УДК 159.9.015.7

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Сергачова Виктория Эдуардовна
Самарский педагогический университет
кандидат психологических наук, доцент кафедры

Аннотация
Статья рассматривает проблемы развития профессионального сознания преподавателя. Функциональная структура и компоненты профессионального сознания подчеркивают психолого-социальную природу данного явления, поскольку, с одной стороны, опираются на исходное положение психологической науки о единстве сознания и деятельности, а с другой – профессиональное сознание полностью соответствует основным социальным системам этических, моральных, правовых норм.

Ключевые слова: деятельность, модель, профессиональное сознание, развитие профессионального сознания, сознание


THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS OF TEACHERS

Serhachova Victoria Еduardovna
Samara Pedagogical University
candidate psychological sciences, associate professor of the department

Abstract
The article examines the model of categorical structure of professional consciousness of the teacher. Functional structure and components of professional consciousness stress psycho-social nature of the phenomenon, because on the one hand, based on the starting position of psychology of the unity of consciousness and activity, on the other - professional consciousness fully meet the essential social systems ethical, moral and legal norms.

Keywords: categorical structure of consciousness, consciousness of the professional activities


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Сергачова В.Э. Развитие профессионального сознания преподавателей // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5852 (дата обращения: 29.09.2017).

Анализ отечественных и зарубежных психологических исследований по проблемам изучения сознания и самосознания личности свидетельствует о методологической сложности и вместе с тем актуальности данных вопросов. Изучению сознания посвящено много исследований в рамках теории деятельности [3]. Эти исследования направлены на раскрытие как общесоциальной природы сознания человека, так и природы его индивидуального сознания.

Изучая сознание, А.Н. Леонтьев утверждал, что наиболее глубинными человеческими структурами сознания являются смысловые структуры, которые определяют содержание и динамику внутреннего мира личности. Ученый показал взаимосвязь и психологическую динамику процессов взаимодействия сознания и деятельности личности, но в значениях, подчеркивал он, фиксируются обособленные структуры отдельных действий, которые координируют конкретные цели действий, условия и операции, а значение вступает в определенное отношение к мотиву, потому что субъект ставит перед собой только мотивированные цели. Сложные взаимоотношения социальных и психологических аспектов понятия профессионального сознания можно отразить в схеме (рис. 1).

 

Рис. 1.  Структурная схема семантического поля профессионального сознания личности

По мнению А.Н. Леонтьев термин “личностный смысл” дает возможность выполнять более узкие задачи, ограниченные специфическими личностными мотивами данного субъекта [7].

В.П. Зинченко «значение» рассматривает как культурное образование и считает, что сознание человека развивается внутри культурного целого, где есть опыт действительности, общения и мировосприятия, который индивиду необходимо усвоить, и выработать собственный [5].

Развитое сознание индивида характеризуется своей психологической многомерностью. Особое внимание А.Н. Леонтьев уделял изучению чувственной ткани явлений сознания, которая образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимается, или истекает в памяти, касается будущего или даже только представляется. Функция чувственных образов сознания состоит в том, что она придает реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает, как объект деятельности субъекта [7].

Поступающая  и воспринимаемая информация, поступающая и воспринимаемая, структурно меняется и выстраивает чувственный образ профессиональной ситуации. Превращая трехкомпонентную структуру сознания А.Н. Леонтьева – значение, смысл, чувственная ткань, мы стремимся выявить каким содержанием наполняется структура профессиональном сознании [7].

Профессиональное сознание как форма сознания образует не вообще значение, а понятийно-категориальный аппарат той области знаний, которая относится к определенной профессиональной деятельности, она образует также профессиональные смыслы, которые находят свое воплощение в профессиональных мотивах, интересах, что проявляется в постановке профессиональных целей [7].

Когнитивное направление персонологии подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение личности профессионала. Как считает Л.В. Копец [6], Дж. Келли был одним из первых психологов, который определял интеллектуальные процессы как главный признак функционирования личности. Центральным понятием созданной им теории является понятие личностного конструкта и тезис о том, что люди конструируют события, прогнозируя их на основе своего опыта и знаний. Так как все люди конструируют истину по-своему, а не получают непосредственный доступ к реальности то ни одна точка зрения на события или их интерпретации не является абсолютной и окончательной. Люди связаны с миром и друг с другом с помощью системы личностных конструктов и реальные обстоятельства, события имеют гораздо меньшее значение, чем то, как их воспринимает личность.

Конструктивная система личности, по мнению Дж. Келли функционирует, меняется и влияет на социальные взаимодействия, он характеризовал организацию конструктов как иерархическую систему, в которой ряд конструктов являются, подчиняют (супердоминантны), а другие являются подчиненными (субдоминантными) по определенным частям системы. Под личностными конструктами Дж. Келли понимал систему бинарных оппозиций, которые использует субъект для категоризации себя и других людей [11].

Личностный конструкт преподавателя вуза – это может быть идея или мысль, которую преподаватель использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт в профессиональной деятельности и социальной жизни. Личность преподавателя понимает свой мир с помощью понятийных систем или моделей, которые она создала и затем пытается приспособить к объективной действительности своей деятельности. Примерами личностных конструктов преподавателя вуза могут быть понятия «взволнован-спокойный», «мужской-женский», «религиозный-атеистический» и другие. В исследовании мы использовали технику репертуарных решеток Дж. Келли, что позволяет изучить индивидуально-личностные конструкты преподавателя в профессиональной деятельности, которые опосредуют восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла.

При этом целью является реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, сопоставлений, лежащие в основе объективного отношения преподавателя к себе и окружающим, выявление уникальных, не похожих на групповые, конструкты.

Категории сознания, как в целом, так и профессиональное находятся в постоянном развитии. Изучая категории сознания В.Ф. Петренко [9], понимал их как наиболее общие формы значений (понятий), свернутые в одно понятие целостной системы представлений, знаний. Для описания образа мира субъекта, необходима реконструкция категориальной структуры индивидуального сознания.

Таким образом, категориальная структура индивидуального сознания – это иерархизированный набор наиболее обобщенных категорий, которые определяют построение и содержание значения. С одной стороны, значение выступает единицей общественного сознания, а с другой – образующей индивидуальное сознание. Представление о значении как единице общественного сознания, характеризует совокупный общественный опыт, его развитых понятийных форм, форм фиксации общечеловеческих знаний. В то же время следует отметить, что общественное сознание, как и индивидуальное, вместе с научным знанием содержит жизненные пространства, социальные стереотипы, характеризующиеся той или иной степени истинности. Определенные формы деятельности социальных групп порождают свои специфические, особенности сознания людей, реализующих эту деятельность. Вместе с тем в системе представлений каждого индивида есть специфические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивидуальным опытом. Категории индивидуального сознания, отражающие индивидуальный опыт субъекта, Дж. Келли, назвал личностными конструктами.

Таким образом, установлено, что в системе представлений каждого индивида есть специфические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивидуальным опытом. Они формируются через непосредственное усвоение опыта семьи, литературы, канонов массовой информации, профессионального опыта и обусловливают формирование нравственных критериев, эталонов, с которыми индивид подходит к оценке себя и других, что обусловливает черты его личности организацию его. Категории индивидуального сознания преподавателя, отражающие индивидуальный опыт называют его личностными конструктами. Поэтому сознание преподавателя, и понимание им жизненных целей и мотивов, характера его отношений с окружающими входит в интегральный уровень регуляции его личности [9]. Исходя из этого положения, можно предположить, что профессиональное сознание преподавателя – сложное функциональное образование, объединяющее в себе личностные особенности, прошлый профессиональный опыт, рефлексию средств труда как внутренних, в виде знаний, умений, навыков, индивидуальных приемов профессионального мастерства, так и внешних, которые служат для выстраивания адекватной, реалистичной стратегии поведения.

Для выявления семантических конструктов профессионального сознания педагога мы использовали метод категориального анализа понятий профессиональной деятельности преподавателя. Основными категориями профессионального сознания преподавателя, отражающие его концептуальную структуру, являются такие категории, как “профессионализм”, “ответственность”, “принципиальность”, “лидерство”, “творчество”, “активность”, “коммуникативность” (рис. 2). Каждая из приведенных категорий отражает субъективный подход преподавателя к своей профессиональной деятельности. Такой подход к оценке профессионально-важных качеств, приводит его саморегуляцию к рефлексивной самооценке и оценке себя как профессионала, система этих категорий создает комплекс личностных конструктов и определяет профессионально-психологическую культуру преподавателя.

Отражая качественные характеристики самосознания, субъектность составляет своеобразный синтез установок, определяющих общую тенденцию личности рассматривать себя способным к активному воздействию на объект, выделяя себя относительно объекта (других субъектов) по критерию признания в себя деятельных возможностей, ставят в психологическом плане себя «над» этим объектом. Основанием для оценки качеств взаимодействия преподавателя  выступает своеобразная внутренняя система отсчета, как интегрированный элемент Я-концепции. Задавая субъективные критерии целесообразности проявления и нормы оценивания профессиональной активности, ответственности преподавателя.

Рис. 2.  Схема структуры профессионального сознания преподавателей высшей школы

При изучении профессионального сознания преподавателя мы выделили такие направления в деятельности:

- профессионализм (профессиональный опыт, мастерство, компетентность, инициативность);

- личностные качества (эмоционально-волевые, когнитивные, мотивационно-ценностные, профессиональная этика);

- рефлексия профессиональной деятельности (переосмысление и перестройка содержания профессионального сознания, профессиональной деятельности, инновационной деятельности);

- культура личности преподавателя (профессиональная нравственность, коммуникативная и психологическая культура).

Профессионализм преподавателя рассматривается с позиции профессиональных достижений, стиля деятельности, ориентация на педагогическую деятельность, учитывались стратегические цели, творчество.

В когнитивной характеристике личностных качеств преподавателя изучались качества мышления, интеллектуальные способности, научные знания. Профессиональная нравственность преподавателя определялась морально-правовыми и этическими нормами поведения, проявлением гуманности, самоконтролем

Деятельность преподавателя рассматривалась как целенаправленная динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью. В ней выделяются три главные подсистемы: когнитивная – реализует функции познания действительности и охватывает познавательные процессы: восприятие, память, мышление; регулятивная – охватывает эмоциональные и волевые процессы и обеспечивает способность к саморегуляции деятельности; коммуникативная – реализуется в общении и взаимодействии в профессиональной деятельности.

Выводы

Применение системного подхода к анализу структуры профессиональной деятельности преподавателя позволяет определить ее основные элементы как целостной саморегулятивной системы, состоящей из комплекса соответствующих функций, и выделить основные функциональные этапы деятельности преподавателя вуза: основной детерминантой деятельности преподавателя выступает социальная система образования, содержание которой воспринимает и усваивает преподаватель.

На основании усвоения профессиональных знаний формируется сознание преподавателя с его определенной категориальной структурой, стимулирует постановку определенной цели, прогнозирования определенного социально значимого результата и соответствующих действий по реализации профессионального сознания.

Реализация спланированных действий и поступков сопровождается анализом полученных результатов на основании их личного и социального оценивания; сопоставление полученного результата с желаемой целью завершает самоконтроль, и действие или завершается как отвечающая цели, или повторяется с определенными коррективами.

Оценка результатов своих действий обогащает познавательные процессы преподавателя, стимулирует развитие личностных и профессиональных качеств, формирует профессиональное сознание преподавателя, способствует совершенствованию его категориальной структуры.


Библиографический список
  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
  2. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1980. – 126 с.
  3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: 1956. – 341 с.
  4. Давиденко Л.В. Формирование самоотношения личности учителя в ВУЗе / Л.В. Давиденко. // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». – Ростов-на-Дону: ИПО РГПУ, 2006. – № 2 – С. 129 – 136.
  5. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании / В.П. Зинченко. – М.: Тривола, – 1995. –  64 с.
  6. Копець Л.В. Психологія особистості: Навч. посіб. для студ. вищ. навч. зал./ Л.В. Копець – К.: Вид. дім «Києво-Могилянська академія», 2007. – 460 с.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Психика / А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 1982. – 340 с.
  8. Максименко С.Д. Генетическая психология (методологическая рефлексия проблем развития в психологии) / С.Д. Максименко. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000. – 320 с.
  9. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособ. / В.Ф. Петренко. – Смоленськ: Изд-во СГУ, 1997. – 400 с.
  10. Яценко Т.С. Теорія і практика групової психокорекції: активне соціально-психологічне навчання: навч. посіб. / Т.С. Яценко. – К.: Вища школа, 2004. – 679 с.
  11. Kelly G.A. A Theory of Personality. The Psychology of Personal Constructs / G.A. Kelly – N. Y., 1963. – 261 р.


Все статьи автора «Малеев Денис Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: