УДК 159.9.07

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Штерензон Вера Анатольевна1, Сажаев Александр Викторович2
1ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Институт инженерно-педагогического образования, доцент, кандидат технических наук.
2ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Институт инженерно-педагогического образования, студент

Аннотация
Статья посвящена исследованию направленности личности будущих преподавателей профессионального обучения. Направленность личности является одним из важнейших личностных образований и играет важную роль в самоактуализации личности. Представлены результаты исследования структуры направленности личности студентов в процессе обучения в профессионально-педагогическом вузе. Установлено, что к окончанию обучения в вузе большинство обследованных студентов приобрели доминирующую деловую направленность.

Ключевые слова: бакалавр, деловая направленность, коллективистская направленность, личностная направленность, направленность личности, профессиональное обучение


RESEARCH IN PERSON'S ORIENTATION STRUCTURE OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL STUDENT

Shterenzon Vera Anatolievna1, Sazhaev Aleksandr Viktorovich2
1Russian State Vocational Pedagogical University, Institute of Engineering and Pedagogical Education, Ekaterinburg, Ph.D., associate professor.
2Russian State Vocational Pedagogical University, Institute of Engineering and Pedagogical Education, Ekaterinburg, student

Abstract
The article investigates person orientation of future vocational training teachers. The person orientation is important individual formation and has significant role in self-actualization. The article represents results of person orientation structure investigations for students during their studying in a professional-pedagogical high school. It is established that by the end of training in high school the majority of surveyed students have acquired a dominant business purpose.

Keywords: bachelor, business orientation, collectivist orientation, person orientation, personal orientation, vocational training


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Штерензон В.А., Сажаев А.В. Исследование структуры направленности личности студента профессионально-педагогического вуза // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5770 (дата обращения: 20.11.2016).

Введение

Наша жизнь стремительно меняется, ломая привычные устои, стереотипы, модели и концепции. Непредсказуемо меняются политические и социальные системы, меняются экономические и производственные отношения, меняются государственные институты, меняется казавшаяся незыблемой система общего и профессионального образования. Образовательная парадигма «Образование – на всю жизнь» осталась в ХХ веке, ХХI веку нужны люди, готовые учиться всю жизнь, для которых знания – количественно и качественно более важные ресурсы, чем природные запасы и физический капитал. Обществу необходимы профессионалы, готовые к активной социальной адаптации и продолжению профессионального образования, умеющие учиться «всю оставшуюся жизнь», стремящиеся к освоению технологий интенсивного формирования компетентности [1], способные работать в команде в изменяющихся условиях и организовывать работу коллектива. Сегодня важны не просто объем и распространенность знаний, а то, где, когда, и как их можно найти, применить и получить новые знания для создания защищённой и комфортной среды обитания для человека.

Глобальный характер цивилизационных образовательных трансформаций закономерным образом меняет требования к результату реализации образовательных программ и технологий. Сегодня очень востребованными на рынке труда являются выпускники технических и профессионально-педагогических направлений подготовки. Это связано с теми преобразованиями, которые происходят в отраслях современного российского промышленного производства и в системе подготовки кадров для этого промышленного производства. Работодателю нужен выпускник вуза с современными профессиональными знаниями, готовый участвовать в инновационных проектах и адаптироваться к новым задачам, генерировать и презентовать новые идеи, брать на себя ответственность за результаты своей работы.

В последние годы проблема профессионализма выпускников профессионально-педагогических вузов оказалась в центре внимания отечественной системы образования. Перед бакалаврами (ранее – педагогами) профессионального обучения стоит важная и очень трудная задача – в сжатые сроки создать и реализовать в системе среднего и дополнительного профессионального образования инновационные образовательные технологии подготовки конкурентоспособных (на уровне мировых стандартов) работников современных промышленных предприятий. Для того чтобы научить будущего рабочего быстро адаптироваться к реалиям и вызовам современного машиностроения, преподаватель сам должен быть нацелен на постоянный профессиональный рост, должен уметь управлять коллективом обучаемых, должен уметь работать в коллективе единомышленников для решения общих производственных задач. Поэтому авторы статьи полагают, что исследование вопроса о том, на что же направлены будущие бакалавры профессионального обучения, пока они готовятся к своей «миссии» в стенах университета, является достаточно актуальным.

В данной статье объектом исследования является направленность личности студента профессионально-педагогического вуза.

Предмет исследования – изменение направленности личности студентов направления подготовки «Профессиональное образование», профилизация «Технология и оборудование машиностроения» в процессе обучения в вузе.

Гипотеза исследования: в процессе обучения в вузе направленность личности студента изменяется.

Направленность личности

Сегодня вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что профессиональная и личностная самореализация любого человека напрямую связаны с его способностью к самоцелеполаганию, самообразованию, самодисциплине, самоадаптации, т.е. со способностью направлять себя на достижение поставленных целей в существующих реалиях и ограничениях. Для того, чтобы понять причины поступков любого человека, нужно понять, на что он направлен. В психологической науке проблема направленности личности всегда вызывала повышенный интерес, она освещена во многих работах выдающихся отечественных психологов, таких как [2]: К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин, Л.А. Петровская, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, и зарубежных ученых: К. Левин, А. Маслоу, Г. Меррей, Р. Мей, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.

Нет сомнения в том, что направленность является важнейшей характеристикой личности, её системообразующим фактором и «двигателем» развития и саморазвития личности. Анализ психолого-педагогических исследований изучения направленности личности [3] позволяет выделить основные представления о направленности: как проявлении склонностей личности (Р. Кеттелл, В. Штерн, 1918); определение направленности через систему ее отношений (А.Ф. Лазурский, 1916; Н.Д. Левитов, 1969; В.Н. Мясищев, 1962); через теорию установки (Д.Н. Узнадзе, 1925; В.А. Ядов, 1979). Концепции трактующие, направленность личности через систему побудителей активности: потребностей и мотивов (Л.И. Божович, М.С. Неймарк, 1968; Ю.М.Забродин, Б.А. Сосновский, 1989; Р.С. Немов, 1997); целей (А.Н. Леонтьев, 1977; К.К. Платонов, Г.Г. Голубеев, 1977; Б.И. Додонов, 1985); ценностей (В.А. Ядов, 1979; Н.В. Кузьмина и Я.А. Коломенский, 1990); описывающие направленность как сложную, динамическую систему личностных свойств (Г.Г. Голубеев, К.К. Платонов, 1977; C.JI. Рубинштейн, 1963). Первые теоретические модели направленности личности предложены в 60-е годы XX века (Г.Г. Голубеев, К.К. Платонов, Н.Д. Левитов). В этот же период была проведена типологизация направленности личности (Л.И. Божович, Г.Г. Голубеев, К.К. Платонов, М.С. Неймарк).

Можно сказать, что направленность личности – это система потребностей, смыслов, целей, мотивов, рефлексий личности, которая формируется и видоизменяется как единое целое в процессе развития личности в обществе. Направленность личности всегда имеет социальную обусловленность и в значительной мере формируется воспитанием (в семье, школе, спортивной секции и т.д.). Есть личности, у которых направленность формируется довольно рано под давлением обстоятельств (как положительных, так и отрицательных), четко структурируется и мало меняется с течением жизни. Такие личности быстрее находят своё место в жизни и самореализуются, как личностно, так и профессионально. Есть личности, у которых процесс становления направленности, как системы взаимосвязанных и взаимоопределяющих друг друга компонентов, затягивается по жизни, создавая проблемы самой личности и её окружающим.

Методика диагностики направленности личности была разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером [4]. В основе методики Смекала—Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала—Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Методика позволяет определить, на что направлена личность: на себя (личностная направленность), на взаимодействие (коллективистская направленность), на задачу (деловая направленность).

Личность, у которой превалирующей является направленность на себя, как правило, движима внутренним стремлением к победе (первенству, престижу), к достижению личных целей и максимальной реализации поставленных личных задач. В этом случае работа (общественная, производственная) или учёба дают возможность удовлетворить свои притязания на успех и первенство (порой – вне связи с интересами окружающих и дела). На проблемы, потребности, переживания окружающих такой человек реагирует «по остаточному принципу», так как чаще всего занят собой. Если цели и задачи личности «коррелируют» с планами развития организации (подразделения), в которой работает (учится) этот человек, то он на какое-то время сможет способствовать сплочению коллектива и достижению общих положительных результатов. Личности с доминирующей направленностью на себя – это люди, претендующие на роль лидеров. Если окружающие (коллеги, руководители, подчиненные и др.) не разделяют его претензий на первенство или имеют иные общие цели и задачи, то такой человек может проявлять тревожность, раздражительность, даже агрессивность. Он будет искать другое место приложения своих талантов, а в случае невозможности этого – может стать «катализатором» межличностных противоречий в коллективе (социуме).

Личность, у которой доминирующей является коллективистская
направленность, как правило, изнутри ориентирована на взаимные отношения с другими людьми при выполнении совместной деятельности. Все поступки этой личности определяются внутренней потребностью в общении в процессе выполнения какого–то общего дела. Отсюда – стремление в любых условиях поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе или учёбе. Опыт показывает, что люди с направленностью на взаимодействие уступают чаще всего давлению окружающих (коллектива, группы), стараются не принимать на себя ответственности и руководства, так как это может нарушить баланс отношений. Такого человека в большей степени интересует сам процесс функционирования хорошей атмосферы для совместной деятельности (даже если это не очень способствует успешному решению поставленных задач) и в меньшей степени – конечный результат. Для людей с доминирующей коллективистской (общественной) направленностью очень важны эмоциональное социальное одобрение и доброжелательная производственная (учебная) атмосфера, поэтому они неохотно идут на непредсказуемые (или плохо прогнозируемые) изменения в своей деятельности или деятельности организации, в которой они работают.

Личность, у которой наиболее ярко выраженной является деловая
направленность (на задачу), как правило, движима внутренним стремлением к овладению новыми знаниями, умениями, навыками и через них – нового уровня личностной самореализации. У такой личности преобладают мотивы достижения поставленной деловой цели. Отсюда – стремление к постоянному профессиональному росту. Такой человек может работать один, может работать в группе, но о
бщение для него не является самоцелью, а служит лишь инструментом достижения поставленных профессиональных целей. Если он понимает, что поставленные цели с большей продуктивностью будут достигнуты при групповой работе, то он может организовать работу коллектива, взяв на себя как организационное, так и концептуальное, руководство. Личности с деловой направленностью – это, как правило, признанные профессиональные лидеры.

Рассмотренные виды направленности личности не являются взаимно независимыми, так как их обладателем является одна и та же личность. Методика Б. Басса позволяет выявить не единственную, а превалирующую (доминирующую) направленность данной личности в конкретный момент её жизни.


Бакалавр профессионального обучения

Бакалавр профессионального обучения – это работник современных образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, а также учебных центров предприятий и организаций по подготовке и переподготовке кадров [5]. В соответствии с Федеральным Государственным стандартом [5] по направлению 051000 – Профессиональное обучение (по отраслям) – бакалавр профессионального обучения должен быть способен использовать самые передовые отраслевые технологии в процессе обучения будущих рабочих промышленных предприятий. В Российском государственном профессионально-педагогическом университете на кафедре технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения Института инженерно-педагогического образования осуществляется подготовка бакалавров профессионального обучения по профилю «Машиностроение и материалообработка», профилизация «Технология и оборудование машиностроения». Образовательная программа подготовки бакалавра профессионального обучения интегрирует три компонента – технико-технологические дисциплины, психолого-педагогические дисциплины и подготовка по рабочей профессии. Отличительной особенностью обучения бакалавров в условиях РГППУ является непрерывная (сквозная) подготовка в области современных информационных систем и технологий автоматизированного проектирования изделий, техпроцессов и управляющих программ обработки на станках и обрабатывающих центрах с числовым программным управлением [6].

Работа бакалавра в системе среднего и дополнительного профессионального образования связана с разработкой современных технологий и средств обучения современным быстро меняющимся знаниям, умениям и навыкам. Следовательно, можно предположить, что в этом особую важность имеет деловая направленность личности. Но бакалавр профессионального обучения (в отличие, например, от художника или программиста) всегда работает в коллективе взрослых людей и с коллективом ещё не очень взрослых людей. Следовательно, и коллективистская направленность его личности тоже очень важна. Из сказанного не следует, что личностная направленность для бакалавра профессионального обучения не приветствуется. Умение презентовать результаты своей работы на конкурсах, умение привлечь к ним внимание и интерес во многих случаях полезны для общего дела.

В свете сказанного ранее по поводу направленности личности и роли бакалавра профессионального обучения в подготовке рабочих кадров для современных промышленных предприятий представляется важным оценить, какая направленность личности наблюдается сегодня у будущих бакалавров, которым в самые ближайшие годы предстоит решать серьезные проблемы подготовки и переподготовки кадров для российского машиностроения.

Анализ результатов исследования направленности личности будущих бакалавров профессионального обучения

Исследование проводилось на базе кафедры технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения Института инженерно-педагогического образования РГППУ в 2010…2015 гг.

Основные этапы исследования:

Этап №1: формулирование проблемы.

Этап №2: формулирование цели, задач, объект, предмет, гипотез исследования.

Этап №3: выбор методики для проведения исследования.

Этап №4: определение выборки испытуемых, проведение письменного опроса студентов (исследование проводилось индивидуально с каждым респондентом).

Этап №6: обработка полученных данных, статистический анализ данных, выводы.

В исследовании принимали участие 55 студентов дневного отделения кафедры технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения Института инженерно-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета (г.Екатеринбург), которые прошли обучение в 2010-2015 гг. Выборку составили 22 студентки и 33 студента в возрасте от 18 до 24 лет. Для исследования направленности личности была использована методика Б.Басса, подробно изложенная в [4]. Исследования проводились следующим образом: первоначально студенты отвечали на вопросы опросника при обучении в 1-м семестре, во второй раз они отвечали на эти же вопросы в 8-м семестре перед защитой выпускной квалификационной работы, т.е. эти события разделяли почти четыре года. Для статистической обработки полученных результатов была использована статистическая система STATGRAPHICS Plus for Windows [7].

Выводы по полученным результатам:

  1. В 1-м семестре на момент начала обучения в университете 40% всех обследованных студентов имели доминирующую деловую направленность, 44% студентов – доминирующую личностную направленность, остальные 16% – были направлены на взаимодействие с окружающими. В 8-м семестре на момент окончания обучения в вузе уже 57% всех обследованных студентов имели доминирующую деловую направленность, 33% студентов – доминирующую личностную направленность, а доминирующую коллективистскую направленность имели 10% студентов, участвовавших в исследовании (рис.1).

    Рисунок 1 – Результаты анализа доминирующей направленности

    личности студентов

  2. Доминирующая направленность личности среднестатистического (из обследованных) студента 1-го курса (рис.2) оказалась смещена в сторону деловой направленности (31,9 балла), но её отличие от личностной направленности (30,9 балла) невелико и можно сказать, что на 1-м курсе эти два вида направленности личности, практически, одинаковы и не очень сильно выражены. Скорее всего, это связано с тем, что студенты ещё плохо представляют свою новую учебную деятельность и тем более будущую профессиональную деятельность. Это та структура направленности личности, которая сформировалась в старшем подростковом возрасте под влиянием окружающего подростка социума. Не является доминирующей коллективистская направленность, что, скорее всего, объясняется тем, что студент попадает в новый для него коллектив, межличностные взаимоотношения в группе ещё не выстроены и не представляют для студента особой важности.
  3. Направленность личности среднестатистического (из обследованных) студента 4-го курса (рис.2) больше сместилась в сторону деловой направленности (33,3 балла), личностная направленность (31 балл), практически, не изменилась, а коллективистская направленность, соответственно, уменьшилась. Это можно объяснить тем, что к моменту окончания учебы в вузе каждый студент уже хорошо представляет свою будущую деятельность в профессиональном образовании, и многие студенты принимают решение найти работу на машиностроительных предприятиях в качестве технолога или оператора станков с ЧПУ, а успех в этой деятельности очень серьезно зависит от деловой направленности личности. К тому же обучение по техническим дисциплинам характеризуется большим количеством индивидуальных заданий и постепенно «сдвигает» студента в сторону деловой направленности и личной ответственности за результат.

    Рисунок 2 – Результаты анализа структуры направленности личности

    среднестатистического студента

    1. Если проанализировать профиль направленности личности студентов-юношей и студентов-девушек, то можно увидеть различия (рис.3):

    Рисунок 3 – Результаты анализа структуры направленности личности

    студентов-юношей и студентов-девушек

    Из рисунка 3 видно, что при общей тенденции увеличения деловой направленности и уменьшения коллективистской, у студентов-девушек это проявляется более отчетливо. Ещё на 1-м курсе среднестатистическая студентка имела доминирующую (хотя и незначительно) деловую направленность, в то время как среднестатистический студент имел доминирующую (незначительно) личностную направленность. К окончанию вуза среднестатистический студент мало изменился, тогда как у среднестатистической студентки коллективистская и личностная направленность снижаются, а деловая – возрастает. Девушка становится более нацеленной на профессиональный рост, отчётливо понимая, для чего ей это нужно. Общение со студентами (и с девушками и с юношами) в период подготовки к защите выпускной квалификационной работы это подтверждает. Многие юноши не могли ответить на вопрос, куда конкретно они пойдут работать, на какую профессиональную деятельность нацелены, в чём хотели бы себя самореализовать. Возможно, это связано с тем, что после окончания университета они могли быть призваны на службу в ряды Российской армии, и поэтому не торопились с окончательным решением. Девушки же к моменту окончания обучения в вузе в большинстве уже определились с местом и содержанием профессиональной деятельности

  4. За четыре года обучения в вузе у 37,5% всех обследованных студентов их личностная направленность возросла, у 59% обследованных студентов их личностная направленность снизилась, у остальных – не изменилась. За это же время у 59% всех обследованных студентов повысилась деловая направленность, у 31% деловая направленность снизилась, у остальных – не изменилась. За это же время у половины всех обследованных студентов направленность на взаимодействие с другими в процессе совместной учёбы уменьшилась. Можно предположить, что произошла определенная трансформация личностной направленности на самопрестиж в деловую направленность на профессионализм. Таких студентов оказалось 42%. Беседы с этими студентами показали, что в процессе прохождения производственных практик на машиностроительных предприятиях они увидели, что там очень востребованы профессионалы, нацеленные на дальнейшее саморазвитие для решения сложных производственных задач. Также они усвоили, что ошибки профессиональной деятельности в условиях производства могут иметь высокую цену. У 12% студентов одновременно повысилась и личностная и деловая направленность (естественно, за счет понижения коллективистской направленности). Общение с этими студентами показало, что они пришли к мысли о том, что стремление к профессионализму помогает реализовать амбиции на личный успех.
  5. Результаты корреляционного анализа количественных показателей разных видов направленности личности у всех обследованных студентов выявили наличие в каждом случае двух основных трендов – понижения или повышения направленности, студентов с неизменной направленностью очень мало. Результаты даны в таблицах 1 и 2.

    Таблица 1 – Корреляционная взаимосвязь показателей направленности личности при её повышении в период обучения студента в вузе

    Коэффициент корреляции

    Личностная направленность в 1-м семестре

    Коллективистская направленность в 1-м семестре

    Деловая направленность в 1-м семестре

    Личностная направленность в 8-м семестре

    0,53

    Коллективистская направленность в 8-м семестре

    0,87

    Деловая направленность в 8-м семестре

    0,58

    Таблица 2 – Корреляционная взаимосвязь показателей направленности личности при её понижении в период обучения студента в вузе

    Коэффициент корреляции

    Личностная направленность в 1-м семестре

    Коллективистская направленность в 1-м семестре

    Деловая направленность в 1-м семестре

    Личностная направленность в 8-м семестре

    0,82

    Коллективистская направленность в 8-м семестре

    0,6

    Деловая направленность в 8-м семестре

    0,29

    Полученные результаты свидетельствуют о том, что, не смотря на зависимость направленности личности от многих факторов (особенностей самой личности, особенностей её воспитания и окружения, потребностей и ценностей окружающего социума и т.д.), у подавляющего большинства студентов в процессе обучения в вузе происходит серьёзное изменение структуры направленности личности. И этот процесс далеко не стихийный, а имеет внутренние закономерности. Это можно и нужно изучать и использовать в процессе взаимодействия преподавателя со студентом в учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе с целью повышения качества подготовки современной социально-адаптированной и грамотно профессионально-ориентированной личности.

    Заключение

    В процессе исследования направленности личности студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (кафедра технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения Института инженерно-педагогического образования, направление подготовки – Профессиональное обучение, профиль подготовки – Машиностроение и материалообработка, профилизация – Технология и оборудование машиностроения) было установлено, что за время обучения в вузе структура направленности их личности претерпела изменение (гипотеза исследования подтвердилась), и у большинства студентов доминирующей стала деловая направленность. Анализ мест трудоустройства всех участвовавших в исследовании студентов показал, что абсолютное большинство из них нашли работу на машиностроительных предприятиях и в производственных компаниях, где за результаты своей работы человек несёт личную (часто – финансовую) ответственность, где результат часто важнее процесса, а необоснованные претензии на лидерство и престиж быстро «разбиваются» о первые серьезные производственные ошибки. Образовательные организации , как сферу своей профессиональной деятельности, по понятным причинам выбрали немногие студенты.

    Результаты данной работы позволяют более обоснованно подойти к вопросу организации эффективного личностно-ориентированного (на обучаемого) взаимодействия преподавателя и студента. Авторы статьи считают выполненную работу актуальной ещё и потому, что в вузах сегодня отсутствует эффективная система психологического сопровождения учебного процесса. Студенты (за исключением, быть может, студентов психологических специальностей) малограмотны в вопросах психологии самоидентификации и самореализации, студенты технико-технологических направлений подготовки вообще относятся к любым психологическим знаниям скептически, полагая их ненужными для своей будущей профессиональной деятельности. За очень редким исключением, ни в семье, ни в школе, ни в колледже, ни в вузе никто не помогает ещё не очень взрослому человеку разобраться в своей личности, а на этой основе – правильно выстроить систему жизненных целей и задач, выбрать направление движения и механизмы самоактуализации, избежать серьёзных личностных проблем. По мере вхождения человека в новые социумы и всё более сложные системы отношений, направленность его личности будет изменять свою структуру под влиянием системы новых, предлагаемых новым социумом, ценностей. Не смотря на то, что траектория профессионального становления каждого человека всегда индивидуальна, сложно отрицать тот факт, что направленность личности является фактором, обеспечивающим сбалансированность самореализации и определяющим основной вектор развития и устойчивость личности. Важно объяснить это студенту-выпускнику вуза и научить его самостоятельной оценке направленности его личности в наиболее ответственные моменты его жизни.


Библиографический список
  1. Манько Н.Н. О роли визуализации дидактических объектов в активизации деятельности субъекта обучения //Известия Алтайского государственного университета. Педагогика и психология. 2010, вып.1-2, с.28-31
  2. Колмогорова Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности. Автореф. Дисс. Канд.псих.наук. Барнаул, 2004, 228 с.
  3. Зыбина Л.Н. Структурные компоненты и динамика профессиональной направленности личности. Дисс.канд.псих.наук, 2009, Новосибирск, 317 с.
  4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Питер,2000. – 304 с
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) бакалавр) о 22.12.2009. Документ изменён 31.05.2011 №1975 Сайт Министерства образования и науки РФ http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/1912 (дата обращения 20.08.15 г.)
  6. Штерензон В.А. САПР-ориентированная подготовка бакалавров профессионального обучения // Современные научные исследования и инновации. – Октябрь 2013. – № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/26761 (дата обращения: 17.08.2015 г.).
  7. Дюк В.А. Обработка данных на ПК в примерах. – СПб: “Питер”, 1997. – 240 с.


Все статьи автора «Штерензон Вера Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация