УДК 159.99

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ» И ЕГО ТРАКТОВКА В РУСЛЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шаров Алексей Александрович
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
соискатель кафедры социальной психологии образования и развития

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению современных подходов к определению понятия «психолого-педагогическое сопровождение». Отражается авторская позиция по трактовке рассматриваемого термина в контексте специального образования.

Ключевые слова: дети с отклонениями, психологическая помощь, сопровождение, социализация


CURRENT UNDERSTANDING OF THE TERM «PSYCHО-PEDAGOGICAL ACCOMPANIED» AND HIS TREATMENT IN THE MAINSTREAM SPECIAL EDUCATION

Sharov Alexey Aleksandrovich
Saratov state University named after N. G. Chernyshevsky
applicant of the chair of social psychology of education and development

Abstract
This article is devoted to the modern approaches to the definition of the concept of «psychо-pedagogical accompanied». Reflected the author's position on the interpretation of the term under consideration in the context of special education.

Keywords: children with disabilities, psychological help, socialization, support


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Шаров А.А. Современное понимание термина «Психолого-педагогическое сопровождение» и его трактовка в русле специального образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6080 (дата обращения: 27.05.2017).

В настоящее время под влиянием различных биологических, психологических, социальных факторов растёт количество детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. В связи с этим, особую актуальность представляет работа медиков, психологов и педагогов с данной категорией детей и их родителями. На данный момент в психологии, педагогике, системе образования в целом всё чаще фигурирует термин «сопровождение». Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья стала предметом пристального рассмотрения около двух десятилетий назад [1].

На сегодняшний день различные аспекты сопровождения рассматриваются в работах М.Р. Битяновой, Н.Л. Коноваловой, Л.Г. Субботиной. Изучением сопровождения в рамках дефектологии, коррекционной психологии, педагогики посвящены работы М.В. Жигоревой, И.И. Мамайчук, С.И. Сорокоумовой [2].

Можно выделить три составляющих звена в понимании психолого-педагогического сопровождения. Первое – это технология помощи конкретному ребёнку. Второе – организация психологической помощи и умение педагога взаимодействовать с ребёнком. Третье – эффективная реализация индивидуального образовательного маршрута. Понятие «сопровождение» распространяется не только на ребёнка с особыми  потребностями, но и на другие субъекты образовательной среды: других детей, педагогов, родителей. Несмотря на широкую известность, а также активное использование данного термина нет единой трактовки в его определении [3].

К вышеупомянутому термину можно подобрать как широкий, так и узкий смысл. В широком смысле это – особое звено поддержки и помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса. В узком – сопровождение следует рассматривать как сложную систему психологических, педагогических, социальных и медицинских воздействий [4]. В целом под психолого-педагогическим сопровождением нужно понимать сферу профессиональной деятельности субъектов образовательно-воспитательного процесса (психолог – учитель), направленной на создание  социальных, психологических, педагогических условий для успешного обучения и индивидуально-личностного развития ребёнка, совершенствование педагогического мастерства учителя[5].

Охарактеризуем подходы различных авторов к трактовке рассматриваемого термина. М. Р. Битянова характеризует сопровождение как систему практической деятельности психолога, направленную на создание  наиболее адекватных социальных  и психологических условий для успешного обучения и психического развития ребёнка в контексте школьного взаимодействия [6].

С. Н. Сорокоумова в своем исследовании выдвигает следующую точку зрения на определение психологического сопровождения детей с нарушениями в развитии. Психологическое сопровождение это процесс, включающий в себя стратегию и тактику диагностической, профилактической, консультативной, коррекционной, развивающей работы психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей в общество их нормативно развивающихся сверстников [7]. И. И. Мамайчук считает, что сопровождение детей с особенностями в здоровье  – это деятельность психолога, которая направлена на создание адекватной системы клинико-психологических, психолого-педагогических, психотерапевтических условий, способствующих благополучной социализации детей в обществе [8].

Основополагающим в плане сопровождения является комплексный подход в работе специалистов медицинского, психологического, педагогического, логопедического профилей [9].

Проведя анализ данных выше определений можно выделить ряд общих положений:

•        Деятельность психолога является основополагающей, направляющей в мероприятиях сопровождения;

•        Сопровождение направлено на разработку и реализацию благоприятных условий для деятельности в целом и отдельных видов деятельности лица с ограниченными возможностями здоровья в частности.

В завершении нашей статьи предпримем попытку создать собственную дефиницию термина «психолого-педагогическое сопровождение». В нашем понимании, сопровождение – это комплексная и адекватная система мероприятий, направленная на создание возможностей и условий для адаптации, обучения, психического развития лица с особыми образовательными потребностями с учётом индивидуальных особенностей и степени выраженности первичных нарушений и вторичных отклонений.


Библиографический список
  1. Аслаева А.Г. Пути разработки системы психолого-педагогического сопровождения младшего школьного возраста // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2009, № 2 URL: http://http://www.psyedu.rufiles/articles/1344/pdf_version.pdf (дата обращения: 01.10.2015).
  2. Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовательном пространстве школы // Гуманитарные и социальные науки.  2010, №6. С. 239 – 247.
  3. Черкасова С.А. Психологическая готовность студентов – психологов к работе в инклюзивных образовательных учреждениях //  Электронный журнал «Клиническая и специальная психология». 2012, №4. URL:http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/ (дата обращения: 01.10.2015).
  4. Козловская Г.Ю. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра на разных возрастных этапах. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» М.: 2011. – 713 с.
  5. Субботина Л.Г. Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся // Сибирский психологический журнал. 2007, № 25. С. 120 – 125.
  6. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
  7. Сорокоумова С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: Автореф. дис…. доктора  псих. наук. Н. Новгород, 2011.
  8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. 220 с.
  9. Бурмистрова Е.Д., Шипова Л.В. Психолого-педагогическая коррекция страхов у подростков с заиканием // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12868 (дата обращения: 26.10.2015).


Все статьи автора «Шаров Алексей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: