УДК 378.147

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА

Мелкобродова Наталья Владимировна
ФГБОУ ВПО Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева
старший преподаватель кафедры архитектуры и графики

Аннотация
В статье отражены результаты изучения и решения проблемы развития технических способностей будущего бакалавра. Автором представлена модель педагогического содействия развитию технических способностей будущего бакалавра, включающая целевой, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный компоненты, а также педагогические условия её реализации.

Ключевые слова: операционные и оперативные механизмы способностей, педагогическое содействие, самовоспитание, технические способности будущего бакалавра


PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO DEVELOPMENT OF TECHNICAL ABILITIES OF FUTURE BACHELOR

Melkobrodova Natalya Vladimirovna
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Kurgan State Agricultural Academy by T.S. Maltsev"
The department of architecture and graphics, Senior Lecturer

Abstract
The article reflected the results of studying and solution of the problem of development of technical abilities of future bachelor. The author presented model of pedagogical assistance to development of technical abilities of future bachelor, including target, substantial and procedural and estimated productive components, and also pedagogical conditions of its realization.

Keywords: operational and expeditious mechanisms of abilities, pedagogical assistance, self-education, technical abilities of future bachelor


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Мелкобродова Н.В. Педагогическое содействие развитию технических способностей будущего бакалавра // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5458 (дата обращения: 30.09.2017).

Педагогическое содействие развитию технических способностей будущего бакалавра рассматривается нами как деятельность педагога, направленная на создание условий, благоприятных для развития технических способностей и предоставление возможности будущему бакалавру самостоятельно и осознанно осуществлять данный процесс, становясь субъектом собственного развития. Данная работа предполагает постепенный переход от организованной педагогом деятельности по развитию технических способностей через совместное планирование со студентом самовоспитания технических способностей к самостоятельному управлению  данным процессом.

Развитие технических способностей будущего бакалавра на основе педагогического содействия, на наш взгляд, обеспечивается разработкой модели, которая требует теоретических и методических пояснений.

Значение системного подхода в нашем исследовании состоит в том, что он позволяет рассмотреть педагогическое содействие развитию технических способностей будущего бакалавра как целостную систему, определить структурные компоненты, установить между ними взаимосвязи, выделить системообразующий фактор, являющийся целью, а также выявить основные условия существования рассматриваемой системы. Деятельностный подход позволяет рассмотреть особенности функционирования субъектов и их взаимодействие, осуществить поэтапное развитие технических способностей, определить методы, формы и средства. Применение личностно ориентированного подхода в рамках исследования обеспечивает рассмотрение технических способностей как внутренних условий студента (его природных возможностей) через которые преломляются внешние педагогические воздействия.

Разработанная модель, включает целевой, содержательно-процессуальный, результативно-оценочный компоненты.

В основу модели положена цель, направленная на эффективное  развитие технических способностей будущего бакалавра.

Содержательно-процессуальный компонент выражает содержание и включает основные направления и формы взаимодействия субъектов процесса. Выполняет организационную и регулятивную функции, обеспечивает непосредственное развитие технических способностей будущего бакалавра в разных видах учебно-профессиональной деятельности: в процессе изучения дисциплин («Инженерная графика», «Геодезия», «Геология»), прохождения учебной практики, внеаудиторной деятельности. Содержательная составляющая определяется содержанием перечисленных учебных дисциплин, программой учебной практики и спецкурса. Отличительной характеристикой содержательного компонента является наполнение его специальной системой учебных заданий направленных на повышение эффективности развития технических способностей будущего бакалавра. Данный компонент содержит приоритетные методы, формы и средства взаимодействия преподавателя и студента, обеспечивающие процесс развития технических способностей. На наш взгляд, в исследуемом процессе должны использоваться разнообразные формы (индивидуальные, групповые, парные), проблемные, интерактивные и активные методы обучения (деловые, организационно-деятельностные игры, имитационные упражнения, case-study, проектный метод, триз работа (теория решения изобретательских задач), моделирование, психологические тренинги. Методика их проведения осуществляется с учетом специфики направления подготовки бакалавра, учебной дисциплины и личностных особенностей учебной группы.

Оценочно-результативный компонент модели выполняет диагностическую функцию, позволяет провести комплексную оценку уровня развития технических способностей будущего бакалавра, проверить эффективность педагогического содействия.

Для успешного функционирования модели педагогического содействия развитию технических способностей будущего бакалавра определены педагогические условия.

Первое условие – активизация самостоятельной деятельности студентов в развитии технических способностей, предполагает введение в образовательный процесс вуза спецкурса «Самовоспитание профессионала». Главная задача курса: выработать навыки, способствующие самостоятельному развитию технических способностей. Организация самостоятельной деятельности студентов по развитию технических способностей предусматривает прохождение следующих этапов (за основу нами были взяты этапы самовоспитания, выделенные С.Б. Елкановым и адаптированные к задачам исследования):

Ӏ. Подготовительный этап – этап утверждения в позиции специалиста. Активизация самовоспитания предусмотрена в процессе проведения профессиональной консультации и состоит из трех фаз: а)  характеристики содержания труда, требований профессии и их описание в психологических терминах (профессиографическая фаза); б) изучение личностных особенностей (психодиагностическая фаза); в) сопоставление индивидуальных особенностей студента с требованиями  профессии (фаза принятия решения) [1, с. 85].  Профессиональные требования, будучи осознанными и принятыми студентом, становятся для него «акцепторами действия». Их главная функция – ориентировать студента в профессиональной деятельности и побуждать к целенаправленному формированию своей личности. В рамках спецкурса предусматривается  рассмотрение понятий «самовоспитание», «саморазвитие»,  основных методов и приёмов работы над собой: самопознание, самооценка, самостимулирование, самопрограммирование, самоконтроль, самовнушение и т.д.

ӀӀ. Этап программирования изменений в своей личности связан с разработкой индивидуального плана самовоспитания технических способностей.

ӀӀӀ. Этап реальных действий по самоизменению предполагает следование разработанному индивидуальному плану.

Второе педагогическое условие – организация работы по управлению студентом своими техническими способностями через рефлексию. Особое внимание при изучении методов самовоспитания уделяется такому методу как рефлексия. Необходимость обращения к рефлексии связана с тем, что с включение её механизмов (собственным пониманием) процесс развития технических способностей становится управляемым самим студентом. Управление собственными способностями проявляется в осознанном использовании операций, реализуемыми компонентами технических способностей. Работа по овладению операционными механизмами технических способностей включает несколько этапов:

1. Ознакомление студентов с содержанием и составом основных операций компонентов технических способностей.

2. Введение операционных механизмов технических способностей в процесс изучения содержания дисциплины «Инженерная графика», где преподавателем демонстрируется  применение операций компонентов технических способностей в решении профессионально ориентированных задач (развитие рефлексии по отношению к используемым операциям).

3.  Самостоятельное применение операционных механизмов технических способностей в учебной деятельности.

При этом предусматривается поэтапное развитие технических способностей. В  основу исследования данного процесса положен  подход, предложенный  В. Д.  Шадриковым, суть которого заключается в развитии способностей в деятельности и приобретение ими черт оперативности, тонкого приспособления к целям и условиям деятельности [2, с. 230]. Нами определены основные этапы последовательного перехода операционных механизмов, реализуемых компонентами  технических способностями в оперативные в процессе обучения в вузе:

1. Пооперационное развитие каждого компонента технических способностей в процессе освоения отдельных действий профессиональной деятельности.

2. Функциональное объединение компонентов технических способностей в соответствии с требованиями деятельности.

3. Интеграция технических способностей с другими способностями и качествами бакалавра.

4. Совершенствование и закрепление технических способностей будущего бакалавра.

Третье педагогическое условие – организация контроля за реализацией технических способностей в разных видах учебно-профессиональной деятельности. Так, в процессе прохождения учебной практики по геодезии предполагается внедрение диагностической карты. Данная карта включает перечень действий, предусмотренных общим заданием практики, требующих применения технических способностей и их последующую самооценку по трёхбалльной шкале. С помощью самооценки студент получает информацию о себе, о своих возможностях в условиях производства, наглядно видит применение технических способностей в реализации профессиональных обязанностей.

Таким образом, можно отметить, что в процессе взаимодействия со студентами меняется и позиция преподавателя. От преподавателя-тьютора, организующего процесс развития технических способностей будущего бакалавра, определяющего направления деятельности, разрабатывающего специальные задания и упражнения, к преподавателю-фасилитатору, провоцирующего самостоятельность, создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного развития, активизирующего и стимулирующего мотивы, содействующего самореализации студентов и преподавателю-консультанту.

Разработанная модель реализуется с учётом принципов, определенных нами в результате теоретико-методологического анализа:

Принцип преемственности, последовательности и систематичности предполагает развитие технических способностей «в продуманно организованном системном порядке, где всё обосновано, связано по содержанию, времени, структуре» [3; с. 358]. Преемственность требует учитывать уровень ранее сформированных технических способностей, обеспечивает их дальнейшее обогащение и развитие. Последовательность предполагает, что процесс развития технических способностей будущего бакалавра осуществляется поэтапно.

Принцип сознательности и активности учитывает зависимость успешности развития технических способностей от мотивирования студентов, побуждения к инициативности и самостоятельности в плане развития технических способностей.

Принцип интегрированности предусматривает взаимосвязь основных видов деятельности, способствующую постепенному развитию технических способностей будущего бакалавра.

Принцип технологичности и профессиональной направленности предусматривает учёт требований будущей профессии, обучение студентов конкретным действиям, способам, операциям, приёмам.

Принцип рефлексии  даёт возможность студенту наблюдать за самим собой, за изменениями, происходящими в нём, саморегулировать свою деятельность и способы её осуществления, направленную на развитие технических способностей.

Реализация данной модели осуществлена в деятельности ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева» на примере будущих бакалавров по направлению подготовки «Строительство».


Библиографический список
  1. Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. – М.:. Академический проект, 2006. 192 с.
  2. Шадриков В.Д. Профессиональные способности – М.: Университетская книга, 2010. 320 с.
  3. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 527 с.


Все статьи автора «Мелкобродова Наталья Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: