УДК 316.454.3

ПОЕЗДКА В МЕТРО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Михайлова Дарья Петровна
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Аннотация
В XXI веке произошел значительный рост населения земного шара. Из-за параллельного процесса урбанизации основная масса населения сконцентрировалась в городах, что сегодня особенно заметно в транспорте, на улице и крупных торговых центрах. Яркий пример - массовое скопление людей в подземном метро. Само по себе метро - интересный феномен, где можно встретить представителей разных слоев населения, пола, возраста и национальности. В статье рассматривается и анализируется поведение индивидов в метро. Доказывается, что поездка в метро является важным социальным опытом.

Ключевые слова: метро, поездка в метро, социальный опыт


A RIDE ON THE SUBWAY AS A SOCIAL EXPERIENCE

Mikhaylova Daria Petrovna
National research university "Higher school of economics"

Abstract
there was a significant increase in world population in the XXI century. Because of the parallel process of urbanization, most of the population concentrated in the cities, which is particularly noticeable in transport, in the street and in major shopping malls. A striking example - crowded underground metro. In itself, the metro - an interesting phenomenon, where you can meet representatives of different sectors of the population, gender, age and nationality. The article discusses and analyzes the behavior of individuals in the subway. It is proved that a trip on the subway is an important social experience.

Keywords: social experience, subway


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова Д.П. Поездка в метро как социальный опыт // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/12/6156 (дата обращения: 30.10.2023).

Доказано, что материальный мир проецируется на  наше сознание. Сами того не замечая, мы ассоциируем определенные атрибуты лишь с метро, утрачивая при этом их первоначальное значение. Так, пребывая под землей, индивид имеет возможность ознакомиться с историей станции, памятниками культуры, стать слушателем подземного радио и впоследствии соотносить ее со своим опытом в общественном транспорте. Поэтому во время поездки в метро активно идет социализация индивида, и в первую очередь –  создание и рецепция социально-этических норм как минимум по отношению к “пассажирам с детьми, пожилым и беременным женщинам” и всей человеческой массе в целом, вызывающие преимущественно неформальные санкции. Следовательно, можно и нужно считать поездку в метро социальным опытом. Индивид, получивший подобные знания, не станет пытаться перепрыгивать через терминалы, бегать по эскалатору и грубить пассажирам, предсказывая реакцию социума на свои действия.

Находясь в метро, человек перестает быть индивидом, растворяясь в массе безликой толпы. Не утрачивая своей индивидуальности, он обменивает часть своих моральных установок на «стадные чувства» человеческой массы.  Согласно Г. Блумеру[1] масса характеризуется следующими признаками: представительство различных классов, отличающихся по культурному, материальному и профессиональному признакам; анонимностью; отсутствие коммуникаций внутри данной квазигруппы.

С каждым годом проблема загруженности метро становится все острее. В часы пик люди превращаются в неуправляемую никакими средствами орду; все спешат, пытаясь влезть  в переполненный людьми вагон. В момент прибытия поезда ситуация усугубляется: люди перестают полностью осознавать свои действия, повинуясь стадным инстинктам; они становятся агрессивными и безжалостными. В погоне за сидячим местом они и вовсе грубо нарушают нормы человеческого поведения. Большинство предпочитает притвориться, что они не заметили пожилого человека или беременную женщину, поскольку не хотят уступать им место. Стоит осветить и конфликтные ситуации, когда один индивид тактильно задевает другого в грубой форме. Словесная перепалка легко может перерасти в ругань, которая негативно влияет на психологическую обстановку во всем вагоне. К сожалению, из-за анонимности в данной квазигруппе, называемой «эффект попутчика», это является  привычным делом. Жестокость же появляется, когда  они изо дня в день спускаясь в этот “муравейник”, пробираются через давку, маневрируя, стараясь идти быстрее, чтобы не быть затоптанным, и пытаясь устоять в переполненном вагоне. В такие моменты не хватает ни воздуха, ни личного пространства, на индивида фактически “давят”, и он испытывает когнитивный диссонанс. Выражается он у всех по-разному: кто-то выказывает агрессию, кто-то стоически принимает ее как должное, пытаясь просто пережить.

Для более детального объяснения смоделируем обычную поездку в  вагоне метро. Большинство пассажиров являются рандомным скоплением людей, видящим друг друга в первый раз и поэтому не контактирующими друг с другом; более того, они обособляются от толпы, не желая получить от нее какие-либо негативные эмоции. Исключение составляют люди, которые едут вместе компаниями, обсуждающими что-то в своем кругу.  Отчасти поэтому на них не действует часть законов толпы.

Разумеется, пассажиры  начнут взаимодействовать в экстренных ситуациях: если одному из них стало плохо, или вагон остановился по техническим причинам. Однако, к ним трудно обратиться с просьбой подсказать маршрут или помочь уладить конфликт внутри данной квазигруппы.

Согласно Г. Блумеру[1], социальное взаимодействие в метро есть круговая реакция. То есть, в метро поведение людей обретает круговую форму, характеризуемой отражением  настроения друг друга. При виде строгих лиц, не проявляющих никаких эмоций в метро, человек неосознанно вынуждается им подражать. Яркий пример:  при внеплановой остановке состава, из-за паники одного индивида беспокойство подхватывается большинством пассажиров.

То есть, на человека оказывается психологическая атака со стороны окружающих его незнакомцев. Не всем нравится быть объектом пристального внимания, поэтому в метро люди зачастую берут с собой газету, планшет, электронную книгу  и таким образом стараются уйти от реальности – в социологии этот процесс называется «эскапизмом».  Маленькая ремарка – интересный факт, обнаруженный мной: после появления бесплатного Wi-Fi на Кольцевой линии люди все чаще активно используют интернет-гаджеты.

В метро можно узнать многое, как о конкретном человеке, так и  об окружающем нас мире. Например, какие книги сейчас популярны или каковы последние “писки моды”в одежде, увидеть новинки смартфонов, планшетов и наушников . Такие особенности, как одежда, читаемая пресса, или же предметы, сопровождающие человека, говорят многое о его деятельности и  интересах.

Часто встречаются пассажиры, не желающие быть частью серой массы. Это проявляется в макияже, манере одеваться, вести себя.  Если раньше существовали негласные правила поведения, то сейчас каждый пытается выразить свою индивидуальность различными путями. Подростки, которые являются приверженцами различным субкультур или же   индивиды, которые пытаются выделиться изощренными путями, получают со стороны пассажиров негативную оценку. Однако существует много случаев обособления от общества, которое получает положительную оценку.

Конечно, в метро не встретить миллионеров.  В виду того, что цены на проезд общественный транспорт намного дешевле, чем эксплуатация собственного автомобиля,  им пользуются люди со средним или низким достатком. Здесь не встретить популярных звезд или бизнесменов,  предпочитающих комфортное передвижение на личном автомобиле.

Стоит упомянуть и про возрастной состав пассажиров. Ранним утром в метро можно увидеть занятое население страны, спешащее на работу, студентов и школьников. Около полудня в метро становится свободнее, а ближе к вечеру снова наблюдается большой наплыв людей, на сей раз возвращающихся домой.

По словам Оксаны Запорожец, ведущего научного сотрудника Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ, метро стало символом мегаполиса, горожане все чаще использую его как место встреч или общения друг с другом[3]. Так и есть. Зачастую мы видим людей, которые стоят и выискивают глазами своих знакомых. Здесь можно увидеть и  небольшие группы друзей, собравшихся провести время вместе.

Большое скопление людей в метро дает возможность нищим получить свое подаяние. Часто встречаются инвалиды, воины-афганцы, старушки, просящие на хлеб . Однако из них только около десяти процентов просящих не смогут прожить без милостыни. Остальные же являются обычными мошенниками. Согласно социологическому опросу, 69 процентов граждан предпочитают помогать просящим, что говорит о жалостливости нашего населениях[2].

Разумеется,  в метро можно заметить множество проблем, решать которые обязаны представители государственной власти. На мой взгляд, правительство должно уделять данной проблеме гораздо больше внимания, чем сейчас. В первую очередь, создать больше условий для комфорта людей. Путем открытия новых станций можно сократить дорогу для живущих в близлежащих поселках граждан, а запуск новых вагонов, соответствующих последним достижениям науки, сделает поездку комфортнее.

В заключении можно сделать вывод, что поездка в метро есть важный социальный опыт. Стремительный рост городского населения, в особенности в мегаполисах, ведет к изменению сознания людей. Наблюдая за людьми в метро, мы узнаем о способах их самовыражения, вариациях поведения в различных ситуациях и уровне их воспитанности. Ведь именно здесь, среди социума важно контролировать свое поведение и не уподобляться животному. В свою очередь, социуму следует давать примеры для подражания и использовать не только негативные, но и позитивные санкции для контроля, поведения своих членов.


Библиографический список
  1. Блумер Г. Коллективное поведение в кн. Американская социологическая мысль: тексты. М., 1994, С. 195-214.169
  2. Наталия Покровская  Попрошайки в метро зарабатывают больше подающих(электронный ресурс) URL:http://newsland.com/news/detail/id/398366/
  3. Сайт КФУ Открывая разнообразный город: о чем может рассказать метро? (Электронный ресурс) URL:http://kpfu.ru/main_page?p_cid=19666


Все статьи автора «Михайлова Дарья Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: