В настоящее время под влиянием различных биологических, психологических, социальных факторов растёт количество детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. В связи с этим, особую актуальность представляет работа медиков, психологов и педагогов с данной категорией детей и их родителями. На данный момент в психологии, педагогике, системе образования в целом всё чаще фигурирует термин «сопровождение». Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья стала предметом пристального рассмотрения около двух десятилетий назад [1].
На сегодняшний день различные аспекты сопровождения рассматриваются в работах М.Р. Битяновой, Н.Л. Коноваловой, Л.Г. Субботиной. Изучением сопровождения в рамках дефектологии, коррекционной психологии, педагогики посвящены работы М.В. Жигоревой, И.И. Мамайчук, С.И. Сорокоумовой [2].
Можно выделить три составляющих звена в понимании психолого-педагогического сопровождения. Первое – это технология помощи конкретному ребёнку. Второе – организация психологической помощи и умение педагога взаимодействовать с ребёнком. Третье – эффективная реализация индивидуального образовательного маршрута. Понятие «сопровождение» распространяется не только на ребёнка с особыми потребностями, но и на другие субъекты образовательной среды: других детей, педагогов, родителей. Несмотря на широкую известность, а также активное использование данного термина нет единой трактовки в его определении [3].
К вышеупомянутому термину можно подобрать как широкий, так и узкий смысл. В широком смысле это – особое звено поддержки и помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса. В узком – сопровождение следует рассматривать как сложную систему психологических, педагогических, социальных и медицинских воздействий [4]. В целом под психолого-педагогическим сопровождением нужно понимать сферу профессиональной деятельности субъектов образовательно-воспитательного процесса (психолог – учитель), направленной на создание социальных, психологических, педагогических условий для успешного обучения и индивидуально-личностного развития ребёнка, совершенствование педагогического мастерства учителя[5].
Охарактеризуем подходы различных авторов к трактовке рассматриваемого термина. М. Р. Битянова характеризует сопровождение как систему практической деятельности психолога, направленную на создание наиболее адекватных социальных и психологических условий для успешного обучения и психического развития ребёнка в контексте школьного взаимодействия [6].
С. Н. Сорокоумова в своем исследовании выдвигает следующую точку зрения на определение психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии. Психологическое сопровождение это процесс, включающий в себя стратегию и тактику диагностической, профилактической, консультативной, коррекционной, развивающей работы психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей в общество их нормативно развивающихся сверстников [7]. И. И. Мамайчук считает, что сопровождение детей с особенностями в здоровье – это деятельность психолога, которая направлена на создание адекватной системы клинико-психологических, психолого-педагогических, психотерапевтических условий, способствующих благополучной социализации детей в обществе [8].
Основополагающим в плане сопровождения является комплексный подход в работе специалистов медицинского, психологического, педагогического, логопедического профилей [9].
Проведя анализ данных выше определений можно выделить ряд общих положений:
• Деятельность психолога является основополагающей, направляющей в мероприятиях сопровождения;
• Сопровождение направлено на разработку и реализацию благоприятных условий для деятельности в целом и отдельных видов деятельности лица с ограниченными возможностями здоровья в частности.
В завершении нашей статьи предпримем попытку создать собственную дефиницию термина «психолого-педагогическое сопровождение». В нашем понимании, сопровождение – это комплексная и адекватная система мероприятий, направленная на создание возможностей и условий для адаптации, обучения, психического развития лица с особыми образовательными потребностями с учётом индивидуальных особенностей и степени выраженности первичных нарушений и вторичных отклонений.
Библиографический список
- Аслаева А.Г. Пути разработки системы психолого-педагогического сопровождения младшего школьного возраста // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2009, № 2 URL: http://http://www.psyedu.rufiles/articles/1344/pdf_version.pdf (дата обращения: 01.10.2015).
- Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовательном пространстве школы // Гуманитарные и социальные науки. 2010, №6. С. 239 – 247.
- Черкасова С.А. Психологическая готовность студентов – психологов к работе в инклюзивных образовательных учреждениях // Электронный журнал «Клиническая и специальная психология». 2012, №4. URL:http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/ (дата обращения: 01.10.2015).
- Козловская Г.Ю. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра на разных возрастных этапах. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» М.: 2011. – 713 с.
- Субботина Л.Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. 2007, № 25. С. 120 – 125.
- Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
- Сорокоумова С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: Автореф. дис…. доктора псих. наук. Н. Новгород, 2011.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. 220 с.
- Бурмистрова Е.Д., Шипова Л.В. Психолого-педагогическая коррекция страхов у подростков с заиканием // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12868 (дата обращения: 26.10.2015).