Итак, креативность предстает как ансамбль
характеристик, имеющихся у каждого человеческого
существа, характеристик, способных развиваться
и дающих возможность их владельцу думать
независимо, гибко, с воображением.
Каковы бы ни были различия, которые
можно установить, креативность свойственна
всем индивидам…
Доснон О.
Введение
В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблеме психологии творчества, общих и специальных способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий [4].
Большой вклад в разработку проблемы креативности внесли такие отечественные психологи: Теплов Б.Г., Пономарев Я.А., Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г., Лейтес Н.С., Крутецкий В.А., Ковалев А.Г., Платонов К.К., Матюшкин А.М., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Дружини В.Н., Ильясов И.И., Панов В.И., Калиш И.В., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С, Жукова Е.С.
Зарубежные ученые также глубоко изучали проблему творческого мышления, среди них были Гилфорд Дж., Торренс Е.П., Медник С., Боно Д., Рорбах М., Ротенберг А., Мэй Р., Брунер Дж.С., Стернберг Р.
Многие ученые отстаивают представление о колебательном характере развития креативности. Жукова Е.С. отмечает нестабильность характеристик креативности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте: спад у одних детей, подъем у других, стабильность у третьих [1, 3].
По данным Петровой Л.М., у подростков креативность выше, чем у детей 9 – 10 лет. Различается у них и структура креативности. В младшем школьном возрасте в центре невербальной креативности оказывается оригинальность при создании образных элементов. В подростковом возрасте центральными способностями становятся беглость и легкость при создании образных элементов и импликаций. В подструктуре вербальной креативности тоже происходят изменения, но основным элементом остается беглость при создании семантических импликаций. В подростковом возрасте к этой способности добавляется гибкость при создании семантических отношений [2,3].
Цель
Отсутствие единого взгляда на рассмотрение этого вопроса обуславливает актуальность нашего исследования, цель которого рассмотреть динамику развития креативности у детей младшего школьного и подросткового возраста. Оно проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа №5» г. Братска в два этапа. Первый – был проведен 2010 году,психологическим обследованием были охвачены учащиеся 2 – 3 класса (всего 100 человек). Второй этап – это повторная диагностика, которая была проведена в 2013 году на тех же испытуемых.
В таблице 1 представлены социально-психологические данные выборки исследования.
Таб. 1. Социально-психологические данные выборки исследования
Количество человек |
Пол испытуемых |
Возрастной ценз |
100 человек |
52 мальчиков |
От 7 до 11 лет |
38 девочек |
Используемые методы
Для определения уровня развития креативности был выбран Тест Торренса Е., который по праву считается классическим в психодиагностике творческих способностей. Он состоит из двух частей: вербальная батарея и образная.
Вербальная батарея состоит из семи субтестов:
- «Вопросы»: требуется придумать как можно больше вопросов о происходящем на картинке.
- «Причины»: требуется придумать как можно больше причин, вызвавших события, происходящие на картинке.
- «Следствия»: требуется придумать как можно больше последствий, вытекающих из происходящего на картинке.
- «Улучшение предмета»: требуется придумать как можно больше способов улучшения игрушечного слона.
- «Необычное использование»: требуется придумать как можно больше способов необычного использования картонных коробок.
- «Необычные вопросы»: требуется придумать как можно больше необычных вопросов о картонных коробках.
- «Невероятная ситуация»: требуется придумать как можно больше последствий невероятной ситуации.
Образная батарея состоит из трех субтестов:
- «Создание рисунка»: требуется создать оригинальный рисунок, частью которого была бы заданная цветная фигура.
- «Незаконченные фигуры»: требуется создать как можно больше оригинальных изображений на основе заданных незаконченных фигур.
- «Повторяющиеся линии»: требуется создать как можно больше оригинальных изображений на основе пар параллельных линий.
Тестирование проводилось групповым способом, количество испытуемых в группе составляло 23-30 человек. Каждый испытуемый имел Тестовую тетрадь, простые и цветные карандаши.
Представление результатов
В итоге проведенной психологической диагностики были получены результаты, помогающие проследить динамику развития вербальной и образной креативности у детей в младшем школьном возрасте и младшем подростковом возрасте (табл.2).
Табл.2. Динамика развития креативности в младшем школьном и младшем подростковом возрасте (I – первый этап исследования, проведенныйв 2010 г;II – второй этап, проведенный в 2013 г.)
Вид креативности |
Уровни развития креативности на разных этапа проведения диагностики (%) |
|||||||||||||
очень высоко |
выше нормы |
несколько выше нормы |
норма |
несколько ниже нормы |
ниже нормы |
очень низко |
||||||||
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
|
Образная креативность |
3 |
- |
10 |
- |
5 |
- |
78 |
95 |
4 |
5 |
- |
- |
- |
- |
Вербальтная креативность |
3 |
2 |
10 |
- |
5 |
3 |
78 |
76 |
4 |
14 |
- |
5 |
- |
- |
Как видно, у большинства испытуемых образная креативность развита в пределах возрастной нормы. Однако следует отметить, что в младшем подростковом возрасте таких детей стало больше – 95% по сравнению с 78% в младшем школьном.
Если во 2 – 3 классе были дети с очень высоким, выше и несколько выше нормы уровнем развития образной креативности, то в 5 – 6 классе таких детей не стало. На 1% стало больше детей с несколько ниже нормы уровнем развития.
Вербальная креативность также у большинства испытуемых развита в пределах возрастной нормы (78% в младшем школьном возрасте и 76% в младшем подростковом возрасте). Следует отметить, что детей с высокими показателями креативности стало меньше, но резко возросло количество лиц с низким уровнем.
Далее проведем более детальный анализ. Рассмотрим особенности развития показателей образной и вербальной креативности (табл.3; табл.4).
Таб. 3. Динамика развития показателей образной креативности
(I – первый этап исследования, проведенный в 2010 г;II – второй этап, проведенный в 2013 г.)
Показатели образной креативности |
Уровни развития креативности на разных этапа проведения диагностики (%) |
|||||||||||||
очень высоко |
выше нормы |
несколько выше нормы |
норма |
несколько ниже нормы |
ниже нормы |
очень низко |
||||||||
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
|
Беглость |
- |
2 |
1 |
- |
5 |
6 |
84 |
84 |
8 |
6 |
1 |
2 |
1 |
- |
Оригинальность |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
94 |
86 |
5 |
13 |
- |
1 |
- |
- |
Разработанность |
31 |
- |
22 |
- |
14 |
1 |
33 |
82 |
- |
13 |
- |
4 |
- |
- |
Название |
- |
2 |
3 |
4 |
1 |
1 |
75 |
55 |
21 |
38 |
- |
- |
- |
- |
Замыкание |
3 |
- |
2 |
- |
13 |
3 |
66 |
65 |
13 |
22 |
3 |
10 |
- |
- |
Показатель «Образная беглость» отражает способность человека создавать большое количество осмысленных идей (рисунков). Как видно из таблицы 3, никаких серьезных возрастных изменений не наблюдается.
Показатель «Образная оригинальность» отражает способность давать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы». Несмотря на то, что большинство испытуемых имеет уровень развития соответствующий возрастной норме, однако, в младшем подростковом возрасте наблюдается рост детей с несколько ниже и ниже нормы уровнем развития данного показателя.
Показатель «Образная разработанность» отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Здесь наблюдаются серьезные изменения. По сравнению с младшим школьном в младшем подростковом возрасте происходит резкий спад развития данного показателя. Детей с очень высоким, выше и несколько выше нормы почти не стало вообще, но появились дети с несколько ниже и ниже нормы.
Показатель «Абстрактность названия» отражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы. В младшем подростковом возрасте по сравнению с младшим школьном также наблюдаются небольшие сдвиги в сторону более низких показателей.
Показатель «Сопротивление замыканию» отражает способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывая принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи. В младшем школьном возрасте данный показатель развит несколько лучше, по сравнению с младшим подростковым.
Таб. 4. Динамика развития показателей вербальной креативности
(I – первый этап исследования, проведенный в 2010 г;II – второй этап, проведенный в 2013 г.)
Показатели образной креативности |
Уровни развития креативности на разных этапа проведения диагностики (%) |
|||||||||||||
очень высоко |
выше нормы |
несколько выше нормы |
норма |
несколько ниже нормы |
ниже нормы |
очень низко |
||||||||
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
|
Беглость |
2 |
- |
2 |
2 |
4 |
5 |
87 |
75 |
5 |
11 |
- |
7 |
- |
- |
Гибкость |
8 |
5 |
5 |
4 |
6 |
11 |
78 |
64 |
3 |
5 |
- |
8 |
- |
3 |
Оригинальность |
11 |
- |
5 |
- |
7 |
- |
76 |
65 |
1 |
34 |
- |
1 |
- |
- |
Показатель «Вербальная беглость» отражает способность человека генерировать большое количество осмысленных идей. Следует отметить, что детей в младшем подростковом возрасте стало больше с несколько ниже и ниже нормы уровнем развития (11% и 7% по сравнению с 5% и 0% в младшем школьном возрасте).
Показатель «Вербальная гибкость» отражает способность применять различные стратегии при решении проблем, умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения. В подростковом возрасте происходит спад развития данного показателя, появляются дети с ниже нормы и очень низким уровнем.
Показатель «Вербальная оригинальность» отражает способность придумывать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы». В младшем подростковом возрасте по сравнению с младшим школьным не стало вообще детей с очень высоким, выше и несколько выше нормы уровнем, но увеличилось число испытуемых с несколько ниже нормы уровнем (34% по сравнению с 1%).
Далее был проведен математико – статистический анализ результатов, полученных в 2010 г. и 2013 г. с помощью метода Стьюдента. Результаты, представлены в таблице 5.
Таб. 5. Результаты математико-статистического анализа, проведенного при помощи метода Стьюдента (* – р≤0,05; ** – р≤0,01)
Показатель креативности |
tкр |
Образная креативность |
|
«Беглость» |
1,1 |
«Оригинальность» |
3,5** |
«Разработанность» |
11,2** |
«Абстрактность названия» |
1,4 |
«Сопротивление замыканию» |
5,8** |
Общий уровень развития |
2,6* |
Вербальная креативность |
|
«Беглость» |
3,0** |
«Гибкость» |
0,1 |
«Оригинальность» |
1,8 |
Общий уровень развития |
3,8** |
Наиболее тесная связь (р≤0,01) наблюдается между такими показателями образной креативности, как «Оригинальность», «Разработанность», «Сопротивление замыканию», показателем вербальной креативности «Беглость».
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что в младшем подростковом возрасте наблюдается небольшой спад развития креативности по сравнению с младшим школьным. Наиболее сильные изменения касаются таких показателей образной креативности, как «Разработанность», «Сопротивление замыканию», вербальной креативности «Гибкость», «Оригинальность».
Библиографический список
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
- Жукова, Е.С. Методы психологии. – Ежегодник РПО. – Ростов – н/Д, 1997. – Т.3. – Вып. 1.
- Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2002.
- Петрова, Л.М. Возрастные особенности когнитивной сферы младших школьников и подростков: автореф. дис. … канд. наук. – СПб., 2008.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. – М.: Наука, 1988. – С. 21 – 25.
- Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития и тренинги / Н.В. Рожденственская, А.В. Толшина. – СПб, 2006.
- Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. – СПб.: Питер, 2013. – 320 с.