УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ РЕЛИГИОЗНОСТИ

Романова Екатерина Сергеевна
ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации»
Кандидат филологических наук, магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование», преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Аннотация
В статье рассматривается проблема предпочтений современной молодежи с разным уровнем религиозности в выборе психологических защитных механизмов. Предполагается, что религиозность является ресурсом, который обеспечивает использование психологических защитных механизмов для преодоления стрессовых ситуаций. В процессе исследования выявлена положительная корреляция религиозности / воцерковленности с малоадаптивной психологической защитой – реактивным образованием. Для религиозной молодежи свойственна трансформация негативных состояний и чувств в противоположные им.

Ключевые слова: адаптационные механизмы, адаптивные защиты, воцерковленность, малоадаптивные и неадаптивные защиты., психологическая защита, современная молодежь, стиль защитного реагирования, студенты, уровень религиозности


PSYCHOLOGICAL DEFENSES OF CONTEMPORARY YOUTH WITH DIFFERENT LEVELS OF RELIGIOSITY

Romanova Ekaterina Sergeevna
Military Training and Research Center of the Land Forces «Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation»
Candidate of Philology, Master in «Psycho-pedagogical education», lecturer of the department of humanitarian and socio-economic disciplines

Abstract
The article deals with the problem of preferences in the choice of psychological defense mechanisms by contemporary youth with different levels of religiosity. It is suggested that the religiosity is the resource that enables the use of psychological defense mechanisms to overcome stressful situations. The study revealed a positive correlation between religiosity / churchedness with low adaptive psychological defense − reaction formation. Religious youth are likely to transform negative conditions and feelings into opposing them.

Keywords: adaptive defenses, adaptive mechanisms, churchedness, contemporary youth, level of religiosity, low adaptive and inadaptive defenses., psychological defense, students, style of the protective response


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Романова Е.С. Психологические защиты современной молодежи с разным уровнем религиозности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6042 (дата обращения: 27.05.2017).

Проблема адаптационных механизмов психики, назначение которых оградить внутренний мир человека от негативных влияний и последствий трудных жизненных ситуаций, впервые стала рассматриваться в трудах Зигмунда Фрейда. Он описал феномен психологической защиты, обозначил его роль в снижении напряжения, возникающего при фрустрации внутренних инстинктивных импульсов в ситуации соблюдения внешних норм при социальном взаимодействии. В дальнейшем к проблеме изучения психологических защит обращались многие зарубежные психологи (А. Фрейд, Ф. Перлз, К. Роджерс, Р. Лазарус, В. Райх, Р. Плутчик и др.). В их исследованиях в основном психологические защитные механизмы рассматривались как малоадаптивные или неадаптивные, патогенные формы регуляции личности.

Понятие «психологическая защита» (от англ. Defense mechanism) трактуется как «система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта» [1, с. 208]. Угроза может возникать внутри личности или извне в связи с несоответствием поступающей информации и представлениями об образе мира у личности. Задача психологической защиты заключается в снижении эмоциональной напряженности и предотвращении дезорганизации поведения, сознания и психики в целом.

Выявление доминирующих механизмов психологических защит проводилось на разной выборке в зависимости от половой принадлежности, возраста, личностных особенностей, поведенческих отклонений, профессии. Проблема религиозности как ресурса психологической безопасности отражена в трудах зарубежных и отечественных исследователей. Так, в этих работах говорится об удовлетворении потребности в безопасности посредством религии (Г. Олпорт, С.Ю. Решетина, Г.Л. Смолян и др.); о компенсаторной функции религии в кризисных ситуациях, в состоянии стресса (Д.В. Ольшанский, Е.С. Широкалова, И.Н. Яблоков, Д.Е. Мануйлова, О.А. Войновская, Ю.В. Щербатых, Р. Яворски, И.Э. Соколовская); о снижении тревоги у верующих людей (М. Аргайл); о взаимосвязи религиозности и психологического здоровья (Д.Е. Иванов, Г.С. Дулина, И.И. Панькова); об устранении страха смерти (Р.М. Грановская, Ю.С. Коровенкова), социальных страхов с помощью религии и веры (Л.Н. Грошева); о взаимосвязи религиозности и социально-психологической адаптации (И.Э. Соколовская). В исследовании О.В. Сучковой эмпирически устанавливается взаимосвязь психологической безопасности и религиозности [2, с. 88]. Духовные основания психологической защиты верующих рассматриваются в трудах А.В. Котеневой. С позиции христианской антропологии автор раскрывает понятие о психологической защите, разрабатывает собственную теорию об этом феномене как сложном целостном образовании. В основе психологической защиты – духовно-нравственные ценности, определенные личностные и поведенческие черты, а также способы оказания помощи человеку в преодолении стрессов и сохранении гармонии и целостности личности [3; 4; 5]. Непосредственно установление связи между выбором механизмов психической регуляции и уровнем религиозности исследовались в работах И.Э Соколовской [6, с. 46-49; 7, с. 183-189]. Автор анализирует преобладающие психологические защиты у религиозной, формально религиозной и нерелигиозной молодежи. Делается вывод о том, что для религиозного типа характерны незрелые, неадаптивные психологические защиты (вытеснение, замещение, регрессия). Поэтому возникает потребность в формировании дополнительной психологической защиты, которую автор видит в религиозности. При этом религиозность как психологическая защита станет выполнять компенсаторную функцию, что обеспечит необходимую адаптивность в обществе верующим людям [8, с. 49]. По мнению исследователя, между религиозностью и психологическими защитными механизмами имеется взаимосвязь. В связи с этим «социально-психологическая адаптивность достигается эффективным образом» [9, с. 196].

В нашей работе выявляются механизмы психологических защит у современной молодежи с разным уровнем религиозности и обосновывается этот выбор.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее: религиозность современной молодежи является ресурсом, обеспечивающим более продуктивные механизмы психологической защиты в социуме с большим количеством разнообразных психологических рисков.

Выборочную совокупность составили респонденты в возрасте от 16 до 27 лет. Средний возраст – 20,8. В исследовании принимали участие студенты очной и заочной формы обучения филиала Российского государственного университета туризма и сервиса в г. Смоленске, студенты, обучающиеся по программам среднего профессионального образования Смоленского государственного института искусств, а также прихожане храмов из городов России и Украины, являющиеся студентами других высших учебных заведений. Выборка специально была подобрана так, чтобы охватить студенческую молодежь нескольких учебных заведений. Общий объем выборки – 162 человека, из них юношей 94 чел. (58 %), девушек 68 чел. (42 %).

При анализе результатов учитывались такие характеристики: пол, возраст, образование, место учебы, социальный статус. Исследование проводилось с 2012 по 2014 годы.

Для выявления общего представления о религиозности была использована тестовая методика О.В. Сучковой «Отношение к религии и сверхъестественному» [10, с. 136-146]. В процессе выявления уровня религиозности обучающейся молодежи посредством теста О.В. Сучковой были получены три группы: с низкими показателями – 42 человека; со средними – 93 и с высокими показателями – 27.

Респонденты с низким уровнем религиозности, по О.В. Сучковой, не разделяют убеждения и верования православия, у них слабо выражены нравственные нормы. Респонденты с высоким уровнем религиозности полностью разделяют православное вероучение, соблюдают нравственные нормы, у них выражены верования в сверхъестественное, признаваемое этой конфессией. У респондентов со средним уровнем религиозности все перечисленные выше показатели соблюдаются, но нерегулярно, не в полной мере [10, с. 139].

Далее для более детального анализа была применена методика В.Ф. Чесноковой «Индекс воцерковленности». Под воцерковленностью понимается «добровольное признание человеком влияния Церкви через усвоение себе установленного в ней образа жизни и образа мыслей» [11]. В основу этой методики были положены пять критериев: частота посещение храма, частота совершения исповеди и причащения, регулярность чтения текстов Священного Писания, религиозной литературы, форма молитвы и соблюдение церковных постов. В зависимости от выраженности перечисленных переменных В.Ф. Чеснокова выделяет следующие группы: нулевые, слабовоцерковленные, начинающие, полувоцерковленные, воцерковленные (или церковный народ).

Методика «Индекс воцерковленности» В.Ф. Чесноковой представляет собой опросник, состоящий из 6 основных и 6 дополнительных вопросов. Каждый вопрос (искл. составляет первый – информативный о принадлежности к вероисповеданию) имеет ранжирование от 1 до 7, по 1-5 определяется степень воцерковленности. Дополнительные вопросы помогают составить представление о наличии или отсутствии религиозной жизни респондентов.

С целью распределения респондентов по группам принимались во внимание критерии В.Ф. Чесноковой, но также вносились коррективы. К слабовоцерковленным были отнесены лица, которые относят себя к православным, но случайно посещают храм либо раз в год, когда-то исповедовались и причащались или никогда, Евангелия не читали или очень давно, имеют склонность молиться «своими молитвами», пост не соблюдают вообще или редко. В группу «нулевые» попали студенты, которые не верят в Бога, отрицают его существование, либо испытывают колебания в вере, либо на большинство вопросов затруднялись ответить. Полувоцерковленные – лица, посещающие храм уже не случайно, но редко, Евангелие читают иногда, молятся церковными и «своими» молитвами, иногда участвуют в Таинствах и изредка соблюдают пост и т.д. К воцерковленным были отнесены студенты, которые обладают высокой частотой соблюдения всех названных критериев, помимо этого, принимают активное участие в жизни церкви (издание религиозной литературы, реставрация памятников архитектуры, икон, пение в церковном хоре и др.).

Анализ результатов примененной методики В.Ф. Чесноковой показал некоторые несовпадения с данными методики О.В. Сучковой. В итоге были образованы также три группы. К ним были отнесены слабовоцерковленные – 69 человек; воцерковленные и полувоцерковленные (были объединены в одну группу) – 35. В отдельную группу были выделены атеисты, колеблющиеся между верой и неверием и затрудняющиеся в выборе предложенных ответов − 58. Эта группа получила название – «нулевые», или невоцерковленные. Такое несоответствие общего уровня религиозности и уровня воцерковленности можно объяснить тем, что у большинства респондентов имеется потребность в религии, но по каким-то причинам они либо избегают церкви, либо еще не осознают этой потребности. В связи с этим в группу слабовоцерковленных вошли в основном студенты со средним уровнем религиозности, лишь 11 человек с низким. В группу атеистов были включены наряду с неверующими в Бога колеблющиеся и затрудняющиеся ответить на большинство вопросов, связанных с религией, поэтому среди них оказались респонденты с низким и средним уровнем религиозности. Воцерковленных мы объединили с полувоцерковленными из-за малочисленности этой группы, соответственно, сюда вошли респонденты с высоким и средним уровнем религиозности.

Для диагностики механизмов психологической защиты мы воспользовались личностным опросником «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI), авторами которого являются Р. Плутчик и Г. Келлерман. Методика состоит из 97 утверждений, требующих ответа типа «верно – неверно». В процессе проведения измеряются 8 видов психологических защит: отрицание, вытеснение, замещение, компенсация, проекция, регрессия, интеллектуализация (рационализация) и реактивное образование. Каждому из этих механизмов соответствует от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции исследуемых.

Исследование механизмов психологической защиты с помощью методики «Индекс жизненного стиля» (LSI) у респондентов с разным уровнем религиозности / воцерковленности помогло выявить особенности их стиля защитного реагирования.

Таблица 1 − Сравнение средних значений выраженности психологических защит у современной молодежи с разным уровнем религиозности

Психологические защиты

Нулевые / невоцерковленные

n = 58

Слабовоцерковленные

n = 69

Воцерковленные/

Полувоцерковленные

n = 35

M

SD

M

SD

M

SD

Отрицание

67,55

30,57

58,37

29,64

62,20

26,78

Вытеснение

69,55

29,41

66,20

28,12

43,71

32,23

Регрессия

57,24

31,89

57,58

27,80

37,94

33,85

Компенсация

48,67

28,24

52,55

28,37

31,37

23,62

Проекция

58,17

30,63

56,13

29,28

30,40

25,92

Замещение

55,22

30,25

50,42

28,06

36,20

27,66

Интеллектуализация

65,19

29,92

57,27

29,43

62,83

30,61

Реактивное образование

67,88

20,68

70,15

21,63

84,74

12,67

В Таблице 1 представлены результаты сравнительного анализа групп невоцерковленных (далее НВ), слабовоцерковленных (далее СВ) и воцерковленных (далее ВЦ).

Исследование структуры механизмов психологической защиты молодежи с учетом религиозности / воцерковленности показало, что НВ пользуются в качестве основных неадаптивными – вытеснением, реактивным образованием, отрицанием, из адаптивных доминирует интеллектуализация. Для них характерно подавление неприемлемых желаний, чувств, мыслей; трансформация внутренних импульсов в противоположные; отрицание проблемы, что может привести к искажению реальности. Они также предпочитают рациональный способ преодоления конфликтной ситуации. У СВ выше показатели по преобладанию реактивного образования и вытеснения, реже используют отрицание. У ВЦ основными психологическими защитами являются реактивные образования, интеллектуализация и отрицание. Это позволяет охарактеризовать ВЦ как склонных к неприятию собственных мыслей и желаний и предотвращению их с помощью развития у себя противоположных установок при снижении значимости для себя причин, вызвавших психотравмирующую ситуацию. Активизация механизма интеллектуализации выражается в рациональном способе переживания конфликта, этот способ психологической защиты является адаптивным.

Рисунок 1 представляет собой схематическое отображение результатов, содержащихся в таблице 1.

 

Рисунок 1. Выраженность психологических механизмов в группах невоцерковленных, слабовоцерковленных и воцерковленных

Для оценки взаимосвязи религиозности / воцерковленности и способа защитного реагирования использовался коэффициент корреляции Спирмена. Корреляционный анализ показал, что воцерковленность (rS = 0,47; р < 0,05) / религиозность (rS = 0,42; р < 0,05) обнаруживает тесную связь с доминированием в качестве основного механизма реактивного образования. Воцерковленность / религиозность отрицательно коррелирует с такими механизмами психической защиты, как проекция (rS = -0,41; р < 0,05); (rS =   -0,36; р < 0,05), замещение (rS = -0,33; р < 0,05); (rS =  -0,34; р < 0,05), вытеснение (rS = -0,36; р < 0,05); (rS =  -0,37; р < 0,05), регрессией (rS = -0,26; р < 0,05); (rS =  -0,25; р < 0,05). Обратная связь также установлена с доминированием компенсации (rS = -0,31; р < 0,05); (rS =   -0,26; р < 0,05). В качестве основных эти механизмы психического реагирования чаще всего присущи НВ или СВ.

Неосознанные защитные механизмы выполняют охранительную функцию, ослабляя действие неблагоприятных факторов и стрессоров. Адаптивные способности человека к ним связаны с преобладанием той или иной психологической защиты. С одной стороны, воцерковленность / религиозность положительно коррелирует с малоадаптивной психологической защитой реактивным образованием, что свидетельствует о трансформации отрицательных эмоциональных состояний и чувств в положительные, с другой – установлена обратная связь с рядом неадаптивных механизмов психического реагирования (вытеснение, отрицание, регрессия и др.). Научный интерес представляет тот факт, что полученные данные противоречат результатам исследования И.Э. Соколовской [12, с. 183-189], где у религиозной молодежи преобладают психологические защиты – замещение, вытеснение, проекция, регрессия, а для атеистов характерны рационализация (интеллектуализация), компенсация и реактивное образование. Видимо, проблема в несовершенстве имеющихся методик исследования религиозности, в связи с чем возникают трудности в выявлении уровня религиозности и разграничении респондентов по группам.


Библиографический список
  1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.
  2. Сучкова О.В. Социально-психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности: дис. … канд. психол. наук. Тверь, 2008. 192 с.
  3. Котенева А.В. Духовность личности как фактор преодоления деструктивной психологической защиты. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. 376 с.
  4. Котенева А.В.Психологическая защита с позиций христианской антропологии: автореф. … д-ра психол. наук. М., 2010. 54 с.
  5. Котенева А.В. Психологическая защита личности. М.: МГГУ, 2013. 562 с.
  6. Соколовская И.Э. Механизмы психологических защит в связи с религиозностью личности // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 46-49.
  7. Соколовская И.Э. Социальная психология религиозной идентичности современной российской молодежи: дис. … д-ра психол. наук. М., 2015. 315 с.
  8. Соколовская И.Э. Механизмы психологических защит в связи с религиозностью личности // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 46-49.
  9. Соколовская И.Э. Социальная психология религиозной идентичности современной российской молодежи: дис. … д-ра психол. наук. М., 2015. 315 с.
  10. Сучкова О.В. Методика изучения социально-психологического свойства личности «Религиозность» // Вестник Тверского государственного университета. 2008. № 13 (73). С. 136 – 146.
  11. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце ХХ века. М.: Академический проект, 2005. 297 с. [Электронный ресурс] // Библиотека Якова Кротова: [сайт]. URL: http://krotov.info/history/20/1990/chesnokova_00.htm
  12. Соколовская И.Э. Социальная психология религиозной идентичности современной российской молодежи: дис. … д-ра психол. наук. М., 2015. 315 с.


Все статьи автора «Романова Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: