В аналитических статьях, посвященных проблеме адаптации молодых специалистов, также указывается на то, что за время обучения в вузе целесообразно обеспечение студентам получение профессиональных знаний по профилю специальности через овладение ими первичными навыками профессиональной деятельности в соответствии со спецификой профессионально-трудовой деятельности [1].
Профессиональной подготовкой молодых специалистов для энергопромышленных предприятий в России занимаются вузы Открытого энергетического университета. В Республике Татарстан востребованность молодых специалистов может быть достигнута за счет симбиотического взаимодействия высшей школы и предприятий – «заказчиков» на всех этапах профессиональной подготовки. В случае увеличения профессионально-ориентированных программ, реализуемых предприятиями совместно с КГЭУ, и увеличения доли лабораторных и практических занятий на территории энергетических предприятий возможно достигнуть высокого качества квалификации молодых специалистов, обладающих новым типом мышления, хорошим «багажом» теоретических и практических знаний. Тогда молодые специалисты будут способны быстрее реализовать инновационные идеи на практике в рамках предприятия.
В условиях сложившегося в настоящее время социально-экономического положения выпускников технических специальностей на рынке труда проведение активной политики в отношении интеграции выпускников вузов, как будущих молодых специалистов, в инновационную стратегию развития энергопредприятий может дать ощутимый положительный результат в Республике Татарстан [2].
Построение и контроль за реализацией программы учебно-производственных практик высшей школы согласно принципу социального партнерства ориентируется на повышение квалификации и уровня практической подготовки специалиста – выпускника вуза, будущего специалиста отрасли, которые могут быть достигнуты посредством приращения профессионального опыта в процессе прохождения всех этапов учебно-производственной практики в вузе.
Усиление практической подготовки молодых специалистов энергоотрасли обусловлено тем, что сегодня существующая система подготовки молодых инженерных кадров не отвечает требованиям практико-ориентированному направлению.
В рамках учебной практики студентам целесообразно:
1. знакомиться в стенах предприятия не только с особенностями будущей профессии, но и с потенциальным работодателем, системным требованиям к уровню теоретических и практических знаний и навыков к будущему молодому специалисту;
2. участвовать в проведении ознакомительных встреч в рамках введения в специальность;
3. посещать занятия «вводных практик» – представление лучших сотрудников и перспектив карьерного и профессионального роста.
В дополнении к существующей производственной практике у студентов старших курсов можно рекомендовать:
4. введение внеаудиторных форм работы, как например, формы проектирования индивидуальных заданий, включенных в учебный план, в качестве дополнения к основному учебному плану;
5. постановка реальной задачи, решение которой будет частью реальной работы конкретного направления деятельности предприятия;
6. совместное решение производственных задач, участие в разработке рекомендаций в рамках учебной и производственной практики смогут повысить мотивацию студентов-практикантов.
7. увеличение количества учебных классов на самих предприятиях, организуя только курсы по обмену опытом между специалистами предприятий из разных городов и стран;
8. обеспечение подобных встреч со студентами всех курсов в рамках программ по профессиональной ориентации.
Указанные мероприятия будут способствовать формированию положительного образа будущей профессии и повышению интереса к ней будущих молодых специалистов. В случае, когда производственная практика начинается с 3-го курса, то бакалавры имеют возможность практической реализации навыков лишь в течение 4-х семестров. Мы считаем, что это крайне малый срок для овладения базовыми навыками и введения в специальность в должном объеме. Основная задача сводится к необходимости формирования нового образовательного пространства, реализовав которое, можно смело говорить о возможности удовлетворения социально-экономических ожиданий общества, предприятий и личности молодого специалиста в области качества высшего профессионального образования.
Повышение качества профессионального обучения студентов может быть обеспечено:
1. повышением лояльности менеджмента предприятий к практическому обучению молодых специалистов «со студенческой скамьи»;
2. выделение из фонда предприятий субсидий на обучение студентов в рамках собственного предприятия;
3. привлечения числа спонсоров, в том числе и организация запросов по программам продвижения одаренных студентов из технических и энергетических вузов.
В будущем это позволит молодым специалистам легче адаптироваться к условиям профессиональной деятельности и сократить сроки социально-профессиональной социализации. Что касается помощи в трудоустройстве выпускников технических специальностей, то с точки зрения респондентов (опрос студентов 4-х, 5-х курсов Казанского Государственного Энергетического Университета, проведенного по авторской анкете, выборка составила 804 чел.), первое место отведено личным связям (64% – 5 курс и 36% – 4 курс). Далее следует ответ «базы практики» с последующим трудоустройством (61% – 5 курс, 39% – 5 курс), на третьем месте располагается ответ – организованные университетом встречи с работодателем (53% – 5 курс, 47% – 4 курс). Наименьшая популярность, среди студентов отведена ярмаркам вакансий (49% – 5 курс, 51% – 4 курс), информации от вуза о путях поиска работы (48% – 5 курс, 52% – 4 курс), и престижу вуза (47% – 5 курс, 53% – 4 курс) [2, с.617-619].
На основании полученных данных следует обратить особое внимание на необходимость коррекции представлений студентов старших выпускных курсов о получаемой специальности, о её престиже, а так же увеличение весомой доли распределения выпускников центрами трудоустройства при вузе.
Важным направлением в работе по профессиональной ориентации студентов старших курсов при ВУЗах становится работа Центров Занятости, распределения и трудоустройства. Например, центр занятости студентов, созданный при профкоме Московского энергетического института (МЭИ) ежегодно проводит презентации крупных энергетических компаний с возможностью дальнейшего трудоустройства и два раза в год Ярмарку вакансий, на которой студенты и выпускники имеют возможность познакомиться с различными организациями, получить ценный опыт общения с работодателями и выбрать достойную вакансию [3]. Центр занятости студентов МЭИ существует девять лет, сотрудничая с 350 организациями, предоставляя в общей сложности около 600 вакансий как для выпускников, так и для студентов МЭИ.
Преемственность подобной практики могла бы стать хорошим подспорьем в работе центра трудоустройства и практики в КГЭУ в рамках обновляемой базы данных и информации о предприятиях энергоотрасли г.Казани и Республики Татарстан. Базы данных и информации, располагающие открытыми вакансиями для студентов и выпускников КГЭУ, расположенные на официальном сайте вуза в свободном доступе для студентов, – хорошее подспорье для их дальнейшего трудоустройства по специальности.
Апробация в рамках профориентационной работы, созданного МЭИ проекта «Профкарьера», сформирует возможность оказания консультации студентам в выборе перспективной работы в области энергетики, а также основной информации о возможности трудоустройства на предприятиях Республики Татарстан.
Библиографический список
- Адаптация молодых специалистов. URL: http://www.kadry.ru (дата обращения 18.06.2010)
- Хизбуллина Р.Р. Система подготовки кадров на примере производственной практики в энергетической отрасли Республики Татарстан // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 617-619.
- Центр занятости и трудоустройства МЭИ. URL: http:// http://www.profcoma.net (дата обращения 18.05.2011)