УДК 37.013

СВЯЗИ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЧИТАТЬ ЛИТЕРАТУРУ О ФИЗИЧЕСКОМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ С НЕКОТОРЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Мошкин Владимир Николаевич1, Овчаров Вячеслав Вольдемарович2
1Алтайская академия экономики и права, доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры
2Алтайская академия экономики и права, доцент кафедры физической культуры

Аннотация
В статье на основе анкетирования в 2005, 2015 гг. изложены и проанализированы связи готовности студентов читать литературу о физическом самосовершенствовании с другими элементами физической культуры. Сопоставление ответов студентов в 2005, 2015 гг. привели к выводу о снижении активности студентов в чтении литературы по физкультуре, о наличии признаков снижения целостности физической культуры студентов.

Ключевые слова: анкетирование, гендерные отличия, изменение активности, самооценка, самосовершенствование, связи, снижение целостности, студенты, физическая культура


COMMUNICATIONS OF READINESS OF STUDENTS TO READ LITERATURE ON PHYSICAL SELF-IMPROVEMENT WITH SOME ELEMENTS OF PHYSICAL CULTURE

Moshkin Vladimir Nikolaevich1, Ovcharov Vyacheslav Voldemarovich2
1Altai Academy of Economics and Law, Professor, Department of Physical Education
2Altai Academy of Economics and Law, Associate Professor, Department of Physical Education

Abstract
In article on the basis of questioning in 2005, 2015 communications of readiness of students to read literature on physical self-improvement with other elements of physical culture are stated and analysed. Comparison of answers of students in 2005, 2015 was led to a conclusion about decrease of the activity of students in reading literature on physical culture, about existence of signs of decrease in integrity of physical culture of students.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мошкин В.Н., Овчаров В.В. Связи готовности студентов читать литературу о физическом самосовершенствовании с некоторыми элементами физической культуры // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6093 (дата обращения: 30.09.2017).

Готовность читать литературу о физическом самосовершенствовании является одним из важнейших элементов физической культуры человека. Принимая во внимание наличие публикаций о результатах исследований различных аспектов самообразования студентов в области физической культуры[1-5], следует признать, что в настоящее время к наименее изученным в педагогической науке относится проблема целостности физической культуры студентов, факторов формирования готовности студентов к самообразованию в сфере физической культуры. В связи с этим на основе анкетирования студентов изложим результаты изучения эмпирических признаков связей готовности студентов к чтению литературы о физическом самосовершенствовании с другими элементами физической культуры.

Исследование основано на эмпирических данных, полученных при анкетировании студентов в 2005, 2015 гг. В ходе анкетирования в декабре 2005 г. выявлялись мнения 899 студентов (488 девушек и 411 юношей) 1-3 курсов экономического и юридического факультетов Алтайской академии экономики и права (ААЭП). В апреле 2015 г. анкетирование студентов экономического и юридического факультетов ААЭП было проведено повторно (опрошено 229 студентов 1-3 курсов, из них 153 девушек, 76 юношей). При опросе была использована анкета, включавшая 32 вопроса закрытого типа. В первой части анкеты, состоящей из 20 вопросов (вопросы сформулированы в виде утверждений), предлагалось выбрать один вариант ответа из трех («Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить»), предложенных по поводу утверждений анкеты.

Результаты статистической обработки данных 2005 г. представим в таблице 1, в которой отобраны данные о процентных долях читающих литературу студентов с положительной и отрицательной самооценкой наличия различных элементов физической культуры. Для выяснения статистической значимости выявленных различий эмпирических данных нами использован сервис автоматического расчета углового преобразования на сайте http://www.psychol-ok.ru/statistics/fisher. Результаты проверки достоверности различий процентных долей (ответов по поводу чтения литературы в группах студентов с положительной и отрицательной оценкой наличия различных элементов физической культуры) отражены столбце 5.

Таблица 1 – Данные 2005 г. о признаках связи чтения студентами литературы о физическом самосовершенствовании с элементами физической культуры

Утверждения (элементы физической культуры). Процентные доли читающих литературу среди студентов с отрицательной самооценкой  наличия элемента культуры. Процентные доли читающих литературу среди студентов с положительной самооценкой  наличия элемента культуры. Разница процентной доли читающих среди студентов с положительной и отрицательной самооценкой  наличия элемента культуры. Эмпирическое значение φ*, значимость различий. 1
8. Я ежедневно делаю утреннюю зарядку. 26% 49% 23% 6.214, φ* в зоне значимости

 

2
10. Я посещаю спортивную секцию. 25% 38% 13% 4.055,φ* в зоне значимости 3
15. Я умею подобрать упражнения для развития силы. 25% 36% 11% 3.473, φ* в зоне значимости 4
16. Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. 25% 44% 19% 5.598, φ* в зоне значимости 5
17. Я каждый день обливаюсь холодной водой. 31% 44% 13% 2.096, φ* в зоне незначимости 6
18. Я знаю о том, как развивать свои физические возможности. 22% 35% 13% 3.557, φ* в зоне значимости 7
19. Занимаясь физкультурой, я слежу за своим физическим состоянием. 20% 35% 15% 3.512, φ* в зоне значимости 8
20. Занимаясь спортом, следует избегать употребления допингов. 35% 32% -3% 0.546, φ* в зоне незначимости 9
1 2 3 4 5

Из таблицы 1 следует, что среди признавших наличие элементов физической культуры наиболее активны в чтении студенты, которые ежедневно делают зарядку: среди них 49% утверждают о чтении литературы. Наименее активны в чтении литературы студенты, которые отвергают допинги: среди них 32% утверждают о чтении литературы (среди признавших наличие элементов физической культуры). Из таблицы 1 также следует, что наибольшая разница между студентами с положительной и с отрицательной самооценкой наличия элемента физической культуры составила 23% (между делающими зарядку и не делающими зарядку).

Из таблицы 1 видно, что признавшие наличие 7 элементов физической культуры (см. данные по поводу утверждений 8, 10, 15, 16, 17, 18, 19) студенты продемонстрировали более высокую активность в чтении литературы (разница в группах студентов признавших и не признавших наличие различных элементов физической культуры составила от 12% до 23%). Причем отличие ответов о чтении литературы в данных 7 группах студентов (в разных процентных долях признавших наличие и отсутствие элементов физической культуры) оказались статистически значимыми. Не выявлено признаков связи чтения литературы с отношением опрошенных к допингам. Более того, среди студентов отвергающих допинги на 3% оказалась меньше процентная доля читающих литературу (по сравнению с признающими допинги студентами).  Таким образом, на основании опроса 2005 г., данных таблицы 1 выявлены статистически значимые признаки связи между самооценкой студентами готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании со следующими элементами физической культуры опрошенных:

- ежедневные занятия утренней зарядкой;

- посещение спортивной секции;

- умение подобрать упражнения для развития силы;

- самостоятельное выполнение упражнений для развития выносливости;

- информированность о развитии физических возможностей;

- самоконтроль за своим физическим состоянием при занятиях физкультурой.

Из данных строки 6 таблицы 1 следует вывод о наличии статистически незначимых признаков связи между самооценкой студентами готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании с элементом физической культуры опрошенных студентов, зафиксированным в утверждении 17 (ежедневное обливание холодной водой).

Из данных строки 9 таблицы 1 следует вывод отсутствии статистически значимых признаков связи между самооценкой студентами готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании с элементом физической культуры опрошенных студентов, зафиксированным в утверждении 20 (отрицание допингов).

Статистические данные об анкетировании в 2015 г. представим в таблице 2, в которой отобраны и сгруппированы данные о процентных долях читающих литературу студентов с положительной и отрицательной самооценкой наличия различных элементов физической культуры. Результаты проверки достоверности различий процентных долей отражены в столбце 5.

Таблица 2 – Данные 2015 г. о признаках связи чтения литературы студентами с элементами физической культуры

Утверждение (элемент физической культуры). Процентная доля читающих среди студентов с отрицательной самооценкой  наличия элемента культуры. Процентная доля читающих среди студентов с положительной самооценкой  наличия элемента культуры. Разница процентной доли читающих среди студентов с положительной и отрицательной самооценкой  наличия элемента культуры. Эмпирическое значение φ*, значимость различий. 1
8. Я ежедневно делаю утреннюю зарядку. 25% 21% -4% 0.11, φ* в зоне незначимости 2
10. Я посещаю спортивную секцию. 25% 29% 4% 0.736,φ* в зоне незначимости 3
15. Я умею подобрать упражнения для развития силы. 16% 32% 16% 2.52,  φ* в зоне значимости 4
16. Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. 20% 41% 21% 3.386, φ* в зоне значимости 5
17. Я каждый день обливаюсь холодной водой. 25% 80% 55% 2.452, φ* в зоне значимости 6
18. Я знаю о том, как развивать свои физические возможности. 14% 30% 16% 2.202, φ* в зоне неопределенности 7
19. Занимаясь физкультурой, я слежу за своим физическим состоянием. 22% 28% 6% 0.935, φ* в зоне незначимости 8
20. Занимаясь спортом, следует избегать употребления допингов. 30% 26% -4% 0.142, φ* в зоне незначимости 9
1 2 4 5

Из данных таблицы 2 следует, что в 2015 г. наиболее активны в чтении студенты, которые обливаются холодной водой, среди них 80% утверждают о чтении литературы по физкультуре. Наименее активны (в группе студентов с признаками наличия элементов физической культуры) в чтении литературы студенты, которые делают зарядку, среди них 21% утверждают о чтении литературы. Из таблицы 2 также следует, что наибольшая разница между студентами с положительной и с отрицательной самооценкой наличия элемента физической культуры составила 55% (между теми, кто обливается и кто не обливается холодной водой).

Из таблицы 2 следует, что признавшие наличие 3 элементов физической культуры (см. данные по поводу утверждений 15, 16, 17, строки 4, 5, 6таблицы) студенты продемонстрировали более высокую активность в чтении литературы (разница составила от 16% до 55%). Причем отличие ответов о чтении литературы в данных 3 группах студентов (признавших наличие и отсутствие элементов физической культуры) оказались статистически значимыми. Выявлены статистически незначимые признаки связи 3 элементов физической культуры с самооценкой готовности к чтению литературы (см. данные о различиях в ответах по поводу утверждений 10, 18, 19). Не выявлено признаков связи чтения литературы с готовностью делать утреннюю зарядку и с отношением опрошенных к допингам (см. данные в строках 2, 9). Более того, среди студентов, делающих зарядку и  отвергающих допинги, на 4% оказалась меньше процентная доля читающих литературу (по сравнению с отвергающими зарядку и признающими допинги студентами).

Таким образом, на основании анкетирования 2015 г., (см. таблицу 2) выявлены статистически значимые признаки связи между самооценкой студентами готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании со следующими элементами физической культуры опрошенных:

- умение подобрать упражнения для развития силы;

- самостоятельное выполнение упражнений для развития выносливости;

- ежедневное обливание холодной водой.

Из данных таблицы 2 следует вывод о наличии статистически незначимых признаков связи между самооценкой студентами готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании со следующими элементами физической культуры опрошенных:

- посещение спортивной секции;

- информированность о развитии физических возможностей;

- самоконтроль за своим физическим состоянием при занятиях физкультурой.

Из данных таблицы 2 следует вывод об отсутствии признаков связи между самооценкой студентами готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании со следующими элементами физической культуры опрошенных:

- ежедневные занятия утренней зарядкой;

- отрицание допингов.

Выясним, какие изменения произошли за 10 лет между двумя опросами в самооценке студентами готовности читать литературу по физкультуре. Определим, какие изменения произошли по параметру: наличие связи чтения литературы с другими элементами физической культуры.

В сопоставительной таблице 3в столбцах 2, 3 в обобщенном виде представим данные 2005, 2015 гг. о готовности студентов читать литературу с признаками отсутствия иных выявляемых в ходе нашего исследования элементов физической культуры.

Таблица 3 – Данные опросов 2005, 2015 гг. о чтении литературы студентами с признаками отсутствия других элементов физической культуры

Утверждение анкеты (элемент физической культуры). Процентные доли читающих среди студентов с отрицательной самооценкой  наличия элемента культуры в 2005 г. Процентные доли читающих среди студентов с отрицательной самооценкой  наличия элемента культуры в 2015 г. Разница процентных долей читающих среди студентов с отрицательной самооценкой  наличия элементов физической культуры в 2005, 2015 гг. Изменение активности в чтении литературы среди студентов с отрицательной оценкой наличия элементов физической культуры. 1
8. Я ежедневно делаю утреннюю зарядку. 26% 25% -1% Снижение активности 2
10. Я посещаю спортивную секцию. 25% 25% 0 Нет изменений 3
15. Я умею подобрать упражнения для развития силы. 25% 16% -9% Снижение активности 4
16. Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. 25% 20% -5% Снижение активности 5
17. Я каждый день обливаюсь холодной водой. 31% 25% -6% Повышение активности 6
18. Я знаю о том, как развивать свои физические возможности. 22% 14% -8% Снижение активности 7
19. Занимаясь физкультурой, я слежу за своим физическим состоянием. 20% 22% 2% Повышение активности 8
20. Занимаясь спортом, следует избегать употребления допингов. 35% 30% -5% Снижение активности 9
1 2 3 4 5

Из таблицы 3 по данным столбца 4 видно, что активность в чтении литературы от 2005 г. к 2015 г. выросла (+2%) только в группе студентов, которые утверждают, что они не следят за своим физическим состоянием (эти различия являются статистически незначимыми). Во всех остальных группах студентов (не делающих зарядку, не отвергающих допинги и т.д.) активность студентов в чтении литературы снизилась (см. столбец 4, уменьшение процентной доли от 1% до 9%). Среди студентов, не посещающих секции активность в чтении литературы не изменилась (25%, см. данные строки 3). В связи с тем, что на основе анкетирования в 2005 г. и 2015 г. в 7 группах студентов из 9 (не отметивших наличие элементов физической культуры) выявлено снижение активности в чтении литературы, данные таблицы 3 свидетельствуют о наличии признаков негативных изменений физической культуры студентов за 10 лет между двумя опросами.

Статистические данные о результатах анкетирования в 2005 г. и в 2015 г. в обобщенном виде представим в сопоставительной таблице 4, в которой столбцы 2, 3 включают данные о готовности читать литературу студентов с признаками наличия иных исследуемых нами элементов физической культуры.

Таблица 4 – Данные опросов 2005, 2015 гг. о чтении литературы по физкультуре студентами с признаками наличия элементов физической культуры

Утверждение анкеты (элемент физической культуры). Процентные доли читающих среди студентов с положительной самооценкой  наличия элемента культуры в 2005 г., наличие признаков связей Процентные доли читающих среди студентов с положительной самооценкой  наличия элемента культуры в 2015 г., наличие признаков связей Разница процентных долей читающих среди студентов с положительной самооценкой  наличия элементов физической культуры в 2005, 2015 гг. Изменение активности в чтении литературы среди студентов с положительной оценкой наличия элементов физической культуры. 1
8. Я ежедневно делаю утреннюю зарядку. 49%, статистически значимые признаки наличия связи 21%, отсутствие признаков наличия связи -28% Снижение активности 2
10. Я посещаю спортивную секцию. 38%, статистически значимые признаки наличия связи 29% статистически незначимые признаки наличия связи -9% Снижение активности 3
15. Я умею подобрать упражнения для развития силы. 36%, статистически значимые признаки наличия связи 32%, статистически значимые признаки наличия связи -4% Снижение активности 4
16. Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. 44%, статистически значимые признаки наличия связи 41%, статистически значимые признаки наличия связи -3% Снижение активности 5
17. Я каждый день обливаюсь холодной водой. 44%, статистически незначимые признаки наличия связи 80%, статистически значимые признаки наличия связи 36% Повышение активности 6
18. Я знаю о том, как развивать свои физические возможности. 35%, статистически значимые признаки наличия связи 30%. статистически незначимые признаки наличия связи -5% Снижение активности 7
19. Занимаясь физкультурой, я слежу за своим физическим состоянием. 35%, статистически значимые признаки наличия связи 28%, статистически незначимые признаки наличия связи -7% Снижение активности 8
20. Занимаясь спортом, следует избегать употребления допингов. 32%, отсутствие признаков наличия связи 26%, отсутствие признаков наличия связи -6% Снижение активности 9
1 2 4 5

Из таблицы 4 по данным столбца 4 видно, что активность в чтении литературы от 2005 г. к 2015 г. выросла (+36%) только в группе студентов, которые обливаются холодной водой. Во всех остальных группах студентов (делающих зарядку, посещающих секцию и т.д.) активность студентов в чтении литературы снизилась (см. столбец 4, выявлено уменьшение процентной доли читающих литературу от 3% до 28%). Учитывая, что позитивные изменения касаются только одной и к тому же небольшой группы студентов (в 2005 г. обливались холодной водой 63 студента из 899, в 2015 г. обливались 5 студентов из 230 опрошенных), данные таблицы 4 свидетельствуют о наличии признаков негативных изменений физической культуры студентов в 2015 г. по сравнению с 2005 г.

Из таблицы 4 также видно, что в 2005 г. были обнаружены признаки статистически значимых связей чтения литературы с 6 элементами физической культуры студентов (которые косвенно свидетельствуют о возможном положительном влиянии данных элементов физической культуры на склонность студентов к чтению литературы). Однако в 2015 г. были обнаружены признаки статистически значимых связей чтения литературы лишь с 3 элементами физической культуры студентов. Наличие признаков связей между элементами физической культуры личности мы вправе рассматривать как признак целостности физической культуры студентов. В связи с уменьшением количества связей логично сформулировать предположение о негативном изменении физической культуры опрошенных студентов в направлении  уменьшения целостности (в 2005 г. было 6 признаков связей, в 2015 г. стало 3 признака связей).

Подводя итоги проведенного исследования, сформулируем основные выводы.

На основании анкетирования 2005 г. выявлены статистически значимые связи готовности студентов читать литературу о физическом самосовершенствовании с 6 элементами физической культуры (из 8 изученных нами элементов).

На основании анкетирования 2015 г. выявлены статистически значимые связи готовности студентов читать литературу о физическом самосовершенствовании с 3 элементами физической культуры (из 8 изученных элементов).

Уменьшение количества связей между элементами физической культуры свидетельствует о наличии признаков изменения за 10 лет между опросами 2005, 2015 гг. физической культуры опрошенных студентов в направлении уменьшения целостности.

Сопоставление ответов студентов в 2005, 2015 гг. на вопросы анкеты приводит к выводу о наличии признаков снижения активности студентов в чтении литературы по физкультуре.

В заключение отметим следующее. Полученные эмпирические данные касаются конкретной группы обследованных студентов, обучавшихся на экономическом и юридическом факультетах в 2005-2006 учебном году. Важно также учитывать, что изложенные материалы получены при помощи анкеты, которая фиксирует субъективные мнения студентов, которые не склонны проявлять свои отрицательные характеристики (если таковые имеются). Поэтому сформулированные предположения нуждаются в дальнейшей проверке. В последующих публикациях мы планируем изложить и проанализировать иные аспекты формирования у студентов готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании.


Библиографический список
  1. Карпова О.Л. Содержательные характеристики актуализации самообразовательной деятельности студентов вуза / О.Л. Карпова, Т.Н. Шабалкова // Теория и практика физической культуры. – 2015. – N 5. – С. 8-10.
  2. Кащеев  Д.В. Роль обучающей среды высшего учебного заведения в формировании физической культуры студента  / Д.В.  Кащеев, С.В. Зайцева  // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2013. – № 2. – С. 133-135.
  3. Кащеев  Д.В.  Проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом / Д.В.  Кащеев, С.В. Зайцева  // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2013. – № 3. – С. 138-141.
  4. Мошкин В.Н., Зуев В.М. Связи готовности студентов делать утреннюю зарядку с некоторыми элементами физической культуры // Современная педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/09/4886.
  5. Мошкин В.Н., Кащеев Д.В. Самооценка студентами готовности читать литературу о физическом самосовершенствовании / В.Н.Мошкин, Д.В. Кащеев // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4756.


Все статьи автора «Мошкин Владимир Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: