УДК 316.624

САМООТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

Гаджиева Кристина Абдулнасировна
Алтайская академия экономики и права
аспирант кафедры социогуманитарных наук

Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей самоотношения подростков с отклоняющимся поведением. В основу исследования положена гипотеза о том, что у подростков с отклоняющимся поведением в отличие от подростков без нарушений поведения, самоотношение характеризуется меньшим количеством положительных самооценок. Исследование проводилось на выборке подростков в возрасте 14-15 лет, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, подросток, самоотношение, самосознание


SELF-RELATION OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR

Hajiyeva Christina Abdulnasirovna
Altai Academy of Economics and Law
Graduate student of social sciences and humanities department

Abstract
The article presents the results of the self-relation peculiarities study of the adolescents with deviant behavior. At the heart of this research work there have been laid a hypothesis that the self-relation of the adolescents with deviant behavior in contrast to the adolescents without deviant behavior is characterized by the lower number of positive self-assessments. The study has been carried out on the sampling of adolescents at the age of 14-15 who are on record in the juvenile cases institutions.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Гаджиева К.А. Самоотношение подростков с отклоняющимся поведением // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/01/4228 (дата обращения: 28.10.2023).

Отклоняющееся поведение подростков превратилось в последние годы в проблему национального масштаба [1, 2]. Причиной тому послужила напряженная и неустойчивая социальная, экономическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в последнее время в нашем обществе. Социально-экономические изменения привели к тому, что семья, как важный социальный институт, не в состоянии реализовать в должной мере свои возможности жизнеобеспечения и воспитания детей, их оздоровления и лечения, получение образования и специальности, духовного и культурного развития. Размытость моральных норм, ослабление социальной регуляции поведения искажает культурные и духовные устои, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону противоправной и асоциальной деятельности [3]. Однако, кроме «внешних», социальных факторов, в генезисе девиантного поведения могут быть выделены также и внутренние, личностные факторы, связанные, в частности, с особенностями онтогенетического развития субъекта. Так, проблема девиаций в поведении становится особенно актуальной в периоды кризисов в развитии личности. Особенно чувствительными в этом отношении являются подростки. Подростковый и юношеский возраст характеризуется наиболее активным формированием системы ценностей и мировоззрения, а также является периодом наиболее выраженных проявлений различных форм отклоняющегося поведения [4, 5].

Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к себе. Любое проявление человека как социального существа сопровождается включением в данный процесс его самоотношения. Самоотношение – термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному «Я». Самоотношение может включать в себя: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, интерес к себе, самообвинение, недовольство собой, в эмоциональном самоотношении – симпатия, уважение, близость (Т.В. Архиереева, Р.С. Пантелеев, Н.И. Сарджвеладзе, В.В. Столин, А.У. Хараш и др.).

Самоотношение [6] и девиантное поведение [7, 8] являются для психологии традиционными объектами изучения. Однако, влияние самоотношения на проявления отклоняющегося поведения в подростковом возрасте изучено не в полной мере.

Цель исследования – выявление особенностей самоотношения у подростков с девиантным поведением. В основу исследования положена гипотеза о том, что у подростков с девиантным поведением в отличие от подростков без нарушений поведения, самоотношение характеризуется меньшим количеством положительных самооценок.

Выборка и организация исследования. Исследование подростков с девиантным поведением проводилось на базе Подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) Центрального района Барнаула. Выборку составили 150 человек в возрасте 14-15 лет. Работа с подростками проводилась как индивидуально, так и в малых группах по 3 или 4 человека. На первых встречах было сложно установить контакт с испытуемыми, в их поведении прослеживалось недоверие, негативное отношение к исследованию, некоторые подростки отказывались заполнять опросники. Поэтому в ходе вводных занятий и индивидуальных бесед ставилась задача установить положительный эмоциональный контакт с испытуемыми, чтобы в ходе основной части исследования подростки чувствовали себя вполне комфортно. В результате данная задача была выполнена – респонденты стали чувствовать себя более уверенно, активно вступали в контакт с психологом, проявив искренний интерес к исследованию, а в дальнейшем и к полученным результатам.

С целью выявления психологических особенностей самоотношения подростков, стоящих на учете в ПДН, для проведения необходимых сопоставлений, была использована вторая (нормативная) группа юношей и девушек того же возраста, численного состава (140 чел.) – учащихся обычной массовой школы без выраженных проявлений девиантного поведения.

Методы исследования. Исходя из множества компонентов, входящих в состав самоотношения, для определения его особенностей у подростков, использовались следующие методики: «Личностный дифференциал» (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева), «Самооценка личности» и тест-опросник «Самоотношение» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев). На третьем этапе – аналитическом, был проведен анализ и обработка полученных данных.

Результаты

В ходе исследования самоотношения подростков с девиантным поведением была проведена методика «Личностный дифференциал», результаты которой представлены в табл. 1.

Таблица 1 – Результаты исследования самоотношения подростков с девиантным и нормативным поведением, %

Уровень

Оценка

Сила

Активность

Девиация

Массовая школа

Девиация

Массовая школа

Девиация

Массовая школа

Низкий

53

13

54

13

61

7

Средний

40

40

33

67

33

53

Высокий

7

47

13

20

6

40

Анализ данных табл. 1 показывает, что у 53% подростков, состоящих на учете в ПДН, уровень самоуважения (фактор «Оценка») низкий, тогда как больший процент (47%) подростков из обычной массовой школы показывают высокий уровень самооценки. Исходя из полученных данных, подростков с девиантным поведением можно охарактеризовать по данному признаку как людей, характеризующихся критическим отношением к себе, неудовлетворенностью собственным поведением, уровнем достижений, низким уровнем самопринятия. Так же низкие значения могут свидетельствовать о возможных невротических или иных проблемах, связанных с переживанием низкой самоценности.

Анализируя уровень личностного дифференциала по фактору «Сила», можно сделать вывод о том, что для 54% подростков, состоящих на учете в ПДН, характерен низкий уровень по данному показателю, в то время, как для 67% подростков нормативной группы характерен средний уровень. По данному показателю подростков, состоящих на учете, можно охарактеризовать как людей недостаточно себя контролирующих, неспособных держаться принятой линии поведения, зависимых от внешних обстоятельств и оценок.

Низкий уровень по фактору «Активность» выявлен у 61% подростков, состоящих на учете в ПДН, тогда как у 53% подростков из обычной массовой школы в большинстве своем отмечен средний уровень по данному показателю. Полученный результат означает, что подростки с девиантным поведением более активны, а эмоциональные реакции у них выражены сильнее.

На основании полученных данных можно сделать заключение о том, что у подростков с девиантным поведением значения показателей оценки, силы и активности (тест «Личностный дифференциал») в среднем ниже, чем у юношей и девушек нормативной группы. Этот факт свидетельствует о возможных невротических или иных проблемах, связанных с переживанием малой ценности собственной личности. Полученные данные указывают на астенизацию и тревожность подростков, состоящих на учете в ПДН. Для них характерно отсутствие, нереальность или неопределенность жизненных целей, профессиональных планов и намерений, равнодушное отношение к нормам и общественному мнению («живу, как хочу»).

В ходе обработки данных, собранных при использовании методики «Самооценка личности», мы получили следующие результаты, представленные в табл. 2.

Таблица 2 – Результаты исследования самооценки подростков с девиантным и нормативным поведением, %

Уровень самооценки

Девиация

Норма

Низкая

54

7

Средняя

33

73

Высокая

13

20

Анализ данных табл. 2 позволяет сделать следующие выводы: подростки из обычной общеобразовательной школы, не состоящие на учете в ПДН, характеризуются более высокими показателями самооценки (73%), тогда, как у 54% подростков, состоящих на учете в ПДН, самооценка низкая. Поэтому подростков с девиантным поведением можно охарактеризовать как людей, недооценивающих себя, свою личность. Данная группа молодежи проявляет к себе повышенную критичность. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность субъекта, снижает его инициативность. Такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив цель, они не надеются на успех. Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные успехи и положительная оценка окружающих воспринимается как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания.

Следующим этапом в нашей работе было проведение методики «Самоотношение» и обработка полученных результатов. Полученные данные представлены в табл. 3.

Таблица 3 – Показатели самоотношения у подростков с девиантным и нормативным поведением, %

Шкалы теста «Самоотношение»

Уровень самооценки

Низкий

Средний

Высокий

Девиация

Норма

Девиация

Норма

Девиация

Норма

Интегральный показатель самоотношения

6

6

26

80

68

14

Самоуважение

14

26

26

48

60

26

Аутосимпатия

6

26

20

48

74

26

Ожидание положительного отношения других

6

34

54

60

40

6

Самоинтерес

14

52

32

34

54

14

Самоуверенность

6

40

32

40

62

20

Отношение других

26

60

34

26

40

14

Самопринятие

6

34

60

48

34

20

Саморуководство

14

68

40

26

46

6

Самообвинение

94

88

6

6

0

6

Самоинтерес

20

60

46

26

34

14

Самопонимание

6

60

26

34

68

6

Анализ данных таблицы позволяет сделать выводы о том, что большинство  подростков из обычной массовой школы имеют высокий уровень значений по таким показателям как: интегральное самоотношение – 68%, самоуважение – 60%, аутосимпатия – 74%,  самоинтерес -  54%, самоуверенность – 62%, ожидания – 40%, саморуководства – 46% и самопонимание – 68%. Среднее значение – по таким шкалам, как: ожидаемое отношение от других – 54 %, самопринятие – 60% и самоинтерес – 46%.  В то время как подростки, состоящих на учете в ПДН, имеют средние показатели по таким шкалам: интегральное самоотношение – 80%, самоуважение – 48%, аутосимпатия – 48%, ожидаемое отношение от других – 60%, самопринятие – 48%. И большая часть подростков с девиантным поведением имеет низкие значения по следующим шкалам: самоинтерес -  52%, самоуверенность – 40%, ожидания – 60%, саморуководства (шкала 4) – 68%, самообвинение – 88%, самоинтерес и самопонимание – 60%.

Проведенное исследование показало, что самоотношение подростков с девиантным поведением проявляется преимущественно в низкой самооценке, высоком уровне самообвинения («и поделом тебе), видении в себе преимущественно недостатков. Полученные результаты свидетельствуют о том, что подростки, состоящие на учете в ПДН, заблаговременно ожидают негативное отношение со стороны окружающих. Вместе с тем они очень нуждаются и ожидают позитивного к себе отношения. Кроме того у подростков с девиантным поведением выработались установки на неприятие их социумом. Юноши и девушки данной группы проявляют слабый интерес к собственным мыслям и чувствам, не готовы общаться с людьми «на равных», не уверены в том, что могут быть чем-то интересны для окружающих.

Таким образом, у подростков с отклоняющимся поведением в отличие от юношей и девушек нормативной группы самоотношение характеризуется меньшим количеством положительных самооценок. Полученный результат подтверждает положение о том, психологическим содержанием девиантного поведения является, в частности, непринятие субъектом самого себя как личности.


Библиографический список
  1. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.
  2. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М., 2003.
  3. Каширский Д.В. Субъективные ценности подростков с девиантным поведением. Барнаул, 2013.
  4. Колмогорова Л.С., Каширский Д.В. Особенности ценностно-смысловой сферы личности в период самоопределения // Сибирский психологический журнал. 1999. №11.
  5. Каширский Д.В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте / Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2002.
  6. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983.
  7. Каширский Д.В. Субъективные ценности подростков с делинквентным поведением // Психологические исследования: электронный журнал. 2013. Т. 6. №32.
  8. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. М., 2005.


Все статьи автора «Гаджиева Кристина Абдулнасировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: