УДК 316.334.22

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ. ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Калашникова Анастасия Евгеньевна
Кубанский Государственный Университет
студентка кафедры социологии

Аннотация
В статье представлены различные аспекты медиапространства как фактора стереотипизации общества. В работе рассмотрен женский взгляд на данную проблему. Был подробно изучен образ женщины, диктуемый обществу современным масс-медиа, и поведение женщины в медиапространстве.

Ключевые слова: гендерное поведение, гендерный стереотип, каналы коммуникации., медиапространство, социальная роль, социальный статус., социальный стереотип, средства коммуникации


GENDER STEREOTYPES. WOMEN LOOK AT THE PROBLEM

Kalashnikov Anastasia Evgenjevna
Kuban State University
student of the department of sociology

Abstract
The article presents the various aspects of media space as a factor stereotyping society. In this paper we consider female perspective on this issue. It was studied in detail image of a woman, a society dictated by modern mass media, and the behavior of women in the media.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Калашникова А.Е. Гендерные стереотипы. Женский взгляд на проблему // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/07/5091 (дата обращения: 20.11.2016).

В настоящее время весьма актуальна проблема стереотипов гендерного поведения. Объясняется это тем, что в современном обществе для того, чтобы обеспечить собственное благополучие, человеку приходится постоянно быть в движении. И если раньше обязанности по добыванию средств к существованию лежали на плечах мужчины, то сегодня на эту стезю ступили и женщины. В результате происходит перераспределение ролей между мужчиной и женщиной, формируются новые модели поведения как мужчин так и женщин, следовательно, появляются и новые гендерные стереотипы. Это связано с тем, что в сознании мужчин и женщин под влиянием набора ролей формируются образцы типичного мужского и женского поведения.

В данной работе изучается именно женский взгляд на проблему, потому как в связи с перераспределением ролей на неё стала приходиться немалая часть ранее исключительно мужских обязанностей. Женщине стало тяжелее бороться за своё благополучие. Поэтому мнение «слабого» пола представляется наиболее интересным для исследования. Наряду с ролевым набором индивида существуют и другие причины возникновения стереотипов. У. Липпман в работе «Общественное мнение» выделяет два основополагающих фактора существования в обществе гендерных стереотипов. Первая причина заключается в реализации принципа экономии усилий, который характерен для повседневного мышления человека. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их явления всегда по-новому, а подводят их под уже имеющиеся категории. Вторая причина связана с защитой групповых ценностей как чисто социальной функцией, которая реализуется в виде утверждения своей непохожести, специфичности. То есть стереотипы выступают в роли крепости, защищающей традиции общества [1, c.33] . Существует иная классификации факторов вариативности гендерного поведения. К таковым относятся культура, социальный класс, раса, этничность, профессиональный статус и сексуальная ориентация.

На процесс формирования стереотипов гендерного поведения значительное давление оказывают СМИ. В соответствии с социологическим опросом О.В. Баскаковой, рекламные ролики, телепередачи навязывают телезрителям идею о том, что мужчины и женщины в первую очередь связаны со следующими образами:

- успешный(ая) бизнесмен (бизнес-леди)

- образ безупречных людей, заботящихся о своём стиле и внешности

- сексуальный образ

- образ главы семьи [2, c.236]

К тому же мужчины в «рекламногендерном поле», в отличие от женщин, не столь глобально идентифицируются с проявлением пола. Их поведение, скорее, служит выражением социального статуса и индивидуальности. Данные поведенческие модели, используемые в рекламе для репрезентации маскулиности в целом и мужского образа в частности, воспроизводят действительный опыт и реальные детали повседневной жизни, с явной демонстрацией преобладания в сознании нашего общества патриархальной картины мира, представленной в рекламном контексте. Последствием подобного влияния СМИ становится тот факт, что при первом впечатлении множество людей приписывают собеседнику не те качества, которыми он обладает, а те, которыми в его представлении должен обладать представитель данного пола. Поэтому чрезвычайно важно обращать внимание на стереотипы, чтобы не поддаваться их воздействию при восприятии людьми друг друга.

Помимо термина «СМИ», существует понятие, связанное с массовой информацией и набирающее популярность. Этот термин – «медиапространство». «Типичное» поведение складывается из многих сфер времяпровождения, одна из которых – распределение свободного времени, то есть досуг. Ранее социологами было выяснено, что свободное время мужчины и женщины проводят по-разному. Например, мужчины чаще смотрят телевизор, отложив все дела, сосредоточившись исключительно на телепередаче. Характерной чертой мужского стиля просмотра телевидения является также заппинг, то есть постоянное «щелканье» по каналам. Женский стиль просмотра телевидения иной. Женщины более склонны к фоновому просмотру телепередач, который они совмещают с домашними делами, при этом они чаще смотрят выбранную передачу от начала до конца, не переключая каналы [3]. Поведение человека при телепросмотре или чтении книг может рассказать о нём, поэтому эта тема представляет собой особый исследовательский интерес. Проблема заключается в том, что медиапространство навязывает обществу стереотипы поведения женщин и мужчин, в результате чего восприятие людей друг друга.

В ходе социологического опроса было выяснено, что женщины считают, что современное медиапространство (СМИ, ТВ, литература и фильмы) способствует формированию стереотипов о мужчинах и женщинах. Один из мощнейших факторов гендерной стереотипизации – телевидение. Респондентам был задан вопрос: «Каков Ваш любимый жанр кино?». Среди женщин-телезрителей предпочтения распределились следующим образом: мелодрама (14%), драма (13%) и комедия (10%). На «деревянной» позиции расположились ужасы (2,5%). Но анализ зависимости наличия «любимого жанра кино» и существования гендерной стереотипизации в данном исследовании показал, что не совсем справедливо утверждать, что предпочтения телезрителей так или иначе оказывают влияние на формирование образов «настоящей» женщины и «настоящего» мужчины. Так же было выяснено, что на этот процесс не оказывает решающего влияния ни количество часов в день, посвящённых просмотру телевидения, ни характер просматриваемых телепередач. Гендерная стереотипизация питается этими факторами, которые при сложении воедино образуют могучее информационное поле – медиапространство.

Одна из наиболее интересных задач данного социологического исследования была посвящена выявлению образа мужчины и женщины как пользователей медиапространства. За основу составления данного образа были выдвинуты следующие критерии:

- популярная среди женщин литература

- предпочтения в жанрах кино

- стиль просмотра ТВ

Ранее уже были частично раскрыты некоторые из критериев, но следует шире раскрыть их. Итак, 48% женщин предпочитают классическую литературу, в первую очередь, романы и детективы. Среди читаемой женщинами литературы весьма актуальны всевозможные журналы. Среди наиболее популярных можно выделить журналы «Всё для женщины», «Космополитен», «Караван историй» и РВС. Основными темами этих журналов являются красота и здоровье, мода, истории о знаменитостях и новостные сообщения. При этом разброс предпочтений подобного рода литературы достаточно велик, что говорит о том, что женщины читают большое количество подобного рода литературы.

Для того чтобы иметь представления о женщине как о телезрителе, необходимо знать, на сколько часто современная бизнес-леди, жена, мать может позволить себе отдохнуть у телеэкрана. Было выяснено, что среднестатистическая женщина проводит у телевизора около 1,5 часов в день. При этом женщина не сосредоточена на той или иной телепередаче. Дело в том, что 40 % опрошенных женщин смотрят телевизор, отвлекаясь на другие дела, 32 % изредка смотрят на экран, занимаясь другими делами, то есть фактически используют телевизор в качестве радио, 16 % женщин признались, что вообще не смотрят телевизор в последнее время, 12 % признают, что при просмотре ТВ они часто переключают каналы.

Одной из главных «страстей» в мире кино для женщины является мелодрама. Это подтвердилось и в данном социологическом исследовании:  32 % женщин выделили этот жанр кино в качестве фаворита. Так же в качестве полюбившегося жанра женщины выделили близкий предыдущему жанр – драму и комедию. Итак, было установлено, что, по-мнению женщин, факт гендерных стереотипов имеет место быть в современном медиапространстве. Женщинам было предложено ответить на вопрос о том, с каким образом в масс-медиа ассоциируется женщина. Выяснилось, что в первую очередь медиапространство описывает современную женщину как усердно трудящуюся бизнес-леди, направляющую всю свою энергию в первую очередь на достижение денежных средств. Такая женщина деловая, решает ответственные вопросы. Она самостоятельная, волевая и в своих решениях не нуждается в посторонней помощи. Так считают 25 % опрошенных. Во-вторых, современная женщина – это заботливая мама. Она нежна, главная её задача – воспитание любимых детей. Она стремится оградить своё чадо от окружающих невзгод; финансовые дела для неё малопривлекательны. С этим мнением согласны 23% опрошенных. И в-третьих, женщина в медиапространстве – это домохозяйка. Она зависима от мужчины, круг её дел сужается до домашних хлопот. При этом очевидно, что сами опрошенные относятся к этому образу иронически, так как нередко в анкетах можно было прочесть формулировку «образ домохозяйки – неудачницы». Это мнение принадлежит 5% опрошенных. Так же женщинами были предложены такие образы как супруга, ухоженная женщина, искательница своего счастья, стремящаяся к эталону, начальница и так далее.

Таким образом, складывается следующий портрет женщины в медиапространстве. Женщины предпочитают читать классическую литературу, в первую очередь романы, и журналы, содержащие информацию о красоте и здоровье, моде, знаменитостях. Женщины редко смотрят телевизор, сосредоточившись на той или иной телепередаче. Наиболее предпочтительным женским жанром кино является мелодрама. Женщины видят себя в медиапространстве в образах бизнес-леди, заботливой матери и домохозяйки. Подобные искусственно сформированные образы могут повредить восприятию женщины в реальной жизни, жизни вне медиапространства. Поэтому данная проблема неизменно остается актуальной в связи с непрерывным развитием масс-медиа.


Библиографический список
  1. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004. (дата обращения 24.02.15)
  2. Баскакова, О. В. Воздействие СМИ на формирование общественного мнения и ценностных ориентаций населения // Актуальные проблемы современной науки. М., 2009. (дата обращения: 24.02.15)
  3. Broadcasting, Мужчина у телевизора. [Электронный ресурс]. URL: http://www.broadcasting.ru/articles2/humanit/myjchina-y-televizora/ (дата обращения 05.03.15)


Все статьи автора «Калашникова Анастасия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация