УДК 378.1; 371.3

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «БИОМЕХАНИКА И СПОРТИВНАЯ МЕТРОЛОГИЯ» В СТРУКТУРЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Зубанов Владимир Петрович1, Меркушева Эльвира Анатольевна2, Бармашов Александр Геннадьевич3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат биологических наук, доцент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, старший преподаватель
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент

Аннотация
В статье приводится возможность изучения курса «Биомеханика и спортивная метрология» будущими педагогами по физической культуре в систему формирования компетенций, профессионально важных качеств, ценностей. Приводятся дидактические задания, обеспечивающие определение качества подготовки будущих педагогов по физической культуре у будущих педагогов по физической культуры НФИ КемГУ.

Ключевые слова: компетенции, образование, обучение, педагогическая деятельность


SOME ASPECTS OF THE STUDY COURSE "BIOMECHANICS AND SPORTS METROLOGY" IN THE STRUCTURE OF UNIVERSITY TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE

Zubanov Vladimir Petrovich1, Merkusheva Elvira Anatolyevna2, Barbashov Alexander Gennadevich3
1Novokuznetsk branch of the Institute of FGBOU VPO "Kemerovo state University, Novokuznetsk, candidate of biological sciences, associate professor
2Novokuznetsk branch of the Institute of FGBOU VPO "Kemerovo state University, Novokuznetsk, senior lecturer
3Novokuznetsk branch of the Institute of FGBOU VPO "Kemerovo state University, Novokuznetsk, student

Abstract
The article provides the possibility of studying the course "Biomechanics and sports Metrology" future teachers of physical culture in the system of formation of competences of professionally important qualities, values. Are teaching jobs, providing a definition of quality of preparation of future teachers of physical culture of the future teachers of physical culture Novokuznetsk branch of the Institute of Kemerovo State University.

Keywords: competence, education, learning, teaching activities


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Зубанов В.П., Меркушева Э.А., Бармашов А.Г. Некоторые аспекты изучения курса «Биомеханика и спортивная метрология» в структуре вузовской подготовки будущих педагогов по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/01/4336 (дата обращения: 28.10.2023).

Подготовка будущих педагогов по физической культуре в современной профессионально-педагогической практике к будущей педагогической деятельности – сложный, многогранный процесс поиска и верификации условий продуктового становления и самовыражения личности. В Новокузнецком филиале институте ФГБОУ «Кемеровский государственный университет» на факультете физической культуре большое значение уделяется не только дисциплинам психолого-педагогического блока [1-19], но и дисциплинам предметной подготовки, в том числе и дисциплины «Биомеханика и спортивная метрология».

Определим задачами курса «Биомеханика и спортивная метрология» следующий перечень специфически детерминируемых задач, фасилитирующих выполнение профессионально-педагогических и трудовых функций будущему педагогу по физической культуре:

- формирование у будущих педагогов по физической культуре (бакалавраов) представлений о рациональной организации учебного процесса по физической культуре в системе освоения техники выполнения физических упражнений;

- осознание необходимости и реализация условий в учебном и учебно-тренировочном процессе возможностей укрепления и сохранения здоровья школьников;

- формирование у будущего педагога по физической культуре специальных компетенций, сводимых в структуре изучения осваиваемой дисциплины к следующим:

  • СК-8 (способен решать воспитательные задачи, применяя средства, методы, технологии в физической культуры и спорта);
  • СК-28 (способен проектировать, реализовывать и оценивать результаты процесса обучения и воспитания с использованием технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности и отражающих специфику физической культуры).

Попытаемся определить выделенные компетенции в структуре таких дидактических единиц, как «знать», «уметь», «владеть».

Компетенция СК-8 будет детерминирована и верифицирована в структуре изучения курса в ресурсах «знать», «уметь», «владеть» в следующие:

  • Знает возможности применения, средства, методы, технологии в физической культуре и спорте для решения воспитательных задач.
  • Умеет подбирать средства, методы, технологии в физической культуре и спорте для решения воспитательных задач.
  • Владеет навыками решения воспитательных задач, применяя средства, методы, технологии в физической культуре и спорте.

Компетенция СК-28 будет детерминирована и верифицирована в структуре изучения курса в ресурсах «знать», «уметь», «владеть» в следующие:

  • Знает особенности возрастного развития личности, отражающие специфику ФКиС.
  • Умеет учитывать особенности возрастного развития личности при проектировании технологий проектирования и реализации и оценивания результатов обучения, воспитания в сфере ФКиС.
  • Владеет технологиями проектирования и реализации и оценивания результатов обучения, воспитания в сфере ФКиС.

Преподавание данной дисциплины предполагает обращение к знаниям, научным понятиям и категориям, освоенным студентами после изучения таких дисциплин как «Анатомия», «Физиология», «Биохимия», «Теория и методика физического воспитания».

Знания, умения и навыки, сформированные дисциплиной «Биомеханика и спортивная метрология», необходимы для проведения уроков физической культуры и спортивной тренировки с детьми разных возрастных групп, а так же особыми образовательными нуждами.

Логическая и содержательная связь дисциплин, участвующих в формировании представленных в п.1 компетенций, дана в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Структурно-логическая схема формирования компетенций

Компетенция

Предшествующие дисциплины

Данная

 дисциплина

Последующие дисциплины

ОК-12
  • Ø Анатомия (1, 2-й сем.)
  • Ø Физиология (1-2-й сем.)
  • Ø Биохимия (3-4-й сем.)

Биомеханика и спортивная метрология

ПК-2
  • Ø Физиология спорта (3-4,-й сем.)
  • Ø Теория и методика физического воспитания (3-6-й сем.)
  • Ø Теория и методика физического воспитания (6,7,8-й сем.)
ПК-13
  • Педагогика (1- 4 -й сем.)

Таблица 2. Входные знания, умения, навыки, необходимые для изучения данной дисциплины и формирования отдельных компетенций

Знания

Умения

Навыки

СК-8 Знает возможности применения, средства, методы, технологии в физической культуре и спорте для решения учебных и воспитательных задач, критерии величины физической нагрузки. Умеет подбирать средства, методы, технологии в физической культуре и спорте для решения учебно-воспитательных задач. Владеет навыками решения учебно-воспитательных задач, применяя средства, методы, технологии в физической культуре и спорте.
СК-28 Знает особенности возрастного развития личности, отражающие специфику ФКиС.

 

Умеет учитывать особенности возрастного развития личности при проектировании технологий проектирования и реализации и оценивания результатов обучения, воспитания в сфере ФКиС. Владеет технологиями проектирования и реализации и оценивания результатов обучения, воспитания в сфере ФКиС, составлением комплексов физических упражнений для занятий

Выделим в таблице 3 совокупность контролируемых вопросов, определяющих перспективность и качество подготовки изучаемого курса.

Таблица  3. Экзаменационные вопросы (задания, задачи) в структуре наименования тем и разделов дисциплины «Биомеханика и спортивная метрология»

Наименование раздела, тем дисциплины

Экзаменационные вопросы (задания, задачи)

1

2

3

1

Системы, обеспечивающие движения человека.

Кинематика и динамика, кинематические и динамические характеристики движений человека.

1. Биологические и механические явления в живых системах.

2. Предмет биомеханики, связь её с другими науками.

3. Взаимодействие человека с внешней средой. Основные силовые взаимодействия.

4. Биомеханические свойства мышечной и скелетной систем.

5. Механические свойства звеньев и их соединений.

6. Биомеханические пары и цепи. Общая характеристика.

7. Степени свободы в соединениях и в движениях.

8. Виды рычагов в теле человека. «Золотое правило механики» применительно к движениям человека.

9. Условия сохранения положения звеньев и их движений, исходя из условия равновесия рычагов.

10. Механические свойства мышц.

11. Биодинамика ходьбы.

12. Биодинамика бега.

13. Биодинамика передвижений со скольжением.

14. Фазы ходьбы по анализу хронограмм. Спортивная ходьба.

15.Фазы бега по анализу хронограмм. Различия фаз бега на разных дистанциях.

16. Движения в водной среде и виды сопротивлений.

17. Локомоторные движения. Общие основы.

18. Пространственные характеристики. Траектория, путь и перемещение.

19. Скорость. Средняя и мгновенная скорость.

20. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение.

21. Временные характеристики движений.

22. Движение по окружности. Характеристики движения по окружности и их связь с поступательными (линейными).

23. Момент инерции силы. Момент силы и плечо силы.

24. Динамика движения материальной точки по окружности.

2

Механическая работа и динамические особенности при                          движениях человека.

25. Динамические характеристики. Динамика поступательного движения.

26. Поступательное движение. Законы Ньютона для произвольного тела.

27. Масса тела. Центр масс звеньев. Центр массы тела. 2-й закон Ньютона.

28. Распределение массы в теле человека.

29. Виды сил в природе.

30. Сила инерции. Взаимосвязь с массой тела.

31. Силы движущие и тормозящие.

32. Силы трения покоя и скольжения.

33. Сила сопротивления при движении в жидкости или газе.

3

.  Перемещающие и локомоторные движения.

34. Биомеханика и спортивная техника.

35. Виды равновесия (устойчивое, неустойчивое, безразличное) на примере положений тела.

36. Механическое движение. Системы отсчёта.

37. Взаимодействие тел. Импульс тела. Импульс системы тел.

38. Взаимодействие групп мышц при выполнении движений.

39. Биомеханическая характеристика гибкости (активная и пассивная).

40. Инерциальная система отсчёта. 1-й закон Ньютона.

41. Цели и задачи спортивной биомеханики.

41. Масса тела как мера инерции данного тела.

42. Поступательное движение. Виды поступательного движения.

43. Силы упругой деформации (на примере живых тканей).

44. Основные понятия теории управления. Аппарат управления, объект управления, прямые и обратные связи.

45. Костные звенья как рычаги. Виды рычагов.

46. Биомеханическая характеристика темпа и ритма движений. Их значение в циклических и ациклических движениях.

47. Применение законов динамики для анализа движений спортсменов.

48. Закон сохранения импульса, например при столкновении тел.

49. Соотношение силы трения покоя и скольжения при отталкивании в прыжках и в лыжных гонках.

50. Роль обратных связей в управлении движениями человека.

4

Спортивная метрология и обеспечение единства измерений

  1. Перечислите основные показатели спортивной метрологии.
  2. Перечислите объекты измерений спортивной метрологии.
  3. Задачи метрологии в спорте и физическом воспитании.
  4. Понятие об измерении. Классификации измерений.
  5. Шкалы измерений.
  6. Единицы измерения и способы их получения.
  7. Требования к единицам измерения.
  8. Международная система единиц измерения (СИ).
  9. Основные и дополнительные единицы системы СИ.
  10. Понятие о погрешностях измерений.
  11. Классификации погрешностей измерений.
  12. Абсолютная и относительная погрешности измерений.
  13. Основные и дополнительные погрешности измерений.

5

Основы теории тестов и их оценок

1. Понятие «тест».

2. Основные требования к тестам.

3. Надёжность теста и её разновидности.

4. Способы оценки воспроизводимость теста.

5. Способ оценки стабильности теста.

6. Способы оценки согласованность результатов тестирования.

7. Информативность тестов и её разновидности.

6

Методы математической статистики, применяемые в физической культуре и спорте

1. Основные статистические показатели для характеристики совокупностей.

2. Нормальный закон распределения.

 

7

Нормы и квалификационные системы

1. Нормы и их разновидности.

2. Требования к нормам.

3. Способ построения популяционных норм.

4. Способ построения индивидуальной нормы.

5. Должные нормы и способ их построения.

6. Метрологическая характеристика Единой всероссийской спортивной классификации.

8

Основы контроля в физическом воспитании и спорте

1. Разновидности состояний спортсмена.

2. Комплексный контроль в физическом воспитании и его содержание.

3. Комплексы тестов и их разновидности.

4. Способы сравнения результатов различных тестов.

5. Способ сравнения стабильности результатов в различных упражнениях.

6. Способ выбора тестов для отбора спортсменов.

7. Способ выбора тестов для оценки тренированности.

8. Способ прогноза высших спортивных достижений.

Результаты дифференцированного зачёта определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При выставлении оценок учитывается уровень приобретенных компетенций студента по составляющим «знать», «уметь», «владеть». Компонент «знать» оценивается теоретическими вопросами по содержанию дисциплины, компоненты «уметь» и «владеть» – практико ориентированными заданиями. Важное значение имеют объем, глубина знаний, аргументированность и доказательность умозаключений студента, а также общий кругозор студента.

При выставлении оценки экзаменатор руководствуется следующим:

- оценка «отлично» выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы, усвоившему основную литературу и знакомый с дополнительной литературой, проявившим творческие способности в понимании курса посредством приведения примеров и выполнивший все практические работы;

- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе, но недостаточно глубоко изучивший дополнительные материалы по изучаемой дисциплине, допустивший неточности при выполнении практических работ;

- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в минимальном объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, знакомый с основной литературой. Как правило, оценка «удовлетворительно», выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе, но обладающим необходимым потенциалом для их устранения под руководством преподавателя;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему значительные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в ответе.

Кроме устного контроля в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре используются дидактические тесты. Используемые дидактические тесты по разработанным вариантам состоят из заданий различной трудности:

- легкие с коэффициентом трудности 1: 6 заданий вида «верно/неверно»; 6 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных;

- средней трудности с коэффициентом трудности 2 : 6 заданий с выбором нескольких правильных ответов из нескольких предложенных; 6 заданий на определение последовательности;

- высокой трудности с коэффициентом трудности 3 : 6 заданий на установление соответствия.

Алгоритм проверки:

-            за правильный ответ на вопрос легкой степени трудности испытуемый получает 1 балл, средней степени – 2 балла, высокой трудности – 3 балла.

-            за неправильный или неуказанный ответ — 0 баллов.

-            максимальная сумма баллов –  54, тестовое задание считается выполненным, если сумма набранных баллов составляет от 30 баллов.

            Приведем примеры тестовых заданий курса (таблица 4).

Таблица 4. Тесты к разделу «Биомеханика»:  Предмет «биомеханика», история развития.

Вопрос

Варианты ответа

Биомеханика – это:

 

A)      Наука о биологических системах

B)      Раздел биофизики, изучающий механические свойства тканей и явлений

C)      Система изучения костных звеньев

D)      Все перечисленное верно

Верно ли, что нагрузки, обусловливающие растяжение, – это самые характерные нагрузки для мягких тканей.

А) Верно

В) Неверно

Выберите несколько  правильных ответов: различают нагрузки, вызывающие.

А) растяжение, сжатие;

В) изгиб, кручение;

 С)  сокращение;

D) расслабление;

E) А и В.

Установите правильную последовательность  прохождения зон упругости тела: 1 – линейной упругости; 2 – нелинейной упругости; 3 – пластической деформации; 4 – разрушения.

A) 1, 2, 3, 4

B) 1, 2, 4, 3

C) 3, 1, 4, 2

D) 4, 3, 2, 1

Таблица 5. Тесты к разделу: Биомеханические характеристики движения

  1. 5
Установите соответствие: Кинематические характеристики подразделяют на :

1) пространственные       А) скорость и ускорение

2) временные      B) координаты точки, перемещение, траектория

3) пространственно-временные   C) момент времени, длительность движения, темп движений, ритм движений.

Установите правильную последовательность:  при отсчёте расстояний нужно установить – 1. направление; – 2. начало (тело) отсчёта; – 3. единицы отсчёта.

A) 1, 2, 3

B) 1, 2, 4

C) 2, 1, 3

D) 4, 3, 2

Выбери правильный ответ: существуют основные способы определения движения точки:

A)   Координатный, динамический, кинематический

B)    Векторный, физический, инерциальный

C)    Естественный, координатный и векторный

D)   Искусственный, динамический, инерциальный

Выбери несколько правильных ответов: ускорение точки и тела:

A) это пространственно-временная мера изменения движения

B) характеризует быстроту и направление вектора скорости точки в данный момент времени

C) определяет величину и направление мышечного усилия

D) измеряется пределом отношения изменения скорости к соответствующему промежутку времени.

Выберите один правильный ответ: динамические характеристики включают:

A)   Инерционные характеристики

B)    Силовые характеристики

C)    Энергетические характеристики

D)   Все перечисленные выше

E)    Только А и В

Верно ли, что масса – это мера инерции тела при поступательном движении:

А) Верно

В) Неверно

Выберите несколько  правильных ответов: движущая сила:

 

А) это статическое действие силы;

B) это сила, которая совпадает с направлением движения (попутная);

C) образует с направлением движения острый угол;

D) это сила, которая может совершать положительную работу;

E) создаёт вращение тела

Установите соответствие: широко известный приём при вращении с изменением  радиуса инерции

1) группирование             А) увеличивает момент инерции и уменьшает угловую скорость

2) разгруппирование       B) всегда представляют собой встречные движения

3) группирование и разгруппирование     C) уменьшает момент инерции и увеличивает угловую скорость

Верно ли, чторитм движений – это временная мера повторности движений, измеряемая количеством движений, повторяющихся за единицу времени:

 

А) Верно

В) Неверно

Установите последовательность возрастания моментов инерции тела вокруг разных осей:

 

1 – вокруг продольной оси в положении «основная стойка»;

2 – вокруг горизонтальной оси в положении «основная стойка»;

3 – вокруг вертикальной (продольной) оси в положении «стойка – руки в стороны»;

4 – вокруг горизонтальной оси в положении «присед – руки на коленях»

5 – в висе на перекладине.

А) 1, 2, 3, 4, 5

В) 2, 5, 1, 4, 3

С) 1, 3, 4, 2, 5

Установите соответствие: следующих понятий:

 

1) момент силы  А) это мера механического воздействия на тело других объектов (во вращательном движении) за данный промежуток времени

2) импульс силы                B) это мера механического воздействия, способного поворачивать тело (мера вращающего действия силы)

3) импульс момента силы              C) это мера механического воздействия на тело со стороны других материальных объектов за данный промежуток времени

Таблица 6. Тесты к разделу: Механическая работа и динамические особенности при движениях человека

Выберите правильный ответ: мера механического воздействия на тело со стороны других материальных  объектов на данном пути (произведение силы и пройденного пути):

A)      Кинетическая энергия тела

B)      Импульс момента силы

C)      Работа силы

D)      Количество движения силы

Выберите несколько правильных ответов: к действию силы при поступательном движении  относятся:

A)      Импульс силы

B)      Работа силы

C)      Работа момента силы

D)      Количество движения

Установите правильную последовательность: построение новой системы движений происходит на основе: 1) подавления старых подсистем, непригодных для решения новой задачи; 2) использования  ранее сформированных подсистем; 3) формирования совершенно новых подсистем; 4) установление новой системы движений.

A)      1, 2, 3, 4

B)      2, 1, 3, 4

C)      3. 2, 4, 1

D)      1, 3, 4, 2

  1. *
Установите соответствие координации движений человека:

А) Мышечная координация          1) Согласование нервных процессов, приводящее в конкретных условиях к решению двигательной задачи посредством управления движениями через мышечные напряжения

B) Нервная координация                              2) Согласование движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное)

C) Двигательная координация     3) Согласование напряжений мышц, оказывающих воздействия на звенья тела как в соответствии с сигналами нервной системы, так и под действием приложенных сил

Верно ли, что структура движений в детском возрасте относительно быстро совершенствуется. А) Верно

В) Неверно

Таблица 7. Тесты к разделу: Локомоторные движения.

Выберите правильный ответ: опорная реакция как внешняя сила при отталкивании от опоры

A)      Ускоряющая сила

B)      Движущая сила

C)      Уравновешивающая сила

D)      Объединяющая все три силы

Выберите несколько правильных ответов: период опоры ноги в шагательных движениях (ходьба, бег) разделяется на фазы:

A)      амортизации

B)      разгона и торможения

C)      отталкивания

D)      переноса

Установите правильную последовательность: период переноса ноги в шагательных движениях включает фазы:  1) подъёма, 2) разгона, 3)опускания ноги на опору, 4)торможения:

A)      2, 4, 3, 1

B)      1, 2, 4, 3

C)      1, 4, 2, 3,

  1. *
 Установите соответствие между стартовыми действиями:

1) Стартовые движения  А) это действия, обеспечивающие увеличение скорости передвижения до требуемой скорости передвижения по дистанции

2) Стартовые положения               В) это первые движения, которые обеспечивают прирост скорости после стартового сигнала

3) Стартовый разгон       С) это исходные позы для последующего передвижения

Верно ли, что автоматизм – это способность выполнять движения легко, точно, без обязательного произвольного контроля на уровне отражения в сознании.

А) Неверно

В) Верно

 

6. Установите правильную последовательность: Формирование и совершенствование системы движений на более высоком уровне происходит при многократной смене задач: 1) освоения; 2) применения; 3) ознакомления. А) 1, 2, 3

В) 3, 2, 1

 

Таблица 8. Тесты к разделу: Биомеханика двигательных (физических) качеств

1

Верно ли, что сила и скорость (быстрота) по биомеханическим параметрам и характеристикам довольно тесно взаимосвязаны?

А) Верно

В) Неверно

2

Выберите несколько правильных ответов: задачи контроля над техникой заключаются в проверке качества выполнения тренировочных заданий путём определения характеристик и структур системы движений: А) разброс отклонений;

В) допустимые пределы;

С) физические качества;

D) эффективность техники.

3

Установите соответствие между направлениями развития системы движений (техники):

1) Стабилизация системы движений (техники)      А) это обеспечение требований к современной, наиболее рациональной и эффективной технике

2) Вариативность             В) это достижение постоянства высокого спортивного результата

3) Стандартизация           С) это организация неизбежной изменчивости структур в системе целью обеспечения стабильности высокого результата

4) Индивидуализация      D) это приведение техники в соответствие с индивидуальными особенностями спортсмена, обеспечивающее высокую эффективность мышечных усилий

4

Выберите правильный ответ: мышцы, окружающие сустав, при движении разделяются на функциональные группы:

А)  опорные и подвижные

В)  стабилизаторы и фиксаторы

С)  синергисты и антагонисты

D) движущие и тормозящие

Таблица 9. Тесты к разделу: Спортивная метрология.  Спортивная метрология и обеспечение единства измерений

1

Выберите правильный ответСпортивная метрология – это:

A)      Наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности

B)      Комплект документации описывающий правило применения измерительных средств

C)      Система организационно правовых мероприятий и учреждений созданная для обеспечения единства измерений в физической культуре и спорте

D)      Все перечисленное верно

2

Верно ли, что установленные законодательным путем характеристики различных свойств, общих в качественном отношении для многих физических объектов, но в количественном отношении индивидуальны для каждого из н6их, называются физическими величинами

А) Верно

В) Неверно

 

3

Выберите несколько  правильных ответов: измерение – это

А) Процесс сравнения двух величин

В) определение искомого размера с помощью органов чувств

С)  совокупность операций, выполняемых с помощью технического средства, хранящего единицу величины, позволяющего сопоставить измеряемую величину с ее единицей и получить значение величины

D) применение технических средств в процессе проведения лабораторных исследований

E) А+ Б

4

Установите правильную последовательность  процесса измерения физической величины 1-выбор шкалы измерений; 2- определение погрешности; 3- выбор объекта измерений; 4- сравнение объекта измерений с мерой

A) 1, 2, 3, 4

B) 1, 2, 4, 3

C) 3, 1, 4, 2

D) 4, 3, 2, 1

5

Установите соответствие: По способу получения числового значения все измерения делят на четыре основных вида:

1) Косвенные             А) искомое значение физической величины определяют непосредственно путем сравнения с мерой этой величины

2) Прямые    B) искомое значение величины находят по данным повторных измерений одноименных величин при различных сочетаниях мер этих величин

3) Совокупные           C) искомое значение величины определяют на основании результатов прямых измерений других величин, связанных с искомой известной функциональной зависимостью

4) Совместные           D) одновременные измерения двух или более неоднородных величин для определения функциональной зависимости между ними

6

Установите правильную последовательность  факторов влияющих на качество измерений: 1.условия измерений, 2.способ измерений, 3.объект измерений, 3. средство измерений,

4. экспериментатор

A) 1, 2, 3, 4

B) 1, 2, 4, 3

C) 3, 4, 2, 1

D) 4, 3, 2, 1

Таблица 10. Тесты к разделу: Спортивная метрология.  Основы теории тестов и их оценок

1

Выбери правильный ответ: Под надежностью тестов понимают -

 

A)   воспроизводимость результатов теста при его повторении через определенное время

B)    степень совпадения результатов при повторном тестировании

C)    независимость результатов теста от личных качеств лица проводящего тест

D)   степень совпадения результатов при использовании двух и более тестов

2

Выбери правильный ответ: Дифференциальная информативность характеризует A) насколько очевидно содержание тестов для испытуемых лиц

B) взаимные различия между двумя и более критериями

C) информативность тестов по отношению к скрытому критерию

D) внутреннюю информативность тестов

3

Выберите несколько правильных ответов: Не всякие измерения могут быть использованы как тесты, а только те которые соответствуют следующим требованиям:

A)   стандартность;

B)    надежность;

C)    последовательность;

D)   оперативность;

 

4

Верно ли, что Оценка – унифицированный измеритель спортивных результатов:

А) Верно

В) Неверно

5

Выберите несколько  правильных ответов: Оценка должна быть

А) Равной трудности

B) Неравной трудности

C) символической

D) параметрической

E) индивидуальной

6

Установите соответствие: правил преобразования спортивных результатов в очки

А) Прогрессирующая шкала        1) Равные приросты в тесте поощряются равными приростами в баллах

B) Пропорциональная шкала       2) Выше всего оцениваются приросты в средней зоне

C) Регрессирующая шкала            3) чем выше  абсолютные приросты результатов, тем меньше прибавка в оценке

D) Сигмовидная шкала   4) равные приросты результатов оцениваются по-разному

Таблица 11. Тесты к разделу: Спортивная метрология.  Методы математической статистики, применяемые в физической культуре и спорте

1

Верно ли, что ранжирование – это операция расположения чисел в порядке возрастания (убывания)

А) Верно

В) Неверно

2

Выберите правильный ответ: Вариационные ряды бывают

A)      трех видов

B)      двух видов

C)      четырех видов

D)      пяти видов

3

Выберите несколько правильных ответов: вариационный ряд графически представлен в виде

A)      Полигона;

B)      гистограммы;

C)      графика;

D)      диаграммы

4

Установите правильную последовательность метода средних величин  1- определение параметров, характеризующих совокупность 2), практическая реализация найденных параметров 3) образование вариационных рядов

A)        1, 2, 3,

B)        3, 1, 2,

C)        3. 2, 1

D)        1, 3, 2,

5

Верно ли, что Индекс – это показатель, который представляет собой число, характеризующее изучаемое явление:

 

А) Верно

В) Неверно

6

Выберите правильный ответ: ошибка репрезентативности указывает на различие между

A)   Нижней и верхней доверительной границей;

B)   Между генеральной и выборочной средней совокупностью;

C)   А+Б

D)   Критерием достоверности и числом степеней свободы

7

Выберите несколько правильных ответов, какой из критериев статистической достоверности является параметрическим

A)      Критерий Стьюдента;

B)      Критерий Вилкоксона;

C)      Критерий Ван-дер-Вардена;

E)       Критерий Фишера

Таблица 12. Тесты к разделу: Спортивная метрология.  Основы контроля в физическом воспитании и спорте

1

Верно ли, что управление тренировочным процессом называют целенаправленный перевод системы из одного состояния в заданное другое?

А) Верно

В) Неверно

Определим критерии оценивания компетенций (результатов):

  1. Дидактический тест  

«отлично» – от 85  % правильных ответов;

«хорошо» – от 70 до 84 % правильных ответов;

«удовлетворительно» – от 55 до 69 % правильных ответов;

«неудовлетворительно» - менее 55 % правильных ответов.

2. Устный ответ – «отлично» – студент осознанно и логично раскрывает проблемы; показывает знание развития проблемы в истории отрасли науки; демонстрирует высокий уровень сформированности профессиональных компетенций; раскрывает современные альтернативные и вариативные подходы в изучении проблемы; выделяет сущность и специфические особенности разработки и реализации проблемы в теории и практике; демонстрирует способность к интеграции знаний по проблеме, структурированию ответа, анализу существующих позиций в теории и практике; способен к адаптации знаний к условиям конкретной ситуации.

В течение семестра работал последовательно, готовился к практическим занятиям систематически,  задания выполнял в соответствии с технологической картой, в срок и качественно.

- «хорошо» – ответ студента менее глубок по содержанию, недостаточно обстоятелен, имеют место несущественные фактические ошибки, которые студент смог исправить самостоятельно; демонстрирует достаточный уровень сформированности профессиональных компетенций; изложение материала построено недостаточно логично, убедительно и уверенно, студент не показывает способности к адаптации и интеграции знаний.

В течение семестра работал активно, готовился к практическим занятиям систематически,  задания выполнял в соответствии с технологической картой.

- «удовлетворительно» – программный материал студентом представлен схематично, допущены фактические ошибки; демонстрирует достаточный уровень сформированности профессиональных компетенций (частично отсутствуют необходимые умения, не знает и не владеет современными методами и технологиями);  ответ носит исключительно репродуктивный характер; студент не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты; нарушена логика изложения, отсутствует осмысленность; в ответе отсутствуют внутрипредметные и межпредметные связи.

В процессе изучения дисциплины для студента характерны:

-наличие пропусков,

-несвоевременность выполнения заданий,

- выполнение заданий недостаточно качественное,

- не использовалась система накопительных оценок, выполнял лишь обязательные задания,

- устная и письменная речь не всегда характеризуются грамотностью,

К практическим и семинарским занятиям готовился не регулярно.

- «неудовлетворительно» -  в ответе студента допущены существенные фактические ошибки, которые не смог исправить; на большую часть дополнительных вопросов студент не ответил или дал неверный ответ.

Студент не ориентируется в основных понятиях курса, демонстрирует отсутствие умений применить знания в процессе решения задач.

В следующей работе мы отразим статистический анализ исследования качества подготовки будущих педагогов по физической культуре в структуре изучения курса «Биомеханика и спортивная метрология».


Библиографический список
  1. Ведяпин К. С., Зубанов В. П., Козырева О. А. Дефиниции и возможности профессионально-педагогической самореализации в контексте формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре // Непрерывное профессиональное образование: проблемы, перспективы, опыт международного сотрудничества: материалы межвузовской научно-методической конференции с международным участием. – Благовещенск: изд-во БГПУ, 2012.  С.138-141.
  2. Зубанов В. П., Вавилина Е. Ю., Козырева О. А. Возможности самореализации девушек в волейболе // Технологическое и профессиональное образование в России и за рубежом как фактор устойчивого развития общества : материалы V Международной научно-практической конференции : Ч.2. – Новокузнецк, 2010.  С.47-50.
  3. Зубанов В. П., Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогических дисциплин будущими педагогами (бакалаврами) // Инновации в науке, производстве и образовании : сборник трудов Международной научно-практической конференции, 14–16 октября 2013 г., г. Рязань / отв. ред. К. Н. Гаврилов, В. А. Степанов. – Рязань : изд-во Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2013.  С. 341-345.
  4. Зубанов В. П., Козырева О. А., Гайко М. Е. Особенности планирования и организации продуктивной деятельности студентов-педагогов по физической культуре в вузе и спузе // Непрерывное профессиональное образование: проблемы, перспективы, опыт международного сотрудничества: материалы межвузовской научно-методической конференции с международным участием. – Благовещенск: изд-во БГПУ, 2012.  С.39-42.
  5. Зубанов В. П., Козырева О. А., Невзоров П. П., Шайдулина Т. Н., Кириенко С. А. Особенности и проблема социализации и самореализации подростков, занимающихся хоккеем // Педагогическое мастерство : материалы Междунар. заочн. научн. конф. (г. Москва, апрель 2012). : в 2-х.  Часть 1.  М. : Буки-Веди, 2012.  С.87-90.
  6. Зубанов В. П., Макринский И. С., Козырева О. А. Особенности самореализации и самосовершенствования студентов в баскетболе // Проблемы и перспективы развития образования : Международная заочная научно-практическая конференция. – Пермь, 2011.  Т.2.  С.92-95.
  7. Зубанов В. П., Меркушева Э. А., Козырева О. А. Некоторые аспекты продуктивной самореализации будущих педагогов по ФК // Society, culture, personality. Current problems of socio-humanitarian knowledge : of the IV international scientific conference on February 16–17, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ».  P. 118-119.
  8. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  9. Козырева О. А. Технология системно-педа­го­гического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  10. Козырева О. А., Зубанов В. П., Горбунова И. А. Продуктивность моделирования профессионально-педагогических кейсов будущими педагогами по ФК в условиях непрерывного профессионального образования // Проблемы и перспективы развития образования: матер. V Междун. науч. конфер. (г. Пермь, март 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014.  С. 207-210.
  11. Мелконян Г. М., Зубанов В. П., Козырева О. А. Специфика управления и эффективность профессионально-педагогического взаимодействия в структуре получения и апробации современного педагогического знания // Professionalizing of a personality at educational institutes and practical activities: theoretical and practical problems of sociology, labor psychology and professional education : materials of the international scientific conference on February 10–11, 2014. Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ».  P. 118-119.
  12. Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом.  2011. №1 (3). С. 49-62.
  13. Редлих С. М., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука.  2011.  № 11.  С. 58-65.
  14. Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского.  2011.  № 6.  С.40-44.
  15. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.
  16. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования.  М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  17. Ступин В. С., Зубанов В. П., Козырева О. А. Особенности моделирования портфолио в контексте идей гуманизма и продуктивности // Development of the creative potential of a person and society : materials of the II international scientific conference on January 17–18, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ».  Р. 197-198.
  18. Фоминых В. А., Зубанов В. П., Козырева О. А. Специфика и возможности самореализации будущих педагогов по ФК в условиях непрерывного профессионального образования // Ероховские чтения. Актуальные проблемы высшего профессионального образования в условиях модернизации: матер. XI межвуз. науч.-практ. конфер. (Череповец, 29-30 мая 2013 г.): сб. науч. стат.; сост. О. Ю. Шишкина.  Череповец : ООО «Издательский дом ПРИНТ».  2013.  С. 187-191.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: