УДК 37.02

РОЛЬ ОТКРЫТИЙ И ИЗОБРЕТЕНИЙ, СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Шилягина Алла Михайловна
Смоленский государственный университет
ассистент кафедры иностранных языков

Аннотация
Рассматривается взаимосвязь изобретений и открытий, сделанных в конце XX в. – начале XXI в., средств коммуникации и средств обучения.
Определены особенности информационного этапа развития средств обучения.
Уточнена сущность понятий «интерактивность», «интерактивные средства обучения», «интерактивная образовательная среда».

Ключевые слова: интерактивная образовательная среда, интерактивность, интерактивные средства обучения, образовательная среда, средства коммуникации, средства обучения


THE ROLE OF OPENINGS AND INVENTIONS, FACILITIES OF COMMUNICATION AND FACILITIES OF EDUCATING IN THE FORMING OF INTERACTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Shilyagina Alla Mikhailovna
Smolensk State University
Assistant of the Department of Foreign Languages

Abstract
In the article the interrelation of inventions and openings, which were done at the end of the XXth century, facilities of communication and facilities of educating is considered.
Features of information stage of development of tutorials are defined. The essence of the concepts "interactivity", "interactive facilities of educating", "interactive environment" is specified.

Keywords: educational environment, facilities of communication, facilities of educating, interactive educational environment, interactive facilities of educating, interactiveness


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Шилягина А.М. Роль открытий и изобретений, средств коммуникации и средств обучения в формировании интерактивной образовательной среды // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5108 (дата обращения: 26.05.2017).

Постановлением Правительства Российской Федерации №593 от 4 ноября 2004 года в России с 2005 года реализуется государственный проект «Информатизация системы образования» – ИСО. Одна из основных задач проекта – формирование наборов цифровых образовательных ресурсов, расширяющих учебно-методические комплексы, рекомендованные к использованию в учебном процессе. В рамках федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы Министерством образования и науки России планируется дальнейшее внедрение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебный процесс [6]. В связи с этим, исторический анализ развития средств обучения в аспекте информатизации всей системы образования становится особенно актуальным.

Средства обучения прошли долгий путь развития. На разных этапах эволюции общества и техники появлялись новые средства обучения. Хотя изобретения и открытия делаются не для сферы образования, исторический опыт показывает, что многие важные открытия и изобретения человечества находят свое применение в этой области.

По мнению В.М. Гордиевских и Д.В. Петухова, «история становления и развития средств обучения неразрывно связана с развитием системы средств массовой информации и коммуникации, а они, в свою очередь, связаны с открытиями в естествознании и изобретениями в технике» [2, с.3].

Для наглядности представим взаимосвязь изобретений и открытий, сделанных в конце XX в. – начале XXI в., средств коммуникации и средств обучения в виде таблицы (таблица 1).

Таблица 1

В таблице мы представили некоторые средства коммуникации и средства обучения, которые появились в результате значимых для человечества открытий и изобретений конца XX в. – начала XXI в. Для того чтобы понять какая связь существует между средствами коммуникации и средствами обучения, обратимся к сущности понятий «коммуникация», «средства коммуникации», «средства обучения».

Слово коммуника́ция (от лат. communicatio) первоначально означало «связываюсь», «общаюсь». В Большой Советской Энциклопедии (1969-1978) понятие «коммуника́ция» рассматривается как «общение, передача информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся при помощи языка или других знаковых систем» [3].

В педагогическом энциклопедическом словаре понятие «средства обучения» трактуется как «различные материальные объекты, созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся» [4, 278-279].

Ключевым в этих определениях является слово «информация». Термин «информация» уходит корнями к латинскому слову «informatio». В переводе с латинского «informatio» означает «разъяснение, изложение». Изначально слово «информация» означало «сведения, передаваемые одними людьми другим людям, устным, письменным или другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений» [3].

Исходя из изложенного, сформулируем определение «средств коммуникации». Под средствами коммуникации будем понимать объекты, созданные человеком для передачи информации.

Пранализировав определения «коммуникация», «средства коммуникации», «средства обучения», мы приходим к выводу, что понятие «информация» связывет все эти определения между собой не только практически, но и теоретически.

Открытие микропроцессорных, коммуникационных, облачных и нанотехнологий привело к появлению совершенно новых средств коммуникации и средств обучения. Использование при обучении новых средств позволило полностью изменить формы, методы, подходы и содержание образования.

Наряду с понятием «интерактивность» сейчас широко употребляются понятия «интерактивное обучение», «интерактивная среда», «интерактивное общение» и т.д. Один из исследователей интерактивных технологий обучения В.С. Дьяченко считает, что интерактивное обучение – это «способ познания, основанный на диалоге между всеми участниками образовательного процесса». В.С. Дьяченко рассматривает интерактивное обучение как занятие, при котором «все погружены в процесс общения, при этом все обучают каждого и каждый обучает всех» [5, с.187].

Г.М. Коджаспирова считает, что «интерактивная среда – это среда, в которой происходит интерактивное общение, а интерактивное общение – это выработка тактики и стратегии взаимодействия, т.е. организация совместной деятельности людей» [6, с.105]. В качестве основных видов интерактивного общения Г.М. Коджаспирова рассматривает кооперацию и конкуренцию.

Если говорить об учебном процессе, то можно рассматривать интерактивное общение как общение всех участников учебного процесса, как их тесное взаимодействие. На этом основании можно заключить, что главной особенностью информационного этапа развития средств обучения является интерактивность, которая обеспечивается благодаря использованию интерактивных средств обучения. Важно, что такая среда предоставляет возможность обучаться в диалоговом режиме, при котором обеспечивается обратная связь.

Интерактивность – это свойство, которое существенно отличает информационный этап от всех предыдущих этапов развития средств обучения. На информационном этапе развития средств обучения образовательная среда становится интерактивной, обеспечивая, таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Далее нам предстоит ответить на вопрос: какими средствами обучения обеспечивается интерактивность учебного процесса?

Трансформация информационно-образовательной среды в интерактивную среду стала возможна при активном внедрении в образовательный процесс компьютерных, информационных, коммуникационных и других видов технологий. Компьютер явился выдающимся изобретением XX века. Использование компьютера привело к коренному изменению образования. В начале XXI века компьютер стал важным средством обучения. Персональный компьютер предоставляет неограниченные возможности для саморазвития. Интернет, связывающий компьютеры в единую глобальную сеть, формируя интерактивную среду, предоставляет огромные возможности для образовательной деятельности.

Основываясь на этом, можно заключить, что еще одной важной особенностью информационного этапа является расширение образовательного пространства. Это, в свою очередь, приводит к расширению возможностей субъектов образования (учителей, учащихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, а также тех, кто получает дополнительное образование и т.д.). Интерактивные средства обучения сделали образовательное пространство единым, образование при этом стало открытым и доступным.

Универсальность персонального компьютера сделала нецелесообразным дальнейшее использование в учебном процессе многих традиционных средств обучения. Постепенно компьютер вытеснил из учебного процесса аудиовизуальные средства обучения, т.к. они потеряли свою актуальность. Сегодня очень сложно найти в школе диапроектор, фильмоскоп, виниловую пластинку и т.д.

Следовательно, мы приходим к выводу, что на информационном этапе развития средств обучения компьютер стал значимым средством обучения. Компьютер вытеснил многие, ранее использовавшиеся технические средства обучения, т.к. в состоянии сам выполнять все функции, которые раньше обеспечивались при помощи нескольких аудиовизуальных средств обучения. Таким образом, на информационном этапе развития средств обучения интерактивность учебного процесса обеспечивается за счет использованиякомпьютера, информационных и коммуникационных технологий, которые с ним связаны.

В конце XX – начале XXI века были разработаны нанотехнологии, микропроцессорные, коммуникационные, облачные и другие когнитивные технологии. В настоящее время эти технологии широко используются в разных сферах человеческой деятельности, на них основана работа современных средств коммуникации (сети Internet, интерактивных сред, учебных сайтов) и т.д. В результате открытия новых технологий образование получило новые средства обучения (интерактивная доска, планшет, электронная книга, учебный тренажер, образовательный робот и т.д.)

Проанализировав информационный этап развития средств обучения с точки зрения его особенностей, мы пришли к следующим выводам:

1. Есть все основания говорить, что существует взаимосвязь между открытиями, изобретениями, средствами коммуникации и средствами обучения. Новые открытия и изобретения приводят к появлению новых средств коммуникации. В свою очередь, новые средства коммуникации проникают в сферу образования и, как результат, школа получает новые современные средства обучения.

2. Главной особенностью информационного этапа развития средств обучения является интерактивность, которая создается за счет использования в учебном процессе интерактивных средств обучения. Интерактивность – это свойство, которое существенно отличает информационный этап развития средств обучения от всех предыдущих этапов. На данном этапе развития средств обучения образовательная среда становится интерактивной, что позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса.

3. На информационном этапе развития средств обучения компьютер стал значимым средством обучения, вытеснив при этом многие технические средства обучения. Интерактивность учебного процесса стала обеспечиваться за счет компьютера, информационных и коммуникационных технологий, которые с ним связаны.

4. Еще одной важной особенностью информационного этапа является расширение образовательного пространства. Это стало возможным благодаря использованию в образовательном процессе интерактивных средств обучения. Расширение образовательного пространства привело к увеличению возможностей субъектов образования (учителей, учащихся и т.д.). Использование интерактивных средств обучения сделало образовательное пространство единым, в то время, как само образование стало открытым и доступным.


Библиографический список
  1. Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 23.06.2014).
  2. Гордиевских В.М. Технические средства обучения: Учеб. пособие / В.М. Гордиевских, Д.В. Петухов. – Шадринск: ШГПИ, 2006. 152 с.
  3. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
  4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.528 с.
  5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Книга для учителя / В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. 192 с.
  6. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. 448 с.


Все статьи автора «Шилягина Алла Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: