УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Сошников Александр Евгеньевич
Самарский государственный институт культуры
старший преподаватель кафедры теории и истории культуры

Аннотация
В статье рассматриваются основные интерактивные методы проведения семинарских занятий, которые наилучшим образом позволяют сформировать составляющие компоненты социокультурных компетенций.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, компетенции, семинары, социокультурные компетенции


FORMATION OF SOCIOCULTURAL COMPETENCES WITHIN SEMINAR OCCUPATIONS

Soshnikov Alexander Evgenyevich
Samara state institute of culture
senior teacher of chair of the theory and cultural history

Abstract
In article the main interactive methods of carrying out seminar occupations which in the best way allow to create the making components of sociocultural competences are considered.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сошников А.Е. Формирование социокультурных компетенций в рамках семинарских занятий // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6200 (дата обращения: 22.11.2016).

Социокультурные компетенции являются частью профессиональных, как будущего культуролога, так и частью общекультурных компетенций, которые направлены на формирование общей культуры человека, умения общаться не только в родном социуме, но и в рамках чужой культуры, при этом, обладая определенной долей толерантности. Компетенции, в целом, формируют компетентность выпускника как специалиста в своей области. Выпускник должен адекватно воспринимать цели и задачи своей будущей профессии. Будущий культуролог может работать в различных сферах деятельности, начиная от музейного работника, заканчивая педагогом в школе или вузе, исходя из этого, он должен четко представлять, какие перед ним будут стоять задачи в ходе его профессиональной деятельности, и, исходя из этого, он будет их выполнять. Исходя из понимания целей и задач, специалист должен понимать, что знания и умения необходимо расширять, повышать, а, следовательно, он должен стремиться к саморазвитию и уметь критически оценивать свои способности. Еще одной важной составляющей данной модели, является креативное мышление или творческое, которое должно помогать решать нестандартные задачи в ходе профессиональной деятельности выпускника.

В XXI веке, когда объем информации достигает наивысших масштабов, при этом, объем знаний значительно ниже информационного объема, когда происходит резкая смена научных и технических парадигм, важным является готовность выпускника обучаться на протяжении всей своей трудовой деятельности. Это может быть достигнуто лишь путем самообразования, что требует от специалиста активности и самостоятельности. Главным является такое понятие, как познавательная самостоятельность, которая понимается как умение самостоятельно мыслить, способность находить независимое решение поставленных задач, используя при этом креативный подход, желание не только понимать усваиваемую информацию, но и уметь приобретать самостоятельные знания, а также критическое суждение к мнению других и независимость собственного мнения.

Ученые выделяют несколько компонентов в рамках познавательной самостоятельности.

Т.В. Абрамова рассматривает такие составляющие познавательной самостоятельности: мотивационно-целевой, предполагает формирование у обучаемых мотивов познавательной деятельности, к которым относятся любопытность, потребность в познании, стремление к креативным достижениям, получению высокой отметки, к признанию в среде сверстников, личная значимость познавательной инициативности и стремление к саморазвитию; когнитивный, определяет систему базовых познаний, умений и способностей, а так же уровень развития интеллектуальных и креативных навыков; операционно-действенный, включает мыслительные операции, интеллектуальные и организационные умения, навыки самостоятельной работы; эмоционально-волевой, отвечает за волевую направленность, интерес к познанию и поисково-творческой деятельности [1, с.20].

Т.И. Шамова структуру познавательной самостоятельности делит на три компонента: мотивационный, содержательно-операционный и волевой. Мотивационный компонент – это осознание побуждений, которое обуславливает целенаправленное действие. Но, являясь источником деятельности, мотив формируется в процессе осознания противоречий между познавательной потребностью и возможностью ее удовлетворения своими силами. Проявление самостоятельности в познавательной деятельности напрямую связано с ее мотивами. Содержательно-операционный компонент включает в себя владение обучаемым системы основополагающих знаний и способов научения. Стремление к пополнению знаний и возможность овладения креативными способами деятельности возможно только при том, что обучаемый уже владеет системой ведущих знаний и умеет самостоятельно их получать. Волевой компонент направлен на достижение целей при обучении, он тесно связан с мотивационным и содержательно-операционным компонентами. Для активизации волевых усилий обучаемых необходимо стимулировать на самостоятельное достижение цели и результат [2, с.70-73].

И.А. Кракова выделяет три компонента познавательной самостоятельности: когнитивный, креативный и оргдеятельность.

Когнитивный делится на: 1) навык самостоятельного конструирования нового опыта, это умение предполагает наряду с использованием уже известных путей решения и имеющихся навыков, умений, готовых способов деятельности добывать недостающие для выработки решения информацию за счет внешних источников, например, за счет опыта других людей; 2) навык использовать познавательные стратегии в решении проблем, он означает адекватное использование логических операций мышления для обработки информации.

Креативный подразделяется на: 1) навык использования процедуры творческой деятельности – обширное применение компетенции, интуиции; 2) навык нахождения и отбора наиболее оптимального решения – способность ориентироваться во многих вариантах решения и находить оптимальное.

Оргдеятельность делится на: 1) навыки максимальной реализации намеченного, которые затрагивают успешное продвижение обучаемых по дистанции от замысла к воплощению; 2) навыки планирования и организации познавательной деятельности, которые предполагают способность независимо от воли других людей выдвижение целей обучения и обеспечения условий для их достижений [3, с.148].

Принимая во внимание различные точки зрения на структуру познавательной самостоятельности, выделим следующие компоненты, которые на наш взгляд будут целесообразными:

  1. Когнитивный включает набор знаний, умений, навыков, которые необходимы для освоения полученный информации, а также ее анализа и умения применять на практике.
  2. Мотивационный, содержит набор мотивов, которые направлены как на познавательную самостоятельность, так и на самообразование в целом.
  3. Креативный включает в себя умение использовать творческую составляющую – применение опыта, интуиции, нестандартное мышление. А также умение находить и применять оптимальные решения для поставленных задач.

Выделение данных компонент обусловлено тем, что каждый  выполняет свою роль в познавательной деятельности обучаемого, влияя на успешное формирование познавательной самостоятельности. Для формирования познавательной самостоятельности необходимы умения и навыки самостоятельной работы, способность преодолевать затруднений при самостоятельной работе и стремление к новому познанию. Когнитивный компонент направлен на создание основы знаний и умений, необходимых для познавательной деятельности, а также формирования навыков, на основе знаний и умений, мотивационный побуждает обучаемого к овладению знаниями, креативный способствует формированию умения решать наиболее оптимальным путем поставленные задачи, как в учебной деятельности, так и в дальнейшей, трудовой. Все эти три компонента взаимосвязаны между собой.

Познавательная активность и самостоятельность характеризуют интеллектуальные способности студентов к обучению. Они проявляются исключительно в деятельности. Поэтому широкое использование активных методов, позволит наилучшим образом сформировать необходимые качества студентов. Оптимальным вариантом, является использование активных методов не только в рамках лекций, но и на семинарских занятиях и включением в них: деловых игр, круглые столы и мозговой штурм.

Задача современной высшей школы состоит не только в том, чтобы дать студентам ту или иную сумму знаний, но и научить их самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. Наиболее благоприятной формой для формирования познавательной самостоятельности являются семинарские занятия. Цель работы студента в семинаре может быть сформулирована, как выработка студентом на основе анализа изученного материала собственного взгляда на проблему и пути ее решения. Здесь важен именно процесс поиска решений, формирование самостоятельности и оригинальности мышления.

Кроме того, необходимо сформировать у студентов навыки оценки и самооценки знаний. Для этого важно почти на всех семинарских занятиях побуждать студентов анализировать ответы своих товарищей и свои собственные, привлекать их к обсуждению оценок за выполненные задания.

Одним из основных видов практических занятий, в рамках гуманитарных дисциплин, в современном вузе, является семинар. Он являет собой средство совершенствования культуры научного мышления у студентов. Семинар ориентирован на углубленное изучение дисциплины, овладения методологией научного познания. Ключевая задача семинарских занятий – дать возможность студентам освоить навыки и умения использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемого предмета.

В высшей школе используются 3 типа семинаров:

  • имеющий ведущей целью фундаментальное изучение определенного предмета и тематически тесно связанный с ним.
  • предназначенный для обстоятельной проработки отдельных наиболее значимых и типичных в методологическом отношении тем изучаемой дисциплины или даже одной темы.
  • исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их проработки.

На семинарских занятиях возможно использование кейс-метода, брейнсторминга, которые позволяют работать в группе, а также смоделировать различные ситуации, требующие решений в рамках изучаемой дисциплины. Они позволяют сформировать навыки самостоятельного решения задач, характерных для профессиональной деятельности, так как семинары могут быть разбиты на два блока. Первый блок включает в себя вопросы, по которым студенты должны подготовить ответы, используя тематическую литературу; второй блок подразумевает решение практических задач, которые включают в себя как отдельные конфликтные ситуации, которые необходимо разрешить, так и деловые игры, которые задействуют всех студентов в группе.

Деловая игра имеет следующие характеристики:

  • имитация деятельности руководителей и специалистов по выработке управленческих или профессиональных решений;
  • назначение ролей между участниками игры;
  • различие ролевых целей при выработке решений;
  • взаимодействие участников игрового процесса;
  • наличие единой цели у всего коллектива, вовлеченного в игру;
  • коллективная выработка общего решения участниками игры;
  • реализация цепочки решений в игровом процессе;
  • многоальтернативность решений;
  • наличие управляемого эмоционального напряжения;
  • наличие разветвленной системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры (поощрение и наказание, оценка принимаемых решений участников деловых игр).

Конструирование деловой игры включает в себя 4 основных этапа.

1 этап: определение целей игры. Цели формируются исходя из задач обучения, содержания задач, а также умений, которые должны приобрести обучаемые.

2 этап: определение содержания. В процессе игры должны подбираться ситуации, которые будут максимально приближены к типичным задачам будущего специалиста.

3 этап: разработка игрового контекста. Игровой контекст включает в себя необходимые правила участников, игровые права и обязанности, введение персонажей, разработка штрафов и поощрений.

4 этап: составление структурно-функциональной программы деловой игры, которая включает цель и задачи, а также деловую обстановку игры.

При соответствующей организации, в рамках деловой игры, каждый студент приобретает навыки взаимодействия в социуме, ценностные установки и ориентации, свойственные специалисту. В рамках игры более полно реализуется принцип единства знаний и опыта в формировании и развитии личности.

В конфликтологии, деловая игра, используется при изучении таких тем, как «Основные способы разрешения социальных конфликтов», «Межличностные конфликты», «Межэтнические конфликты». Данная форма занятий позволяет в лучшей степени сформировать аксиологическийличностно-операционный и оценочно-рефлексивный компоненты социокультурных компетенций.

Еще одной возможной формой семинарских занятий, служит «круглый стол», характерной чертой которого, является сочетание дискуссии с консультацией. Наряду с обменом знаниями, у студентов вырабатываются навыки аргументировано излагать свои мысли, отстаивать свою позицию.

Круглый стол предполагает:

  1. желание участников обсуждать проблему с целью ее решения.
  2. наличие определенной позиции, теоретической базы и практических навыков.

Возможна организация круглого стола,  когда  в основу проблемы преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым позициям и решениям.

Таким образом, неотъемлемые  составляющие круглого стола:

  1. проблемный вопрос;
  2. равноправное участие всех заинтересованных сторон;
  3. выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.

Традиционно выделяют следующие этапы организации и проведения «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий.

«Круглый стол» позволяет студентам грамотно, ясно и четко отвечать на поставленные вопросы, аргументировать свою позицию по проблеме.

Данная форма семинарских занятий реализуется при изучении таких тем, как: «конфликт как социальный феномен общественной жизни», «динамика развития социального конфликта». В ходе проведения круглого стола, студенты знакомятся с понятием и ролью социального конфликта в обществе, рассматривают его структуру, источники и причины возникновения, а также учатся распознавать и предотвращать конфликт. Изучение роли конфликта в социуме, причин возникновения, а также его функций, позволяет сформировать ценностное отношение к культуре своего народа и культуре других народов.

Еще одной возможной формой проведения семинарских занятий является «мозговой штурм». Главная цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование данного метода позволяет решить следующие задачи:

  • обеспечить творческое усвоение студентами учебного материала;
  • обеспечить связь теоретических знаний с практикой;
  • активизировать учебно-познавательную деятельность обучаемых;
  • формировать способности к концентрации внимания и мыслительных усилий студентов на решение актуальной задачи;
  • формировать опыт коллективной мыслительной деятельности [3, с.305].

Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:

  • определение цели занятия, конкретизация задач;
  • планирование занятия;
  • определение продолжительности каждого этапа;
  • подбор вопросов для разминки;
  • разработка критериев для оценки идей и предложений.

Стоит строго придерживаться определенных правил, которые существуют для подобного рода мероприятий:

  • во время мозгового штурма есть лишь ведущий и участники;
  • никто не может претендовать на особую роль;
  • категорически запрещаются критические замечания и оценки;
  • любая, даже самая невероятная идея, выдвинутая участником, должна быть встречена с одобрением;
  • не следует считать, что поставленная проблема может быть решена исключительно известными способами;
  • чем больше выдвинуто идей и предложений, тем больше шансов появления новой, оригинальной идеи.

Проведение мозгового штурма проходит в несколько этапов.

Первый этап – организационный. Студентам сообщается тема занятия и форма, формулируется проблема. Затем происходит ознакомление студентов с условиями коллективной работы. После этого организуется несколько рабочих групп, в каждой из которых выбирается эксперт.

Второй этап – разминка. Цель этапа – помочь студентам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Проводится в быстром поиске ответов на поставленные вопросы.

Третий этап – непосредственно мозговой штурм. Вначале напоминаются цель, задачи, повторяются правила. Затем, группы одновременно начинают работать над поставленной проблемой.

Четвертый этап – заключительный. На этом этапе эксперты объединяются в общую группу, обсуждают выдвинутые идеи, сообщают об общем количестве идеи, знакомят с лучшими из них. В заключении, авторы лучших идеи обосновывают и защищают их.

При правильной организации, мозговой штурм проходит продуктивно и дает положительные результаты. Такая форма работы, учит студентов взаимодействовать в коллективе, выдвигать нестандартные решения, а также защищать свою позицию.

«Мозговой штурм» проводится в ходе изучения «динамики развития социального конфликта», «основные способы разрешения социальных конфликтов», «внутриличностные конфликты». Ситуации, предлагаемые в рамках данных тем, являются более сложными, поэтому требуют группового участия. В ходе решения поставленных задач, у студентов формируется критическое отношение к своему поведению, умение анализировать свое поведение, что относится к оценочно-рефлексивному компоненту СКК.

Стоит отметить, что решение практических задач, направлено на формирование среднего и высокого уровня компетенций.

Таковы основные способы формирования социокультурных компетенций в рамках аудиторной работы студентов. Кроме того, существует и внеаудиторная или самостоятельная работа студентов. Данному виду работы всегда уделялось достаточно много внимания. Это связано с тем, что самостоятельная работа направлена на формирование дисциплинированности, организованности, должна способствовать формированию творческой активности. В последние годы внимание к самостоятельной работе вновь активизировалось, это связано и как с внедрением двухуровневой системы образования, так и с необходимостью формировать определенные навыки и умения у студентов.


Библиографический список
  1. Абрамова Т.В. Педагогическая система формирования познавательной самостоятельности школьников как средство актуализации знаний (на материале предметов естественно-математического цикла): Дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2003.
  2. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982 .– 208 с.
  3. Кракова И.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении иноязычной фразеологии в неязыковом вузе (общепедагогический аспект): Дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2000.


Все статьи автора «Сошников Александр Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация