УДК 316

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Хизбуллина Радмила Радиковна
ФГБОУ ВПО Казанский государственный энергетический университет
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, политологии и права

Аннотация
В статье рассмотрены особенности практического обучения специалистов-энергетиков в Республики Татарстан. Определены профессиональные ориентации и практические предложения по оптимизации системы подготовки и распределения в высшей школе.

Ключевые слова: высшая школа, молодой специалист, практико-ориентированные подход, практическая подготовка, производственная практика, профессиональная ориентация, трудоустройство, энергетика


IMPROVEMENT OF QUALITY OF A VOCATIONAL EDUCATION OF STUDENTS OF POWER SPECIALTIES AT THE HIGHER SCHOOL REPUBLIC OF TATARSTAN

Khizbullina Radmila Radikovna
Kazan State Power Engineering University
PhD in Social Science, Assistant Professor of the Department of «Sociology, political science and law»

Abstract
In article features of practical training of specialists power engineering specialists in the Republic of Tatarstan are considered. Vocational guidances and practical offers on optimization of system of preparation and distribution at the higher school are defined.

Keywords: employment, higher school, power, practical preparation, practice-focused approaches, vocational guidance, work practice, young specialist


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Хизбуллина Р.Р. Повышение качества профессионального обучения студентов энергетических специальностей в высшей школе Республики Татарстан // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/10/5999 (дата обращения: 01.11.2023).

В аналитических статьях, посвященных проблеме адаптации молодых специалистов, также указывается на то, что за время обучения в вузе целесообразно обеспечение студентам получение профессиональных знаний по профилю специальности через овладение ими первичными навыками профессиональной деятельности в соответствии со спецификой профессионально-трудовой деятельности [1].

Профессиональной подготовкой молодых специалистов для энергопромышленных предприятий в России занимаются вузы Открытого энергетического университета. В Республике Татарстан востребованность молодых специалистов может быть достигнута за счет симбиотического взаимодействия высшей школы и предприятий – «заказчиков» на всех этапах профессиональной подготовки. В случае увеличения профессионально-ориентированных программ, реализуемых предприятиями совместно с КГЭУ, и увеличения доли лабораторных и практических занятий на территории энергетических предприятий возможно достигнуть высокого качества квалификации молодых специалистов, обладающих новым типом мышления, хорошим «багажом» теоретических и практических знаний. Тогда молодые специалисты  будут способны быстрее реализовать инновационные идеи на практике в рамках предприятия.

В условиях сложившегося  в настоящее время социально-экономического положения выпускников технических специальностей на рынке труда проведение активной политики в отношении интеграции выпускников вузов, как будущих молодых специалистов, в инновационную стратегию развития  энергопредприятий может дать ощутимый положительный результат в  Республике Татарстан [2].

Построение и контроль за реализацией программы учебно-производственных практик высшей школы  согласно принципу социального партнерства ориентируется на повышение квалификации и уровня практической подготовки специалиста – выпускника вуза, будущего специалиста отрасли, которые могут быть достигнуты посредством приращения профессионального опыта в процессе прохождения всех этапов учебно-производственной практики в вузе.

Усиление практической подготовки молодых специалистов энергоотрасли обусловлено тем, что сегодня существующая система подготовки молодых инженерных кадров не отвечает требованиям практико-ориентированному направлению.

В рамках учебной практики студентам целесообразно:

1. знакомиться в стенах предприятия не только с особенностями будущей профессии, но и с потенциальным работодателем, системным требованиям к уровню теоретических и практических знаний и навыков к будущему молодому специалисту;

2. участвовать в проведении ознакомительных встреч в рамках введения в специальность;

3. посещать занятия «вводных практик» – представление лучших сотрудников и перспектив карьерного и профессионального роста.

В дополнении к существующей производственной практике у студентов старших курсов можно рекомендовать:

4. введение внеаудиторных форм работы, как например, формы проектирования индивидуальных заданий, включенных в учебный план, в качестве дополнения к основному учебному плану;

5. постановка реальной задачи, решение которой будет частью реальной работы конкретного направления деятельности предприятия;

6. совместное решение производственных задач, участие в разработке рекомендаций в рамках учебной и производственной практики смогут повысить мотивацию студентов-практикантов.

7. увеличение количества учебных классов на самих предприятиях, организуя только курсы по обмену опытом между специалистами предприятий из разных городов и стран;

8. обеспечение подобных встреч со студентами всех курсов в рамках программ по профессиональной ориентации.

Указанные мероприятия будут способствовать формированию положительного образа будущей профессии и повышению интереса к ней будущих молодых специалистов. В случае, когда производственная практика начинается с 3-го курса, то бакалавры имеют возможность практической реализации навыков лишь в течение 4-х семестров. Мы считаем, что это крайне малый срок для овладения базовыми навыками и введения в специальность в должном объеме. Основная задача сводится к необходимости формирования нового образовательного пространства, реализовав которое, можно смело говорить о возможности удовлетворения социально-экономических ожиданий общества, предприятий и личности молодого специалиста в области качества высшего профессионального образования.

Повышение качества профессионального обучения студентов может быть обеспечено:

1. повышением лояльности менеджмента предприятий к практическому обучению молодых специалистов «со студенческой скамьи»;

2. выделение из фонда предприятий субсидий на обучение студентов в рамках собственного предприятия;

3. привлечения числа спонсоров, в том числе и организация запросов по программам продвижения одаренных студентов из технических и энергетических вузов.

В будущем это позволит молодым специалистам легче адаптироваться к условиям профессиональной деятельности и сократить сроки социально-профессиональной социализации. Что касается помощи в трудоустройстве выпускников технических специальностей, то с точки зрения респондентов (опрос студентов 4-х, 5-х курсов Казанского Государственного Энергетического Университета, проведенного по авторской анкете, выборка составила 804 чел.), первое место отведено личным связям (64% – 5 курс и 36% – 4 курс). Далее следует ответ «базы практики» с последующим трудоустройством (61% – 5 курс, 39% – 5 курс), на третьем месте располагается ответ – организованные университетом встречи с работодателем (53% – 5 курс, 47% – 4 курс). Наименьшая популярность, среди студентов отведена ярмаркам вакансий (49% – 5 курс, 51% – 4 курс), информации от вуза о путях поиска работы (48% – 5 курс, 52% – 4 курс), и престижу вуза (47% – 5 курс, 53% – 4 курс) [2, с.617-619].

На основании полученных данных следует обратить особое внимание на необходимость коррекции представлений студентов старших выпускных курсов о получаемой специальности, о её престиже, а так же увеличение весомой доли распределения выпускников центрами трудоустройства при вузе.

Важным направлением в работе по профессиональной ориентации студентов старших курсов при ВУЗах становится работа Центров Занятости, распределения и трудоустройства. Например, центр занятости студентов, созданный при профкоме Московского энергетического института (МЭИ) ежегодно проводит презентации крупных энергетических компаний с возможностью дальнейшего трудоустройства и два раза в год Ярмарку вакансий, на которой студенты и выпускники имеют возможность познакомиться с различными организациями, получить ценный опыт общения с работодателями и выбрать достойную вакансию [3]. Центр занятости студентов МЭИ существует девять лет, сотрудничая с 350 организациями, предоставляя в общей сложности около 600 вакансий как для выпускников, так и для студентов МЭИ.

Преемственность подобной практики могла бы стать хорошим подспорьем в работе центра трудоустройства и практики в КГЭУ в рамках обновляемой базы данных и информации о предприятиях энергоотрасли г.Казани и Республики Татарстан. Базы данных и информации, располагающие открытыми вакансиями для студентов и выпускников КГЭУ, расположенные на официальном сайте вуза в свободном доступе для студентов, – хорошее подспорье для их дальнейшего трудоустройства по специальности.

Апробация в рамках профориентационной работы, созданного МЭИ проекта «Профкарьера», сформирует возможность оказания консультации студентам в выборе перспективной работы в области энергетики, а также основной информации о возможности трудоустройства на предприятиях Республики Татарстан.


Библиографический список
  1. Адаптация молодых специалистов. URL: http://www.kadry.ru (дата обращения 18.06.2010)
  2. Хизбуллина Р.Р. Система подготовки кадров на примере производственной практики в энергетической отрасли Республики Татарстан // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 617-619.
  3. Центр занятости и трудоустройства МЭИ. URL: http:// http://www.profcoma.net (дата обращения 18.05.2011)


Все статьи автора «Хизбуллина Радмила Радиковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: