УДК 37.04

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Зимулина Галина Дмитриевна
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

Аннотация
В данной статье говорится об особенностях в процессах обучения и воспитания одаренных детей. Рассмотрены проблемы и трудности, с которыми сталкиваются дети в образовательном учреждении и дома, а также даны советы родителям и учителям, как с ними справиться. Подчеркивается значимость развивающего обучения, которое способствует не только выявлению одаренных детей, но и развитию их потенциала и творческих способностей.

Ключевые слова: воспитание, модернизация, одаренность, познавательная потребность, психологи, развивающее обучение


PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF EDUCATION AND UPBRINGING OF TALENTED CHILDREN

Zimulina Galina Dmitrievna
Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

Abstract
This article is about features of process of education and upbringing of talented children. There are problems and difficulties in the article which children face in school and at home and there are some advices to their parents and teachers how to overcome it. The significance of developing education is underlined in the article because it helps not only discovering talented children but also developing their potential and creative abilities.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Зимулина Г.Д. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания одаренных детей // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/5976 (дата обращения: 19.11.2016).

Вопрос обучения и воспитания одаренных детей является одним из наиболее интересных и актуальных в педагогике и психологии. Проблему социальной адаптации и развития одаренных детей исследовали многие ведущие ученые педагоги и психологи, а также родители и учителя на протяжении десятилетий.

Обучение и воспитание одаренных детей с использованием современных методик составляет одну их главных задач модернизации существующей системы образования в связи с тем, что у этой категории детей сильно развита познавательная потребность, которая становится барьером на пути становления их личности и самосовершенствования[1].

Если ребенок опережает сверстников по развитию, то многие в его окружении считают, что ему будет легче заниматься в школе, а в дальнейшем найти свое предназначение в жизни. На самом деле перед такими школьниками почти всегда возникают не малые трудности дома и в образовательных учреждениях.

В кругу семьи к таким детям всегда относятся по-особенному, для них либо создают особенный статус, восхищаются, часто даже не зная меры, либо считают их странными, не такими как все. Из-за этого у одаренного ребенка начинаются трудности в общении, он становится замкнутым, потому что замыкается в себе, или из-за слишком завышенной самооценки. И в этой ситуации родителям самое главное не пускать все на самотек, а поговорить со специалистами: психологами, учителями. Они не только помогут справиться с проблемой, но и направят родительское воспитание.

Главной целью работы с одаренными детьми в школе является создание различных условий и комплекса средств, которые направлены на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях образовательного пространства школы[2].

В общеобразовательных школах учитель всегда ориентируется на «среднего» ученика и учит всех одинаково. Вследствие этого, с первого дня в школе, учение для одаренного ребенка начинается с того, что ему не интересно. Он уже умеет читать и знает основы письма и математики и поэтому пребывает в безделье, пока все другие дети стараются чему-то научиться. В такой ситуации полезно давать ученику дополнительные или более сложны задания, для решения которых ему необходимо применить смекалку или серьезно подумать. Однако не стоит забывать, что неуспех тоже должен присутствовать в жизни одаренного ребенка (дозированный неуспех). Необходимо давать понять, что не все посильно ученику, что есть вопрос над которыми еще следует поразмыслить, проявить нестандартный подход или найти оригинальное решение. Не стоит забывать, что учитель должен достаточно спланировать план действий, прежде чем поставить ребенка в тупик, чтобы никак не навредить его психологическому здоровью. Таких детей можно отнести к первому типу одаренных детей. Как правило, в школьной среде одаренных детей можно подразделить на два типа.

Ко второму типу относятся дети, имеющие дар, несвязанный с учебой. Это может быть игра на музыкальных инструментах, рисование, танцы, спорт и т. д. Здесь возможна ситуация, что ребенок может даже отставать от школьной программы, ему становится не интересно учиться, потому что он многое не понимает, не усваивает. На этой основе возникают непонимания с родителями и учителями, которые ожидали увидеть в нем отличника. На помощь учителям приходит развивающее обучение, которое учитывает особые потребности и главное возможности таких детей. Оно включает в себя специальные методические рекомендации и программы, направленные на эффективное взаимодействие с учеником, а главной его задачей является развитие творческого мышления.

Помимо трудностей в учебной деятельности у одаренного ребенка возникают и недопонимания в кругу сверстников. Они часто не хотят принимать в свой круг одаренного, стараются поставить его в неловкое положение или дают разные обидные прозвища. А тот старается продемонстрировать, что ничем не отличается от остальных: избегает показывать свои знания, старается не показаться старательным и уж тем более любознательным. Трения возникают и из-за выбора детских игр, часто дети выбирают активные спортивные и весёлые игры, для одаренного ребенка предпочтительными становятся шашки, головоломки и т.д. В связи с этим, перед детьми встает проблема – маленькой социальной компетентности. В такой ситуации полезно обратиться за помощью к психологу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема обучения, воспитания и развития одаренных детей существует, пока в обществе есть хотя бы один одаренный ребенок. Актуальными вопросами, как и прежде остаются разработка и применение современных методик и способов взаимодействия с одаренными детьми, которые будут делать психологический климат в коллективе для таких детей более комфортным и приятным. А с помощью развивающего обучения мы не только сможем выявить одаренных детей, но и развить их внутренний потенциал, творческие способности, помочь достичь высоких результатов и решить проблему, связанную с социальной компетентностью.


Библиографический список
  1. Забелина А.В. Самоактуализация личности как условие профессионально-личностного развития будущих педагогов инклюзивного образования / Пути и педагогические условия модернизации современного образования – Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина». 2013. С. 155-158.
  2. Рыбакова Е.Н. Внеурочная деятельность как форма организации работы с одаренными детьми // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/46017 (дата обращения: 25.06.2015).


Все статьи автора «Зимулина Галина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация