УДК 37

ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Шаронова Анастасия Сергеевна
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Аннотация
В статье рассматривается вопрос о специфических особенностях наглядно-образного и словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости.

Ключевые слова: мышление, нарушение, операции мышления, проблема, умственная отсталость лёгкой степени


FEATURES OF DIFFERENT TYPES OF THINKING IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MILD MENTAL RETARDATION

Sharonova Anastasia Sergeevna
FGBOU VPO "Tula state pedagogical University. L. N. Tolstoy"

Abstract
The article considers specific features of visual-figurative and verbal-logical thinking of children of primary school age with mild mental retardation.

Keywords: mental retardation mild, problem, surgery thinking, thinking, violation


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шаронова А.С. Особенности различных видов мышлений у младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/05/4991 (дата обращения: 28.09.2017).

Сегодня внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество детей с этим видом аномалий год от года увеличивается. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей младшего школьного возраста, так как именно мышление является высшей формой отражательной деятельности, позволяющей понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерности развития, что очень важно при обучении в школе.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что многие исследователи, занимавшиеся проблемой умственной отсталости такие как: Выготский Лев Семёнович, Забрамная София Давыдовна, Исаева Тамара Николаевна, Макарова Александра Константиновна, Замский Хананий Самсонович Степонович  Елена Самойловна  и многие другие, отмечают, что необходимо заниматься изучением наглядно-образного и словесно-логического мышления  и их коррекцией у младших школьников с умственной отсталостью, в процессе их развития. Не смотря на достаточный объём существующих  теоретических и практических данных, остаётся не до конца решенной проблема коррекции и развития наглядно-образного и словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Поэтому нужно использовать имеющиеся знания об особенностях мышления детей данного возраста с умственной отсталостью в коррекционном процессе, посредствам взаимодействия на такие операции мышления как анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, абстрагирование, конкретизация.

Проанализировав психолого-педагогическую и специальную литературу по изучаемой проблеме, можно отметить, что наглядно-образное и словесно-логическое мышление оказываются нарушенным, что отрицательно влияет на развитие более сложных форм мышления и всей познавательной сферы, вследствие чего у ребенка возникают трудности в обучении.

Мышлению умственно отсталых детей с легкой степенью присущ наглядно-демонстративный характер, так как обобщение и связывание различных характерных особенностей объектов, не доступно. Смысл текстов, прочитанных на занятиях, воспринимается очень слабо, за счет ограниченных объемов краткосрочной памяти и особенностей ее функционирования. Пересказ и сравнения вызывают затруднения, иногда наблюдается невозможность данных процессов. У детей с легкой степенью умственной отсталости отмечаются следующие нарушения мышления: его тугоподвижность, неспособность к отвлечению.

Таким образом, необходимо на ранних этапах обучения выявлять недостаточную сформированности наглядно-образного и словесно-логического мышления и своевременно проводить коррекционно-развивающую работу.


Библиографический список
  1. Андреева К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью / К. А. Андреева // Молодой ученый. 2014. №2. с. 715-718.
  2. Алябьева Е.А.Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика.-М.:ТЦ «Сфера» , 2010.
  3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития /СПб.: Питер,2008, 384 с.


Все статьи автора «Шаронова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: