penal Compare. – 1996. – Vol. 10. – P. 46–79.


Все статьи автора «Схопчик Ольга Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: