УДК 347.92

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Новикова Татьяна Викторовна
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
cтудентка факультета психологии

Аннотация
В статье дается теоретический анализ основных подходов к проблеме становления профессионального самосознания, рассмотрена структура профессионального самосознания, разработана программа социально-психологического тренинга по развитию профессионального самосознания студентов-психологов.

Ключевые слова: аффективный компонент, когнитивный компонент., поведенческий компонент, профессиональное самосознание, профессиональное становление, структура профессионального самосознания


DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS IN PSYCHOLOGY

Novikova Tatyana Viktorovna
Tula state pedagogical university of L. N. Tolstoy
student of faculty of psychology

Abstract
In article the theoretical analysis of the main approaches to a problem of formation of professional consciousness is given, the structure of professional consciousness is considered, the program of social and psychological training for development of professional consciousness of students psychologists is developed.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Новикова Т.В. Развитие профессионального самосознания у студентов-психологов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/05/5128 (дата обращения: 20.11.2016).

Динамичность инновационных процессов, расширение областей востребованности психологов в разных сферах труда, непредсказуемость вопросов и проблем, кото­рые могут возникать неожиданно в процессе деятельности, жесткая регламентация времени на их исполнение, повышение требований к подготовке профессионала приводят к необходимости увеличения практических наработок и рекомендаций  в области профессионального самосознания.

Формирова­ние мотивации самосовершенствования, развитие ценностного отношения к профессии, развитие адекватной самооценки  и коммуника­тивной компетентности; обеспечение психологическим сопровождением процесса образования и адаптации молодых специалистов к условиям практической деятельности, применение активных ме­тодов обучения – все это является условием успешного профессионального становления психолога, а так же его готовностью к профессиональной деятельности.

В отечественной литературе существуют различные подходы к пониманию профессионального самосознания, которые, отражая различные стороны этого явления, взаимодополняют друг друга.

П.А. Шавир полагает, что профессиональное самосознание является избирательной деятельностью самосознания личности, подчиненной задаче профессионального самоопределения, осознанию себя как субъекта своей профессиональной деятельности [4].

Т.Л. Миронова под профессиональным самосознанием понимает отношение личности к себе как профессионалу собственного профессионального развития [3].

В.Г. Каташев рассматривает  профессиональное самосознание как часть самосознания личности, как осознание личностью своей физиологии, психики, умственного и физического развития, понимание требований различных профессий к человеку и адекватному соотнесению себя с конкретными профессиональными требованиями [2].

Большинство отечественных исследователей (И.В. Вачков, Е.М. Васильева; В.Н. Козиев; Л.М. Митина) и некоторые зарубежные психологи (Т. Макклапаред, М. Кун) предполагают, что профессиональное самосознание – это установка на себя в профессионально-трудовой сфере. И как любая установка, самосознание имеет когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуру (Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение) [1].

Следовательно, ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются когнитивный, аффективный, поведенческий.

Когнитивный компонент – это представление о себе как личности, реализуется через самопознание, познание себя в процессе общения человека с другими людьми, в процессе деятельности субъекта. В процессе самопознания студент производит сознательную оценку своих поступков, своих знаний в профессиональной области и себя в целом.

Эмоциональный компонент проявляется через самопонимание, самоотношение. Самопонимание как процесс осуществляется в формировании устойчивого понимания и принятия себя. Содержанием самопонимания является осознание своих актуальных и потенциальных возможностей. Оно самым тесным образом граничит с самотношением. Самоотношение определяет направленность личности. Самоуважение является еще одним компонентом самопонимания. Оно означает удовлетворенность собой, принятие себя, положительное отношение к себе.

Поведенческий компонент реализуется через самоактуализацию и саморегуляцию.

Самоактуализация- это внутренняя активная тенденция развития себя самого. Наиболее устойчивыми являются личностные ценности и потребности.

Саморегуляция раскрывается в особенностях самоорганизации и управлении внешней и внутренней активностью. Высокий уровень развития саморегуляции позволяет человеку управлять собой и изменять внешние обстоятельства, руководствоваться в жизни внутренними целями и намерениями, выстраивать собственную стратегию профессионального роста, занимать активную профессиональную позицию.

Самоактуализация и саморегуляция позволяют раскрыть возможности человека, развить творческий подход к деятельности, целенаправленно формировать и развивать профессиональное самосознание.

Исходя из выше сказанного, было проведено исследование на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого, в котором  приняли участие студенты факультета психологии 4 курса.

Качественный и количественный анализ результатов показал: большинство  студентов (50%) имеют средний уровень развития профессионального самосознания, 40 %  опрошенных находятся на высоком уровне,  10% студентов имеют низкий  уровень. Из этого следует, что у студентов не до конца сформировался образ профессионала;  просматривается тенденция несформированности знаний в  профессиональной области,  присутствует неосознанность основных требований профессии к личности, нет потребности в получении новых знаний, отсутствует стремление к дальнейшему саморазвитию и самореализации в области психологии.

Принимая в учет результаты теоретического анализа психолого-педагогической литературы и имеющиеся результаты исследования, была разработана программа практической работы со студентами, направленная на коррекцию развития особенностей профессионального самосознания, в процессе становления личности.

Цель программы: развитие всех подструктур профессионального самосознания – когнитивной (расширение системы знаний о себе, своего Я-образа как личности и профессионала), аффективной (адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческой (закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции).

Программа состоит их двух взаимосвязанных блоков. Блок основной части, включающий 9 занятий, и блок заключительной части, состоящий из 4 занятий.

Осуществив формирующий этап эксперимента, повторные результаты диагностики показали, что 75 %  студентов имеют высокий уровень развития профессионального самосознания, 25 %  опрошенных находятся на среднем уровне,  с низким уровнем развития профессионального самосознания студентов не выявлено.

Таким образом, можно констатировать, что программа развивающих занятий, направленная на развитие когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов профессионального самосознания, оказалась эффективной в формировании у студентов образа профессионала, в систематизации знаний и умений в  профессиональной области, а так же способствовала стремлению в получении новых знаний и  дальнейшему саморазвитию, самореализации в области психологии.


Библиографический список
  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство «Ось-89», 2009.- 245 с.
  2. Климов Е. А. Психология профессионала. — М.: Издательство «Институт практической психологии».- 2009. – 400 с.
  3. Миронова, Т.Л. Самосознание профессионала. Улан-Удэ.: Изд-во Бу­рят. ун-та, 1999.- 199 с.
  4. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – Москва. Педагогика.  2011. – 96 с.


Все статьи автора «Новикова Татьяна Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация