УДК 159.9

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СТРАХОВ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ: КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Бурмистрова Елена Дмитриевна1, Шипова Лариса Валентиновна2
1Областная детская клиническая больница г. Саратова, логопед
2Саратовский государственный университет, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой специальной психологии

Аннотация
В статье представлен теоретический анализ и обобщение исследований, посвященных проблеме страхов заикающихся подростков. Рассматриваются возрастные особенности и гендерные различия страхов в подростковом возрасте. Анализируются психологические и клинические классификации страхов. Обсуждаются основные факторы возникновения страхов у подростков с заиканием.

Ключевые слова: заикание, классификация, нарушения речи, подросток, страх, фобия


PROBLEM OF STUDYING OF FEARS AT THE STAMMERING TEENAGERS: KLINIKO-PSYCHOLOGICAL APPROACH

Burmistrova Elena Dmitriyevna1, Shipova Larisa Valentinovna2
1Regional Children's Clinical Hospital of Saratov, logopedist
2Saratov State University, PhD in Psychological Science, Assistant Professor, Department chair of special psychology

Abstract
The theoretical analysis and synthesis of the researches devoted to a problem of fears of the stammering teenagers is presented in article. Age features and gender distinctions of fears at teenage age are considered. Psychological and clinical classifications of fears are analyzed. Major factors of emergence of fears at teenagers are discussed with stutter.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Бурмистрова Е.Д., Шипова Л.В. Проблема изучения страхов у заикающихся подростков: клинико-психологический подход // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6072 (дата обращения: 20.11.2016).

В отечественной и зарубежной психологии вопросами изучения феномена страха занимались В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, И.Я. Медведева, В.Н. Мясищев, З. Фрейд, К. Изард, Д. Айне и др. [1].

Страх – отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям [2]. Большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. По данным А.И. Захарова, дети и подростки от 3 до 16 лет боятся: оставаться одни в комнате, квартире; нападения бандитов; заболеть, заразиться; умереть; того, что умрут родители; каких-то людей; маму или папу; того, что их накажут; страхи сказочных персонажей (Баба-яга, Кощей Бессмертный, Бармалей, Змей Горыныч, чудовища, невидимки, скелеты, Пиковая Дама); страх опоздать в школу; перед тем, как заснуть: страшных снов; темноты; страхи животных; страхи транспорта; страхи стихии; высоты; глубины; нахождение в тесном помещении; воды; огня; пожара; войны; больших площадей; врачей (кроме зубных); крови; уколов; боли; неожиданных, резких звуков [3]. Источником внушенных страхов, к которым относятся страх несчастья, болезни, травмы, смерти, являются взрослые, непроизвольно заражающие ребенка страхом, указывая на наличие опасности.

Страхи условно делятся на ситуативные и личностные: ситуативные страхи возникают в необычной, крайне опасной или шокирующей обстановке, например, при стихийном бедствии, нападении собаки и т.д.; личностно обусловленные страхи предопределены характерологическими особенностями человека, например, его повышенной мнительностью, и возникают в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Страхи также разделяют на реальные и воображаемые, острые и хронические. Реальные и острые страхи являются ситуативно обусловленными, а воображаемые и хронические – связаны с особенностями личности.

Страх возникает для предупреждения человека о предстоящей опасности, сосредоточения внимание на ее источнике, побуждения поиска путей ее избегания. При достижении страха силы аффекта в виде панического страха, ужаса, он может приводить к бегству, оцепенению, защитной агрессии. В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения.

Ю.В. Щербатых разделил все страхи на три группы и предложил следующую классификацию: биологические – непосредственно связанные с угрозой жизни человеку; социальные – боязнь и опасение изменения своего социального статуса; экзистенциальные – связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей [2]. Природные страхи связаны с инстинктом самосохранения, среди них выделяют страх своей смерти и смерти родителей, боязнь чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихий, высоты, глубины, замкнутого пространства, огня, крови, боли, неожиданных звонков и т.д. Социальные страхи обусловлены угрозой социальному статусу или самооценке личности (страх публичных выступлений, социальных контактов, ответственности и т.д.). Экзистенциальные страхи основаны на размышлениях о вопросах, затрагивающих проблемы жизни, смерти и самого существования человека, среди подобных страхов выделяют страх смерти, времени, страх бессмысленности человеческого существования и др. Выделяют промежуточные формы страхов, находящихся на грани двух разделов: страх болезни – на границе первой и второй группы страхов; страх глубины (при купании) – на границе первой и третьей группы, страх потери близких – на границе второй и третьей группы и др.

Возникновение страхов в подростковом возрасте связано с особенностями данного возрастного периода. Потребность быть собой в подростковом возрасте выступает в качестве стремления к самосовершенствованию и может сопровождаться беспокойством, тревогой, страхом быть не собой, а стать кем-то другим, обезличенным или потерять самоконтроль. Страх быть не собой по сути означает страх изменения. Поэтому для эмоционально чувствительных, впечатлительных подростков характерна боязнь психического и физического уродства, это может проявляться в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной «уродливой» фигуре, «некрасивых» чертах лица и т.п. [3]. Страх изменения имеет и физиологическую обусловленность в связи с происходящими в период полового созревания волнующими сдвигами в организме. В подростковом возрасте максимального развития достигает страх войны. У подростков также выраженными являются страхи нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страх заболеть, у девочек – стихии и замкнутого пространства. Все перечисленные страхи имеют характер опасений и связаны со страхом смерти, напоминая о нем в подчеркнутом инстинкте самосохранения. У девочек в подростковом возрасте больше страхов, чем у мальчиков. Увеличение страхов обусловлено отсутствием эмоционально теплых, непосредственных отношений с родителями у младших подростков или конфликтных отношений с ними у старших подростков. Для девочек отсутствие взаимопонимания между родителями гораздо более значимо, чем для мальчиков, отчуждение родителей является травмирующим фактором, способствующим появлению депрессивных тенденций в настроении. Устойчивые страхи у подростка свидетельствуют о неспособности защитить себя. Перерастание страха в тревожные опасения свидетельствует о неуверенности в себе и отсутствии взаимопонимания со взрослыми [4].

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая наводнение, несчастный случай, операцию или болезнь.

Невротические страхи отличатся от возрастных большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным или постоянным течением и неблагоприятным влиянием на развитие личности; болезненным заострением; взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями; отражением на поведении не только посредством избегания объекта страха, но и всего нового и неизвестного, т.е. развитием реактивно-защитного типа поведения; более прочной связью с родительскими страхами; относительной трудностью их устранения.

Невротические страхи отмечаются и у здоровых в нервно-психическом отношении детей и не являются новыми видами страха. Невротические страхи вызваны длительными, неразрешимыми переживаниями или острыми психическими потрясениями. При неврозах чаще всего наблюдаются страхи одиночества, темноты и животных, которые выступают в качестве  невротической триады страхов. Многочисленные страхи при неврозах свидетельствуют о недостаточной уверенности в себе, отсутствии адекватной психологической защиты, что отрицательно сказывается на самочувствии ребенка, создает проблемы во взаимодействии с другими детьми. Для детей с неврозами характерно аффективное заострение тесно связанной с боязнью смерти боязни нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (у девочек), стихии (у мальчиков). Вышеназванные страхи отличаются выраженным и устойчивым характером, отражают лежащий в их основе страх смерти. По сути данный страх означает боязнь быть ничем, не существовать, не быть вообще, поскольку можно исчезнуть в огне, при пожаре, погибнуть во время стихийного бедствия, умереть во сне или получить увечье при нападении или в результате болезни. Лежащая в основе невроза страха боязнь смерти свидетельствует о наличии серьезных проблем в отношениях с родителями, которые не может разрешить сам ребенок.

Чаще всего страхи подразделяют по принципу боязни человека, по фабуле страха. Б.Д. Карвасарский (1980) различает 8 основных групп страхов: 1) боязнь ограниченного пространства, проявляющаяся в различных формах, к примеру, клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства, а также боязнь открытых пространств – агорафобия; 2) социофобии, связанные с общественной жизнью: боязнь покраснеть в присутствии людей, страх перед публичным выступлением, боязнь совершить какое-либо действие в присутствии посторонних и др.; 3) нозофобии – страхи заболеть каким-либо заболеванием.; 4) танатофобия – боязнь смерти; 5) сексуальные страхи; 6) боязнь нанести вред себе или близким; 7) «контрастные» фобии, например, боязнь громко произнести нецензурные слова в обществе; 8) фобофобии, или боязнь самого страха, испуга [5].

Фобии выступают в качестве интенсивных, иррациональных страхов, связанных с определенными объектами или ситуациями, и являются приобретенными. Фобии в одних случаях рассматриваются в виде условных эмоциональных реакций, в других – в виде биологически предрасположенных реакций индивида на определенные стимулы.

По мнению В.И. Гарбузова, мысль о смерти лежит в основе большей части фобий детей. Данные фобии проявляются при непосредственном заявлении о боязни смерти, либо завуалировано – при обозначении страха заразиться, заболеть, боязни острых предметов, транспорта, высоты, темноты, сна, одиночества и т.д. Страх смерти родителей также трактуют в качестве боязни невозможности существовать без родителей, их поддержки, заботы, защиты и любви [6].

Для детей со специфическими фобиями характерны чрезмерные, патологические страхи перед чем-либо, представляющим незначительную угрозу или опасность, или же вообще не представляющим угрозы или опасности. Ребенок с подобными расстройствами стремится к избеганию пугающих объектов или ситуаций, испытывает тревожное предчувствие, опасается столкнуться с объектом своего страха, а при столкновении с ним его охватывает ужас, что приводит к физиологическому возбуждению и реакции избегания. Ребенок уверен, что пугающий его стимул грозит ему большой опасностью. Попытки взрослых убедить ребенка в безопасности являются безрезультатными. По сравнению со  взрослыми, страдающими специфическими фобиями, дети не понимают чрезмерность и необоснованность своих страхов.

В работе Э. Мэш представлены следующие диагностические критерии для специфической фобии: наличие ярко выраженного, устойчивого чрезмерного или неоправданного страха, возникающего в результате столкновения или предчувствия столкновения со специфическим объектом или ситуацией; в процесс столкновения с пугающим стимулом постоянно возникает немедленная реакция тревоги, выражающаяся в приступах паники до или во время ситуации столкновения; человек осознает, что его страх является чрезмерным или необоснованным; происходит избегание фобической ситуации, при возникновении которой наблюдается сильная тревога или страдание [7]. Специфические фобии делят на 5 подтипов на основе фокуса фобической реакции и способов избегания: связанные с животными – животные или насекомые; связанные с природной средой – объекты природной среды, такие как высота, темнота, гроза или вода; связанные с кровью, инъекциями, травмами; ситуативные – специфические ситуации (полет в самолете, поездка на эскалаторе, нахождение в закрытом помещении) и др.

К одним из наиболее распространенных органических нарушений у детей и подростков относят системные расстройства, представленные в разделе F9 МКБ-10: «Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте». Наиболее часто среди системных расстройств выявляются заикание, тики и энурез. Неврозоподобные расстройства с системными проявлениями отражают патогенетические механизмы резидуально-органической церебральной недостаточности вследствие ранних поражений головного мозга (Г.Е. Сухарева, 1959; З.В. Ковалев, 1979; М.И. Буянов, 1989).

Исследование системных расстройств позволило утверждать, что их затяжное неблагоприятное течение определено влиянием факторов «почвы», представленной, прежде всего, врожденной резидуально-органической церебральной недостаточностью (М.И. Буянов, Б.З. Драпкин, 1973; В.Г. Казаков, 1973, 1984; З.В. Ковалев, 1979, 1995; И.О. Калачева, 1984, 1988; Е.В. Богданова, М.И. Буянов, 1989; М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, 2000).

В современных исследованиях, посвященных изучению эмоционально-волевой сферы подростков, страдающих заиканием, тиками и энурезом, отмечено отсутствие стойких вторичных невротических нарушений вплоть до пубертатного периода. С его наступлением при задании структурированный логофобический синдром определялся в 70-75 % исследуемых случаев (В.В. Ковалев, 1979, 1995; Б.З. Драпкин, 1984; А.У. Гайфулин, 1984; В.Г. Казаков, 1984; Ю.Л. Фрейдин, 1984). По данным А.Ц. Гольбина, 1979), 81 % детей с энурезом в возрасте 7-11 лет не осознавали свой дефект, и лишь 15,7 % испытывали волнения по поводу ночного недержания мочи. По данным М.С. Крупновой (1985), группа детей старшего возраста с безразличным отношением к наличию у себя энуреза составили 2/3 детей (66,5 %), и лишь 1/3 детей (33,5 %) тяготилась страданием. По данным исследователей (И.П. Антонов, Г.Г. Шанько, 1975; В.В. Ковалев, 1979, 1995; A.K.Shapiro, et al., 1988. J.F. Leckman, D.J. Cohen, 1998), при тиках личностная реакция на расстройство формируется лишь к возрасту 11-12 лет.

К.Ю. Ретюнский в своей работе провел анализ структуры невротического (депрессивно-фобического) синдрома у подростков, страдающих заиканием, тиками и энурезом, и выделил четыре основных признака:

  • наличие системных расстройств, поддерживающих вторичные невротические нарушения; непосредственно речевые судороги при заикании, тикозные сокращения мускулатуры при тиках, непроизвольное мочеиспускание во время сна при энурезе являлись причиной личностных переживаний;
  • фобический компонент; при заикании с затяжным течением определяются логофобические реакции различной степени выраженности, отличающиеся кратковременностью и нестойкостью; по достижению возраста 11-12 лет выраженный страх возникает уже при ожидании речевых ситуаций, дети избегают любой возможности общения в непривычных условиях, в эмоционально насыщенной ситуации;  12 годам логофобические реакции приобретают синдромальную очерченность;
  • субдепрессивная реакция личности на специфическую несостоятельность; как правило, реакция формирующейся личности подростков на системное расстройство достигает лишь субдепрессивного уровня; субдепрессия провоцируется ситуацией со специфическими фобическими переживаниями и оказывается краткосрочной; подростки находятся в подавленном настроении и жалуются на нежелание чем-либо заниматься, на мысли о своей неполноценности;
  • пассивно-оборонительные реакции в виде «избегающего» поведения; при заикании «избегающее» поведение проявляется стремлением подростков исключить или ограничить речь в эмоционально насыщенной ситуации, что может ослабить логофобические переживания [8].Возрастающие требования к речевой коммуникативной деятельности в условиях школы способствуют формированию логофобии. Согласно данным исследования, все подростки с затяжным течением заикания указывают на первые кратковременные и нестойкие логофобические переживания с началом обучения в школе при непосредственном столкновении со сложными речевыми ситуациями [9]. Субдепрессивные переживания с чувством обиды, тягостной рефлексией с идеями собственной малой ценности из-за речевой несостоятельности у всех заикающихся подростков приобретают доминирующий характер. Логофобические переживания возникают при ожидании сложных речевых ситуаций. Опасения, страх, что заикание произведет на окружающих неблагоприятное впечатление, приобретают навязчивый характер. Помимо логофобии, подростки прибегают к защитным реакциям «пассивно-оборонительного типа» в виде избегания ситуации речевой активности. Они применяют различные «уловки», например, отказ от устных ответов в присутствии одноклассников с заменой на ответы учителям в письменном виде, отказ от посещения магазинов, железнодорожных касс, разговоров по телефону.На основании теоретических положений о невротическом развитии, разработанных отечественными исследователями (О.В. Кербиков, 1965; Н.И. Фелинская, 1968; Н.Д. Лакосина, 1979, 1994; Б.Д. Карвасарский, 1980, 1990) были сформулированы диагностические критерии: длительность невротического состояния; стабильность клинической картины; изменение общего фона настроения; сверхценные идеи; трансформация личностных структур; изменение деятельности, образа жизни личности вследствие генерализации сверхценных идей. Хроническое, на протяжении нескольких лет, влияние психотравмирующих переживаний в связи с наличием системных расстройств и обусловленной ими специфической несостоятельности способно привести к формированию вторичных невротических нарушений личности и стойкой социальной дезадаптации. Процесс трансформации невротических реакций в невротическое состояние и невротическое развитие определен длительностью течения системных нарушений и совпадает с возрастными критическими периодами онтогенеза.Таким образом, в различных психологических исследованиях представлен достаточно широкий спектр взглядов на специфику страхов в подростковом возрасте, выделены виды страхов, раскрывается их содержание и степень выраженности, подчеркиваются гендерные различия, обсуждаются вопросы генезиса страхов в данном возрастном периоде, анализируются внутренние психологические предпосылки возникновения страхов, а также акцентируется внимание на значении изменения социального положения ребенка, особенностей его взаимоотношений в социуме для развития страхов. Изучение страхов у подростков с заиканием имеет важное значение для преодоления данного речевого расстройства, разработки системы коррекционной и психотерапевтической работы с подростком.

Библиографический список
  1. Основы специальной психологии : учебное пособие / [А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов, 2013. 335 с.
  2. Щербатых Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия. М., 2007. 512 с.
  3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2000. 448 с.
  4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 2000. 336 с.
  5. Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей. М., 1980. 448 с.
  6. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. Л., 1990. 176 с.
  7. Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф; пер. с англ. М.; СПб., 2007. 511 с.
  8. Ретюнский К.Ю. Невротические нарушения у подростков при системных расстройствах с затяжным течением (заикание, тики, энурез) // Практическая психология и логопедия. 2004. № 2. С. 34-41.
  9. Бурмистрова Е.Д., Шипова Л.В. Особенности страхов у подростков с заиканием // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6031 (дата обращения: 08.11.2015).


Все статьи автора «Шипова Лариса Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация