УДК 378

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Рыжанкова Анна Александровна
Российский государственный социальный университет филиал в г. Минске
магистр

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме профессиональной адаптации студентов в высшем учебном заведении. Анализ теории и практики свидетельствуют о том, что недостаточно изученной остается проблема профессиональной адаптации студентов поступивших в высшие учебные заведения. Профессиональная адаптация позволяет студентам создать условия для самоопределения, творческой самореализации и непрерывного образования.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, профессиональной адаптации студентов в высшем учебном заведении, студенческая жизнь


AN EMPIRICAL STUDY OF THE PROBLEMS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION

Ryzhankova Anna Aleksandrovna
Russian State Social University branch in Minsk
master

Abstract
This article is devoted to the professional adaptation of students in higher education. Analysis of the theory and practice show that the problem remains poorly understood professional adaptation of students enrolled in higher education institutions. Professional adaptation allows students to create the conditions for self-determination, self-actualization and continuing education.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Рыжанкова А.А. Эмпирическое исследование проблем профессиональной адаптации студентов в высшем учебном заведении // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/12/6173 (дата обращения: 31.10.2023).

Профессиональная адаптация студентов в высшем учебном заведении – это составная часть социальной адаптации, направленная на успешную социализацию студента в условиях высшего образования и будущей профессиональной деятельности; процесс и результат принятия и последующего активного воспроизводства социального опыта освоенного в ходе принятия новой профессиональной среды; фактор подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности, который является регулятором связи между системой образования и практической деятельностью. С учетом современных требований к компетентности специалиста выделяются виды: стратегическая компетентность, характеризующая глобальность, системность мышления; функциональная, выражающаяся в умении проявлять инициативу; социальная компетентность, предполагающая наличие квалификационных и интеграционных способностей и др. [2, c. 4].

Отличительными чертами профессиональной адаптации первокурсников от студентов старших курсов, является стремление  добиться первых успехов в изучаемых предметах, интерес и старательность в выполнении учебной и научной работы, повышенное чувство собственного достоинства.

Основные факторы, влияющие на профессиональную адаптацию студентов высших учебных заведений (рис. 1.).

Рисунок.1. Внутренние и внешние факторы профессиональной адаптации студентов вуза

Исходя из данной актуальной проблемы, было проведено анкетирование, цель которого заключалась в выявлении уровня и проблем адаптации студентов в высшем учебном заведении. В рамках исследования принимало участие 80 респондентов (43 студента 1 курса и 37 студентов 3 курса, специальности «Психология», «Социальная работа») (рис. 2). Базой исследования является Российский государственный социальный университет филиал в г. Минске.

Рисунок 2. Диаграмма, отражающая социальный статус респондентов

Первый блок вопросов анкетного опроса посвящен влиянию личностных особенностей студентов на профессиональную деятельность, где было выявлено, что 64% респондентов уверены в правильности своего профессионального выбора. 11% опрошенных ещё  не определились по данному вопросу. 25% респондентов отмечают, что, скорее всего, они выбрали не ту профессию, которая им подходит и нравится (рис. 3). В тоже время, студенческая пора, считается стрессогенной, когда приходится выдерживать довольно большие нагрузки – физические, умственные, нравственные, волевые, интеллектуальные, а порой и перегрузки, которые могут отрицательно сказаться на развитии личности студента [1, с. 3].

 Рисунок 3. Гистограмма процентных показателей, отражающих правильность профессионального выбора студентов

В тоже время 60% респондентов ответили, что они положительно относятся к своей будущей специальности, 33% ответили, что отрицательно и 7% -  нейтрально (рис. 4.).

Рисунок 4. Гистограмма процентных показателей, отражающих уровень отношения к выбранной специальности у студентов

Личным выбором обусловлено предпочтение будущей профессии 56% студентов-первокурсников и 69% студентов 3 курса, что свидетельствует о стремлении самостоятельно принимать основополагающее решение. Кроме того, такой результат предполагает мотивированность на учебу, поскольку свидетельствует о серьезной внутренней настроенности на успешную профессиональную деятельность. Меньшая часть (20 % – 3 курс и 3% первокурсников) дали отрицательный ответ. Довольно большой процент студентов-первокурсников затруднялись в ответе (41%). Это может свидетельствовать о том, что респонденты не могут для себя оценить однозначно степень участия внешних обстоятельств в процессе принятия решения о выборе специальности (таблица 1).

Таблица 1. Таблица распределения самостоятельного выбора специальности среди 1 и 3 курса

Вы выбрали самостоятельно свою специальность?
1 курс 3 курс
Да 56% 69%
Нет 3% 20%
Затрудняюсь ответить 41% 11%

Результаты исследования показывают, что влияние родителей на формирование профессиональных намерений детей осуществляется по-разному. Наиболее благоприятные условия для формирования профессиональных намерений в тех семьях, в которых родители правильно, с точки зрения педагогической науки, воспитывают детей: создают условия для формирования их интересов и способностей. Для семьи выбор образования и профессии – это значимый фактор, определяющий ее статус. Однако в современном обществе родители, помимо собственных представлений о желаемом для своего ребенка выборе профессии, вынуждены учитывать и другие факторы, связанные с материальным достатком, в частности. Так сложилось в действительности, что социальный старт все больше становится личным делом молодых людей и делом их родителей. Не признавая того факта, что взрослеющий ребенок имеет право в определенной степени самостоятельно определять свой жизненный путь, родители тем самым отказывают ему в праве реализовать профессиональные предпочтения, выходящие за рамки родительских представлений о профессии, «достойной» их ребенка и «доступной» для него в соответствии с их возможностями. В такой ситуации вопрос об интересах и склонностях самого ребенка нередко вообще не рассматривается. Все это влечет за собой угрозу совершения ошибочного выбора профессии.

В результате исследования, мы хотели выявить корреляцию с признаками, полученными в результате обработки вариантов ответов на вопросы оценки качества образовательного процесса, степени заинтересованности в учебе и успеваемости. Анализ показал отсутствие взаимосвязи. Оказалось, что качеством организации учебного процесса 25% студентов неудовлетворенны, а 75% – удовлетворены (рис. 5.).

Рисунок 5. Гистограмма процентных показателей, отражающих оценку учебного процесса в вузе

Следующий блок вопрос посвящен проблемам профессиональной адаптации студентов в условия высшего образования. Респондентам было предложено оценить, влияют ли условия обучения в вузе на адаптацию. Ответы расположились следующим образом: да – ответило 62% респондентов, нет – 38% (рис. 6.). Следует обратить внимание на то, что чем лучше организованы условия обучения в вузе, тем быстрее студенты привыкают к новому укладу жизни, тем быстрее формируется студенческий коллектив, тем эффективнее протекает процесс формирования профессионально важных качеств.

Рисунок 6. Гистограмма процентных показателей, отражающих влияние условий обучения в вузе на адаптацию студентов

К числу наиболее значимых проблем, мешающих студентам быстро и успешно адаптироваться к условиям высшего образования, относятся (рис. 7.):

  1.  неудовлетворенность уровнем преподавания и содержанием учебных дисциплин – 12%;
  2. чрезмерный объем учебной нагрузки – 36%;
  3. отсутствие перспектив трудоустройства – 24%,
  4. невысокий уровень довузовской подготовки – 23%;
  5. разочарование в специальности – 5%.

Кроме того студенты отметили, что интерес к учебе может возрасти благодаря повышению качества преподавания, возможности выбора преподавателя.

 Рисунок 7. Гистограмма процентных показателей, отражающих проблемы профессиональной адаптации студентов

Заключительный блок анкетного опроса посвящен, уровню профессиональной адаптации студентов высших учебных заведений. Респондентам необходимо было оценить себя с точки профессионального соответствия 32% ответивших указали, что их «способности не соответствуют требованиям профессии».

Не может не настораживать тот факт, что почти каждый третий молодой человек осознает факт несоответствия выбранной профессии, причем не выявлено существенной разницы в ответах представителей 1 и 3 курсов. Если в случае со студентами 3 курса можно предположить, что оценка соответствия способностей является следствием знаний о профессии, полученных в процессе обучения, то столь высокий  процент выборов варианта «несоответствия профессии» у студентов 1 курса позволяет предположить, что изначально выбор специальности при поступлении в высшее учебное заведение осуществлялся по влиянием других, нежели индивидуальных способностей, факторов. Каждый пятый студент делал свой выбор, руководствуясь, прежде всего, не собственными интересами и склонностями, а другими обстоятельствами. В то же время, что склонность к профессии – необходимое условие возникновения устойчивой мотивации обучения.

Исследование показало, что решение о выборе профессии для 1/3 части молодых людей не является самостоятельным, а формируется под влияние факторов ситуативного характера, а не носит долгосрочной перспективы. У значительной части студентов отсутствует сознательное представление об избираемой профессии т.к. выбор больше определен необходимостью самого образования, а не его специализацией. Результатом этого становится низкий уровень профессиональной адаптированности и нежелание работать по выбранной специальности.

Для выяснения программы действий студентов относительно выбранной профессии в анкету был включен вопрос: «Собираетесь ли Вы работать по специальности?». Каждый третий ответил утвердительно (таблица 2).

Таблица 2. Жизненные планы студентов после окончания вуза

Собираетесь ли Вы работать по специальности?
  1 курс 3 курс
Да 72% 46%
Нет 8% 26%
затрудняюсь ответить 20% 28%

То обстоятельство, что студенты, которые не собираются работать по специальности, но при этом продолжают обучение, говорит о том, что доминирующей установкой при поступлении в вуз была не столько направленность на профессию, сколько направленность на получение высшего образования.

Таким образом, можно утверждать, что большинство студентов вуза направлены на получения профессии, а не на получение образования.

При определении степени адаптированности в вузе, нами были получены следующие результаты: 64 % студентов-первокурсников имеет среднею степень адаптированности, а 70% студентов 3 курса – высокую (рис. 8.).

Студенты с высоким уровнем адаптации, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели, стремятся к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности, а точнее в учебной деятельности.

Вместе с тем выявленный уровень у студентов 1–го курса представляется явно недостаточным, так как  у 24 %  испытуемых уровень адаптированности находится на низком и критическом уровнях. Для этой группы профессиональная сфера еще не имеет значения. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями. Будущие планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Это чаще всего связано с тем, что студенты еще находятся в стадии самоопределения.

На основании данных эмпирического исследования можно сделать следующий вывод: процесс профессиональной адаптации студентов 3 курса проходит успешнее, чем у студентов 1 курса.

Рисунок  8. График процентных показателей, отражающих степень адаптированности студентов в вузе

Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что у 75% студентов-первокурсников отсутствует сознательное представление об избираемой профессии, т.к. выбор больше определен необходимостью самого образования, а не его специализацией, как следствие – низкий уровень профессиональной адаптированности и нежелание работать по выбранной специальности. Для студентов 1 курса филиала РГСУ в г. Минске характерным является наличие среднего (64%) и низкого (24%) уровня адаптированности к условиям высшего образования. Поэтому именно в первом семестре первого курса необходима своевременная и квалифицированная помощь возможна помощь первокурснику.

Таким образом, важно с первых дней пребывания студентов-первокурсников в высшем учебном заведении создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, для удовлетворения потребностей в интеллектуальном, эмоциональном и нравственном развитии, доброжелательные взаимоотношения как между студентами, так и между студентами и преподавательским коллективом в целом.


Библиографический список
  1. Семенова Е.М., Ворошилина Н.Н. Психологическое сопровождение личности студента в образовательной среде вуза /Е.М. Семенова, Н.Н. Ворошилина// Психология, социология и педагогика. 2015.. №6 [Электронный ресурс]. http://psychology.snauka.ru/2015/06/5083“>URL:http://psychology.snauka.ru/2015/06/5083 (дата обращения: 13.11.2015).
  2. Ворошилина Н.Н., Реут В.Г. Формирование организационно-педагогических условий для работы с гетерогенными группами учащихся в современном обществе /Н.Н. Ворошилина, В.Г. Реут// Психология, социология и педагогика. 2015. №6 [Электронный ресурс]. http://psychology.snauka.ru/2015/06/5053“>URL:http://psychology.snauka.ru/2015/06/5053 (дата обращения: 14.11.2015).


Все статьи автора «Рыжанкова Анна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: