Образование − это целенаправленный процесс воспитания, обучения в интересах человека, общества и государства. Образовательная деятельность не заключается только в передаче, распространении и усвоении имеющихся знаний, это и активный процесс выработки новых знаний. В современных условиях знания становятся главным ресурсом общества, а в сочетании с духовно-нравственными и культурными ценностями образуют (базис) фундамент для развития личности.
Образование представляет собой социальный институт воспроизводства знаний, т.е. организационную систему, включающую деятельность, процесс и организацию, которая требует воздействия из вне для обеспечения работоспособности, эффективности и дальнейшего развития. Воздействие представляет собой процесс управления (менеджмента).
Управление в кибернетическом понимании представляет собой, как известно, целенаправленное воздействие на систему и ее элементы для сохранения структуры и состояния системы или перевода ее в другое состояние в соответствии с целью функционирования и развития этой системы. Целями регулирования в общем виде являются обеспечение, поддержание и предупреждение тех или иных последствий в зависимости от конкретного характера проявлений со стороны объекта (субъекта) управления.
Анализ литературы показывает, что проблеме управления образовательными системами посвящены многие научные исследования, в совокупности подтверждающие важность и актуальность данного исследования.
Так, к примеру, Чучалин А.И и Замятин А.В. [1] обращают внимание к созданию модели системы менеджмента качества, способствующей интегрированному подходу к управлению качеством образовательной деятельности вуза за счет охвата всех видов деятельности и ориентации на результат.
Цирульников А.М. [2] рассматривает технологию создания образовательных сетей как одного из инструментов социокультурной модернизации образования.
Ведущие мировые специалисты по образовательной политике М. Барбер и М. Муршед в своей работе «Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии» [3] считают, чтобы добиться успеха, требуется разработать системную реформу, которая базируется на единстве целей и содержания образования, и эффективно ее реализовывать.
Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. [4] на примере опыта Сингапура показали возможности построения системы профессионального образования путем смещения акцента с производственной и процессуальной логики эффективности на механизмы зарождения и развития идей, создание стимулирующей среды.
Пудалова Е.И. [5] акцентируясь на управленческих принципах (объективности, основного звена управления, отраслевого и территориального управления, оптимальности и эффективности управления), выделяет основное назначение системы управления образовательным учреждением, иначе образовательной системой, переход на новые информационные технологии поддержки процесса управления образованием, учета и отчетности, что в итоге позволяет обеспечивать существенное повышение эффективности деятельности в целом.
Зыкова Е.М. [6] в своей работе обращает внимание на формирование «четких организационно-педагогических условий», которые необходимы для эффективного управления образовательными системами. Автор усматривает модульную структуру организационно-педагогических условий: 1-й модуль − понимание эффективности управления и измеримости результатов; 2-й модуль − определение (выбор) подходов к управлению («объективно-логический и социально-психологический»); 3-й модуль − учет принципов модернизации российской системы образования, целевым установками которой являются: повышение качества образования, доступность образования, эффективность образовательной системы.
В основном исследователи проблем образовательных систем с позиции управления ими обращают внимание на применение ИКТ, которые ныне во многом определяют имидж образовательной системы, превращают ее в престижную сферу, в которой интересно работать и комфортно учиться.
Проблема управления образовательными системами кроется в поиске таких методов управления или построении моделей, способствующих развитию как самой системы, так и направленных на достижение конечного результата. Как известно, результатом деятельности образовательной системы любого уровня является личность, которая играет решающую роль в социально-экономическом процессе общества и является ценностью государства. Поэтому, чтобы предлагать новшество в управлении образовательными системами, нужно прежде обратиться к пониманию сущности самой системы. Кроме того, необходимо осознавать такой факт, что деятельность современных образовательных систем осуществляется в других условиях − информационное общество, действие постмодернистской культуры, смена образовательной парадигмы, практически повсеместное применение различных технологий, взаимодействие культур и т.д. Не учитывая действие условий и факторов, невозможно выработать адекватных и работоспособных решений.
Обращение к феномену «образовательная система» позволяет понять наиболее значимые, по мнению авторов, его основания. Так, к примеру, Новиков Д.А. под образовательной системой предлагает понимать «совокупность образовательных учреждений (ОУ), реализующих преемственные образовательные программы (ОП) различного уровня и направленности. В более широком понимании ОС включает не только ОУ и ОП, но и инфраструктуру (учебно-методические кабинеты, ресурсные центры и т.д.), а также ОУО соответствующего уровня, … «минимальной» образовательной системой является отдельное образовательное учреждение» [7, с. 63]. Закирова Э.И. считает, что «образовательные системы представляют собой социальные институты, целью которых является образование человека. Как и любые системы, они имеют свою структуру, т.е. состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой» [8, С. 373]. Янкевич К.А. в качестве образовательной системы обозначает внутреннюю социально-педагогическую систему, которая есть синтез «педагогической системы в совокупности с внутренними системами методологической и социальной» [9, С. 132]. Исследователь Бунеев Р.Н. в ходе рассмотрения образовательной системы как составной часть системы образования обнаруживает, что «образовательная система – это совокупность преемственных, непрерывных образовательных программ всех ступеней обучения, созданных в единстве философско-методологических, психологических, воспитательных и содержательных подходов; программ, базирующихся на собственных психолого-педагогических принципах, технологиях, системе оценивания и диагностики образовательных достижений» [10, С. 5]. Авторы учебного пособия Боровкова Т.И. и Морев И.А. указали на важную роль образовательной системы «в поле социально-экономических процессов» [11, с. 68].
Обобщение рассмотренных подходов к определению феномена «образовательная система» позволяет сделать некоторые заключения:
-
во-первых, образовательная система имеет своей целью обучение, воспитание и всестороннее развитие личности;
-
во-вторых, образовательная система в своем составе имеет ряд подсистем (элементов), которые взаимосвязаны между собой;
-
в-третьих, основанием образовательной системы, по мнению некоторых авторов, является педагогическая система;
-
в-четвертых, образовательная система выполняет важную роль − является рычагом управления динамикой развития социума в целом;
-
в-пятых, образовательная система, как и любая другая система, должна быть управляемой;
-
в-шестых, деятельность образовательной системы строится на соблюдении определенных психолого-педагогических принципов, использовании технологий, системы оценивания и диагностики образовательных достижений;
-
в-седьмых, образовательная система является составной частью системы образования в целом.
Нельзя не согласиться с мнением Т.Б. Алишева и А.Х. Гильмутдинова, что «образовательная система каждой страны уникальна, поскольку в разных странах системы образования преследуют в той или иной степени разные цели, а также имеют собственную историю становления и пути развития, в зависимости от которых и приобретают неповторимые черты (path dependence)» [4, С. 227].
Авторы эссе «Океаны инноваций» Майкл Барбер, Кейтлин Доннелли и Саад Ризви [12] полагают, что в ближайшем будущем лидерские позиции Тихоокеанского региона в мировой экономике позволят практически совершить революцию и в образовательной системе в целом. «Страны Азиатско-Тихоокеанского региона отличаются от стран Атлантики … на западе сформировалась культура права, там людей интересует, что государство может предложить им, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе сложилась культура ответственности, там люди думают прежде всего о том, что они могут предложить государству …» [12, С. 122].
Международные рейтинги по версии PISA и TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study, Международное исследование качества школьного математического и естественно-научного образования) вызывают интерес к тому, как построено образование в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Как видно из таблицы 1, четыре из десяти лучших образовательных систем по версии и PISA, и TIMSS находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе: это Южная Корея, Япония, Гонконг и Сингапур.
Таблица 1 − 20 стран, чьи учащиеся получили самые высокие баллы по результатам PISA-2009
Место | Страна | Общий балл по чтению | Общий балл по математике | Общий балл по естественно-научным дисциплинам |
1 | Шанхай – Китай | 556 | 600 | 575 |
2 | Корея | 539 | 546 | 538 |
3 | Финляндия | 536 | 541 | 554 |
4 | Гонконг | 533 | 555 | 549 |
5 | Сингапур | 526 | 562 | 542 |
6 | Канада | 524 | 527 | 529 |
7 | Новая Зеландия | 521 | 519 | 532 |
8 | Япония | 520 | 529 | 539 |
9 | Австралия | 515 | 514 | 527 |
10 | Нидерланды | 508 | 526 | 522 |
11 | Бельгия | 506 | 515 | 507 |
12 | Норвегия | 503 | 498 | 500 |
13 | Эстония | 501 | 512 | 528 |
14 | Швейцария | 501 | 534 | 517 |
15 | Польша | 500 | 495 | 508 |
16 | Исландия | 500 | 507 | 496 |
17 | Соединенные Штаты | 500 | 487 | 502 |
18 | Лихтенштейн | 499 | 536 | 520 |
19 | Швеция | 497 | 494 | 495 |
20 | Германия | 497 | 513 | 520 |
Поражают результаты отчета, подготовленного специалистами Австралийского института Grattan «Наверстывая упущенное: уроки лучших школьных систем Восточной Азии», в котором авторы сравнили ведущие системы школьного образования Азиатско-Тихоокеанского региона с системами Австралии, США, Великобритании и Европейского Союза, рисунок 1.
Рисунок 1 − Сколько месяцев составляет разрыв?
Разница в показателях PISA-2009 [12, С. 153]
Числовые значения показывают сколько месяцев обучения отделяет самых успешных учащихся от остальных. К примеру, корейские 15-летние школьники на 17 месяцев опережают по математике своих американских сверстников и на 16 месяцев − школьников из Великобритании и т.д. [12, С. 153].
Таким образом, Азиатско-Тихоокеанские образовательные системы демонстрируют лучшее качество образования, чем во многих атлантических системах.
Наблюдение исследователей Майкла Барбер, Кейтлин Доннелли и Саад Ризви за деятельностью образовательных систем Азиатско-Тихоокеанского региона позволило им определить четыре фактора, которые обеспечивают успешность систем [12, С. 154-155]:
-
во-первых, «высокий престиж профессионального учителя»;
-
во-вторых, «высококвалифицированных учителей в их работе действенно поддерживают семьи учащихся, которые во всех странах Азиатско-Тихоокеанского региона постоянно вовлечены в процесс образования и многого ждут от своих детей»;
-
в-третьих, «для местного общества, для всей культуры образование − большая ценность»;
-
в-четвертых, «для повышения качества образования использовались долгосрочные технократические и стратегические программы, которыми руководили высокообразованные чиновники».
Образовательным системам Азиатско-Тихоокеанского региона свойственны коллективистские черты, и их воспитанники, безусловно, получают навыки инновационной деятельности в группе.
На рисунке 2 приведены известные составляющие образовательных систем мирового класса.
Рисунок 2 − «Составляющие образовательных систем мирового класса: что нам уже известно» [12, С. 173]
А каков здесь посыл?
Главный посыл здесь таков:
- необходимо устанавливать высокие стандарты;
- необходимо следить за тем, чтобы стандарты соблюдались;
- необходимо позаботиться о том, чтобы в школе (образовательных организациях) преподавали настоящие профессионалы, постоянно совершенствующие свои навыки на протяжении карьеры;
-
необходимо убедиться в том, что руководят школами (образовательными организациями) тщательно отобранные и высококвалифицированные специалисты, а затем реорганизовать систему так, чтобы из статичной бюрократической машины она превратилась в динамичный катализатор изменений, стимулировала повышение качества, а не насаждала конформность.
Таким образом, необходимо найти способ встроить в образовательную систему функцию постоянного порождения инноваций, а прежде понять особенности структуры образовательной системы как сложной системы, в которой происходят процессы самоорганизации и эволюции. Также важным является и такой аспект − природа образования как услуги до конца не изучена − это основание для разработки предложений по управлению в сфере образования.
Библиографический список
- Чучалин А.И., Замятин А.В. Управление образовательной деятельностью в интегрированной системе менеджмента качества вуза // Вопросы образования. 2010. №1. С. 116-134.
- Цирульников А.М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети // Вопросы образования. 2010. №2. С. 44-63.
- Барбер М., Муршед М. Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 6-32.
- Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 227-247.
- Пудалова Е.И. Основные критерии, предъявляемые к автоматизированным системам управления образовательным учреждением // Вестник РУДН, серия Информатизация образования. 2007. № 4. С. 59-64.
- Зыкова Е.М. Определение основных организационно-педагогических условий эффективного управления образовательными системами // Вестник ТГПУ. 2011. № 12. С. 104-105.
- Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. – М.: Народное образование, 2009. 452 с.
- Закирова Э.И. Управление образовательными системами с использованием мультиагентных технологий // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2013. № 9. С. 373-390.
- Янкевич К.А. О разграничении понятий «образовательная система» и «система образования» // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2007. № 8. С. 130-132.
- Бунеев Р.Н. Образовательная система как составная часть системы образования // Начальная школа плюс до и после. 2009. № 6. С. 3-6.
- Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. 150 с.
- Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Океаны инноваций. Атлантический океан. Мировое лидерство и будущее образования (пер. с англ. Н. Микшиной) // Вопросы образования. 2012. № 4. С. 109-185.