УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ У ПОДРОСТКОВ С ЗАИКАНИЕМ

Бурмистрова Елена Дмитриевна1, Шипова Лариса Валентиновна2
1Областная детская клиническая больница г. Саратова, логопед
2Саратовский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой специальной психологии

Аннотация
В статье представлено исследование страхов у заикающихся подростков, проводится анализ их степени выраженности. Осуществляется соотнесение уровня страхов с особенностями речи заикающихся, степенью речевых расстройств. Выявляются основные факторы возникновения страхов у подростков с заиканием.

Ключевые слова: заикание, логофобия, нарушения речи, подросток, страхи


FEATURES OF FEARS AT TEENAGERS WITH STUTTER

Burmistrova Elena Dmitriyevna1, Shipova Larisa Valentinovna2
1Regional Children's Clinical Hospital of Saratov, logopedist
2Saratov State University, PhD in Psychological Science, Assistant Professor, Department chair of special psychology

Abstract
Research of fears at the stammering teenagers is presented in article, the analysis of their degree of expressiveness is carried out. Correlation of level of fears with features of the speech stammering, extent of speech frustration is carried out. Major factors of emergence of fears at teenagers with stutter come to light.

Keywords: fears, stutter, teenager, violations of the speech


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Бурмистрова Е.Д., Шипова Л.В. Особенности страхов у подростков с заиканием // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6031 (дата обращения: 30.09.2017).

Заикание является одним из наиболее распространенных и сложных речевых расстройств, трудно поддающихся коррекции. Нарушения речи у заикающихся имеют длительное течение, которое нарушает полноценный процесс общения, обусловливает определенные психологическим изменения, вызывает социальную дезадаптацию [1]. Важную роль в изучении и коррекции заикания играет комплексный подход. Одной из составляющих комплексного подхода является выявление видов страха и их влияния на течение данного речевого нарушения.

В отечественной и зарубежной психологии вопросами изучения феномена страха занимались В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, И.Я. Медведева, В.Н. Мясищев, З. Фрейд, К. Изард, Д. Айне, и др. Большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер, но некоторые раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий (испуг, боль, болезнь, конфликты, поражение и т.д.) [2, с. 20].

Заикание обусловлено действием факторов (раздражителей), приводящих к специфическим нарушениям в нервной системе и психике человека при наличии благоприятствующих условий («почвы»). Предрасполагающей причиной заикания может послужить эмоциональная напряженность, неустойчивость и повышенная реактивность на почве нарушений взаимоотношений с окружающими. В качестве производящих причин, наряду с анатомо-физиологическими, можно указать обострение эмоциональной напряженности в результате острого психического ущемления, обиды, испуга, страха [3, с. 20].

Навязчивые переживания страха, ожидание речевых неудач, как правило, связываются заикающимися не с содержанием самого высказывания, а с тем, что могут возникнуть судорожные запинки. Эти переживания носят яркий, образный характер, даже воспоминания об определенных ситуациях общения вызывают у заикающихся переживание страха. У заикающихся, начиная с подросткового возраста, часто отмечается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения – логофобии. Логофобия может быть ситуационной и проявляться только в определенных ситуациях (например, при обращении к продавцу в магазине или во время разговора по телефону). В тяжелых случаях она может быть генерализованной, когда страх речи возникает во всех ситуациях общения.

Для адекватного планирования психолого-педагогической, логопедической и лечебной работы и оценки ее эффективности необходимо комплексное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного нарушения. Обследование должно быть комплексным. Оно включает психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского заключения.

С целью изучения страхов заикающихся подростков было проведено исследование в Саратовской областной детской клинической больнице, в котором приняли участие 50 детей в возрасте от 12 до 15 лет. Обобщив результаты исследования, мы выделили четыре группы детей по характеру и тяжести заикания.

1. Легкая степень – подростки заикаются только при эмоциональной нагрузке в возбужденном состоянии и при желании быстро высказаться; в этом случае задержка легко преодолевается, говорят, не стесняясь своего дефекта.

2. Средняя степень – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание; в этом случае при преодолении задержки испытывают некоторые трудности, стесняются своего дефекта в присутствии незнакомых лиц, в школе.

3. Тяжелая степень – заикаются в течение всей речи, испытывают трудности при преодолении задержки, стесняются своего дефекта в присутствии не только незнакомых, но и знакомых лиц, в школе, на улице, общаясь с детьми любого возраста. Испытывают страх в ситуации общения в школе, с незнакомыми людьми.

4. Крайне тяжелая степень – заикаются в течение всей речи. Стесняются своего дефекта в присутствии не только взрослых людей, но и детей, не могут начать речь без посторонней помощи. Отказываются общаться с детьми своего возраста. Испытывают выраженный страх в ситуации общения, на уроках в школе. Отказываются отвечать на устные вопросы, предпочитают письменные ответы на вопросы.

Для исследования уровня логофобии в различных ситуациях речевого общения при заикании мы использовали «Речевой опросник», разработанный Л.Я. Миссуловиным [4, с. 310].

Согласно полученным данным, дети с легкой степенью заикания характеризуются незначительно выраженным невротическим компонентом. При возникновении страха речи они в состоянии его преодолеть самостоятельно. Дети достаточно активны и общительны.

У детей со средней степенью заикания могут наблюдаться затруднения в контактах, расширяется объем сложных для общения ситуаций. Заикающиеся отмечают, что они заикаются примерно одинаково и дома, и в общественных местах, и с друзьями. Речь не зависит от ситуации. Некоторые считают, что в особенно важных для них ситуациях они могут контролировать свою речь, замедлять темп речи и тем самым уменьшать количество запинок.

Для детей с тяжелой степенью заикания характерными являются  значительные эмоциональные расстройства; отмечается интенсивный страх речи, который они зачастую не могут преодолеть. Заикание наиболее выражено в ситуациях активного речевого общения: при ответах на уроке, экзамене, выступлении  на собраниях, разговоре с незнакомым человеком по телефону.

У детей с крайне тяжелой степенью заикания происходит дезорганизация всей системы личностных отношений и поведения, выражено чувство собственной неполноценности. Дети испытывают выраженные эмоциональные реакции на заикание, избегают речевых ситуаций. Особенно сильное напряжение они испытывают в школе, ожидая на уроке возможного вызова к доске для ответа. Даже в компании сверстников дети стараются говорить меньше, чтобы избежать усиления заикания, начинают обращать внимание на то, как окружающие реагируют на их речь, как они сами выглядят в глазах окружающих. У заикающихся отмечается формирование навязчивого фобического синдрома непосредственно связанного с речью, общие невротические расстройства, изменение черт характера. Отмечаются  трудности при реализации своих способностей, получении образования; исключается возможность общественной деятельности; появляются нарушения в системе межличностных отношений, препятствующие социальной адаптации.

Следует отметить, что всех детей с тяжелой и крайне тяжелой степенью заикания преследует страх в отсутствии поддержки со стороны матери, страх сказать что-либо не так или сделать плохо, страх одиночества, страх речевого высказывания, все дети боятся наказания со стороны родителей, чаще матерей. В доме, в котором относятся друг к другу заботливо и доброжелательно, ровно и тактично, не отмечается усиление заикания. Когда же в семье постоянно царит атмосфера недоброжелательности, крикливости, взаимных упреков, конфликта, возможно значительное ухудшение речи. Особенно в таких случаях страдает речь детей и подростков как наиболее зависимых и легко ранимых членов семьи. Ухудшение речи в семье обусловливается не только логофобией, но и усилением общеневротической симптоматики, вызванной затяжными психотравмирующими ситуациями. В отдельных случаях у детей и подростков речь ухудшается и на фоне постоянной фиксации их внимания на речевом нарушении, которое провоцируется родными, не обладающими необходимыми сведениями о том, как нужно вести себя с заикающимися.

С учетом полученных данных мы разработали программу психологической коррекции страхов у подростков с заиканием. Для реализации коррекционной программы необходимо участие заикающихся в групповой и индивидуальной работе. Учитывая тревожность, неуверенность в себе, отказ от речевого общения, мы провели несколько индивидуальных занятий с детьми четвертой группы. При установлении доверительного контакта дети были включены в групповые занятия. В группе дети чувствуют эмоциональную поддержку со стороны сверстников, становятся более свободными в выражении позитивных и негативных эмоций. На занятиях был установлен эмоционально-положительный контакт. Для снятия напряженности, тревоги, страха перед окружающими, а также для повышения самооценки мы использовали методы игротерапии, коллективные занятия ритмикой, пантомимой, психогимнастику. Различные виды невербальных упражнений создали благоприятные условия для последующего перехода к вербальным методам психологической коррекции.

На основании проведенного исследования мы пришли к выводу, что у детей с диагнозом «заикание» отмечается увеличение числа страхов, что взаимосвязано с усилением степени заикания. При длительном течении заикания у детей наблюдается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения – логофобии. Для того, чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, родителям необходимо знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Учитывая полученные данные, мы провели консультации и занятия с родителями подростков всех групп.


Библиографический список
  1. Основы специальной психологии : учебное пособие / [А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов, 2013. 335 с.
  2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2000. 448 с.
  3. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. М., 2005. 127 с.
  4. Миссуловин Л.Я. Заикание: особенности возникновения, течения и терапии. СПб., 1999. 318 с.


Все статьи автора «Шипова Лариса Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: