УДК 159.99

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ОБРАЗА МИРА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В ЧАСТИ ПОСТОЯННОЙ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ И В УСЛОВИЯХ ПРИКОМАНДИРОВАНИЯ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Бузина Елена Александровна
Дальневосточный федеральный университет
старший преподаватель Учебного военного центра

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию образа мира военнослужащих, проходящих военную службу в части постоянной боевой готовности и в условиях прикомандирования к гражданскому образовательному учреждению, посредством идентификации семантических универсалий понятий «работа», «профессионал», «профессия». Понимание процессов смысловой обработки информации человеком поможет лучше прогнозировать его поведение, а значит, и корректировать это поведение в случае необходимости. Результаты исследования могут быть использованы психологами, работающими с военнослужащими.

Ключевые слова: военнослужащий, группа МП (морская пехота), группа УВЦ (учебный военный центр», образ мира, понятие «профессионал», понятие «профессия», понятие «работа», психосемантика, семантическая универсалия, семантический дифференциал,


PROFESSIONAL SPECIFIC CHARACTER OF WORLD IMAGE OF COMBAT READY UNIT SERVICEMEN AND SERVICEMEN ATTACHED TO A UNIVERSITY

Buzina Elena Alexandrovna
Far-Eastern Federal University
Senior instructor Military Training Center

Abstract
The article examines world image of combat ready unit servicemen and servicemen attached to a university by interpreting semantic universals of concepts “work”, “professional”, “profession”. Understanding ways of man mental processing of information facilitates prediction and correction of his behavior. Results of the research can be useful for military psychologists.

Keywords: concept “professional”, concept “profession”, concept “work”, group MTU (Military training unit), group NI (naval infantry), psychosemantics, semantic differential, semantic universal, serviceman, world image


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Бузина Е.А. Профессиональная специфика образа мира военнослужащего в части постоянной боевой готовности и в условиях прикомандирования к гражданскому образовательному учреждению // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6081 (дата обращения: 28.05.2017).

Анализ научной литературы показывает, что проблема восприятия мира человеком исследуется рядом зарубежных и отечественных авторов. Основоположником развития экспериментальной психосемантики принято считать Ч. Осгуда, предложившего технику семантического дифференциала. Психологическая концепция образа мира в отечественной психологии была предложена А.Н.Леонтьевым [1, т. 2]. Также проблемами психосемантики и понятием «образ мира» занимались В.Д. Серкин [2], С.Д. Смирнов [3], В.Ф. Петренко [4].         

Изучая представления профессионала об окружающем его мире, его оценивание определенных понятий, описании его образа мира исследователю часто приходится  сталкиваться с понятием картина мира. Несмотря на то, что понятия «картина мира» и «образ мира» часто взаимозаменяемые, при описании психических процессов восприятия реального мира человеком исследователи чаще используют термин «образ мира», предложенный  отечественным психологом А.Н. Леонтьевым. В настоящей работе мы придерживаемся следующего определения: образ мира – целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности.

Исследование факторов, влияющих на процессы восприятия окружающего мира человеком, невозможно без знаний психосемантики, области психологии, изучающей процесс понимания и оценки воспринимаемого материала человеком, носителем определенного образа мира, с помощью широкого спектра методов исследования.

Исследования в экспериментальной психосемантике являются достаточно трудоемкими, так как каждый субъект выступает носителем некоего уникального семантического пространства, где каждая координатная точка отражает отношение субъекта к какому-то единичному объекту, его личностные смыслы. Один из методов, позволяющих оценить не значение, как знание об объекте, а коннотативное значение, связанное с личностным смыслом, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными и мало осознанными формами обобщения, является семантический дифференциал. Данный метод имеет ряд преимуществ, а именно компактность, возможность бланковой работы с большими группами испытуемых, стандартизация результатов и процедур сравнения результатов работы разных испытуемых и групп испытуемых, и относительно малое количество недостатков – ограниченность набора оценочных шкал и наличие не значимых или отсутствие значимых для испытуемого оценочных шкал. Результаты, полученные с помощью семантического дифференциала можно обрабатывать несколькими способами: существует метод факторного анализа результатов семантического дифференциала и метод семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой.

Сравнивая факторный анализ обработки результатов семантического дифференциала и метод семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой, можно отметить то, что метод семантических универсалий более удобный, так как он, во-первых, прост и не требует определенной компьютерной поддержки (достаточно программы Exel). Во-вторых, модель описания объекта исследования с помощью метода семантических универсалий шире, информативнее и валиднее любой факторной модели, так как более свободна от ограничений, накладываемых процедурами математического моделирования. В-третьих, в отличие от факторного анализа, при использовании метода семантических универсалий не происходит дополнительной интерпретации признаков. Вышеуказанные преимущества метода семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой позволили нам выбрать именно его для обработки результатов оценивания военнослужащими понятий «работа», «профессия», «профессионал», которые представлены в эмпирической части данной работы.

Образ мира военнослужащего: выявление семантических универсалий понятий «работа», «профессия», «профессионал».

В настоящем исследовании описываются результаты сравнения таких понятий как работа, профессия, профессионал в четырех группах военнослужащих, которые представлены в таблице 1:

Таблица 1 – Группы военнослужащих, участвовавших в исследовании

название группы

группа УВЦ

группа

МП офицеры

группа МП

1 год службы

группа МП

0,5 года службы

характеристики группы

статус

офицеры

офицеры

матросы срочной службы

матросы срочной службы

место службы

УВЦ ДВФУ

обрмп ТОФ

обрмп ТОФ

обрмп ТОФ

количество

20

17

25

25

В первую группу, которую условно назовем группой УВЦ, входят 20 военнослужащих офицеров, проходящие военную службу в учебном военном центре гражданского учебного заведения. Данные военнослужащие являются прикомандированными к учебному заведению, проходят военную службу не на воинской должности, исполняют обязанности преподавателя и обучают студентов по программе подготовки офицеров на базе гражданского высшего учебного заведения. Условия службы военнослужащих первой группы можно описать, как достаточно комфортные,  так как у каждого военнослужащего есть свое рабочее место в кабинете, оборудованное необходимой оргтехникой, установленный распорядок дня с постоянными выходными в субботу и воскресенье, работа в основном в помещении, отсутствие суточных нарядов.

Во вторую группу, которую условно назовем МП (морская пехота) офицеры, входят 17 военнослужащих офицеров, проходящие военную службу в части постоянной боевой готовности, в отдельной бригаде морской пехоты Тихоокеанского флота. Условия службы военнослужащих данной группы скорее всего можно описать как напряженные, так как военнослужащим данной группы часто приходится работать на открытом воздухе в любом температурном режиме, выполнять так называемые «неожиданно появившиеся» задачи, что постоянно держит военнослужащего в психологическом напряжении, так как мешает выполнению запланированных задач. Военнослужащие данной группы, так же как и военнослужащие первой группы, живут по установленному распорядку дня, но в отличии от военнослужащих группы УВЦ военнослужащие группы МП не имеют постоянных выходных, так как на выходной день может выпасть суточный наряд, либо неожиданно появившаяся задача. Кроме того военнослужащие, проходящие службу в частях постоянной боевой готовности, в любое время одними из первых должны быть готовы отправиться по приказу в любую конфликтную точку.

В  третью и четвертую группу входят военнослужащие той же боевой части, что и военнослужащие второй группы, поэтому условно данные группы также будут называться МП. Условия службы соответственно у третей и четвертой групп такие же, как и у второй группы. Основным отличием третей и четвертой группы от военнослужащих второй группы является то, что военнослужащие второй группы – офицеры, в то время как военнослужащие третей и четвертой групп – военнослужащие срочной службы. Третью группу МП составляют 25 военнослужащих срочной службы, прослуживших в армии полгода, а четвертую группу МП – 25 военнослужащих срочной службы, отслуживших 1 год и готовящихся к демобилизации.

В настоящем исследовании выстраивается предположение, что условия прохождения службы имеют свое значение при формировании у военнослужащего образа мира, в частности, например, системы профессиональных ценностей. Кроме того, возможно,  что в условиях боевой части, где существует понятие воинский коллектив, что подразумевает, что военнослужащие должны быть более сплоченными, представления таких военнослужащих о своей службе являются очень схожими. Чтобы проверить данное предположение, всем группам военнослужащих было предложено заполнить анкеты «Работа. Профессия. Профессионал» (методика семантического дифференциала В. Серкина). При обработке данных анкет методом семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой были выявлены семантические универсалии оцениваемых объектов, а именно работы, профессии и профессионала, по 80%-му и 90%-му критериям частоты выбора.

Общий сравнительный анализ универсалий групп МП и УВЦ

При сравнении универсалий понятий «работа», «профессия» и «профессионал» в группах МП и УВЦ были выявлены следующие тенденции, которые представлены в таблице 8 и таблице 9:

Таблица 8 – Сравнительный анализ универсалий групп МП и УВЦ

группа МП офицеры группа МП 1 год службы Группа МП 0,5 года службы Группа УВЦ
80% 90% 80% 90% 80% 90% 80% 90%

работа

40

легальная (2,88)

20

29

помогающая (2,16)

12

13

активная (2,32)

7

41

легальная (2,75)

13

профессия

25

квалифицированная (2,41)

13

28

освоенная (2)

19

21

активная (2,16)

5

24

активная, интересная, осмысленная, связанная с людьми (2,3)

12

профессионал

33

ответственный (2,76)

21

29

ответственный (2,6)

23

31

способный (2,48)

20

выполняющий (1,84)

24

ответственный (2,7)

12

выполняющий (1,95)

Таблица 9 – полные семантические универсалии в профессиональном образе мира военнослужащих

понятие

полная семантическая универсалия

работа

легальная

профессия

активная

профессионал

способный, ответственный, умелый, опытный, работоспособный

1. В группах МП офицеры и МП 1 год службы универсалии всех понятий шире, включают в себя больше характеристик, по сравнению с группой УВЦ, исключение составляет лишь понятие «работа», в котором военнослужащие группы УВЦ выделяют признаков больше, чем военнослужащие других трех групп. Группа МП 0,5 года службы в понятиях работа и профессия выделяет меньше всего характеристик, однако понятие профессионал у  данной группы представлен шире, чем у группы УВЦ;

2. Общие представления наблюдаются у групп при описании понятия «профессионал»: 3 группы военнослужащих представляют профессионала прежде всего ответственным; понятия «работа»: 2 группы военнослужащих (МП офицеры и УВЦ, в которую также входят офицеры) видят работу прежде всего легальной; понятия «профессия»: 2 группы (МП 0,5 года службы и УВЦ) к важным характеристикам относят признак «активная».

3. Группа МП 0,5 года службы в понятии «работа» и «профессия» выбирает 1 признак – активная;

4. Наименее выбираемая характеристика по 90%-му интервалу универсалии понятия «профессионал» – «выполняющий» совпадает в группах МП 0,5 года и УВЦ.

5. Понятие «профессионал» включает больше всего полных семантических универсалий – 5, а понятие «работа» и «профессия» – только одну.

Таким образом, восприятие понятий «работа», «профессия», «профессионал» в разных группах военнослужащих различается, но не существенно. Как показывают результаты данного эксперимента, в сознании военнослужащих вне зависимости от условий их службы понятие «профессионал» совпадают. В образе мира военнослужащего профессионал прежде всего ответственный.

Несмотря на то, что признак «легальная» вошел в универсалию понятия «работа» всех исследуемых групп военнослужащих, характеристика «легальная» у военнослужащих офицеров в понятии работа имеет вес гораздо больше, чем в группах военнослужащих срочной службы. Данный факт позволяет сделать вывод, что категория военнослужащих может оказывать влияние на формирование общего представления о своей работе. Итак, в образе мира военнослужащего-офицера работа прежде всего легальная, а в образе мира военнослужащих срочной службы – активная и помогающая.

Профессия для военнослужащих, проходящих военную службу в части постоянной боевой готовности, прежде всего квалифицированная, освоенная и активная. Военнослужащие, занимающиеся преподавательской деятельностью, видят свою профессию не только активной, как и военнослужащие группы МП 0,5 года службы, но и интересной, осмысленной и связанной с людьми. Данный случай, возможно, говорит о том, что именно условия службы военнослужащих группы УВЦ и особенность их деятельности отразились на их восприятии понятия «профессия»: оно представлено у них более многообразно. Так, в образе мира военнослужащего, занимающегося преподавательской деятельностью, профессия – понятие многозначное.

Понятие «работа», также как и «понятие» профессия для военнослужащих срочной службы, находящихся в армии 0,5 года прежде всего обладает признаком «активная», и этот признак совпадает только с группой УВЦ, в которой работу так же считают прежде всего «активной». Так, в образе мире военнослужащего-новобранца и работа, и профессия прежде всего активные.

Интересным является тот факт, что группа военнослужащих, проходящих военную службу в части постоянной боевой готовности (военнослужащие-офицеры и военнослужащие срочной службы, прослужившие 1 год), во всех понятиях (исключение понятие «работа») отмечали больше признаков, чем военнослужащие, занимающиеся преподавательской деятельностью, что говорит о заметном единомыслии в сознании военнослужащих, служащих в части постоянной боевой готовности. Возможно, это – результат постоянно сплоченной трудовой деятельности в условиях, где при выполнении поставленной задачи военнослужащий несет ответственность не только за себя, но и за все подразделение, к тому же часто действует по инструкции. В условиях прохождения службы в учебном заведении военнослужащий больше занимается научной и творческой деятельностью, что  сказывается на его восприятии окружающего мира и более способствует формированию у него своего индивидуального, отличного от сослуживцев представления о профессиональной действительности.

Военнослужащие-новобранцы во всех понятиях (исключение понятие «профессионал») выбирали меньше общих признаков по двум критериям выбора, что приводит к выводу о том, что между факторами «время прохождения службы» и качественными характеристиками содержаний понятий в профессиональном образе мира военнослужащего есть определенная зависимость.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило предположение о том, что существуют особенности в содержании понятий «профессия», «работа», «профессионал» у разных категорий военнослужащих. Так, у военнослужащих с одинаковыми условиями прохождения службы имеются схожие особенности понятий профессионального образа мира. Также проведенное сравнение универсалий понятий «работа», «профессия», «профессионал» в четырех группах военнослужащих показало, что продолжительность службы также имеет свое влияние на формирование образа мира военнослужащего. Однако между фактором «продолжительность службы» и качественными характеристиками понятия «профессионал» значительной зависимости выявлено не было, что может дать основание предполагать о некоем общем представлении профессионала в профессиональном образе мира военнослужащего вне зависимости от характера службы, ее продолжительности, условий и званий.


Библиографический список
  1. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.2. М., 1983.
  2. Серкин, В. П. Методы психосемантики: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2004.
  3. Смирнов, С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
  4. Петренко, В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.


Все статьи автора «Бузина Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: