УДК 37

ТЕСТОВЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Хармонова Алла Александровна
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация
В настоящее время в практике высшей школы одним из наиболее востребованных методов контроля и оценивания знаний студентов является педагогическое тестирование. В статье рассматривается процесс внедрения тестового метода контроля и оценивания знаний студентов физкультурного вуза по курсу «Математика».

Ключевые слова: математика, педагогическое тестирование, физкультурный вуз


TEST METHOD MONITORING AND EVALUATION OF THE LEVEL OF KNOWLEDGE IN MATHEMATICS OF STUDENTS OF SPORTS HIGH SCHOOL

Kharmonova Alla Alecsandrovna
Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Abstract
Currently, the practice of high school one of the most popular methods of control and assessment of students ' knowledge is pedagogical testing. The article discusses the implementation process test method control and estimation of knowledge of students of sports high school course in Mathematics.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Хармонова А.А. Тестовый метод контроля и оценки уровня знаний по математике студентов физкультурного ВУЗа // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5836 (дата обращения: 21.11.2016).

Одним из важнейших обязательных элементов образовательного процесса в вузе, определяющих его результативность и эффективность, является система контроля и оценивания знаний, полученных в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, т.е. система оценивания качества освоения студентом учебного материала и умения его использовать в практической деятельности. Оценка уровня знаний и умений обучающихся должна осуществляться объективными, надежными методами контроля, обеспечивающими максимальную точность и легкость получения результатов, а также удобством применения  в балльно-рейтинговой системе оценивания результатов обучения . Одним из методов, обладающих вышеперечисленным требованиям, выступает педагогическое тестирование (основанное на технике использования тестов в процессе обучения), выполняющее три взаимосвязанные функции: диагностическую (оценка знаний), обучающую (усвоение учебного материала)  и воспитательную (периодичность контроля).

По целям использования различают:

- входное (вводное, предварительное) тестирование: оценка степени владения обучающимися необходимыми (базовыми) знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины;

- текущее тестирование: определение степени усвоения обучающимися материала по отдельному вопросу (или нескольким вопросам) темы;

- промежуточное (рубежное) тестирование: выявление степени усвоения обучающимися материала по отдельному разделу (теме);

- итоговое тестирование: проверка уровня знаний обучающихся по учебной дисциплине в целом, т.е. оценка результатов обучения.

Использование тестового метода контроля на практических занятиях, а в ряде случаев и на лекциях, обладает рядом преимуществ:

- возможность охвата большого объема проверяемой области знаний и умений у всей группы студентов;

- снижение психофизиологической нагрузки на студента и преподавателя;

- сокращение временных затрат на проведение контроля знаний, что повышает производительность труда преподавателя;

- обеспечение непрерывной и систематичной проверки знаний;

- повышение объективности выставляемой оценки, исключающей ошибочность мнения преподавателя;

- управление познавательной деятельностью студентов;

- возможность автоматизации с помощью компьютерных технологий.

Однако, как и любой другой метод контроля, тестирование не лишено недостатков. Разработка качественного теста – это длительный и трудоемкий процесс, а обеспечение объективности и справедливости результатов тестирования при неоднократном применении требует внесения изменений в задания. Тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, соответственно проверка глубинного понимания предмета весьма затруднительна, а также возможны случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью студента. Возможность угадывания правильного ответа. В целом, студентов полагающихся при тестировании на интуицию условно разделяют на 3 группы:

- Везучие студенты: в тесте из 25 вопросов угадают 8 и более правильных ответов. Таких студентов, в среднем, оказывается 7%.

- Средневезучие студенты:  в тесте из 25 вопросов угадают 5 – 7 правильных ответов. Таких студентов, в среднем, оказывается 67%.

- Невезучие студенты:  в тесте из 25 вопросов угадают менее чем 5 правильных ответов. Таких студентов, в среднем, оказывается 26% .

Непрофильная для будущих учителей физической культуры дисциплина – математика, и, как следствие, небольшой объем часов на ее изучение требуют уплотнения учебного материала. В Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма на изучение курса «Математика» отводится 54 аудиторных часа (из них 20 часов – лекции). Таким образом, в условиях дефицита времени, отводимого на изучение математики тестирование, как метод контроля и оценивания, приобретает, на наш взгляд, большое значение, т.к. способствует индивидуализации процесса обучения и повышению эффективности усвоения нового материала.

Внедрение тестового метода контроля и оценивания знаний студентов 1 курса очного отделения факультета физической культуры и спорта и факультета физической культуры и оздоровительных технологий Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма по курсу «Математика» осуществлялось поэтапно.

На первом этапе в тестовой форме проводился входной контроль исходного уровня знаний студентов.

Входное тестирование – это не формальное мероприятие, это получение и анализ реальных данных о базовых представлениях и знаниях студентов, это выявление наиболее способных к учебе студентов и наиболее слабых, требующих дополнительного внимания со стороны преподавателя. Тест проводится на первом лекционном занятии, помогает вспомнить полученные в школе знания по математике, которые являются основой для изучения курса «Математика» в вузе. При подборе и составлении тестовых заданий соблюдались следующие методические принципы:

  1. Формулировки вопросов и ответов должны быть ясными для понимания, не допускать различного толкования их смысла.
  2. Ответы, приводимые в заданиях, должны быть достаточно правдоподобными, логически совместимыми.  Располагать варианты ответа следует в логическом или алфавитном порядке.
  3. Расчет определяемой величины должен проводиться без сложных математических преобразований.

С целью минимизации возможности списывания нами был составлен банк входных тестовых заданий, содержащий достаточно большое число различных вариантов теста. Соответствующие задания каждого варианта были аналогичные по содержанию и трудности, различие состояло в исходных числовых данных. Тестовый материал входного тестирования – это тестовые задания закрытого типа, к каждому заданию дается несколько ответов, из которых только один правильный (тип вопроса «Единственный выбор»).  Например, один из вопросов теста:

Мода сгруппированного ряда данных 1, 1, 2, 3, 4 равна:

а) 1        б) 2        в) 3         г) 4

Задания были направлены на проверку знаний основных математических понятий и умений выполнять простейшие расчеты, т.е. на воспроизведение готовых знаний, а не активную мыслительную деятельность и общее время, отводимое на выполнение теста, составляло  7  мин.

На втором этапе в тестовой форме проводился систематический контроль и оценка качества знаний студентов. Текущее тестирование проверяет знания, умения и навыки обучающихся, которые тесно связаны с изучением нового, а регулярное его использование на каждом практическом занятии дает возможность диагностики и оценки уровня усвоения изучаемого материала. К каждому практическому занятию нами была разработана система  тестовых заданий в открытой форме, задание представляло собой элементарную задачу, краткое решение и ответ которой студент должен был записать в бланке ответов.  В ходе проведения практического занятия закреплялись знания теоретического материала изучаемого вопроса и отрабатывались навыки применения этих знаний при выполнении практических заданий. За 10-15 минут до окончания занятия проводилось текущее тестирование, студентам предлагались пять заданий (элементарных задач на воспроизведение действий по образцу или на применение знаний в простейших вариативных ситуациях) общей «стоимостью» 5 баллов («стоимость» каждого задания – 1 балл).

Промежуточный контроль и оценка степени усвоения студентами материала каждой темы курса «Математика» осуществлялись с помощью традиционного метода контроля -  аудиторной контрольной работы, рассчитанной на один академический час.

Третий этап внедрения тестовой формы контроля и оценки знаний студентов включал в себя итоговое тестирование. Итоговый тест использовался для подведения итогов изучения курса «Математика» и являлся допуском к экзамену. На наш взгляд, итоговое тестирование по дисциплине не может полностью заменить экзамен в устно-речевой  форме, беседы преподавателя со студентом, в ходе которой преподаватель задает наводящие и дополнительные вопросы, комментирует ответы, а студент демонстрирует умение связно, логически и доказательно излагать свои мысли, умение конкретизировать свой ответ примерами, отстоять свою позицию. Использование традиционного подхода сдачи экзамена способствует формированию у студентов более глубоких знаний по материалу изучаемого курса. В итоговом тесте использовались только задания закрытой формы, из числа приведенных ответов хотя бы один правильный (тип вопроса «Единственный выбор» или «Множественный выбор»), задания не сложные, но требующие знания и  понимания определения основных понятий, правил, формул, свойств, умений быстро производить простейшие арифметические расчеты. Разработанный банк итоговых тестовых заданий позволяет создавать множество однотипных вариантов, состоящих из 42 вопросов. Допуском к экзамену является положительная оценка по результату итогового тестирования, в случае неудовлетворительной оценки студенту предоставляется возможность пересдачи.

С целью оптимизации процесса самоподготовки студентов к итоговому тестированию нами разрабатывается методическое пособие, содержащее тренировочные варианты тестовых заданий с ответами, выполнение которых позволит закрепить знания и автоматизировать умения, переводя их в разряд навыков.

Для проведения входного и текущего тестирования использовались бумажные бланки с тестовыми заданиями, т.е. тестирование  проводилось «на бумажных носителях»,  итоговое тестирование – с помощью специальной компьютерной программы. В настоящее время имеется множество программ для подготовки, организации и проведения компьютерного тестирования (система Moodle, AST-Test, MultiTester и др.), позволяющие объективно и быстро осуществлять контроль знаний студентов. Электронная форма тестирования позволяет корректировать тексты заданий, устанавливать и изменять параметры (временное ограничение, уровни сложности и др.), анализировать и представлять в виде таблиц, графиков, диаграмм результаты тестирования и др.

По окончании изучения курса «Математика» студентам была предложена небольшая анкета, ответы на вопросы которой отражали их отношение к педагогическому тестированию, осуществляемому в процессе изучения материала курса. В анкетировании приняли участие 104 студента 1 курса Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.  В рамках данной статьи приведем ответы на три вопроса анкеты.

Большинство опрошенных (60%) считают, что получаемая оценка за выполняемые ими тесты объективно оценивает их знания по математике, 40%  студентов указывают на необъективность оценивания результатов тестирования, из них 36%  полагают, что оценка занижает их уровень владения материалом, а 4% достаточно самокритичны и думают, что завышает (рис.1).

 

Рисунок 1 – Мнение студентов об объективности оценивания знаний тестовым методом

Предпочитают выполнять тестовые задания на «бумажных носителях» 46% студентов, 28% удобнее компьютерное тестирование, остальные (26%) студенты не видят для себя принципиальной разницы в выполнении тестовых заданий в формате бланкового или компьютерного тестирования (рис.2).

Рисунок 2 – Предпочитаемый студентами формат тестирования

Несмотря на свое мнение о необъективности результатов тестирования (напомним 40% респондентов) 79% студентов предпочли бы сдавать экзамен по математике в тестовой форме, только 11% отдали предпочтение традиционной форме – устно-речевой. На наш взгляд, это объясняется спецификой дисциплины, сложностью ее понимания и восприятия студентами вуза гуманитарного профиля (рис.3).

 

Рисунок 3 – Наиболее удобная для студентов форма сдачи экзамена по математике

В заключении хочется отметить, что педагогическое тестирование выступает как перспективное средство повышения качества контроля и оценки эффективности образовательного процесса, но оптимальное применение тестирования возможно лишь в разумном сочетании с другими методами контроля, давая максимально объективные оценки как усвоению содержания обучения, так и мыслительной деятельности студентов.

Тестирование не заменяет и не отменяет традиционных методов педагогического контроля, а лишь дополняет их.


Библиографический список
  1. Шеметев, А.А. Тесты как эффективный инструмент проверки знаний студентов высшей школы // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31055 (дата обращения: 25.06.2015).
  2. Хармонова, А.А. Современные системы оценивания результатов обучения дисциплинам математического цикла студентов физкультурного вуза / А.А.Хармонова// Теория и практика физической культуры//ежемесячный научно-теоретический журнал. –  2012. –  №8. – С.45.
  3. Миронова, Н. Тест как форма проверки знаний студента / Н.Миронова // Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – С.105-109.


Все статьи автора «KharmonovaAlla»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация