УДК 316.3

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РАБОТНИКА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Омельченко Ксения Александровна1, Хомченко Ольга Александровна1
1Кубанский государственный университет, студент кафедры социологии

Аннотация
В статье рассмотрены и проанализированы различные аспекты формирования и развития трудового потенциала работника. В работе уточнено определение трудового потенциала работника, определены границы, выявлены функции и количественно-качественные характеристики.

Ключевые слова: качественные характеристики, количественные характеристики, работодатель, работоспособность, трудовой потенциал работника


LABOR POTENTIAL EMPLOYEE: PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT

Omelchenko Ksenia Aleksandrovna1, Khomchenko Olga Aleksandrovna1
1Kuban State University, student of the Department of Sociology

Abstract
The article describes and analyzes the various aspects of the formation and development of labor potential employees. The paper clarified the definition of labor potential employees, defined borders, functions and identified quantitative and qualitative characteristics.

Keywords: employer performance, labor potential of employee, qualitative characteristics, quantitative characteristics


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Омельченко К.А., Хомченко О.А. Трудовой потенциал работника: проблемы формирования и развития // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6101 (дата обращения: 26.05.2017).

Трудовым потенциалом может обладать общество, государство, регион, конкретное предприятие, весь персонал и отдельный работник. С нашей точки зрения, наиболее интересным, важным является трудовой потенциал работника. Трудовой потенциал работника важная составляющая современного рынка труда. Чем выше трудовой потенциал, тем выше будет востребованность работника среди работодателей. Трудовой потенциал  должен характеризовать человеческий фактор в динамике в виде непрерывного, развивающегося, многопланового процесса, характеризующего скрытые возможности [1]. Обобщающим показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества.

Трудовой потенциал работника принято рассматривать как совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности; способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда [7].  Кроме того трудовой потенциал работника это совокупность природных, накопленных и сформированных свойств, запасов, ресурсов, возможностей человека, создающих силы для осуществления производительной трудовой деятельности для создания жизненных благ, удовлетворяющих потребности людей [4]. То есть трудовой потенциал работника это совокупность качеств человека, позволяющих осуществлять трудовую деятельность.

Принято выделять верхние и нижние границы трудового потенциала человека. Верхние границы в РФ можно разделить на три группы:

1) 60-65 лет (работоспособность сохраняется на 65-70 %);

2) 65-70 лет (работоспособность сохраняется на 50-60 %);

3) 70-75 лет и старше (работоспособность сохраняется на 35-40 %).

В настоящее время в России официальный статистический учет ограничивает трудовой потенциал возрастной группой от 15 до 72 лет. Это говорит о том, что гражданин РФ может реализовать свой трудовой потенциал в возрасте 15 лет, более к зрелому возрасту трудовой потенциал снижается [8].

Трудовой потенциал личности формируется под воздействием различных качеств таких, как желание и умение трудиться, хозяйственная предприимчивость, инициативность в труде и др. В трудовом потенциале работника выделяют следующие виды:

  1. Трудовой потенциал личности – трудовой потенциал конкретного работника, который имеет определенное качество.
  2. Трудовой потенциал группы – совокупность качеств какого-либо трудового коллектива, связанная с обязательным взаимодополнением, взаимозависимостью и взаимодействием его членов.
  3. Трудовой потенциал типичного работника – существует в определенный период времени на определенной территории.
  4. Трудовой потенциал совокупного профессионала – потенциал профессионального сообщества.
  5. Совокупный трудовой потенциал производственных групп – совокупность отдельных потенциалов коллектива, которые существуют в данное время в данном месте [6].

К качественным показателям трудового потенциала работника можно отнести: здоровье, нравственность, творческий потенциал, активность, организованность, образование, профессионализм и затраты рабочего времени. Под здоровьем в данном контексте понимается трудоспособность, время отсутствия на работе из-за болезней. Нравственность – отношение к окружающим. Творческий потенциал – творческие способности работника. Активность определяется как стремление к реализации способностей, предприимчивость. К организованности можно отнести следующие качества: аккуратность, дисциплинированность, бережливость, порядочность и обязательность. Образование – это количество лет учебы в школе и других учебных заведениях, а также знания, которые были там получены. Уровень квалификации работника и умения можно отнести к профессионализму. Затраты рабочего времени – время занятости в течение года.

К количественным характеристикам трудового потенциала работника относятся: количество рабочего времени, возможного к отработке при нормальном уровне интенсивности труда (возможности участия работника в труде); средняя продолжительность жизни; промежуток времени, в котором работник был безработным, находился в поиске работы [5]. Так же  к количественным показателям можно отнести трудоемкость работ; нормы выработки; нормы обслуживания; рабочие места; нормативы численности [2]. В трудовом потенциале работника принято выделять следующие функции:

  1. Экономическая – создание экономической основы, получения дохода при оказании услуги труда работником работодателю.
  2. Дифференцирующая – трудовой потенциал делит людей по способностям и силам, результатам и затратам. Эта дифференциация может использоваться, например, при оплате услуг труда. Цель такого разделения заключается в том, чтобы стимулировать производительность труда [3] и повышение квалификации работниками.
  3. Коммуникативная функция – служит средством связи работника с коллективом и обществом в целом. Посредством совместного труда трудовой потенциал позволяет достичь коллективных целей и объединения интересов отдельного работника и коллектива [4].

Трудовой потенциал отдельного работника можно проанализировать во временном аспекте, в связи с этим каждый работник имеет три вида своего трудового потенциала:

– прошлый потенциал, т.е. тот потенциал, который был накоплен;

– настоящий потенциал, т.е. тот, который используется работником;

– будущий потенциал, т.е. потенциал, который можно будут развивать в будущем.

Таким образом, трудовой потенциал работника – это его возможности, знания, умения, навыки, которые приобретаются и формируются личностью в процессе всей ее жизни, реализуются в трудовом поведении и определяют его реальную плодотворность. Трудовой потенциал является сложной системой, которая принимает участие в социализации личности. Он может измеряться как в качественных, так и в количественных показателях.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовой потенциал можно и нужно развивать каждому работнику различными способами. Как представляется, для этого необходимо: заниматься своим самообразованием, посещать курсы дополнительного образования, курсы повышения квалификации, тренинги и семинары. То есть, каждый работник должен самостоятельно стремиться к повышению своего трудового потенциала, но и работодатель должен поддерживать и мотивировать работника в этом, так как он тоже в этом заинтересован.


Библиографический список
  1. Гелета И.В., Сидорова Д.Г. Формирование и развитие трудового потенциала на предприятии // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. №25-1. С. 228-232.
  2. Зайцева И.В., Попова М.В., Ворохобина Я.В. Развитие понятия «трудовой потенциал» как социально-экономической категории// Экономика труда. – 2013. – № 1[Электронный ресурс]. URL: http://uecs.ru/uecs49-492013/item/1927–l-r-    (дата обращения: 10.10.2015)
  3. Коваленко А.В., Калинская Е.С., Гелета И.В. Направления роста производительности труда// Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал. Краснодар. КРОО «ОАИУР», 2014. № 3. С. 99-104.
  4. Леденева Е.А. Трудовой потенциал в системе категорий труда// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 49 [Электронный ресурс]. URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/trudovoy-potentsial-v-sisteme-kategoriy-truda   (дата обращения: 10.10.2015)
  5. Судакова Е.С. Особенности формирования и развития трудового потенциала персонала// Science Time. – 2014. – № 4(4) [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-i-razvitiya-trudovogo-potentsiala-personala    (дата обращения: 12.10.2015)
  6. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: ключевые понятия научного анализа// Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). – 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. URL:  http://www.hr-portal.ru/article/trudovoy-potencial-rabotnika-klyuchevye-ponyatiya-nauchnogo-analiza   (дата обращения: 11.10.2015)
  7. Национальная энциклопедическая служба. [Электронный ресурс].  URL:http://vocable.ru/dictionary/917/word/trudovoi-potencial-rabotnika (дата обращения: 12.10.2015)
  8. Трудовой потенциал экономики. [Электронный ресурс]. URL:  http://www.elitarium.ru/2010/07/09/trudovojj_potencial_jekonomiki.html (дата обращения: 11.10.2015)


Все статьи автора «Хомченко Ольга Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: