УДК 378.147

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ACTIVE LEARNING СИСТЕМЫ MOOC В ОБЛАСТИ ЭНВАЙРОНМЕНТОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА DART.ENVS.02X INTRODUCTION TO ENVIRONMENTAL SCIENCE)

Голубничий Артем Александрович1, Полуэктова Ирина Михайловна2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, ассистент кафедры инженерной экологии и основ производства
2Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, студентка кафедры теоретической физики и информационных технологий в образовании

Аннотация
В статье проводится краткий анализ литературы, посвященной психофизиологическим особенностям познания. На основании анализа литературы и особенностей экологического образования обосновываются возможности внедрения в учебный процесс дополнительных курсов по системе MOOC на примере курса введение в энвайронментологию.

Ключевые слова: активное обучение, дистанционные образовательные технологии, открытые образовательные ресурсы, познавательная деятельность., текущий контроль, экологические курсы, электронное обучение


ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF MOOC ACTIVE LEARNING IN ENVAYRONMENTOLOGY (IN EXAMPLE OF DART.ENVS.02X INTRODUCTION TO ENVIRONMENTAL SCIENCE)

Golubnichiy Artem Aleksandrovich1, Polujektova Irina Mihaylovna2
1Katanov Khakass State University, assistant at the department of engineer ecology and bases of production
2Katanov Khakass State University, student of the department of theoretical physics and information technology in education

Abstract
This article provides a brief analysis of the literature on the psycho-physiological characteristics of knowledge. Based on the analysis of literature and characteristics of environmental education The possibility of introduction in educational process of additional courses on the example system MOOC course introduction environmentology.

Keywords: active learning, cognitive activity, distance education technologies, e-learning, environmental courses, monitoring, MOOC, open educational resources


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Голубничий А.А., Полуэктова И.М. Анализ реализации принципа Active learning системы MOOC в области энвайронментологии (на примере курса DART.ENVS.02X Introduction to Environmental Science) // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/08/5742 (дата обращения: 05.11.2023).

Введение

Идеи принципа активного обучения (Active learning) обсуждались на протяжении всего периода педагогики как науки. В историческом развитии существуют два противоположных мнения, по поводу активности вовлечения обучаемого в процесс обучения. Так часть педагогов придерживаются мнения, что ученик является пассивным объектом процесса обучения, а активная роль принадлежит исключительно учителю, в задачи которого входит передача ученику информации в целях формирования знаний, умений и навыков. Сторонники противоположной идеи считают, что ученик является равноправным (в сравнении с учителем) участником процесса обучения, т.е. выступает также в качестве активного объекта педагогической деятельности. К сторонникам второй идеи, помимо множества современных ученых педагогов, относились и античные философы, рассматривающие процесс обучения как обоюдный процесс учителя и ученика, при этом сам факт передачи информации (являющийся основным для сторонников пассивной роли учащихся) рассматривался лишь как средства развития мышления.

В нашей работе мы базируемся на принципе «активного обучения», как наиболее целесообразным, в том числе, и с точки зрения физиологических особенностей формирования памяти и развития навыков.

Психофизиологические особенности познания

Процесс обучения в первую очередь должен базироваться на научном знании принципов функционировании мозга и процессов памяти, анализа и синтеза информации.

Обладая огромной информационной емкостью, мозг человека реализует следующие типы памяти: условно-рефлекторную, эмоциональную, словесно-логическую и образную [1]. Фиксирование информации, необходимое для формирования памяти, происходит не одинаково в зависимости от канала восприятия. Известно, что мозг воспринимает до 90% зрительной информации, порядка 6% – звуковой и 4 % по остальным каналам восприятия

Образование следа памяти (энграммы) происходит за счет последовательных и параллельных процессов в головном мозге. Так в ткани мозга существуют замкнутые нейронные цепочки при попадании, в которые информационные импульсы вызывают их циркуляцию. Процесс циркуляции импульсов затухающих через различные временные интервалы называется памятью. В зависимости от времени затухания импульсов память делится на кратковременную (хранящуюся до минуты), оперативную (время хранения несколько часов) и долговременную память. Процесс перехода информации из одного типа память в другую, связан с многократным повторением – циркуляции (ревирбации) информационных импульсов по определенным нейронным цепочкам. Многократное повторение одной и той же информации приводит к генетическому изменению аппарата клетки, синтезу специфических белковых молекул и, как следствие, к изменениям в мембранах нейронов и межнейронных связях. Данный процесс и подразумевает формирование долговременной памяти [2].

На основании анализа психофизиологических особенностей формирования памяти и познания следует, что процесс перехода информации в долговременную память предполагает многократное повторение информации. Такой процесс в полной мере реализуется при повторении небольших объемов информации через относительно небольшие промежутки времени, причем повторение может быть связано как с повторением информации в той же форме, так и с изменением формы информации, что соответствует принципу активного обучения. В данном принципе заложены действия (решение задачи, выполнение эксперимента) после получения информации, т.е. полученная ранее информация дублируется в памяти через выполнение заданий, что приводит к ее переходу из кратковременной в оперативную, а затем в долговременную.

Реализация принципа Active learning в курсе Introduction to Environmental Science [3]

Курсы в области экологии и энвайронментологии обладают высокой степенью междисциплинарности по сравнению с другими предметами, так отдельные темы, в том числе и рассматриваемом в качестве примера нами курсе, требуют значительных знаний в области математики, биологии, химии, физики.

Курс введение в энвайронментологию включает 6 недель обучения с рассмотрением на каждой из них отдельно взятой темы: 1. Введение в энвайронментологию (основные понятия и определения курса); 2. Человеческая популяция; 3. Еда и почва (вопросы агропромышленного комплекса и экологии); 4. Невозобновимые  источники энергии; 5. Возобновимые источники энергии; 6. Глобальные изменения. Данные темы в полной мере соответствуют стандартному курсу охрана окружающей среды читаемому на многих направлениях подготовки в России.

Каждая из представленных тем реализуется посредством набора видео лекций и заданий идущими вслед за ними. Причем лекции предполагают небольшие от 3 до 10 минут видеоролики по отдельным вопросам в рамках темы недели.

Активное обучение предполагает ряд особенностей в реализации, к которым относятся: модульно-рейтинговая система оценивания и геймификация процесса обучения. Оба из этих принципов реализованы в системе MOOC, в том числе и в курсе введение в энвайронментологию. Для успешного прохождения курса необходимо выполнить более 70% объема работы, таким образом, студент вправе сам выбрать выполнять ли все задания или ограничиться необходимым для получения сертификата минимума, что способствует индивидуализации выбора процесса обучения. Каждая неделя заканчивается конечным обзором в виде большого массива вопросов. По все теме недели.

Заключение

Система подачи информации в курсах систем MOOC способствует многократному повторению материалов, так изначальная информация из лекций проверяется и закрепляется в ходе вопросов и заданий после лекции и после повторяется в ходе итогового задания за неделю. Данный вид подачи информации способствует ее закреплении в оперативную и затем долгосрочную память. С учетом гибкости графика процесса обучения студент сам вправе выбрать то количество раз необходимое для изучения материалов.


Библиографический список
  1. Загородний, Е. С. Принцип работы мозга. М.: КомКнига. –2006. – 176 с.
  2. Вартанян, Г. А. Механизмы регуляции памяти. Механизм памяти/ Г.А. Вартанян, М.И. Лохов.: Наука. – 1987. –240 с.
  3. DART.ENVS.02X Course Info | edX [electronic resource] https://courses.edx.org/courses/course-v1:DartmouthX+DART.ENVS.02X+2015_T1 /info (accessed August 23, 2015).

 



Все статьи автора «Голубничий Артем Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: