Сегодня подвижные игры являются неотъемлемой частью системы физического воспитания. Широко известно определение П.Ф. Лесгафта игры как «упражнения, посредством которого ребенок готовится к жизни» [Лесгафт, 1952, с. 384]. Подвижная игра является осознанной, активной деятельностью ребенка, направленной на точное и быстрое выполнение заданий, которые основываются на различных видах движений. Подвижным играм присущи активные творческие двигательные действия ребенка, мотивированные сюжетом игры и ограниченные её правилами.
В подвижных играх одновременно используются как физические, так и умственные способности ребенка, что позволяет гармонично развивать фантазию, интеллект и воображение ребенка, а также – через социальную составляющую подвижных игр – формировать его социальные качества. Кроме того, игры позволяют детям найти выход для накопленной энергии и, таким образом, приносят им радость. Специфика проведения подвижных игр с детьми открывает для педагога широкие возможности для комплексного использования различных методов, направленных на формирование и развитие здоровой и полноценной личности ребенка.
Методика проведения подвижных игр в школьном возрасте отражена в работах многих отечественных ученых, например, П.А. Чумаковой, Л.В. Былеевой, И.М. Короткова и др. Методика проведения подвижных игр различается для дошкольного и школьного возрастов, а внутри школьного – для различных возрастных групп. Это обусловлено необходимостью постепенного усложнения игр с обязательным учетом особенностей каждой возрастной группы.
При проведении подвижных игр с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать ряд нюансов. Так, дети в начальной школе обладают повышенной утомляемостью. В силу того, что организм ребенка в этом возрасте проходит стадию активного формирования, кости имеют большую гибкость (особенно позвоночник), а мускулатура остается относительно слабой, предпочтительными являются подвижные игры с разнообразными движениями, но без длительного напряжения мышц.
М.Н. Жуков пишет, что дети в этом возрасте «владеют всеми видами естественных движений, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны» [Жуков, 2000, с. 35]. Таким образом оптимальным вариантом для детей данного возраста являются игры, сочетающие недолгий бег, прыжки и др. действия, требующие много активности, но с частым отдыхом. В проведении подвижных игр следует избегать продолжительности и однообразности, т.к. это приведет к быстрому утомлению детей.
В возрасте 6-9 лет дети, как правило, не могут проявлять устойчивое внимание к подвижным играм, «функция внимания у младших школьников еще недостаточно развита» [Жуков, 2000, с. 33]. Они часто становятся рассеянными, переключаются на различные предметы. Поэтому наиболее оптимальными в этом возрасте являются простые игры с минимальным количеством правил, рассчитанные на быстрое, активное задействование большой группы мышц с последующим отдыхом. Важно помнить, что в этом возрасте дети еще не обладают сформированным чувством воли [Былеева, 2007, с. 56]. Настроение детей может меняться довольно часто. Неудача в игре может быстро расстроить ребенка, однако в случае успеха он также легко может увлечься игрой.
Также важно отметить, что в младшем школьном возрасте у детей «преобладает предметно-образное мышление» [Коротков, 1974, с. 14]. Именно в этом возрасте ребенок переходит от предметно-образного мышления к понятийному. Участие в подвижных играх с другими сверстниками позволяет ему критически отнестись к себе и к товарищам, осмыслить свое участие в игре. Тем не менее, объяснение правил педагогом должно быть максимально лаконичным. Кроме того, для подачи детям сигналов в подвижных играх рекомендуется использовать словесные команды, а не свисток. В этом случае дети быстрее совершенствуют свое владение речью. Кроме того, для развития речевых навыков полезно использовать речитативы, произносимые всеми детьми хором.
Педагогу необходимо максимально терпимо относиться к ошибкам и нарушениям правил игры: во-первых, дети в этом возрасте крайне чувствительны к выводу из игры и прочим наказаниям, во-вторых, в силу возраста им трудно сразу научиться следовать правилам игры. Стремление к активной деятельности приводит к тому, что дети этого возраста «в основном хотят быть водящими» [Жуков, 2000, с. 42], поэтому педагогу желательно часто менять водящих, чтобы как можно больше детей успело побывать в этой роли. Дети младшего школьного возраста очень ранимы и зачастую не умеют оценивать свои возможности, поэтому рекомендуется не использовать соревновательные игры в первом классе. Соревнование должно включаться в подвижные игры постепенно и на коллективном уровне, то есть соревноваться должны команды, а не отдельные дети.
Для организации большей части подвижных игр педагог нуждается в ярком и удобном инвентаре. Инвентарь должен быть гигиеничным и адекватным физическим возможностям ребенка. И.М. Коротков рекомендует пластмассовый инвентарь «предпочитать металлическому и даже деревянному» [Коротков, 1974, с. 32]. Так, например, тяжелые набивные мячи весом до 1 кг нельзя использовать для бросков, только для перекатывания и подобных действий; для подвижных игр с детьми младшего школьного возраста лучше использовать более легкие волейбольные мячи. В этом возрасте, за исключением контрольных занятий, возможно проведение уроков, состоящих исключительно из подвижных игр. На таких уроках, как правило, проводятся несколько уже известных детям подвижных игр, а затем разучиваются несколько новых.
Следующая возрастная группа – средняя, дети 9-12 лет. В этой группе подвижные игры должны постепенно усложняться как в физическом, так и в духовном плане, более того, они могут становиться более продолжительными [Чумакова, 1976, с. 71]. Физическая нагрузка при этом усиливается незначительно, только в рамках стимуляции нормального развития ребенка. И.М. Коротков пишет, что в этом возрасте дети закрепляют правила игр, усвоенных ими ранее и совершенствуют свои естественные виды движений [Коротков, 1974, с. 68]. В этом возрасте с помощью подвижных игр нужно начинать культивировать выносливость и работу в команде. В среднем школьном возрасте интерес детей смещается от сюжетных, образных игр к бессюжетным, направленным на получение удовольствия от самого процесса игры. Тем не менее, сюжетные игры также можно использовать как ставшие привычными для детей.
В возрасте 9-12 лет возрастает значимость мнения товарищей, которое порой ценится ими более, чем мнение взрослых. Для педагога становится особенно важным умение «воздействовать на отдельных играющих через коллектив» [Жуков, 2000, с. 50]. Также этот возраст благоприятен для формирования честного отношения к играм и, в частности, честного судейства. Дети в этом возрасте очень чутки к объективности судей в подвижных играх. В этом плане предпочтительно делать помощниками в судействе самих детей, давая им возможность постепенно самостоятельно судить игры.
В среднем школьном возрасте уже не практикуются уроки, состоящие целиком из подвижных игр [Былеева, 2007, с. 91]. Они занимают, как правило, вторую половину урока. Иногда уже знакомые детям подвижные игры используются как разминка перед уроком.
Наконец, в старшей школьной группе, соответствующей 8-9 классам, подвижные игры окончательно становятся бессюжетными и претерпевают некоторые другие изменения. Так, если в младших и средних возрастных группах игры не разделяются по половому признаку, то в старшей группе игры начинают варьироваться, в первую очередь, из-за разницы в физическом развитии девочек и мальчиков [Жуков, 2000, с. 75]. В этом возрасте мальчики получают некоторое преимущество в играх, основывающихся на выносливости с сопротивлением. В то же время девочкам лучше удаются игры, основанные на ловкости и чувстве ритма. Таким образом, в парных играх с сопротивлением противники должны быть одного пола. Подвижные игры, направленные на развитие точности и координации, полезны как девочкам, так и мальчикам.
В 10-11 классах подвижные игры, как правило, приближаются по своему характеру к спортивным играм. В этот период формирование тела у молодых людей завершается. Как пишет В.М. Жуков, главным в подвижных играх для этого возраста становится командное начало: так, например, в командных играх «дифференцируются роли отдельных игроков или групп («защитники», «нападающие»)» [Жуков, 2000, с. 79]. В возрасте 15-17 лет юноши и девушки осваивают наиболее сложные подвижные игры. Следует отметить, что регулярное проведение подвижных игр благотворно сказывается на заключительной стадии формирования организма, укрепляя его жизненные силы [Коротков, 1974, с. 88]. При проведении подвижных игр важно не допустить перегрузку организма слишком тяжелыми упражнениями, вместо этого рекомендуется проводить игры с многократно повторяющимися активными действиями.
Роль педагога в работе с данной возрастной группой заключается в координировании юношей и девушек, прививании им умения добиваться результатов путем упорных, постоянных тренировок [Былеева, 2007, с. 156]. Педагог должен доказать серьезность подвижных игр, необходимость их качественного выполнения. Необходимо учитывать возрастные особенности молодых людей, их возможное смущение перед противоположным полом. От педагога требуется деликатный подход к трудным случаям, умение различными способами мотивировать отстающих к совершенствованию своих навыков. Кроме того, педагог должен оказывать содействие молодым людям, которые планомерно занимаются тем или иным видом спорта.
Таким образом, мы отчетливо видим, что подвижные игры занимают важнейшее место в системе физического воспитания в школе. Методика проведения подвижных игр имеет свои специфические черты для разных возрастных групп, проходя развитие от простейших игр, основанных на образном мышлении, до сложных игр, максимально приближающихся к спортивным. Педагог должен знать и уметь учитывать возрастные группы школьников, знать подход к трудным детям, уметь находить общий язык с детьми в любом возрасте. Регулярные занятия подвижными играми, как мы видим, при соблюдении методики, приносят пользу и укрепляют молодой организм, наиболее полно раскрывая потенциал его жизнедеятельности.
Библиографический список
- Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 2. – М.: 1952. – 384 с.
- Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
- Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М., 1974. – 190 с.
- Подвижные игры: учеб. для вузов / Л. В. Былеева и др. – Москва: Физ. культура, 2007. – 283 с.
- Чумакова П.А. Спортивные и подвижные игры. Физкультура и спорт. – М., 1970. – 392 с.