В настоящее время существуют разнообразные формы проведения досуга среди молодежи. Если говорить о наиболее общей классификации форм досуга, то, это может быть домашний и активный досуг. Большую часть досуга молодые расходуют пассивно, в основном на просмотр телепередач (64%), прослушивание музыки (58%) [1, c. 196]. В качестве доминирующих активных форм досуга молодежи следует назвать общение (встречи с друзьями), прогулки на природе (46%), за компьютером проводят досуг (45,9%) [1, c. 196]. В настоящее время, по мнению, Н.Б. Стамбуловой, в организации досуга наблюдается несколько тенденций: коммерциализация свободного времени, индивидуализация и приватизация досуга, умиротворение (усмирение) [2, c. 52].
Особый интерес представляют те формы проведения досуга, которые предпочитают молодые пары, поскольку изучение данного аспекта досуга недостаточно отражено в работах отечественных исследователей. С одной стороны, есть огромное количество вариантов интересного времяпрепровождения вне дома, но, с другой стороны, существуют пары, которые предпочитают этим вариантам уединение и проведение свободного времени в домашней обстановке. Нами был проведено пилотажное социологическое исследование в мае 2015 г. на тему «Особенности проведения досуга молодых пар» в форме интернет-опроса. В опросе приняли участи 21 человек, из них 66,67% девушек и 33,33% юношей. Возрастная категория проходящих анкетирование 18-25 лет: 18-летних – 38,1%, 19-летних – 9,52%, 20-летних – 47,62% и возрасте 21 года – 4,76%.
Целью исследование явилось выявление особенностей досуга молодых пар. Авторами исследования были поставлены следующие задачи:
1) Выявить, как материальное положение влияет на форму проведения досуга;
2) Выявить, наиболее популярные места проведения досуга молодых пар;
3) Определить, увлечения/хобби молодых людей и девушек;
4) Определить, влияет ли внешняя привлекательность партнер на особенности проведения и выбор формы досуга;
5) Выявить, кто чаще всего принимает решение при выборе места проведения досуга.
В качестве гипотез исследования, были выдвинуты следующие:
1) Наиболее популярным местом проведения досуга в зимнее время является кино, а в летнее время прогулки на свежем воздухе (по городу, аллеи, парки);
2) Роль партнеров при выборе досуга одинакова;
3) Материальное положение влияет на место проведения досуга.
В результате проведенного исследования нами было выявлено, что на место и времяпровождение досуга влияют не только интересы пар, но и их материальное положение, а также то, насколько модным и посещаемым является заведение.
При ответе на вопрос, мнение кого из партнеров является определяющим при выборе места проведения досуга? Мы получили следующие ответы: 86% опрошенных в равной степени выбирают место проведения досуга, а из оставшихся (14%) 8% – мнение юношей является определяющим, 6%- мнение девушек является определяющим при выборе места проведения досуга. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о равнозначности участия в принятии решения о выборе места проведения досуга подтвердилась.
Дополнением к предыдущему вопросу было узнать, а кто из молодой пары является инициатором формы проведения досуга? 52%, что оба партнера являются в равной степени инициаторами проведения досуга. Оставшиеся респонденты ответили следующим образом (48%): 31%- девушки являются инициаторами, 17% – юноши являются инициаторами.
Важным в исследовании был вопрос о хобби/увлечениях молодых пар. Проанализировав данные, мы выяснили, что самым популярным хобби является просмотр фильмов, а менее популярным – посещение театров и выставок.
Относительно предпочтений формы проведения досуга нами было определено следующее:
- в летнее время молодые пары больше времени проводят на свежем воздухе, также часто посещают кафе и кинотеатры, а проведение досуга в домашней обстановке, посещение выставок, театров и торговых центров занимает меньше времени.
- в зимнее же время самым предпочтительным времяпрепровождением для многих молодых пар оказалась – домашняя обстановка, на втором месте оказались кинотеатры и кафе, и на третьем месте – торговые центры, театры и выставки, а на последнем месте расположился каток и лыжные базы.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
- Материальное положение никаким образом не влияет ни на интересы пар, ни на выбор мест времяпрепровождения.
- Для гармонии и взаимопонимания в отношениях роль партнеров должна быть одинаковой, начиная, от планирования выбора развлечений и до решений более серьезных проблем.
- Юношей и девушек не слишком беспокоит, что на их партера будут обращать внимание в общественных местах, часть респондентов ответили, что, наоборот, будут получать от этого удовольствие. Из этого следует вывод, что внешняя привлекательность является важным фактором при выборе партнера.
Таким образом, в результате проведенного исследования, вторая гипотеза подтвердилась, первая гипотеза подтвердилась частично, и третья гипотеза была опровергнута.
Библиографический список
- Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.
- Цит. по: Шеховцева Е.Ю. Организация свободного времени и досуга молодежи: монография. Орел, 2010.