Заикание является одним из наиболее распространенных и сложных речевых расстройств, трудно поддающихся коррекции. Нарушения речи у заикающихся имеют длительное течение, которое нарушает полноценный процесс общения, обусловливает определенные психологическим изменения, вызывает социальную дезадаптацию [1]. Важную роль в изучении и коррекции заикания играет комплексный подход. Одной из составляющих комплексного подхода является выявление видов страха и их влияния на течение данного речевого нарушения.
В отечественной и зарубежной психологии вопросами изучения феномена страха занимались В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, И.Я. Медведева, В.Н. Мясищев, З. Фрейд, К. Изард, Д. Айне, и др. Большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер, но некоторые раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий (испуг, боль, болезнь, конфликты, поражение и т.д.) [2, с. 20].
Заикание обусловлено действием факторов (раздражителей), приводящих к специфическим нарушениям в нервной системе и психике человека при наличии благоприятствующих условий («почвы»). Предрасполагающей причиной заикания может послужить эмоциональная напряженность, неустойчивость и повышенная реактивность на почве нарушений взаимоотношений с окружающими. В качестве производящих причин, наряду с анатомо-физиологическими, можно указать обострение эмоциональной напряженности в результате острого психического ущемления, обиды, испуга, страха [3, с. 20].
Навязчивые переживания страха, ожидание речевых неудач, как правило, связываются заикающимися не с содержанием самого высказывания, а с тем, что могут возникнуть судорожные запинки. Эти переживания носят яркий, образный характер, даже воспоминания об определенных ситуациях общения вызывают у заикающихся переживание страха. У заикающихся, начиная с подросткового возраста, часто отмечается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения – логофобии. Логофобия может быть ситуационной и проявляться только в определенных ситуациях (например, при обращении к продавцу в магазине или во время разговора по телефону). В тяжелых случаях она может быть генерализованной, когда страх речи возникает во всех ситуациях общения.
Для адекватного планирования психолого-педагогической, логопедической и лечебной работы и оценки ее эффективности необходимо комплексное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного нарушения. Обследование должно быть комплексным. Оно включает психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского заключения.
С целью изучения страхов заикающихся подростков было проведено исследование в Саратовской областной детской клинической больнице, в котором приняли участие 50 детей в возрасте от 12 до 15 лет. Обобщив результаты исследования, мы выделили четыре группы детей по характеру и тяжести заикания.
1. Легкая степень – подростки заикаются только при эмоциональной нагрузке в возбужденном состоянии и при желании быстро высказаться; в этом случае задержка легко преодолевается, говорят, не стесняясь своего дефекта.
2. Средняя степень – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание; в этом случае при преодолении задержки испытывают некоторые трудности, стесняются своего дефекта в присутствии незнакомых лиц, в школе.
3. Тяжелая степень – заикаются в течение всей речи, испытывают трудности при преодолении задержки, стесняются своего дефекта в присутствии не только незнакомых, но и знакомых лиц, в школе, на улице, общаясь с детьми любого возраста. Испытывают страх в ситуации общения в школе, с незнакомыми людьми.
4. Крайне тяжелая степень – заикаются в течение всей речи. Стесняются своего дефекта в присутствии не только взрослых людей, но и детей, не могут начать речь без посторонней помощи. Отказываются общаться с детьми своего возраста. Испытывают выраженный страх в ситуации общения, на уроках в школе. Отказываются отвечать на устные вопросы, предпочитают письменные ответы на вопросы.
Для исследования уровня логофобии в различных ситуациях речевого общения при заикании мы использовали «Речевой опросник», разработанный Л.Я. Миссуловиным [4, с. 310].
Согласно полученным данным, дети с легкой степенью заикания характеризуются незначительно выраженным невротическим компонентом. При возникновении страха речи они в состоянии его преодолеть самостоятельно. Дети достаточно активны и общительны.
У детей со средней степенью заикания могут наблюдаться затруднения в контактах, расширяется объем сложных для общения ситуаций. Заикающиеся отмечают, что они заикаются примерно одинаково и дома, и в общественных местах, и с друзьями. Речь не зависит от ситуации. Некоторые считают, что в особенно важных для них ситуациях они могут контролировать свою речь, замедлять темп речи и тем самым уменьшать количество запинок.
Для детей с тяжелой степенью заикания характерными являются значительные эмоциональные расстройства; отмечается интенсивный страх речи, который они зачастую не могут преодолеть. Заикание наиболее выражено в ситуациях активного речевого общения: при ответах на уроке, экзамене, выступлении на собраниях, разговоре с незнакомым человеком по телефону.
У детей с крайне тяжелой степенью заикания происходит дезорганизация всей системы личностных отношений и поведения, выражено чувство собственной неполноценности. Дети испытывают выраженные эмоциональные реакции на заикание, избегают речевых ситуаций. Особенно сильное напряжение они испытывают в школе, ожидая на уроке возможного вызова к доске для ответа. Даже в компании сверстников дети стараются говорить меньше, чтобы избежать усиления заикания, начинают обращать внимание на то, как окружающие реагируют на их речь, как они сами выглядят в глазах окружающих. У заикающихся отмечается формирование навязчивого фобического синдрома непосредственно связанного с речью, общие невротические расстройства, изменение черт характера. Отмечаются трудности при реализации своих способностей, получении образования; исключается возможность общественной деятельности; появляются нарушения в системе межличностных отношений, препятствующие социальной адаптации.
Следует отметить, что всех детей с тяжелой и крайне тяжелой степенью заикания преследует страх в отсутствии поддержки со стороны матери, страх сказать что-либо не так или сделать плохо, страх одиночества, страх речевого высказывания, все дети боятся наказания со стороны родителей, чаще матерей. В доме, в котором относятся друг к другу заботливо и доброжелательно, ровно и тактично, не отмечается усиление заикания. Когда же в семье постоянно царит атмосфера недоброжелательности, крикливости, взаимных упреков, конфликта, возможно значительное ухудшение речи. Особенно в таких случаях страдает речь детей и подростков как наиболее зависимых и легко ранимых членов семьи. Ухудшение речи в семье обусловливается не только логофобией, но и усилением общеневротической симптоматики, вызванной затяжными психотравмирующими ситуациями. В отдельных случаях у детей и подростков речь ухудшается и на фоне постоянной фиксации их внимания на речевом нарушении, которое провоцируется родными, не обладающими необходимыми сведениями о том, как нужно вести себя с заикающимися.
С учетом полученных данных мы разработали программу психологической коррекции страхов у подростков с заиканием. Для реализации коррекционной программы необходимо участие заикающихся в групповой и индивидуальной работе. Учитывая тревожность, неуверенность в себе, отказ от речевого общения, мы провели несколько индивидуальных занятий с детьми четвертой группы. При установлении доверительного контакта дети были включены в групповые занятия. В группе дети чувствуют эмоциональную поддержку со стороны сверстников, становятся более свободными в выражении позитивных и негативных эмоций. На занятиях был установлен эмоционально-положительный контакт. Для снятия напряженности, тревоги, страха перед окружающими, а также для повышения самооценки мы использовали методы игротерапии, коллективные занятия ритмикой, пантомимой, психогимнастику. Различные виды невербальных упражнений создали благоприятные условия для последующего перехода к вербальным методам психологической коррекции.
На основании проведенного исследования мы пришли к выводу, что у детей с диагнозом «заикание» отмечается увеличение числа страхов, что взаимосвязано с усилением степени заикания. При длительном течении заикания у детей наблюдается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения – логофобии. Для того, чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, родителям необходимо знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Учитывая полученные данные, мы провели консультации и занятия с родителями подростков всех групп.
Библиографический список
- Основы специальной психологии : учебное пособие / [А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов, 2013. 335 с.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2000. 448 с.
- Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. М., 2005. 127 с.
- Миссуловин Л.Я. Заикание: особенности возникновения, течения и терапии. СПб., 1999. 318 с.