УДК УДК 37.01.

ВНЕДРЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО ЦЕНТРА ПРИ ГРАЖДАНСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Байрамуков Юрий Борисович
Сибирский федеральный университет, Военно-инженерный институт
доцент учебного военного центра, соискатель

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию по внедрению теоретической и практической компоненты в воспитательную систему учебного военного центра при Сибирском федеральном университете. Проведенное исследование позволяет утверждать, что основными организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность модели воспитания будущих офицеров на базе УВЦ гражданского вуза, являются: включение в воспитательный процесс не только практической, но и теоретической компоненты, использование на практическом уровне не только традиционных, хорошо зарекомендовавшие себя форм и методов воспитательной работы, но и новых, нетрадиционных подходов.

Ключевые слова: воспитательная система, Духовно-нравственное воспитание, курсант, методические рекомендации, методы воспитания, патриотическое воспитание, учебный военный центр


THE INTRODUCTION OF SUBSTANTIAL COMPONENTS IN THE FOSTER CARE SYSTEM TRAINING MILITARY CIVIC CENTER AT THE UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY)

Bayramukov Yuri
Siberian Federal University, Military engineering Institute
associate professor of Military training center, candidate for degree

Abstract
This article focuses on the study on the implementation of theoretical and practical components in the foster care system training military center under the Siberian Federal University. The study suggests that the basic organizational-pedagogical conditions providing efficiency of the model education of future officers based on UCC civil of the University are: the inclusion in the educational process is not only practical but also theoretical components, the use on a practical level, not only traditional, well-established forms and methods of educational work.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Байрамуков Ю.Б. Внедрение содержательных компонентов в воспитательную систему учебного военного центра при гражданском вузе (на примере Сибирского федерального университета) // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5631 (дата обращения: 28.05.2017).

Одним из направлений совершенствования системы подготовки и комплектования офицерским составом в условиях реформирования ВС РФ стало создание и развитие новой формы подготовки офицерских кадров – учебных военных центров (УВЦ). Такая интеграционная институциональная форма позволяет оптимальным образом соединить наиболее существенные преимущества военного и гражданского образования.

Совершенствования системы военной подготовки в гражданских высших учебных заведениях рассматривается не только как подготовка высококвалифицированных специалистов, но и как воспитание личности будущего офицера – носителя высокой нравственности, общечеловеческих ценностей, профессиональной культуры и традиций своей страны.

В связи с этим нами было проведено исследование по созданию системы воспитания УВЦ, способствующей подготовить высокомотивированного офицера России в стенах гражданского вуза.

Результаты проведенного первого (диагностирующего) этапа экспериментальной деятельности по внедрению модели системы воспитания офицерских кадров на базе учебного военного центра в гражданском вузе показали, что у курсантов УВЦ не в полной мере сформированы мотивационные и ценностные установки, качества и характеристики значимые для будущего офицера.

С учётом вышесказанного в формирующий эксперимент нами была введена не только практическая, но и теоретическая компонента.

Реализуя теоретическую компоненту мы принимали во внимание значимость гуманитарных наук не только в общем развитии курсантов, но, и это в первую очередь, в плане формирования (и коррекции) системы взглядов курсантов на мир, природу, общество, их нравственного воспитания, выбора ценностных ориентиров и т.п. Обращаясь к положительному опыту прошлого, нельзя не вспомнить, что российские дореволюционные военно-учебные заведения наряду с отличной военно-профессиональной подготовкой традиционно давали курсантам прекрасное образование в гуманитарной области. В результате государство получало и профессионально эффективный офицерский корпус, «… и блистательных деятелей науки, искусства и образования, выдающихся ученых и руководителей учреждений военного образования, продолжавших политику подготовки офицеров, нацеленную на формирование всесторонне развитой личности»[1]. Несмотря на резкое сокращение гуманитарной составляющей образования в вузе, преподаватели гуманитарных дисциплин обязательного и факультативного циклов могут и должны уделять непосредственное формирование позитивных мировоззренческих взглядов на основные культурные, социальные, исторические, нравственные, политические, военные и другие проблемы, опосредованно влиять на развитие  важнейших духовно-нравственных качеств (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей и обеспечение безопасности его граждан и др.)

В связи с этим при актуализации теоретической компоненты нами были проведены по согласованию с руководством вуза методические семинары для преподавателей гуманитарных дисциплин, которым были предложены (и достаточно активно обсуждены с ними) методические рекомендации, касающиеся: структурирования информации и обогащения лекционного материала примерами воспитывающего воздействия; включённого наблюдения за высказываниями и эмоциональной реакцией курсантов на занятиях, особенностями восприятия и реакции на проблемный материал в их рефератах и эссе как элемента общего мониторинга реализации модели воспитания будущего офицера для обсуждения его результатов и последующей корректировки методического аппарата; организации субъект-субъектного взаимодействия, совместной творческой деятельности курсантов, использования активных методов обучения, способствующих проявлению мировоззренческой и нравственной позиции курсанта, формирующих его диалоговую культуру

При этом мы опирались на мнение В.П. Беспалько о важности «полной реализации внутренних ресурсов педагога», что предполагает «признание важнейшим фактором развития личности специальным образом подобранную деятельность и непрерывную смену различных видов деятельности, в том числе и на основе активных педагогических методов»[2]. Как правило, активные педагогические методы подразделяются на дискуссионные и на игровые[3].

Следует отметить, что в российской дидактике термин «активные методы обучения» подчеркивает деятельностный характер ожидаемых результатов. Так, к примеру, по мнению A.A. Вербицкого, использование активных методов обучения направлено на выработку у обучающихся умения «создавать модели социальных и профессиональных ролей, на приобретение опыта самостоятельной активности, преодоления трудностей и опыта социального одобрения»[4]. При этом очевидно, что существенно возрастает предварительный объем подготовки педагога, включающий в себя проектирование разработку (подбор) соответствующего дидактического материала и учебно-методического обеспечения работы курсантов во время аудиторной и внеаудиторной работы, профессионального использования диалогических методик в контексте выявления и грамотного представления проблемных ситуаций, высказываний, теорий и т.д.[5]. Суть последнего является то, что преподаватель не предлагает знания и мировоззренческие посылы в исконно готовом виде, а создает перед курсантами проблемы и ситуационные задачи, с тем чтобы найти пути для их разрешения.

Главные признаки, лежащие в основе моделирования проблемных ситуаций на занятиях: подготовка проблемной ситуации; организация обсуждения, научение и развитие курсантов в процессе разрешения ситуаций и проблем мировоззренческого и нравственно-этического характера; позитивная рефлексия.

В этой связи на методических семинарах с преподавателями гуманитарных дисциплин была обсуждена статья О.Г. Роговой «Формирование оценочных умений как профессионально значимых качеств личности специалиста в области образования»[6], даны методические рекомендации по применению следующих методик:

  1. Методика критического анализа выявления противоречий, суть которой состоит в том, чтобы опровергнуть предложенное преподавателем высказывание (из СМИ, эксперта, общественного деятеля, блогера и т.п.) в форме диалогов, экспертизы материала, фрагмента видео и т.п. используется для индивидуальной и групповой работы с немедленным и отсроченным обсуждением (по материалам, данным преподавателем или рекомендованным им к прочтению). С этой целью возможно также использование онлайн-консультаций через сетевой ресурс с презентациями, ссылками, просмотром видео-роликов.
  2. Методика формирования эмоциональной окраски обсуждаемого  события или явления, которая нацелена на то, чтобы вызвать у курсантов проявление собственного отношения к обсуждаемому явлению, активизируя деятельность правых отделов головного мозга (собственно, это первая фаза рефлексии). Для этого используется подбор эмоционально-окрашенною материала (в виде эмоционально-ценностного текста или визуального ряда), создание ситуаций эмоционального всплеска (провокация, умышленная ошибка, неожиданность момента и т.п.), ассоциации к представленным явлениям или предметам. Таким образом, можно оценить позицию курсанта в том или ином обсуждаемом вопросе.
  3. Синектическая методика или система методов интенсивной психологической активизации процессов нахождения решения проблемы, это логическое развитие «мозгового штурма», она предполагает создание небольших постоянных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт, разнообразные приемы ит. д. Проходит в виде синектического заседания[7].структурная схема которого приведена на рис. 1.

 

Рис. 1. Схема синектического заседания

Встраивание в систему преподавания профессиональных дисциплин того или иного из предложенных методов совершенно очевидно должно опираться на мировоззренческие основания, которые «возникают как ментально-опосредованные связи, когда средствами учебных дисциплин формируются не только интеллектуальные умения, но и личностные качества, необходимые специалистам в профессиональной деятельности».

На практическом уровне использование методик критического анализа продолжалось во внеаудиторной обстановке в ходе работы дискуссионного клуба «Выбор». Для нас принципиально важно было не уходить от проблем, не замалчивать их, а обсуждать имеющиеся политические и социально-экономические проблемы с корректировкой мнений и суждений и организацией эмоционального восприятия. В этой связи к работе клуба мы привлекали молодых преподавателей, аспирантов, молодёжных лидеров и т.п.

Так, к примеру, большой резонанс имело активное обсуждение проблемы исторической правды. Не секрет, что из-за некачественных учебных программ и целого ряда учебников историческое образование не в полной мере доносит до обучающихся историческую правду и не эффективно решает задачи патриотического воспитания. Более того – положение в этой области усугубляется негативным воздействием на молодежь широко распространяемой лживой литературы и низкопробными кинофильмами извращаются важнейшие события Великой Отечественной войны. Особенно недопустимо, когда в некоторых учебниках наша страна объявляется виновником развязывания Второй мировой войны, а освободительная миссия Советских Вооруженных Сил изображается как оккупационная, необоснованно огульно охаивается офицерский корпус.

Принципиальное обсуждение этих позиций (мы старались также приглашать на заседания ветеранов) способствует нравственно-патриотическому воспитанию курсантов, процессу формирования мировоззренческих знаний и убеждений, устойчивых жизненных взглядов на общество, на будущую профессиональную деятельность. Интересно отметить, что заседания клубов пользовались популярностью у курсантов не только УВЦ, но и всего вуза; на одно из заседаний даже пришли представители молодёжного крыла так называемой «пятой колонны», но получили достойный отпор со стороны курсантов и преподавателей.

Немаловажное значение имело также обсуждение нравственных проблем, в частности нравственных маркеров «хочу и надо» (зоны совпадения стремлений личности с потребностями общества), «могу и надо» (зоны совпадения возможностей личности с потребностями общества), «хочу и могу» (зоны совпадения стремлений личности с возможностями), «хочу, могу и надо» – зоны совпадения стремлений личности с собственными возможностями и потребностями общества. Ребятам были предложены в виде онлайн-консультирования методики для самодиагностики, самооценки и самокоррекции.

Интересной и активно воспринятым нравственным уроком стало обсуждение анкеты, которую использовали в ходе аттестации офицерских кадров императорской армии. Содержание анкеты[8] дает прекрасное представление о характере военной культуры, прививаемой высшим чинам. Аттестуемый должен был оценить своих сослуживцев по отношению к военной службе, к обязанностям службы, к начальникам и товарищам, к подчиненным и нижним чинам (интересно отметить, что одно из выбираемых качеств – сердечность). Принималось во внимание также безукоризненное или легкомысленное отношение к своему слову, к форме одежды, к доброму имени полка и т.п. Обсуждение данной анкеты позволило ещё раз заострить внимание на нравственном облике русского офицера, понимании чести, значимости бескорыстного служения общему делу.

В соответствии с практическими потребностями два заседания клубы были проведены в форме тренинга общения, где мы заострили внимание на четырёх основных уровнях развития коммуникативной компетентности офицера: контактном; информационном; смысловом; рефлексивном (коммуникативная рефлексия). Для их реализации активно использовали тренинговые и игровые методики (занятия проводили преподаватели и подготовленные курсанты-выпускники факультетов менеджмента и психологии). При этом, признавая согласно Г.В. Акопову, что контакт является минимально необходимым условием общения, особый упор делали на его обеспечение не только в речевой форме, но и с использованием невербальных средств. Во всех случаях неотъемлемыми атрибутами коммуникации являются психолого-педагогическая установка (цель общения, мотив, направленность, принимаемые при этом ценности и т.д.), а также передача и приём определённой информации. Смысловое общение обусловлено ситуативностью поведения и речевого высказывания, эмоциями и личностными смыслами общающихся. А рефлексивное (коммуникативная рефлексия) – предполагает глубокие осознанные размышления, вдумчивый анализ своего коммуникативного поведения.

Используемые методы и приёмы предполагали развитие активного слушания, контактного взаимодействия, уважения к партнеру, умения информировать других, анализировать полученную информацию с позиции решаемой коммуникативной задачи. Большое значение придавалось развитию способности принимать и понимать мнение других, понимать состояние говорящего, в том числе и на основе восприятия невербальных средств общения, которые позволяют оценивать внутренний мир партнера по коммуникации, а так же определять его отношение к происходящему процессу, формулировать оценочные суждения и аргументировать их. Использовались также приемы упреждения конфликта[9], предлагалось критикуемому самому решить, принимать ли высказанные пожелания или отвергать, игнорировать их и т.д., однако запрещалось отвергать суждение без чёткой и конкретной аргументации.

Идее развития коммуникативной культуры будущих офицеров придавалось значение и на теоретическом уровне. Так, в ходе упомянутого нами ранее методического семинара для преподавателей гуманитарных дисциплин были предложены к использованию различные формы и методы (рис.2).

Рис.2 Формы развития коммуникативной культуры

Достаточно значимым для нас фактом явилось желание ребят продолжить личностное развитие в этом направлении, многие из ребят записались на тренинги самосовершенствования, резко возросло количество курсантов, выбравших факультативный курс по деловому общению.

В контексте реализации модели воспитания будущих офицеров на базе УВЦ гражданского вуза концептуальное значение для нас имела деятельность по внедрению, укреплению и развитию военных ритуалов и традиций, которые обладают огромным воспитательным потенциалом в системе духовно-нравственных ценностей. Это обусловлено следующими педагогическими функциями военных ритуалов и традиций:

- нормативно-ориентировочной: традиция несет в себе определенную совокупность знаний о военной профессии и должностных обязанностях, которые, будучи усвоены офицером, преобразуются в его поступки и действия;

- мобилизационно-побудительной: традиция вдохновляет офицеров на ратные подвиги, помогает преодолевать трудности и достигать конкретных результатов в военно-профессиональной деятельности (данная функция реализуется в готовности к героическим поступкам, самопожертвованию, в стремлении к самосовершенствованию);

- регулятивно-оценочной, которая выражается в регламентации и организации взаимоотношений между офицерами;

- интегративной, проявляющейся в единении офицеров независимо от их возраста, социальной и национальной принадлежности[10].

Мы постарались организовать целенаправленную деятельность по внедрению в сознание курсантов желания подражать людям, вошедшим в историю под знаком борьбы с обстоятельствами, проявившими себя как сильные личности и настоящие патриоты. В этой связи мы опирались на высказывание Л.И. Рувинского, который писал, что «герой, в котором юноша ценит духовный мир, гуманизм, благородство, верность долгу, преданность народу, является притягательным примером, образцом в самовоспитании растущего человека»[11]. Мы убедились в том, что механизм воспитания чувств должен базироваться на глубоко личностном восприятии мира идей, воплощенных, в первую очередь, в мастерски оформленном художественном слове.

Основой такого восприятия является сопереживание. В связи с этим мы обратились совместно с преподавателями гуманитарных дисциплин (по возможности, там, где это уместно) к изучению художественных произведений на военную тему, которые содержат необходимый эмоциональный заряд, способствующий осознанию не только информационной, но и духовной составляющей, дает возможность вывести курсантов на серьезные размышления о человеческих ценностях. Это осуществлялось в рамках интерактивного лектория (с использованием сетевого ресурса). Для этого в файловой папке «Честь имею» были размещены для последующего обсуждения сведения о генералах от инфантерии А.П. Ермолове, М.Д. Скобелеве, генерале от кавалерии А.А. Брусилове, наркоме по военными морским делам М.В. Фрунзе, маршалах Советского Союза А.М. Василевском, Г.К. Жукове, Р.Я. Малиновском, адмирале флота Н.Г. Кузнецове, о Героях Советского Союза Д.И. Воробьеве, А.С. Егорове, А.И. Крайнове, М.А. Самарине, Г.А. Скляре, а также примеры героического, жертвенного выполнения воинского долга офицерами Русской армии с древнейших времен до современных локальных конфликтов. Совместно с военно-историческим клубом «Витязь» (УВЦ СФУ) проведены военно-исторические чтения.

В рамках нашей концепции развития эмоциональной составляющей воспитывающего воздействия мы изменили также методику проведения традиционных встреч с ветеранами. Не секрет, что в современных реалиях рассказ о боевых действиях в годы Великой Отечественной войны пожилых людей, зачастую не являющимися выдающимися риторами, не вызывает у молодёжи былого интереса. В контексте формирующего эксперимента встречи с ветеранами для воспитания патриотических качеств у молодежи мы дополняли просмотром фрагментов из фильмов «Освобождение», «Сталинград», «Брестская крепость» и т. д., и на примере фрагментов из этих фильмов речь ветерана воспринималась более заинтересованно и эмоционально.

Кроме этого, большое воспитывающее значение имели Вахты Памяти, деятельность поисковых отрядов, среди которых особо хотели бы отметить поисковый отряд СФУ «Енисей». Курсанты УВЦ, выезжают на поля сражений, где осуществляют раскопки останков и идентификация погибших в боях в Великой отечественной войны, и – что очень значимо – пополняют экспонатами, привозимыми экспедициями, собственный музей на базе УВЦ.

Большое внимание в ходе формирующего эксперимента было уделено эстетическому воспитанию, исходя из большого значения искусства для духовного развития личности. В этой связи, основываясь на лучших традициях военной культуры русского офицерства, шло обучение курсантов УВЦ обучение классическим и бальным танцам, живописи, поэзии, организовывалось посещение музеев, выставок, театров с обязательной последующей рефлексией.

В рамках реализации модели воспитания будущих офицеров на базе УВЦ гражданских вузов в ходе эксперимента нами уделялось достаточно серьёзное внимание формированию осознанной мотивации к здоровому образу жизни и физической активности. Это особенно важно в связи с выявленной на диагностическом этапе эксперимента недооценки курсантами того, что здоровый образ жизни положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, позволяет человеку отказаться от вредных привычек, рационально распределить бюджет времени с использованием средств активного отдыха, что в целом обеспечивает ответственность за собственное здоровье.

Таким образом, внедренные теоретические и практические компоненты в воспитательную систему УВЦ позволяют достигнуть главного результата – воспитать высокомотивированного защитника Отечества; компетентностного гражданского специалиста, готового с максимальной отдачей использовать полученные знания, умения и навыки, в том числе и в ратном труде; офицера с чётким пониманием чести, достоинства, гражданской позиции, нравственных основ служения Отечеству; духовно и физически развитой личности. Данные методы могут быть использованы и другими УВЦ вузов для подготовки будущих защитников Отечества.


Библиографический список
  1. Бондаренко М.А. Воин-мыслитель, воин-писатель, воин-творец: Выпускники военно-учебных заведений Российской империи в русской словесности // Военно-исторический журнал. 2011. № 11. С. 52–55.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: ИРПО МО РФ, 1995.193 с.
  3. Долматов А.В. Основы развивающего образования. Теория, методы, технология креативной педагогики: под ред. А.Ю. Руднева / А.В. Долматов. – СПб.: ВУС, 1998. 198 с.
  4. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. 74 с.
  5. Бобиенко О.М. Современный преподаватель высшей школы: ментор или тьютор? / О.М. Бобиенко // Вестник ТИСБИ. 2004. № 2. С. 154–161.
  6. Роговая О.Г. Формирование оценочных умений как профессионально значимых качеств личности специалиста в области образования. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Вып. № 57. С.23–30.
  7. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 89 с.
  8. Коровин В.М. «Надев форму полка, всякий становился полноправным его членом»: аттестация офицеров в русской армии // Военно-исторический журнал. 2004. № 3. c 3–4 с.
  9. Адамьянц Т.З. Уровень развития коммуникативных навыков как индикатор в процессах самоопределения и самоорганизации личности / Т.З. Адамьянц // Мир психологии. 2010. №3. 253–261 с.
  10. Дудулин В.В. Воинские традиции – основа духовно-нравственного воспитания офицеров современной армии. 33–37 с.
  11. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. – М.: Изд‐во МГУ, 1981. 101с.


Все статьи автора «Байрамуков Юрий Борисович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: