УДК 37.022

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ

Тимофеева Наталья Михайловна
ФГБОУ ВПО "Смоленский государственный университет"
кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования цифровой грамотности у людей пожилого возраста с целью адаптации их к новым современным условиям, улучшения качества их жизни. Раскрываются базовые навыки для взаимодействия с цифровой средой, формируемые в рамках программы "Основы компьютерной грамотности".

Ключевые слова: ИКТ грамотность, институт третьего возраста, компьютерная грамотность, цифровая грамотность


DIGITAL LITERACY AS A COMPONENT OF LIFE SKILLS

Timofeeva Natalia Mikhailovna
Smolensk State University
Ph.D., assistant professor of informatics

Abstract
The article deals with development of digital literacy among the elderly with the purpose of adapting them to new conditions, improving their quality of life. Describes the basic skills to interact with a digital environment, formed in the framework of the program "bases of computer literacy".

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Тимофеева Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/07/5573 (дата обращения: 20.11.2016).

Грамотность, традиционно определявшаяся как умение читать и писать, в настоящее время стала учитывать стремительный рост распространения и использования цифровых устройств, ресурсов и услуг. Появилось понятие «цифровая грамотность», которое стало базовым компонентом образования и научно-технического прогресса и определяется как совокупность важнейших  жизненных навыков [1]. Как инструмент информационной деятельности оно включает в себя важные для современного человека группы навыков:

-          компьютерную грамотность, сочетающую в себе пользовательские и технические навыки в области использования компьютерной техники;

-          ИКТ грамотность, объединяющую в себе коммуникационную составляющую (навыки для использования сервисов и культурных приложений, поддерживаемых и распространяемых через Интернет), и информационную составляющую, под которой подразумевается способность оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать и использовать цифровую информацию.

Характерной проблемой современного мира является, то, что приобретение перечисленных навыков для  людей более старшего поколения не всегда доступно и легко.

С 2012 года при Смоленском государственном университете на базе Социально-психологического центра открыто социальное отделение «Мудрость» для пожилых людей (Институт третьего возраста), где людям старшего поколения предоставляются дополнительные образовательные услуги по программе «Основы компьютерной грамотности». Основные содержательные разделы данной программы [2], [3]:

-          основы работы с персональным компьютером и архитектура компьютера;

-          операционная система;

-          текстовый редактор Word;

-          возможности редактора Microsoft PowerPoint;

-          приемы записи информации на внешние носители;

-          возможности сети Интернет;

-          система государственных структур.

В рамках указанной программы у пожилых людей формируются следующие базовые навыки цифровой грамотности:

1)                навыки использования информации:

  • понимание значения информации в XXI веке;
  • знание, как выбрать источник информации в зависимости от вида деятельности и специфики задачи;
  • владение методами поиска информации;
  • умение критически оценивать информацию;

2)                навыки отношений в информационной среде:

  • умение присоединиться к выбранному сообществу и участвовать в его жизни, например, участие в сообществах по интересам;
  • умение создавать аккаунты в социальных сетях;
  • способность взаимодействовать с людьми, живущими в различных частях планеты, например, по средствам электронной почты, социальных сетей, Skype;

3)                владение языком медиа:

  • способность создавать корректные, ясные и последовательные информационные сообщения, например, с помощью электронной почты;

4)                навыки творческого использования ИКТ:

  • умение подбирать необходимый контент;
  • умение создавать простые тексты и мультимедийные презентации с помощью специальных программных средств;

5)                навыки в области этики в информационной среде:

  • знание о праве на доступ к информации и ограничениях, связанных с этим;
  • понимание обязательности соблюдения законов в отношении авторского права, права на неприкосновенность частной жизни;

6)                навыки безопасности в информационной среде:

  • знание о необходимости защиты личной информации;
  • знание о рисках работы в компьютерных сетях.

Открытие подобных геронтологических структур призвано значительно улучшить качество жизни пожилых людей за счет их адаптации к новым современным условиям.


Библиографический список
  1. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. – Москва, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), 2013. – 68 с.
  2. Киселева О.М. Проблема адаптации пожилого населения к современной информационной среде // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2959 (дата обращения: 07.07.2015).
  3. Киселева О.М. Преподавание основ компьютерной грамотности гражданам пожилого возраста // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3175 (дата обращения: 07.07.2015).


Все статьи автора «NMTimofeeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация