Подготовка современного молодого человека должна быть ориентирована на его самоизменение и саморазвитие. На этапах социального и экономического развития в России к молодежи предъявляется множество требований: они должны быть компетентными, мобильными, креативными. Отвечать данным характеристикам трудно без готовности к саморазвитию, а именно, без психологической готовности.
Выше изложенное позволяет отметить, что, несмотря на большой интерес и заинтересованность к проблеме саморазвития личности, вопросы саморазвития нуждаются в серьезной разработке, а именно, вопросы формирования психологической готовности к саморазвитию, так как есть взаимопротиворечия между: во-первых, между нуждаемостью социума в личностях, которые могут делать все самостоятельно и нестандартно, показывая свою неповторимость, и направленностью нынешней образовательной системы большей частью на развитие у молодых людей исполнительских качеств; во-вторых, расхождение между потребностью предельно учитывать индивидуально-личностные особенности любого при организации образовательного процесса и особенность традиционной системы образования, которая предназначена на среднестатистического учащегося и создающая серьезные сложности преподавателю при осуществлении индивидуализации образования молодого поколения.
Научная значимость. Вопрос саморазвития частично освещен в психологических исследованиях Л. С. Выготского, Б. Г.Ананьева B. К. Зарецкого, Г. Я. Гальперина, В. Г. Зинченко, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна и др. Исследованы разные аспекты феномена саморазвития зарубежными учеными: А. Маслоу, А. Адлер, Г. Олпорт, М. Монтессори, Э.Фромм, 3. Фрейда, C. Л. Франкла, К.Юнга и др. Некоторые отечественные разработки связаны с изучением проблемы саморазвития как явления, объединяющего социальное, культурное и индивидуальное начало в жизни личности (В. И. Андреев, Л. И. Антропова, М. В Богуславский, В. А. Афанасьев, О. С.Газман, А. С. Макаренко, Л. Н.Коган, А. В. Машляковская, К.Д. Ушинский, Л.Н. Куликова и др.). Определенны уровни, механизмы, формы и виды саморазвития. Например, видами саморазвития являются следующие (по В. А. Афанасьев):
Недостаточно изученными, остаются аспекты психологической готовности к саморазвитию, в частности: личностное саморазвитие, как вид саморазвития в целом. Нами не были найдены сравнительные результаты о саморазвитии старшеклассников и студентов.
Говоря о психологической готовности к личностному саморазвитию, необходимо обозначить, что мы понимаем под этими понятиями. Психологическая готовность – это целостное психологическое образование, интегрирующее мотивационный, познавательный и личностный компоненты (Л.C.Выготский, К.К. Платонов, C.Л. Рубинштейн, А.П.Чернявская). Поскольку изучению психологической готовности просвещенно большое количество работ перейдем к анализу проблемы личностного саморазвития. Проанализировав методологических подходов к проблеме саморазвития, имеющихся в отечественной психологии, мы выделили наиболее значимые особенности. В рамках системного подхода, личностное саморазвитие рассматривается как целостное системное образование, которое состоит из связанных между собой функциональных элементов, которые в свою очередь, не сводятся к аддитивному сбору элементов (А.Г.Асмолов, Б.Ф. Ломов) [1, с.34; 2, с.20]. С точки зрения деятельностного подхода личностное саморазвитие истолковывается как одно из выявлений деятельностной сущности личности, направленное на преображение самого субъекта (А. Н. Леонтьев и др.) [3, с.108]. Аксиологический подход, расценивает саморазвитие как направленность личности на ценности, как феномен, объединяющий в себе грани ценностного познания субъектом окружающей действительности, измениение личности в общении и деятельности (Е. В. Бондаревская и др.) [4, с.125].С точки зрения субъектного подхода, личностное саморазвитие – это ориентаировка на качественное изменение личности, которое является автором собственных преобразований, изменений и форм развития (М. В. Ермолаева, Г. А. Цукерман) [5, с.96; 6, с.54]. В рамках акмеологического подхода, под личностным саморазвитием понимаем приобретение наивысших стандартов в профессиональном развитии (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, и др.) [7, с.12; 8, с.16].Все выше изложенные подходы показывают разные стороны процесса саморазвития, но не открывают полностью его суть.
В связи свыше сказанным, для того чтобы проанализировать структуру и сущность процесса личностного саморазвития самым подходящим является синергетический подход, в котором этот процесс рассматривается как нелинейная, открытая и неравновесная система, стремящаяся к самоизменению. Этот подход отражается в работах И. А. Шаршова, Э. Ф. Зеера и др. [9, с.27; 10, с.69]. Э. Ф. Зеер под личностным саморазвитием понимает процесс прогрессивного изменения субъекта под воздействием социальных влияний, собственной активности и профессиональной деятельности, направленной на самоосуществление и самосовершенствование [10, с.70].
Итак, теперь перейдем непосредственно к вопросу психодиагностики психологической готовности личностного саморазвития в юношеском возрасте. А именно о том, с помощью каких методов и методик можно изучить этот феномен. Говоря о юношеском возрасте необходимо отметить его основные особенности, характеристики. Это период бурного и плодотворного развития познавательных процессов. В нравственном развитии, в этот период уже есть возможность и способность классифицировать разные ценности, делать выбор между моральными нормами. Центральным личностным новообразованием периода юности является становление
Я-концепции, нового уровня самосознания (И. С. Кон, Л. И. Божович, Э. Эриксон, Д.Б.Эльконин и др.), который определяется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость.
Делая вывод из вышеизложенного, в представленную диагностическую программу включены методы, нацеленные на определение особенностей развития подростка, а именно на изучение саморазвития. В современной психологии имеется большой круг методов диагностики развития личности в юношеском возрасте.
- Наблюдение за деятельностью и поведением. Несмотря на видимую простоту – наблюдение требует очень высоко уровня квалификации, что достигается специальной тренировкой. Кроме того, изучить психологическую готовность личностного саморазвития с помощью данного метода очень трудно.
- 2. Анализ продуктов деятельности. Преимуществом данного метода является то, что диагностируются результаты реальной деятельности юноши. Однако в применении к изучению вопроса личности этот метод используется в узких границах. Это способ получения результатов для анализа особенностей психологической готовности личностного саморазвития в юношестве в изученной нами литературе не представлено.
- 3. Беседа. Это один из самых распространенных методов получения психологических данных. Существует большое количество его вариантов (структурированная, свободная, слабо структурированная беседы, дискуссионный диалог и т. п.). При анализе литературы выявлено, что для изучения психологической готовности личностного саморазвития используется метод стандартизированной беседы.
- 4. Проективные методы имеют широкую область использования в психодиагностике. Среди методов, предназначенных для юношеского возраста, следует отметить фрустрационный тест С. Розенцвейга, различные вариации методов неоконченных предложений (например, MIM Ж. Нюттена.), тест школьных ситуаций, тест мотивации достижений Х. Хекхаузена и др. Важное место среди этих методов занимает тест Люшера.
- 5. Метод опросников. Большую надежность в юношеском возрастах показывает и метод опросников, что было показано в исследовании Б. Филлипса и других. Для изучения психологической готовности личностного саморазвития могут быть использованы такие опросники как:
- тест «Готовность к саморазвитию» (В.Павлов). Этот тест помогает определять готовности к саморазвитию: готовность познавать себя, изменяться оказывает воздействие на развитие и формирование личности в целом и личностных качеств, в частности;
- методика «Диагностика уровня саморазвития» (Л.Н. Бережнова) данная методика позволяет выявить степень готовности к саморазвитию, самооценку своих личностных качеств, которые способствуют саморазвитию;
- тест «Готовность к саморазвитию» (Л.С. Колмогорова). Целью данного опросника является определение готовности личности в юношеском возрасти к саморазвитию [11, с.249].
Теоретическая и практическая разработанность нашей проблемы психологической готовности к личностному саморазвитию в юношеском возрасте является актуальным и перспективным направление научной деятельности. Обозначенные нами особенности данного явления и диагностические материалы оказывают влияние на разработку данного вопроса.
И в заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на необходимость в гармоничном развитии личности в юношеском возрасте, данная проблема лишь частично исследована в теории и на практике. Так же необходимо отметить, что свежие научные работы говорят о необходимости психологической диагностики юношей, на предмет их готовности к личностному саморазвитию [12, с.2]. Так как саморазвитие – это главный внутренний механизм развития субъекта, личности. Оно может привести как к деградации или деформации личности, так и к самосовершенствованию (личностному росту). Важность саморазвития личности в юношеском возрасте формируется его регулирующей функцией. Юноша или девушка принимают какое-либо решение на основе субъективного отношения к различным сферам социума, в котором они живут.
Библиографический список
- Асмолов А. Г. Психология личности: учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367с.
- Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психологии. – 1975. – № 2. – C. 20-38.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Смысл, 2005. – 304 с.
- Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1999. – 563 с.
- Ермолаева М. В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека: учебное пособие. – Москва; Воронеж, 2006. – 200 с.
- Цукерман Г. А. Мастеров Б. М. Психология саморазвития: учебное пособие. – М.: Интерпракс, – 1995. – 286 с.
- Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. – 364с.
- Маркова А. К. Психология профессионального развития учителя: учебное пособие. – М.: Знание, 1998. – 308 с.
- Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. – Белгород, 2005. – 25 с.
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие. – М.: Изд-во «Академия», 2006. – 240 с.
- Колмогорова Л. С. Готовность к саморазвитию (ТЕСТ) Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. психологов. М. : Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 360 с.
- Гаранина Ж.Г. личностно-профессиональное саморазвитие специалистов социальной сферы // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.