УДК 7.05

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ В БАШКИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Дуброва Альбина Наиколаевна
Башкирский Государственный Университет
магистр 1 года обучения, Институт права

Аннотация
Данная статья посвящена анализу возникновения и развития народного самодеятельного коллектива в Башкирском Государственном Университете. Коллективы художественного творчества дают возможность раскрытию и реализации творческого потенциала личности студента, способствуют сохранению и развитию культурного наследия народов.

Ключевые слова: Башкирский Государственный Университет, народные самодеятельные коллективы


THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF FOLK AMATEUR ENSEMBLE IN THE BASHKIR STATE UNIVERSITY

Dubrova Albina Nikolaevna
Bashkir State University
Undergraduate, 1 academic year, Law Institute

Abstract
The given article deals with the analysis of the folk amateur ensemble appearance and development in the Bashkir State University. These ensembles of the artistic creativity give opportunity to reveal and to realize the artistic potential of the student’s personality, help to save and develop the cultural heritage of people.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Дуброва А.Н. Возникновение и развитие народных самодеятельных коллективов в Башкирском государственном университете // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/05/5103 (дата обращения: 31.10.2023).

«Башкирский государственный университет – не просто учебное заведение. БашГУ – это особая атмосфера, пропитанная неповторимым духом молодости, общественной активности и стремления к самосовершенствованию. Это особая жизнь – длиной в пять лет». [1, с.1].

Каждый человек хочет найти свое место в жизни, свое призвание, профессию по душе – в связи с этим вполне логично желание получить именно такое образование, которое позволило бы реализовать все задуманное. Именно из таких побуждений и возникла идея создания структуры, отвечающей за повышение квалификации студентов.

Мысль об открытии факультета общественных профессий (ФОП) зародилась еще вначале 1960 г. и претворилась в жизнь в 1966 г. Вся деятельность факультета с самых первых дней его образования в вузе является одной их эффективных форм и способов организации свободного времени студента и поддержания его стремления к знаниям. Вначале он был создан в вузах для организации культурно-массовых мероприятий и кружков художественной самодеятельности, в дальнейшем эта роль была отведена студенческому клубу, а ФОП стал «десятым факультетом», где студенты могли получить знания и практические навыки в тех областях, которые интересны, востребованы временем, но не предусмотрены в учебной программе.

Значимый вклад в развитие художественно-эстетического вкуса у учащихся сыграл ансамбль «Ирандык». Прикоснемся к истории создания ансамбля.

Самым активным оказался студент первого курса Фарит Сабирзянович Киреев, студент историко-филологического факультета, талант которого заметил Народный артист РБ Мухамет Шамсутдинов, сказав молодому человеку: «В тебе сидит танцор».

На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 г., он одержал победу, продемонстрировав молодежи народный башкирский танец. Именно он создал первый танцевальный кружок в университете, который в дальнейшем превратился в студенческий ансамбль народного танца (будущий ансамбль «Ирандек»). Идею поддержали, и на роль постановщика танца была приглашена Загида Нуриевна Бахтияровна, первый профессиональный хореограф. Она учила студентов основам хореографии, а Ф.С. Киреев помогал доводить движения «до кондиции». Получались танцы, которые имели свою идею, посредством движений и музыки могли высказать мысль. Основным правилом считалось: «Танец должен иметь сюжет, но при этом должен быть неразрывно связан с реальной действительностью и естественным бытом народа». Сам Ф.С. Киреев объяснял это тем, что «народная хореография – это своеобразная жемчужина. В народном танце очень много естественных движений и их просто невозможно переделать. Они очень органичны и поэтому всегда доходчивы». Совместная работа руководителей привела к тому, что они убедили руководство университета, что художественная самодеятельность в этическом и эстетическом воспитании, а также развитии творческой активности молодежи, отвлекает от дурных привычек и прививает ей ценности народной культуры.

В 1971 году руководителем народного ансамбля в Башкирском Государственном университете была приглашена Екатерина Николаевна Варламова – заслуженная артистка РБ, заслуженный работник культуры РФ, солистка Башкирского Государственного ансамбля народного танца. Первое время танцевальный ансамбль носил название «Родник», а в дальнейшем был назван «Ирандек».

Из обычного самодеятельного коллектива за короткий срок Е.Н. Варламова создала почти профессиональный коллектив. Ее цель – создать продуманную систему занятий, для этого проводились беседы со студентами. Руководителями народного ансамбля танца «Ирандек» были Г.В Акназарова, Л.К. Вычужанова

Л.К. Вичужанову сменили на «боевом посту» бывшие танцоры Государственного ансамбля танца РБ имени Ф. Гаскарова Фанис Салимьянович и Эльмира Зуфаровна Абдульмановы. С их приходом в ансамбле появилась важная составляющая – профессионализм. Репертуар ансамбля полностью поменялся, в нем появились постановки как самого Ф.С. Абдульманова, так и приглашенных балетмейстеров Башкортостана и Татарстана.

В традициях этого коллектива – его преемственность. Опыт и мастерство исполнения передается от старшего поколения к младшим, только пришедшим в коллектив. Ежегодно в подготовительную группу ансамбля отбирается до ста желающих. Затем идет кропотливая каждодневная работа «за станком». В каждом участнике необходимо заметить личность, выявить индивидуальность, его характер, мимику и пластичность. «Художественный руководитель, словно скульптор, откалывает от первичного материала все лишнее, наносное и не нужное». [2, с.16]. В результате формируется идеальное творение, как в физическом, так и в интеллектуальном плане.

Если задаваться вопросами: в чем состоит успех этого танцевального коллектива? Почему юноши и девушки так преданно и самоотверженно занимаются в этом ансамбле? Думается, что, прежде всего – это высокий профессионализм руководителей ансамбля и та непринужденная, доброжелательная обстановка, которая царит в коллективе.

Руководители танцевального ансамбля выпустили за годы своей творческой деятельности не один десяток танцоров. По окончании университета они разъезжаются в разные уголки Башкортостана, Российской Федерации и многие из них организовывают свои танцевальные коллективы на местах.

В адрес руководителей нескончаемым потоком идут письма от бывших участников ансамбля, где они делятся своими радостями и горестями, кто-то просит жизненного совета. Но сами они не считают себя «бывшими» – в каждом письме вы обязательно встретите вопросы о сегодняшнем репертуаре ансамбля и воспоминания о былых покоренных творческих вершинах.

С каждым годом расширяется репертуар ансамбля. Это – народные танцы башкир, татар, русских, других народов многонациональной России, зарубежные – кубинские, венгерские, немецкие, шотландские, американские, индийские, греческие и многие другие. Ансамблю «по плечу» и классика – в его репертуаре были и «Половецкие пляски», «Пламя Парижа» Асафьева, «Музыкальная табакерка» Лядова, «Испанские миниатюры» Алонсо.

Как отмечается в проспекте ансамбля народного танца «Ирандек», «За время своего существования, а это более 40 лет, он стал подлинной школой воспитания любви к культуре, народной хореографии, вырастил немало профессиональных артистов. Среди них народный артист РБ Риф Габитов, заслуженные артистки РБ Альфия Тимергазиева и Гузель Мамина.

«Ирандек» сегодня является лауреатом многих республиканских, всероссийских и международных конкурсов. Его выступлениям всегда сопутствует огромный успех у зрителей. Это последняя славная традиция ансамбля, завоеванная большим кропотливым трудом.

«Наш коллектив – уникальное явление в мире танцевального искусства. Это поистине жемчужина, которая украшает не только Башкирский государственный университет, но и нашу Республику Башкортостан». [2, с.18] Занятие в самодеятельных коллективах развивает, а также формирует творческие способности и навыки. Изучая новые танцы, возрождая подлинную культуру разных народов, студент приобщается к ней и воспитывает в себе любовь и уважение к этой культуре.

«Лучшие школы – это школы, которые накопили традиции» – говорил А.С. Макаренко, так и сила народных ансамблей БашГУ «Ирандек» и «Таусень»  в его традициях, которые поддерживаются как самими участниками, так и  их руководителями, прививая молодому поколению любовь к народному искусству, желание творчески развиваться, уважение и почитание старших и самое главное любовь к Родине. [3, с.190].


Библиографический список
  1. Харрасов М.Х. «40 лет Факультету общественных профессий». // «Кафедра». Спецвыпуск. -№21. 2006. С.1-2.
  2. Минеев М. Две жемчужины. // Изд-во «Башкортостан». БГУ. 2004. 34с.
  3. Зубкова Т.И., Левченко Л.Ю., Чекасина А.В. «Воспитательные традиции А.С. Макаренко в деятельности современных студенческих отрядов». // Использование психолого-педагогического наследия А.С. Макаренко в работе современного социального педагога. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед ун-та. 2004. С.190-195.


Все статьи автора «Дуброва Альбина Наиколаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: