УДК 159.9.072.5

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИИ ТЕСТА «ОПРОСНИК СМЫСЛА ЖИЗНИ» (MLQ)

Елшанский Сергей Петрович1, Ануфриев Александр Федорович2, Камалетдинова Зульфия Фаридовна3, Сапарин Олег Евгеньевич4, Семенов Дмитрий Владимирович5
1Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии
2Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии
3Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии
4Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии
5Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии

Аннотация
Обретение смысла жизни в современной позитивной психологии рассматривается как крайне важное позитивное качество личности. В статье представлены результаты исследования психометрических показателей русскоязычной версии теста «Опросник смысла жизни» (MLQ). Количество баллов шкалы показывает уровень мотивации к поиску смысла жизни и осознания этого смысла у испытуемого. Шкала имеет две субшкалы – субшкалу Наличия и субшкалу Поиска. Предметом исследования были психометрические показатели русскоязычного варианта теста – его надежность, валидность, внутренняя согласованность. Использовались стандартные психометрические процедуры проверки этих параметров. Проводилась оценка ретестовой надежности теста и его валидности (путем анализа корреляций со схожим и противопоставленным параметрами), а также анализ ряда показателей внутренней согласованности. В целом, результаты проведенного исследования обнаружили высокую ретестовую надежность русскоязычной версии теста «Опросник смысла жизни» (MLQ) (как общей суммарной шкалы, так и субшкал Наличия и Поиска), его достаточно хорошую внутреннюю согласованность (также как для общей суммарной шкалы, так и для субшкал), дают возможность говорить о валидности отдельных интегральных показателей теста (общей суммарной шкалы и субшкалы Наличия) (при этом субшкала Поиска валидности не обнаружила). Предполагается, что представленный вариант теста может быть использован при работе с русскоязычными испытуемыми в научных психологических исследованиях, а также в работе психологов-практиков и психотерапевтов, ориентированных на позитивную психологию, экзистенциальную психотерапию, личностный рост клиента.

Ключевые слова: валидность теста, внутренняя согласованность теста, надежность теста, позитивная психология, психодиагностика, смысл жизни, шкала


PSYCHOMETRICAL INDICATORS OF THE RUSSIAN-LANGUAGE VERSION OF THE MEANING IN LIFE QUESTIONNAIRE (MLQ)

Yelshansky Serguei Petrovich1, Anufriev Aleksandr Fedorovich2, Kamaletdinova Zulfiya Faridovna3, Saparin Oleg Evgenievich4, Semyonov Dmitrij Vladimirovich5
1Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Doctor in Psychology, Professor, Professor of the General and Practical Psychology Department
2Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Doctor in Psychology, Professor, Professor of the General and Practical Psychology Department
3Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the General and Practical Psychology Department
4Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the General and Practical Psychology Department
5Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Candidate in Psychology, Docent, Docent of the General and Practical Psychology Department

Abstract
The uncovering of the meaning of life in the modern positive psychology is seen as a very important positive quality of the person. The article presents the results of research on psychometric indicators of the Russian version of the test «Meaning in Life Questionnaire» (MLQ). The number of points of the scale shows the level of motivation to search for meaning in life and an awareness of this sense of the respondent. The scale has two subscale – subscale of the Presence and the Search subscale. The subject of the study were psychometric indicators of Russian language version of the test is its reliability, validity, internal consistency. We used standard psychometric procedures for checking these parameters. Assessed retest reliability of the test and its validity (by analyzing correlations with contrasted and similar parameters), as well as an analysis of several indicators of internal consistency. Overall, the results of the study showed high retest reliability of the Russian version of the test «Meaning in Life Questionnaire» (MLQ) (total scale and subscales of Presence and Search), its quite good internal consistency (as well as for the total scale and for subscales), provide an opportunity to talk about the validity of separate integral indicators of the test (total scale and subscale of Presence) (in this case, subscale of Search validity was not found). It is assumed that the presented version of the test can be used in the work with Russian-speaking examinees in scientific psychological research, and in the work of psychologists-practitioners and psychotherapists focused on positive psychology, existential psychotherapy, personal growth of the client.

Keywords: inner consistency of the test, meaning in life, positive psychology, psychodiagnostics, reliability of the test, scale, validity of the test


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Опросник смысла жизни» (MLQ) // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6019 (дата обращения: 19.11.2016).

Введение

В статье представлены результаты исследования психометрических показателей  русскоязычной версии теста «Опросник смысла жизни» [1, 2]. Обретение смысла жизни в современной позитивной психологии рассматривается как крайне важное позитивное качество личности [3].

Представленный в данной работе тест измеряет  уровень мотивации к поиску смысла жизни и осознания этого смысла. Тестпредложен американскими психологами (Университет штата Колорадо). Шкала состоит из десяти утверждений, степень своего согласия с которыми респондент  должен оценить по семибалльной шкале.

В настоящее время на кафедре общей, возрастной  и педагогической психологии (ранее на кафедре общей и практической психологии) Института психологии, педагогики и управления человеческими ресурсами МГГУ им. М.А. Шолохова ведется работа по переводу на русский язык и адаптации некоторых психодиагностических тестов позитивной психологии [4-10]. В рамках этой работы был осуществлен перевод теста «Опросник смысла жизни» на русский язык [9] и проведено исследование ряда психометрических параметров этого теста.

Статистические расчеты проводились с применением программы Statistiсa 6.

Описание шкалы

Название (русскоязычное):  Опросник смысла жизни.

Что измеряет: уровень мотивации к поиску смысла жизни и осознания этого смысла.

Оригинальное название: Meaning in Life Questionnaire (MLQ).

Авторы:  Michael F. Steger, Patricia Frazier, Shigehiro Oishi, Matthew Kaler.

Для адаптации теста нами был сделан его оригинальный перевод на русский язык.

Инструкция: Пожалуйста, уделите немного времени тому, чтобы подумать о том, что делает Вашу жизнь важной и значащей для Вас. Пожалуйста, оцените следующие утверждения настолько честно и точно, насколько Вы можете, помните также, что это очень субъективные вопросы и что на них нет правильных и неправильных ответов. Пожалуйста, отвечайте согласно представленной ниже шкале.

Шкала оценки утверждений:

1 – абсолютно неверно;

2 – в основном неверно;

3 – до определенной степени неверно;

4 – не могу сказать, верно или нет;

5 – до определенной степени верно;

6 – в основном верно;

7 – абсолютно верно.

Утверждения.

 1. Я понимаю смысл моей жизни.

 2. Я всегда стараюсь найти в жизни что-то, что заставит меня почувствовать, что моя жизнь наполнена смыслом.

 3. Я всегда стремлюсь найти цель в жизни.

 4. В моей жизни есть четкое понимание цели.

 5. У меня есть четкое понимание того, что наполняет мою жизнь смыслом.

 6. Я уже нашел удовлетворяющую меня цель жизни.

 7. Я всегда ищу чего-то, что заставит меня почувствовать значимость моей жизни.

 8. Я ищу цель или миссию в жизни.

 9. У меня нет четкой цели в жизни.

 10. Я ищу смысл моей жизни.

«Прямые» пункты: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ,10.

«Обратный» пункт: 9.

Обработка результатов (основная шкала): суммируются баллы по 10 утверждениям. При этом по пункту 9 прибавляется не число, соответствующее ответу испытуемого, а число 8-X (где X ответ респондента по пункту 9).

В этом тесте можно «набрать» от 7 до 70 баллов.

Набранный балл показывает уровень мотивации к поиску смысла жизни и осознания этого смысла респондентом.

Субшкалы.

Субшкала Наличия (Присутствия [смысла жизни]) (Presence).

Суммируются баллы по пунктам 1, 4, 5, 6, затем прибавляется результат по пункту  9 с «обратным» кодом (то есть число 8-X, где X ответ респондента по пункту 9).

В эту субшкалу входят 5 пунктов. Результат может находиться в диапазоне от 5 до 35 баллов.

Субшкала Поиска [смысла жизни] (Search).

Суммируются баллы по пунктам 2, 3, 7, 8 и 10.

В эту субшкалу также входят 5 пунктов. Результат может находиться в диапазоне от 5 до 35 баллов.

Показатель по основной шкале равен сумме показателей по двум субшкалам.

Результаты исследования психометрических показателей Опросника смысла жизни на российской выборке

Выборка.

В тестовом исследовании по данной шкале приняли участие 357 человек в возрасте от 17 до 66 лет (средний возраст 26,56±0,48 года). 91 мужчина и 266 женщин. Ретестовое исследование проводилось через 1,5 месяца после тестового. Был исследован 71 человек в возрасте от 17 до 59 лет (средний возраст 26,54±1,215 года) из ранее опрошенных в ходе тестового исследования, 14 мужчин и 57 женщин. В качестве испытуемых выступали студенты и преподаватели МГГУ им. М.А. Шолохова, а также студенты других вузов г. Москвы и работники предприятий г. Москвы различного профиля. Тестовая и ретестовая выборки по показателям пола (критерий Фишера [угловое преобразование]; p>0,05) и возраста (критерий Манна-Уитни; p>0,05) были статистически однородными.

Распределения.

Распределения результатов по отдельным утверждениям (по каждому из десяти утверждений) не были нормальными (критерий Шапиро-Вилка для p на уровне 0,05) ни для результатов теста, ни для результатов ретеста. Для интегрального показателя для теста распределение не было нормальным (критерий Шапиро-Вилка для p на уровне 0,05), для интегрального показателя ретеста распределение было нормальным (различий между эмпирическим распределением и ожидаемым нормальным распределением выявлено не было, критерий Шапиро-Вилка на уровне 0,05 [p=0,64]). Учитывая отсутствие нормальных распределений по большинству изучавшихся показателей, предпочтение при статистической обработке отдавалось непараметрическим методам.

Полученные результаты.

Тест. Результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Результаты по тестовой выборке.

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке

1

5,29

0,09

1

7

2

5,49

0,07

1

7

3

5,43

0,08

1

7

4

5,09

0,09

1

7

5

5,47

0,07

1

7

6

5,15

0,08

1

7

7

5,08

0,08

1

7

8

4,77

0,09

1

7

9

(обратный код 8-X)

4,98

0,10

1

7

10

4,25

0,11

1

7

Сумма (общая шкала)

51,0

0,50

19

70

Субшкала Наличия (Присутствия [смысла жизни]) (Presence)

25,98

0,33

6

35

Субшкала Поиска [смысла жизни] (Search)

25,02

0,30

5

35

Ретест. Результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Результаты по ретестовой выборке.

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке

1

4,96

0,18

1

7

2

5,41

0,14

2

7

3

5,55

0,13

2

7

4

4,86

0,18

1

7

5

5,21

0,17

1

7

6

4,97

0,17

1

7

7

5,13

0,18

1

7

8

4,54

0,21

1

7

9

(обратный код 8-X)

4,96

0,21

1

7

10

4,25

0,24

1

7

Сумма (общая шкала)

49,83

1,13

25

70

Субшкала Наличия (Присутствия [смысла жизни]) (Presence)

24,96

0,78

6

35

Субшкала Поиска [смысла жизни] (Search)

24,87

0,61

11

35

Полученные результаты показывают для теста наличие в выборке всех вариантов ответа по каждому утверждению, для ретеста – отсутствуют ответы «абсолютно неверно» (вариант 1) для пунктов 2 и 3.

Результаты отдельно для подгрупп мужчин и женщин (по результатам тестового исследования) представлены в Таблицах 3 и 4.

Таблица 3. Мужчины. Результаты по тестовой выборке.

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке

1

5,49

0,10

1

7

2

5,58

0,14

1

7

3

5,54

0,12

1

7

4

5,19

0,11

1

7

5

5,36

0,11

1

7

6

5,34

0,14

1

7

7

5,06

0,12

1

7

8

4,78

0,15

1

7

9

(обратный код 8-X)

5,29

0,21

1

7

10

4,13

0,13

1

7

Сумма (общая шкала)

51,76

1,06

20

70

Субшкала Наличия (Присутствия [смысла жизни]) (Presence)

26,67

0,68

10

35

Субшкала Поиска [смысла жизни] (Search)

25,09

0,62

10

35

 Таблица 4. Женщины. Результаты по тестовой выборке.

Утверждение Среднее Стандартная ошибка среднего Минимум по выборке Максимум по выборке

1

5,23

0,10

1

7

2

5,45

0,09

1

7

3

5,38

0,09

1

7

4

5,03

0,10

1

7

5

5,51

0,09

1

7

6

5,08

0,10

1

7

7

5,09

0,09

1

7

8

4,76

0,10

1

7

9

(обратный код 8-X)

4,88

0,12

1

7

10

4,27

0,12

1

7

Сумма (общая шкала)

50,67

0,58

19

70

Субшкала Наличия (Присутствия [смысла жизни]) (Presence)

25,72

0,39

6

35

Субшкала Поиска [смысла жизни] (Search)

24,95

0,35

5

35

Был проведен анализ различий между подгруппами мужчин и женщин для результатов тестового исследования (использовался критерий Манна-Уитни при pна уровне 0,05). Результаты представлены в Таблице 5.

Таблица 5. Анализ различий между мужчинами и женщинами.

Утверждение

p-level

1

0,06

2

0,43

3

0,29

4

0,53

5

0,51

6

0,16

7

0,82

8

0,98

9

0,046 (есть различия)

10

0,57

Сумма (общая шкала)

0,30

Субшкала Наличия

0,17

Субшкала Поиска

0,89

Как видно из Таблицы 5, статистически значимых различий между подгруппами, организованными по гендерному признаку, не обнаружено ни для суммарных показателей шкалы (то есть, суммарные показатели шкалы гендерной специфичностью не обладают), ни для большинства результатов по отдельным утверждениям. Единственным пунктом, для которого существуют гендерные различия, был пункт 9. При этом для мужчин характерен более высокий уровень «обратного» показателя по этому пункту (соответственно – более низкий по «прямому» – средние по этому пункту для «прямого» показателя: 2,71 для мужчин и 3,12 для женщин). То есть, мужчины реже, чем женщины,  соглашаются с утверждением «У меня нет четкой цели в жизни».

Ретестовая надежность.

Для проверки ретестовой надежности шкалы и ее параметров были рассчитаны корреляции (метод Спирмена, p<0,05) между показателями теста и ретеста для всех показателей.

Корреляции между результатами теста и ретеста для отдельных пунктов шкалы.

Пункт 1. R=0,59, p<0,0000001. Корреляция статистически значима.

Пункт 2. R=0.43, p=0,0002. Корреляция статистически значима.

Пункт 3. R=0,43, p=0,0002. Корреляция статистически значима.

Пункт 4. R=0,59, p<0,0000001. Корреляция статистически значима.

Пункт 5. R=0,5, p=0,000007. Корреляция статистически значима.

Пункт 6. R=0,38, p=0,0001. Корреляция статистически значима.

Пункт 7. R=0,46, p= 0,00006. Корреляция статистически значима.

Пункт 8. R=0,32, p=0,007. Корреляция статистически значима.

Пункт 9. R=0,47, p=0,00003. Корреляция статистически значима.

Пункт 10. p=0,22. Корреляция статистически не значима.

Сумма баллов (общая шкала). R=0,53, p= 0,000002. Корреляция статистически значима.

Субшкала Наличия. R=0,6, p<0,0000001. Корреляция статистически значима.

Субшкала Поиска. R=0,5, p= 0,000007. Корреляция статистически значима.

Таким образом, для суммарных показателей и для всех пунктов шкалы, кроме пункта 10, обнаружены статистически значимые положительные корреляции между результатами теста и ретеста. В целом, ретестовая надежность шкалы высокая.

Внутренняя согласованность интегральных показателей шкалы.

Для тестового исследования между большинством пар параметров шкалы (результатами по отдельным утверждениям и суммарным показателем) обнаружены статистически значимые положительные корреляции (метод Спирмена, p<0,05). Отсутствуют значимые корреляции между результатами по пунктам 1 и10, 5 и 10, 6 и 10, 7 и 9, 8 и 9, 9 и 12, 10 и 12, 9 и субшкалой поиска (пункт 9 входит в субшкалу наличия).

Был также рассчитан средний показатель корреляции между пунктами (по методу Пирсона) (averageinter-itemcorrelation). Он составил 0,24 (меньше, чем для большинства других изучавшихся нами тестов).

Рассчитанная для результатов тестового исследования корреляция (метод Спирмена, p<0,05) межу суммой первых 5 пунктов теста и суммой последних 5-ти (пункт 9 рассчитывался как обратный) оказалась высокой. R=0,59. p<0,0000001. Это дополнительно подтвердило корреляционную согласованность пунктов опросника.

В целом, полученные результаты обнаруживают определенную корреляционную согласованность образующих интегральные показатели пунктов шкалы между собой и взаимосвязь интегральных показателей шкалы и образующих их пунктами.

Внутренняя согласованность по Кронбаху (α, для тестового исследования, по всем пунктам шкалы) составила 0,7815. Такой уровень внутренней согласованности может оцениваться как «достаточный» (>0,7).

Был проанализирован также ряд других показателей внутренней согласованности шкалы (по результатам тестового исследования): корреляции между  результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта; уровень взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии); внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа), если соответствующий пункт будет удален. Результаты представлены в Таблице 6.

Таблица 6. Показатели внутренней согласованности общей шкалы.

I

II

III

IV

1

0,53

0,44

0,752

2

0,64

0,54

0,743

3

0,67

0,55

0,738

4

0,60

0,54

0,743

5

0,61

0,53

0,746

6

0,57

0,56

0,748

7

0,40

0,30

0,769

8

0,45

0,43

0,762

9 (обр.)

0,26

0,29

0,792

10

0,03

0,28

0,823

I – Пункт шкалы.

II – Корреляция между  результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта.

III – Уровень взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии).

IV – Внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), если соответствующий пункт будет удален.

Как видно из таблицы, корреляции между результатами по пункту и общей суммарной шкалой (без соответствующего пункта) – высокие для всех пунктов, кроме пункта 10, положительные для всех пунктов. Уровни взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии) – достаточно высокие для всех пунктов. Внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), если соответствующий пункт будет удален, – «хорошая» для всех пунктов, однако при удалении пунктов 9 и 10 наблюдается некоторое (незначительное, особенно для пункта 9) повышение согласованности по сравнению с показателем для всех десяти пунктов. То есть, эти пункты влияют на согласованность шкалы негативно.

Наиболее «проблемным» с точки зрения согласованности шкалы является пункт 10.

В целом общая шкала теста на склонность Опросника смысла жизни обладает хорошей внутренней согласованностью.

Результаты анализа согласованности субшкалы Наличия представлены в таблице 7.

Таблица 7. Показатели внутренней согласованности субшкалы Наличия.

I

II

III

IV

1

0,59

0,39

0,78

4

0,68

0,47

0,76

5

0,67

0,51

0,77

6

0,71

0,55

0,75

9 (обр.)

0,44

0,21

0,84

IПункт шкалы.

II – Корреляция между  результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта.

III – Уровень взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии).

IV – Внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), если соответствующий пункт будет удален.

Альфа Кронбаха для субшкалы Наличия равна 0,8155 («высокий» уровень согласованности). Средняя корреляция между пунктами субшкалы равна 0,498 (высокий уровень корреляции).

В целом показатели согласованности для субшкалы Наличия хорошие. Наихудшие – для пункта 9 (коэффициент Кронбаха повышается при удалении этого пункта, уровень взаимосвязи с другими пунктами шкалы – наименьший среди всех пунктов), хотя они представляются достаточными и для этого пункта.

Результаты анализа согласованности субшкалы Поиска представлены в таблице 8.

Таблица 8. Показатели внутренней согласованности субшкалы Поиска.

I

II

III

IV

2

0,57

0,47

0,66

3

0,55

0,47

0,67

7

0,46

0,28

0,70

8

0,65

0,43

0,62

10

0,31

0,15

0,77

I – Пункт шкалы.

II – Корреляция между  результатами по пункту и общей суммарной шкалой без учета соответствующего пункта.

III – Уровень взаимосвязи между пунктом и другими пунктами (квадрат множественной регрессии).

IV – Внутренняя непротиворечивость шкалы (коэффициент альфа Кронбаха), если соответствующий пункт будет удален.

Альфа Кронбаха для субшкалы Поиска равна 0,732 («достаточный» уровень согласованности). Средняя корреляция между пунктами субшкалы равна 0,386 (достаточно высокий уровень корреляции).

В целом показатели согласованности для субшкалы Поиска хорошие. Наихудшие – для пункта 10 (коэффициент Кронбаха повышается при удалении этого пункта, уровень взаимосвязи с другими пунктами шкалы – наименьший среди всех пунктов), хотя они представляются достаточными и для этого пункта.

Анализ «близости» пунктов шкалы.

Проведенный факторный анализ (метод главных компонент без вращения) для результатов тестового исследования позволил выделить 1 фактор (рассматривались пункты, для которых факторные нагрузки по абсолютному значению больше 0,7). Он  объединил пункты с 1 по 6 (факторные нагрузки для этих пунктов были более 0,7 по абсолютному значению, все факторные нагрузки одного знака – отрицательные). Это утверждения без слова «ищу» (в отличие от пунктов 7, 8 и 10) и «прямые» (в отличие от пункта 9, который является «обратным»). Обнаруженный фактор не совпадает с субшкалами теста.

Проведенный кластерный анализ (метод Евклидовых расстояний) (также для результатов тестового исследования) показал близость ответов по пунктам 2 и 3, а также 1. 4, 5 и 6. Также близки 2 этих кластера между собой. Этот результат совпадает с данными факторного анализа. Наиболее «отстоят» от других пунктов пункты 10 и 9 (обр.).

Можно предположить, что результаты факторного и кластерного анализа больше детерминированы формулировками, чем смыслом утверждений. Вообще, утверждения этой шкалы очень близки по смыслу, поэтому разработать на их основе какие-то еще субшкалы представляется затруднительным.

Валидность шкалы.

Проверка валидности теста проводилась с помощью корреляционного анализа  (метод Спирмена) со сходными и противоположными по смыслу показателями (по результатам тестового исследования).

В качестве «сходного» параметра был выбран уровень субъективного благополучия по Шкале субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер [6, 11]. Результаты анализа представлены в Таблице 9.

Таблица 9. Корреляции со «сходным» параметром. По результатам тестового исследования.

Корреляция  с уровнем

субъективного

благополучия

для пункта

R

p-level

Наличие значимой положительной  корреляции

1

0,34

<0,000001

+

2

0,20

0,0001

+

3

0,23

0,00002

+

4

0,30

<0,000001

+

5

0,37

<0,000001

+

6

0,30

<0,000001

+

7

0,005

0,93

(корреляция статистически незначимая)

8

0,07

0,21

(корреляция статистически незначимая)

9 (обр.)

0,25

0,000002

+

10

-0,12

0,02

(корреляция отрицательная)

Для суммы баллов (общей шкалы)

0,23

0,00002

+

Для субшкалы Наличия

0,41

<0,0000001

+

Для субшкалы Поиска

0,07

0,22

(корреляция статистически незначимая)

Таким образом, для пунктов 1-6, 9, для субшкалы Наличия и для общего суммарного  показателя шкалы были выявлены значимые положительные корреляции со сходным параметром (в качестве которого использовался уровень субъективного благополучия по шкале С. Любомирски и Х. Леппер) (по результатам тестового исследования). «Сила» корреляции для общего суммарного показателя невысокая (0,23). Для пунктов 7, 8 и для субшкалы Поиска статистически значимых корреляций обнаружено не было. Для пункт 10 вообще были обнаружена значимая отрицательная корреляция (правда, достаточно слабая, 0,12 по модулю). Получается, что счастливые люди не ищут смысл жизни (формулировка пункта 10: «Я ищу смысл моей жизни») и наоборот – несчастные ищут этот смысл.

Интересно, что наличие смысла жизни (субшкала Наличия) положительно коррелирует с уровнем субъективного благополучия (счастьем), а вот склонность к поиску смысла жизни (субшкала Поиска) – не коррелирует.

В качестве «противоположного» показателя использовался уровень депрессии по тесту А. Бека [12]. Результаты анализа представлены в Таблице 10.

Таблица 10. Корреляции с «противоположным» параметром. По результатам тестового исследования.

Корреляция  с уровнем

депрессии по Беку для пункта

R

p-level

Наличие значимой отрицательной   корреляции

1

-0,30

<0,0000001

+

2

-0,21

0,00005

+

3

-0,17

0,001

+

4

-0,26

0,000001

+

5

-0,27

<0,0000001

+

6

-0,28

<0,0000001

+

7

-0,09

0,08

(корреляция статистически незначимая)

8

-0,02

0,6

(корреляция статистически незначимая)

9 (обр.)

-0,21

0,00008

+

10

0,09

0,096

(корреляция статистически незначимая)

Для суммы баллов (общей шкалы)

-0,22

0,00003

+

Для субшкалы Наличия

-0.34

<0,0000001

+

Для субшкалы Поиска

-0,09

0,098

(корреляция статистически незначимая)

Таким образом, обнаружены статистически значимые отрицательные корреляции с условно «противопоставленным» показателем – уровнем депрессии по А. Беку – для пунктов 1-6, 9 (обр.), субшкалы Наличия и для общего суммарного показателя шкалы. Для пунктов 7, 8, 10 и субшкалы Поиска значимых корреляций не обнаружено.

Поскольку была обнаружена статистически значимая обратная корреляция между общим интегральным показателем теста и уровнем депрессии по тесту Бека (противопоставленным параметром), а также прямая корреляция между этим показателем (общей суммой)и условно сходным параметром, полученные результаты позволяют говорить об исследуемой шкале в целом как о валидной.

Однако из двух субшкал теста лишь субшкала Наличия оказалась валидной. Для нее также обнаружены прямая корреляция со сходным и обратная с противопоставленным параметрами. Для субшкалы Поиска этих корреляций не наблюдается. Таким образом, субшкала Поиска валидности в проведенном исследовании не обнаружила.

 Для ряда пунктов шкалы также были обнаружены значимые положительные корреляции со сходным и значимые отрицательные корреляции с противопоставленным параметрами.

В целом, результаты проведенного исследования обнаружили высокую ретестовую надежность русскоязычной версии теста Опросник смысла жизни» (MLQ) (как общей суммарной шкалы, так и субшкал Наличия и Поиска), его достаточно  хорошую внутреннюю  согласованность (также как для общей суммарной шкалы, так и для субшкал), дают возможность говорить о валидности отдельных интегральных показателей теста (общей суммарной шкалы и субшкалы Наличия) (при этом субшкала Поиска валидности не обнаружила). Возможно, имеет смысл в будущих исследованиях и практической работе отдавать большее предпочтение выделенной из этого теста субшкале Наличия (присутствия смысла жизни) из 5 вопросов (использовать ее отдельно, как самостоятельный тест). Предполагается, что представленный вариант теста может быть использован при работе с русскоязычными испытуемыми в научных психологических исследованиях, а также в работе психологов-практиков и психотерапевтов, ориентированных на позитивную психологию, экзистенциальную психотерапию, личностный рост клиента.


Библиографический список
  1. http://www.ppc.sas.upenn.edu/ppquestionnaires.htm#MLQ
  2. http://www.ppc.sas.upenn.edu/meaninginlife.pdf
  3. Селигман М.Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. – М.: «София», 2006. – 368 с.
  4. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Русскоязычная версия шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 245-248.
  5. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы надежды Ч.Р. Снайдера. Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9-2 (41). С. 92-98.
  6. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычного варианта шкалы субъективного счастья С. Любомирски и Х. Леппер. Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 (35). С. 136-139.
  7. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семёнов Д.В. Некоторые психометрические показатели русскоязычной версии эмоционального теста М. Фордайса. Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 (34). С. 56-60.
  8. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В.  Психодиагностические тесты позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 8 с.
  9. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В.  Методики позитивной психологии. Учебно-методическое пособие. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – 8 с.
  10. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы чувства благодарности. Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 3. С. 23-30.
  11. Lyubomirsky S., Lepper H. S. (1999). A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation. Social Indicators Research, 46(2), 137-155.
  12. http://www.psycabi.net/testy/592-shkala-test-oprosnik-depressii-beka-kognitivnaya-terapiya-beka-ili-kak-vyjti-iz-depressii


Все статьи автора «Елшанский Сергей Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация