УДК 159.923.2, 159.953

МЕТАФОРЫ ПРОСТРАНСТВА В АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ Я-НАРРАТИВАХ

Аванесян Марина Олеговна
Санкт-Петербургский государственный университет
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии

Аннотация
Автобиографические тексты являются способом рассказать о себе другому и в тоже время лучше понять самого себя. Проведен качественный анализ 27 автобиографий с целью определить пространственные характеристики, с помощью которых человек осмысляет собственную жизнь. Выделены такие пространственные характеристики элементов автобиографии как локализация, метрика, объемность и широта границ. Данные характеристики могут стать основой для описания психологического пространства личности.

Ключевые слова: автобиография, образные схемы, психологическое пространство личности.


METAPHOR OF SPACE IN AUTOBIOGRAPHICAL SELF-NARRATIVES

Avanesyan Marina Olegovna
Saint-Petersburg State University
PhD in Psychology, senior lecturer, department of general psychology

Abstract
Autobiographical texts are a way to tell others about yourself and at the same time to better understand yourself. The objective was to define the spatial characteristics by which a person comprehend his own life. A qualitative analysis of 27 autobiographies was hold. The results of the study can be used to describe the psychological space of the personality and its development. Localization, metric, depth and breadth of the borders were described as spatial characteristics of the elements of autobiography.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Аванесян М.О. Метафоры пространства в автобиографических Я-нарративах // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6224 (дата обращения: 29.09.2017).

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-36-01357

Люди привыкли обсуждать жизнь в терминах «дорога жизни», «жизненный путь», «линия жизни» и проч., указывающих на топографическую метафору организации представлений о жизни. Целью нашего теоретического анализа стало определение пространственных характеристик, с помощью которых человек описывает и переживает свою жизнь. В данной статье описан ориентировочный этап исследования, проведенный на базе 17 автобиографий детей старшего подросткового возраста (12 девушек и 5 юношей, в возрасте 15-16 лет (написаны в 2002 году)) и 10 автобиографий разновозрастных взрослых, написанных в 2000 году, представленных на конкурс «Жить в эпоху перемен»[I]. Тексты, написанные подростками, позволяют выявить истоки принципов и приемов жизнеописания, которые становятся более опосредованными и скрытыми в автобиографии взрослых людей, у которых  больше опыта рассказывания о себе.

При обсуждении роли метафор пространства в автобиографии сразу становится очевидным то, что жизненные события изначально описываются в пространственных терминах: «появился на свет», «пошел в детский сад/школу», «ушел из жизни» и т.п.  Однако являются ли фразы всего лишь языковыми метафорами или они действительно являются способом осмысления и описания своей жизни?

По мнению М.Джонсона такой перенос  становится возможным  благодаря тому, что в основе понимания абстрактных понятий лежит  непосредственный чувственный опыт человека [1]. Данный опыт, связанный с восприятием реальности и двигательной активностью человека, накапливается и обобщается в виде образных схем.  Эти схемы  затем упорядочивают новый опыт  и делают возможными размышления о нем.  Сходство образных схем у разных людей, их простота и структурированность,  возможность  быстрой актуализации объясняют  их универсальность и активное участие в осмыслении нового опыта[II]. Когда человек создает автобиографию, то в ней одномоментно представлены те события, которые происходили последовательно, т.е. были разнесены во времени. Жизнь, протекающая во времени, превращается в целостный симультанный образ, в котором фиксируются отдельные жизненные события. Эта особенность очевидна тогда, когда исследователь имеет дело с готовым автобиографическим текстом или с результатами автобиографических графических методик. В основе такого представления лежит образная схема ПУТИ, которая состоит из трех частей: (1) источник, или отправная точка; (2) цель, или конечная точка; и (3) последовательность прилегающих друг к другу областей, соединяющих источник с целью. Путь, таким образом, это маршрут перемещения из одной точки в другую. В основе данной схемы лежит наш опыт разного рода перемещений («путей»), которые соединяют пространство нашего мира: утром мы просыпаемся и идем в ванную, затем на кухню, от дома до продуктового магазина, из Москвы во Владивосток, и от Земли до Луны [1]. Графически жизнь также часто представляют в виде отрезка, на котором с помощью точек отмечаются важные жизненные события. Однако когда речь идет о психической реальности, то «линия жизни», отображенная в двухмерной плоскости, начинает представляться в трехмерном пространстве, существенной характеристикой которого является впечатление глубины. Как пишут M. Connelly and D. J. Clandinin [2], люди, рассказывая свои истории (Я-нарративы), одновременно погружены в проживание, рассказывание и перерассказывание и перепроживание историй. В отличие от зрительного восприятия реальности, восприятие жизненной перспективы имеет намного больше свободы: носитель психики сам выбирает «точку зрения», с которой смотрит на свою жизнь, организует, отбирает и располагает свои жизненные события прошлого, настоящего и будущего, определяет взаимосвязи между ними и их значимость.

Изменения, происходящие в психологическом пространстве человека, могут рассматриваться как индикаторы становления и развития его личности. Каким образом они отражаются в автобиографических текстах? Усиление субъектности проявляется в расширении и углублении контакта с действительностью [3, с. 98]. О «широте» и «узости» характера как об экспансии или самоограничении, расширении или сужении сферы своих интересов, притязаний, деятельности пишет С.Л.Рубинштейн [4]. Таким образом значимым для исследования становится то, как человек создает свое психологическое пространство и его границы, выстраивает связи с миром. Психологическое пространство личности можно определить как «субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки)» [3, с. 98].  Психологическое пространство «прозрачно», естественно и рефлексируется человеком только при возникновении проблемных ситуаций, поэтому оно с трудом поддается позитивному описанию [3].

Базовой пространственной характеристикой объекта является его локализация в пространстве. С самого начала автор автобиографии задает систему координат, в которой осуществляется дальнейшая развертка истории его жизни. В большинстве автобиографий указана начальная пространственно-временная координата:  дата, год и место рождения автора. Можно говорить о том, что способ, которым указана локализация, задает дальнейший масштаб видения автобиографии. Место рождения чаще всего представлено в виде населенного пункта, города (напр., Петербург, Ленинград). В некоторых текстах вводился исторический контекст, который выступал своеобразной сценой развертки жизни: «Родилась я весной1985 г. – в СССР» (СССР уже распался) или «Родилась я в Ленинграде, еще при Сталине, в 1950 году 6 ноября, накануне революционного праздника» (текст написан в 2002 году). Страна рождения указывается крайне редко и, видимо, подразумевается по умолчанию. О ней вспоминают, если она отличается от актуального местопребывания: «Родилась я 02.0.1986 года в Белоруси, городе Гродно». В некоторых случаях указывалась географическая локация: «Родилась я в 1953 году на Урале». Встретилась автобиография, в которой указывался район, в котором родился человек: «30 декабря 1985 – родилась  в неполной семье (ближайшие родственники – мама, бабушка) в Петроградском районе Санкт-Петербурга». Автор вводит название района, поскольку позже упоминает то, то школа и музыкальная школа также находились в этом районе, таким образом для подростка район представляет то физическое пространство, в котором он существует.

Жизнь человека протекает в определенной культурно-исторической среде, хотя далеко не все автобиографии сопряжены с историческими событиями[III]. В некоторых текстах авторы демонстрируют то, как они вписывают свою жизнь в историческое время. Например, «Перестройку с ее очередями и всеобщим хаосом я не помню совершенно», – пишет 16-летняя девочка-подросток в 2002 году (1985 г.р., ж.). Две лини событий никак не интегрированы. Но на этом примере хорошо видно, как происходит вписывание своей жизни в более широкий контекст: внешние события превращаются в тот «маршрут», по которому прокладывается описание собственной жизни.

Автобиография – это история человека, протекающая в реальном жизненном пространстве, поэтому в некоторых случаях события привязаны к  локациям: «…меня принесли в микро комнатушку … меня увезли в деревню Корякша Архангельской обл. …вернулись в Ленинград… ясли недалеко от дома… в тот же год мы уехали в новую квартиру…» (привязанная к локациям автобиография). Говоря о типах событий, которые представлены в автобиографии человека, Е.Ю.Коржова [6] отдельно выделяет особый тип событий, связанных с изменениями физической среды, например, сменой места жительства[IV]. Пространство жизни создается благодаря постоянным перемещениям, возвратам в уже упомянутые ранее места. В некоторых случаях авторы более детально описывали локации, которые наполняются своеобразными декорациями («Единственным воспоминанием этого периода жизни остались картинки на стенах лестницы в яслях, на них были изображены герои русских народных сказок» (ж., 16 л., 1985 г.р.)).

Однако телесный (физический) уровень является одним из нескольких уровней существования Я.  Реконструируя автобиографию в своих воспоминаниях и переводя ее в письменную форму, ее автор отбирает те вещи, события, людей, абстрактные объекты (ценности, идеи и проч.), которые являются для него более важными, чем другие. Образная схема ЦЕНТР-ПЕРИФЕРИЯ, выделена М.Джонсоном как одна из базовых схем понимания и переживания мира [1]. Данная схема определяет структурирование не только пространства восприятия, но и пространства переживаний (опыта). В нашем психологическом пространстве некоторые вещи, события и лица, являются более важными, чем другие: попадая в фокус сознания, они вырисовываются более крупными в нашем опыте и занимают более центральное место в наших взаимодействиях (выбор фигуры и фона). В то время как другие объекты занимают относительно периферические позиции. Один из супругов,  друг или ребенок являются более центральными силами в нашем мире интеракций. Схема ЦЕНТР-ПЕРИФЕРИЯ в равной степени проявляется не только в структуре поля восприятия, но также важна как структура социального, экономического, политического, религиозного, философского миров. «Объекты», которые располагаются впереди, могут быть как абстрактными, так и конкретными сущностями, на которые направлен наш интерес [1]. Этот факт важно учитывать, когда речь идет о других уровнях существования Я – помимо телесного, – социальном и пространственно-символическом, поскольку репрезентация значимых объектов и границ Я, связанных с этими уровнями, позволяет определить своего рода «ментальную территорию» Я [7].

Образная схема ЦЕНТРА-ПЕРИФЕРИИ позволяет ввести понятие зоны события, которая эмпирически определяется тем, какую часть автобиографического текста занимает описание события. Эта зона, как мы писали ранее, может определяться полнотой и детальностью описания события. В некоторых случаях, автор может «высветить» то или иное событие, отдельно описав, какое место, он отводит этому событию в своей жизни, своим мыслям и чувствам относительно него («После развода родителей все изменилось» (ж., 16 л., 1985 г.р.)). Центральность события также определяется тем, насколько оно вписывается в основную тему автобиографии («основная линия» или побочная линия»).

Объемность пространства можно определить через количество измерений, которые вводит человек. Мы уже писали о том, что можно говорить о нескольких типах пространств («миров»), в которых существует человек. Прежде всего это культурно-исторический мир, который определяет эпоха и место, в котором живет человек. Далее – это социальный мир, в котором человек выполняет ряд социальных функций и ролей. Физический (телесный) мир как то «реальное» пространство, в котором находится человек. Кроме того можно говорить о  внутреннем мире личности. Поэтому, описывая элементы автобиографии, мы будем определять их локализацию в том или ином типе пространства.

А.К.Нартова-Бочавер [3] эмпирически выделила шесть измерений психологического пространства личности, которые отражают физические, социальные и духовные аспекты человеческого бытия: физическое тело, территория, личные вещи, привычки, друзья (социальные связи) и вкусы (ценности). Работа с автобиографиями позволила выявить два основных типа изложения: событийный (дискретный), в котором человек описывает значимые события, и непрерывный, который создает впечатление целостности жизни, связности различных периодов друг с другом и в котором отсутствуют «пустые места». Данные типы являются крайними полюсами, между которыми можно разместить различные автобиографии. В некоторых автобиографиях можно заметить смешение двух типов. Признак «дис­кретность — связанность», указывающий на тип связи между событиями, также выделяет В.В.Нуркова [5] при анализе данных графической методики «Линия жизни». Жизненные темы автобиографии являются семантическими категориями, однако в аспекте метафор пространства можно с уверенностью обозначить темы как своего рода смысловые пространства – деление жизни по сферам («пластам», «областям»). Таким образом автобиография может разворачиваться в рамках одного смыслового пространства или же может происходить переключение между разными смысловыми пространствами. Это в свою очередь позволяет говорить о проницаемости или непроницаемости смысловых пространств. При этом интересно то, как автор справляется с проблемой временной последовательности, которая нарушается, поскольку он рассказывает  о параллельных событиях. В таком случае авторы часто помещают их в своеобразные контейнеры, расположенные последовательно («родился я …», «в учебе я…»,  «что касается моих интересов, то…»).  В ряде ситуаций автор создает своеобразные метапространства, например: «С детства я была очень любопытной…», «Мы живем в Петербурге с 2003 года».

Другой важной характеристикой пространства является его метрика. Человек организует свою жизнь и мотивы в определенном «“поле”, актуальный радиус которого может быть измерен» [8, с. 365]. Данное поле определяется той территорией, в которой осуществляет свою деятельность человек: один человек может жить и работать, не покидая маленького уездного городка; другой может часто путешествовать на автомобиле, поезде или самолете; в сферу активности третьего может быть включен весь мир [8]. Расширение жизненного пространства возможно за счет описания атрибутов исторической эпохи, которое позволяет выйти за пределы личной истории («Родилась я весной 1985 г. – в СССР». Упоминание социального окружения также может определить широту жизненного пространства человека, если понимать социальные контакты как «опорные точки» (термин С.К.Нартовой-Бочавер), которые обеспечивают связь человека с миром. Важнейшая метрическая характеристика БЛИЗКО – ДАЛЕКО проявляется с помощью «приближения» определенного элемента автобиографии, что проявляется в подробности описания, которое предлагает автор. Данную характеристику следует отличать от ЦЕНТРА – ПЕРИФЕРИИ, поскольку, например, объект может располагаться вдали, будучи при этом в фокусе и определяя восприятие всего остального. Приближение связано с тем, что объект становится крупнее, четче, с более различимыми особенностями. Например, встречались описания, где авторы предлагают подробное описание одного события или дня на фоне краткого описания других событий или явлений. Данный феномен определяют как flashbulb memories, т.е. очень яркие вспышки воспоминаний. У тех же людей в автобиографиях встречается упоминание значимых событий без их развернутого описания, например: «За это время я вышла замуж и родила двух детей». Это своего рода схематизация, при которой неважными становятся детали. Однако осмыслить жизнь, взглянуть на нее со стороны возможно, только если человек способен одномоментно охватить все пространство своей жизни и учесть динамику различных уровней репрезентации Я.

Качественные характеристики пространства

Говоря о психологическом пространстве личности нужно принимать во внимание то, что пространство изменчиво и подвижно, зависит от интенсивности и осмысленности жизнедеятельности человека. Так пространство может увеличиваться за счет нескольких факторов. Первый из них – наличие «рыхлых» и неопределенных перспектив («размытого горизонта»), что характерно для стадии жизненного поиска [3].  Второй фактор – мера удаленности мотивационных объектов, на достижение которых автор направляет свои усилия. Однако во втором случае пространство не только расширяется, но и стягивается, поскольку деятельность направлена на достижение определенной цели (стягивание пространства также возможно при возникновении сверхценной идеи, в состоянии влюбленности и т. п. [3]). Также можно говорить о пределе охвата внутреннего пространства – своего рода линии горизонта.

Описание событий разного уровня обобщенности придает автобиографии свойство разнородности. Развернутое описание любого события (из прошлого, настоящего или будущего) позволяет его реконструировать и «оживить» благодаря высокой степени реалистичности. Это представление отличается от точки зрения Нюттена [8], который пишет о степени яркости и реалистичности восприятия мотивационных объектов во временной перспективе будущего как о функции их удаленности во времени. Помимо использования высокой степени «образности» события (как внешнесобытийных, так и внутрипсихических), можно говорить о плотности их описания. В частности, высокая плотность описания может создаваться благодаря «нагромождению» – перечислению множества объектов («куча» предметов, событий). Например, «До сих пор я помню огромные детские елки, плешивых плюшевых мишек, мерзко орущую куклу и импортные платьица, которые иногда доставала мама», «С тех пор началась моя страсть к старинному – старая одежда, вещи, дома…» (Там же, 1985 г.р., ж.) или «А и еще были три поездки за границу: Болгария (96), Финляндия (2000), Европа (2001)» (1985 г.р., ж.).

Помимо плотности описания содержания самого события, можно говорить о плотности автобиографии в целом: автор может последовательно описывать происходящие события, или «перепрыгивать» определенные временные периоды, создавая своего рода пространственно-временные лакуны.

Вывод

Описание психологического пространства личности представляет собой комплексную исследовательскую задачу. Психологическое пространство «прозрачно» для самого человека, но оно является реальностью, в которой он существует и действует как субъект собственного жизненного пути. Пространство не является языковой метафорой, поскольку то, как человек размещает себя в мире, контактирует с ним отражает его представления о себе и, в свою очередь, влияет на их формирование. После анализа текстов автобиографий, мы предлагаем выделять следующие характеристики ее элементов:

1) Локализация. Определяется географической локализацией событий и частотой упоминаемых перемещений (в рамках мира, своего города и проч.).

2) Объемность. Определяется количеством измерений, которые вводит автор и плотностью описания событий по каждому из них.

3) Метрические характеристики. Определяются размером жизненного пространства, количеством упомянутых социальных контактов, а также количеством детально или, наоборот, схематически описанных уникальных событий («приближение/отдаление»).

4) Широта границ психологического пространства. Определяется локализацией мотивационных объектов и направленностью активности человека.

Психологическое пространство личности характеризуется плотностью, насыщенностью образами, а также удаленностью его границ. В дальнейшем планируется описание таких параметров границ как их проницаемость и устойчивость.

Представленные характеристики, выявленные на основе анализа автобиографических текстов, могут быть маркерами психологического пространства личности и динамики ее изменений.


[I] Биографии собраны Биографическим Фондом Социологического института РАН.

[II] Выделяют относительно небольшой набор универсальных образных схем, лежащих в осмыслении реальности: путь (path), связь (link), цикл (cycle), шкала (scale) и некоторые другие (Johnson, 1995).

[III]  наличие исторических событий — сопряженность с историей выделяется В.В.Нурковой среди содержательных параметров анализа выполнения методики «Линия жизни» [5].

[IV] I – биологический; II – личностно-психологический; III – изменения физической среды; IV – изменения социальной среды.


Библиографический список
  1. Johnson М. The Body in the Mind: The Bodily Basis of Meaning, Imagination and Reason, The University of Chicago Press, 1990.
  2. Сonnelly F. Michael and Clandinin D. Jean. Stories of Experience and Narrative Inquiry. Educational Researcher, Vol. 19, No. 5 (Jun. – Jul., 1990), pp. 2-14.
  3. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. 712 с.
  5. Нуркова В.В. Общая психология. В 7 томах. Под ред. Б.С. Братуся. / Том 3: Память. М.: Academia, 2006. 320 с.
  6. Бурлачук Л.Ф., Коржова. Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 263 с.
  7. Щебетенко С.А., Балева  М. В. Корниенко  Д. С. Вопросник пространственного Я // Вестник Пермского государственного института искусства и культуры, 2006. – № 1, Т. 2. – С. 75-87.
  8. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. — М.: Смысл, 2004. 608 с.


Все статьи автора «Аванесян Марина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: