УДК 159.99

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ РФ)

Баймухаметова Виктория Радиковна1, Николаев Егор Васильевич2
1Технический институт (филиал) Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, студентка кафедры педагогики и методики начального обучения;
2Технический институт (филиал) Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме формирования адекватной самооценки детей младшего школьного возраста средствами арттерапии. Обобщен психолого-педагогический опыт работы педагогов и психологов по формированию адекватной самооценки школьников. Данная проблема исследования имеет многогранный характер.

Ключевые слова: арттерапия, дети младшего школьного возраста, самооценка


RESEARCH THE FORMATION OF SELF-ACCEPTANCE OF YOUNGER PUPILS (FOR EXAMPLE, PRACTICE OF TEACHERS AND PSYCHOLOGISTS OF THE RUSSIAN FEDERATION)

Baymuhametova Victoria Radikovna1, Nikolaev Egor Vasilevich2
1Technical Institute (branch) North-Eastern Federal University named after MK Ammosova, student at the department of pedagogy and methods of primary education;
2Technical Institute (branch) North-Eastern Federal University named after MK Ammosova, candidate of pedagogical sciences assistant professor of pedagogy and methodology of elementary education

Abstract
This article devoted to the problem formation of an adequate self-acceptance of children of primary school age by means of art therapy. Generalized psycho-pedagogical practice of teachers and psychologists to build self-acceptance of pupils. This problem of research is multifaceted.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Баймухаметова В.Р., Николаев Е.В. Исследование формирования адекватной самооценки младших школьников (на примере опыта работы педагогов и психологов РФ) // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6077 (дата обращения: 20.11.2016).

В настоящее время уровень самооценки младшего школьника большое влияние оказывает на их поведение, учебную деятельность и межличностные контакты. Неадекватная самооценка мешает детям хорошо учиться, быть уверенными в себе, выбирать для себя интересное увлечение.

В Приказе Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» предусматривается «формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха» [1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего  образования от 17 декабря  2010  года  № 1897 говорится о «владении основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности» [2].

В психолого-педагогических исследовательских работах самооценка исследуется в достаточной мере обширно. Рассматривается она наиболее полно в трудах отечественных педагогов и психологов, таких как: Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Захарова, Л. А. Карпенко, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. И. Липкина, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, М. Г. Ярошевского и другие. И зарубежных исследователей − И. С. Кон, К. Роджерс, Э. Эриксон и другие.

Самооценка формируется в процессе деятельности (духовная, игровая и учебная) и взаимодействия с другими людьми. Адекватная самооценка зависит от того насколько справедливо оценивают ребенка и его поступки. Мы считаем, что на формирование адекватной самооценки эффективно влияет арттерапия.

Арттерапия – это особая форма психотерапии, психокоррекции и развития личности, основанная на творческом самовыражении посредством различных видов искусства [3, с. 113].

Арттерапию  рассматривали зарубежные клинические арттерапевты – Т. Боронска, М. Лимбан, Л. Монтанари, Р. Сильвер, К. Уэлсби М. Федорко, Э. Холт, Э. Хольцман и другие. Арттерапия также освещена отечественными  психологами как Б. Д. Карвасарский,  А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, Е. Е. Свистуновская. Опыт отечественных исследователей по применению арттерапии в педагогической деятельности отражены в работах Л. А. Аметовой, М. Ю. Алексеевой, А. В. Гришиной, Т. А. Добровольской, Е. Р. Кузьминой, Л. Н. Комиссаровой, Л. Д. Лебедевой, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведева, С. Г. Рыбаковой и другие.

Проблема нашего исследования состоит в том, что при наличии обширной и достаточно фундаментальной базы научных исследований по вопросам изучения самооценки, мало кто из ученых исследователей рассматривали ее формирование у детей младшего школьного возраста средствами арттерапии.

Предметом нашего исследования выступает арттерапия как средство формирования адекватной самооценки младших школьников.

Цель: исследование формирования адекватной самооценки детей младшего школьного возраста (на примере опыта работы педагогов и психологов РФ).

В современной практике существует большое количество работ по использованию разных методов и приемов по формированию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста. Анализ психолого-педагогического опыта педагогов и психологов РФ позволили нам выявить следующие методы и приемы, которые активно используются ими в процессе формирования адекватной самооценки.

И. Ю. Конради, педагог-психолог МБОУ «Новоназимовская СОШ № 4» Краснодарского края в своей работе использует словесный метод. Она отмечает, что «в результате совместной деятельности и общения сверстники могут внушать ребенку как то, что само его существование представляет собой большую ценность для окружающих, так и то, что существо он бесполезное и никому не нужное» [4]. Педагог-психолог считает, что благоприятно складывающиеся отношения в коллективе способствуют личностному развитию  и включению его в продуктивную деятельность. Следовательно, это будет и влиять на уровень самооценки ребенка.

С. В. Абакшина, учитель начальных классов МОУ «Солтонская СОШ» Алтайского края также в своей работе использует словесный метод. Она считает, что «решающее влияние на формирование самооценки оказывает фактор: отношение окружающих» [5]. Учитель предлагает педагогам и родителям учить младшего школьники: осознавать себя, организовать свои поступки и поведение с другими людьми, координировать свои потребности и желания с окружающими.

Педагог-психолог А. В. Нагинайло, МОУ «Савватиевская СОШ» Архангельской области, показывает, что самооценка младшего школьника зависит от семьи, от семейного воспитания. В своей практике для формирования адекватной самооценки использует словесный метод. Она говорит, что «для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент» [6]. Если постоянно проявлять родительскую любовь, то это вызовет у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать адекватную оценку его поступкам.

В Тюменской области, в МОУ «Гимназия им. Н.Д. Лицмана» учитель начальных классов Т. Г. Смирнова предлагает в работе с детьми младшего школьного возраста использовать анализ своей деятельности. Она считает, что «именно в младшем школьном возрасте одним из основных психологических новообразований является рефлексия − способность наблюдать и оценивать себя» [7]. Следовательно, такой анализ позволяет оценить себя, сравнить свои достижения с другими, увидеть в себе изменения и сравнить себя сегодняшнего с вчерашним и представить себя завтрашнего.

А. А. Канаева, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 5» Иркутской области активно употребляет прием сравнение успехов. Она убеждена, что «оценка учителя является основным мотивом и мерилом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми, а показывать ему положительные результаты собственной работы прежде и теперь» [8]. Она предлагает детям проверять свои работы. Сначала дети карандашами на полях отмечают условные знаки: плюс − задание выполнено верно; минус − задание выполнено неверно или не выполнено; полуплюс − задание выполнено не в полном объеме или вызывает сомнение у ребенка. Затем идет проверка на доске и ребенок сравнивает свою оценку с реальной. Потом дети сдают тетради и А. А. Канаева выясняет адекватность самооценки, результаты заносит в лист индивидуальных достижений, а в тетради обводит только адекватную самооценку.

Г. Ю. Моисеева, учитель начальных классов и английского языка МОУ «СОШ № 3» Нижегородской области в своей работе выделяет метод коллективной выработки эталона самооценки и самостоятельного сравнения мыслей и поступков с эталоном. Она считает, что «для того чтобы, что-то оценить, нужен эталон» [9]. Она предлагает детям прослушать отрывок сказки, затем составить эталон самооценки (эталон дружбы). В последующем занятии она предлагает другие отрывки из сказок с помощью эталона.

В. И. Аникина, учитель–логопед и Л. А. Шуклова, учитель начальных классов МОУ «Богашевская средняя общеобразовательная школа им. А. И. Федорова» Томской области активно используют в своей работе танцевальную терапию. Они считают, что танцевальная терапия позволяет: «самоформированию и самосовершенствованию с помощью заданных произвольных танцевальных движений» [10]. Также они предлагают следующие виды изотерапии: «Свободное рисование – каждый рисует, все, что захочет на определенную заданную тему. Коммуникативное рисование – группа делится на пары, у каждой их них свой лист бумаги, на котором совместно выполняется рисунок на заданную тему. Совместное рисование – несколько человек, или вся группа, рисует молча на одном листе. Дополнительное рисование – каждый ребенок, начав рисовать на своем листе, посылает затем свой рисунок по кругу, а его сосед продолжает этот рисунок, внося в него что-то свое», с помощью которого можно сформировать адекватную самооценку детей [10].

Обобщение и анализ психолого-педагогического опыта педагогов и психологов Российской Федерации позволяют нам выделить следующие методы и приемы, которые используются ими в работе над формированием адекватной самооценки детей младшего школьного возраста:

1) словесный;

2) анализ своей деятельности;

3) сравнение успехов;

4) коллективная выработка эталона самооценки и самостоятельное сравнение мыслей и поступков с эталоном;

5) танцевальная терапия;

6) изотерапия.

Мы, проанализировав существующие на сегодняшний день методы и приемы пришли к выводу, что каждый из методов и приемов является эффективным, но комплексное использование позволит более качественно формировать адекватную самооценку у детей младшего школьного возраста, что поможет педагогам и психологам быстрее и лучше повышать уровень адекватной самооценки.


Библиографический список
  1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (ред. от 18.05.2015).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования от 17 декабря  2010  года  № 1897 (ред. от 29.12.2014).
  3. Малкина-Пых И. Гендерная терапия. М.: Эксмо, 2006.
  4. Конради И. Ю. Влияние социометрического статуса на самооценку ребенка младшего школьного возраста // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  2011 / 2012. URL: http://festival.1september.ru/authors/227-917-047 (дата обращения: 14.10.15).
  5. Абакшина С. В. Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  2005 / 2006. URL: http://festival.1september.ru/articles/311962/ (дата обращения: 14.10.15).
  6. Нагинайло А. В. Родительское собрание «Роль родителей в формировании самооценки ребёнка» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009/2010.  URL: http://festival.1september.ru/articles/566914/ (дата обращения: 14.10.15).
  7. Смирнова Т. Г. Формирование самооценки школьника − один из способов развития ребенка как субъекта обучения // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2003 / 2004. URL: http://festival.1september.ru/articles/103461/ (дата обращения: 14.10.15)
  8. Канаева А. А. Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости  // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок 2007 / 2008. URL: http://festival.1september.ru/articles/501213/  (дата обращения: 14.10.15)
  9. Моисеева Г. Ю. Мастер-класс по теме «Формирование адекватной самооценки младших школьников»  // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2009 / 2010. URL: http://festival.1september.ru/articles/559839/  (дата обращения: 14.10.15)
  10. Аникина В. И., Шуклова Л. А. Нестандартные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии  // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2008 / 2009. URL: http://festival.1september.ru/articles/534081/ (дата обращения: 28.11.15)


Все статьи автора «Баймухаметова Виктория Радиковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация