УДК 159.99

ГОТОВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Ткаченко Оксана Викторовна
Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ)
факультет экстремальной психологии

Аннотация
Показывается, что среди кризисных новообразований шестилетнего возраста отмечаются следующие: непослушание, акцентированные формы поведения, капризы. Приводится точка зрения Л.С. Выготского о том, что причиной данных изменений поведения выступает интеллектуальный момент – утрата непосредственности и возникновение зазора между переживаниями и действиями. Отмечается, что возникновение этого момента может быть основой для формирования интеллектуальной готовности ребенка к школе. Волевая готовность ребенка к школе связывается с трансформацией упрямства в упорство, каприз можно рассматривать как предтечу готовности настаивать на своем и развития произвольности. Мотивационная готовность формируется как следствие всех новообразований старшего дошкольного возраста, подготавливающих у ребенка потребность в новой деятельности, которая будет лучше соответствовать его новым ожиданиям.

Ключевые слова: волевая готовность, готовность к обучению в школе, мотивационная готовность, мотивация, развитие личности, старший дошкольный возраст.


THE WILLINGNESS OF YOUNGER STUDENTS TO TEACH IN MIDDLE SCHOOL

Tkachenko Oksana Viktorovna
Moscow city University of psychology and education (msupe)
faculty of extreme psychology

Abstract
It is shown that the crisis neoplasms six years of age are the following: disobedience, accented behaviors, moods. Given the point of view of L. S. Vygotsky on what the cause of these behavioral changes is the intellectual aspect is the loss of spontaneity and the emergence of a gap between feelings and actions. It is noted that the appearance of this moment can be the basis for the formation of intellectual readiness of children for school. Strong-willed child's readiness for school is associated with the transformation of stubbornness in perseverance, Caprice can be seen as a forerunner of readiness to insist on and development of arbitrariness. Motivational readiness is formed as a result of all neoplasms preschool age, preparing the child's need for new activities that will better fit his new expectations.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ткаченко О.В. Готовность младших школьников к обучению в средней школе // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/02/4525 (дата обращения: 04.11.2023).

Психологические особенности детей 6-7 лет.

Рассмотрим  подробнее  развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте, отметим важнейшие новообразования, подчеркнув взаимосвязь  их негативных сторон с позитивными. К концу  этого периода  ребёнок очень быстро  меняется как внешне, так и внутренне. Возраст 6-7 лет именуют возрастом «вытягивания», т. е. ребёнок быстро подрастает, или еще называют возрастом смены зубов, к этому моменту как правило появляются первые постоянные зубки. Впрочем,  главные перемены заключаются не в изменении его внешнего вида, а в преобразовании поведения. Дети начинают без всякой причины капризничать, вредничать, ходить не так, как ходили прежде. В их поведении появляется что-то, искусственное, бессмысленное, неусидчивое, даже можно сказать клоунское. Безусловно,  дети паясничают или гримасничают всегда, но в 6-7 лет это вечное притворство и паясничание никак не обосновано внешне, оно порождает уже не улыбку, а критику со стороны взрослого. Ребенок может говорить высоким и тонким голосом, идти неровной походкой. Это бросается в глаза и создает впечатление немотивированного поведения. Перечисленные черты являются существенными симптомами переходного периода от дошкольного возраста к школьному. Этот этап приобрел в психологии название кризиса семи лет. В это самый период происходят большие перемены в психической жизни ребенка. Л.С. Выготский определил суть таких изменений как «утрата детской непосредственности, наигранное, вычурное, искусственно наигранное поведение 6-7-летнего ребёнка, которое бросается в глаза и кажется очень чудным, неестественным, как раз и есть, как одно из наиболее закономерных проявлений этой потери непосредственности» [2].  Как говорил Л.С. Выготский, «основная причина детской непосредственности – неполная дифференцированность внешней и внутренней жизни» [3] По внешнему поведению дошкольника взрослый легко может понять, что думает, что ощущает и переживает ребенок. Утрата непосредственности говорит о том, что между переживанием и поступком встает интеллектуальный момент – у ребеночка появляется желание что-то показать своим поведением, он изобретает для себя новый облик, у него есть желание показать то, чего нет на самом деле. Его переживания и его поведение интеллектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о том, «как надо». На этом этапе появляются новые трудности во взаимоотношениях ребёнка с близкими для него взрослыми. Над такими трудностями как раз и работала К.Н. Поливанова. По её показателям «… у детей на седьмом году жизни появляются новые реакции на указания или просьбы взрослых: в обычных ситуациях ребёнок никак не отзывается на просьбы или упоминания родителей, делает вид, что не слышит их. Если в прошлом ребенок без всяких затруднений придерживается режимных моментов, то теперь в ответ на обращение к нему идти завтракать или чистить зубы он никак не реагирует, как бы пропуская мимо ушей обращения близких взрослых» [8]. В этом же возрасте ярко проявляются непослушание, споры с взрослым, несогласие по всяким поводам. К примеру, ребёнок может уклоняться от  мытья рук перед обедом, хотя по обыкновению он это делал без всяких проблем и доказывать, что это совсем не обязательно. Он может акцентированно делать то, что обидно и нежелательно для родителей. Например, в общественном транспорте ребёнок говорит, что будет называть остановки сам. Мама обращается к нему с просьбой не шуметь, но он ещё с большим азартом, на весь автобус объявляет остановки и, не реагируя на просьбы мамы, продолжает комментировать названия. В стенах своей семье дети начинают выказывать нарочито взрослое поведение. Ребенок может повторять поведение любого члена семьи, например дедушки, или пытаться выполнить обязанности взрослых. Он может пространно, «по-взрослому» размышлять о причинах своего нежелания делать что-то, убраться в своей комнате или пойти в кроватку спать, при этом его логическая аргументация несет характер специфического резонерства, комментирует, повторяет услышанное от взрослого и может длиться бесконечно долго. У детей возникает интерес к своему внешнему виду. Они большое время уделяют выбору одежды, конфликтуют по этому поводу с родителями, пытаются выглядеть взрослее, часто отказываются от предлагаемого платья под предлогом «Я уже не маленькая». По наблюдениям К.Н. Поливановой «…все эти симптомы центрируются вокруг самых простых, обыденных,  бытовых норм, заведенных родителями» [7]. Дети как бы перестают слышать или отвергают ранее не обсуждавшиеся условия взрослых. До определенного момента эти правила были единой частью целостного отношения к близкому взрослому. Но к концу дошкольного возраста эти правила оказываются для ребенка олицетворением обыденного, «детского», не им самим указанного образа жизни. Ребенок начинает со стороны видеть этот образ жизни  и относиться к нему определенным образом. В первый момент отношение к требованию, предложенному не им, а взрослым, оказывается неодобрительным, а первая реакция на него – несоблюдение. «Прежний, детский образ жизни девальвируется, отвергается. Ребенок пытается взять на себя другие, новые обязанности и при этом ему важно видеть реакцию взрослых» [12]. В обычной ситуации он стремится нарушить выполнявшиеся им ранее правила, чтобы заявить о своей новой роли. Впрочем, отношение к привычной ситуации бывает возможным лишь только в том случае, если перед детьми появляется новая реальность, из которой он может видеть свою повседневную жизнь и оценивать ее и взвешивать. Не всегда следует понимать характерологические выражение младших школьников как устоявшиеся и зафиксированные формы поведений, в которых реализуется система отношений[3].Именно такие моменты и возникают у детей в период кризиса семи лет. Вместе с признаками «странного поведения» и «трудновоспитуемости» появляется наиглавнейшие положительные новообразования этого этапа. Отрицательные выражение в поведении и манерах детей, в этом, как и во всяком другом переходном периоде, оказывается только лишь теневой, обратной стороной положительных изменений личности, которые и образуют основной психологический смысл этого переходного этапа.

Проблема обучения шестилетних детей.

Поступление в школу – настоящий переломный момент в жизни каждого ребенка. По сути, все шесть лет родители готовили его к этому этапу. В соответствии с направленностью школьной реформы произошел плавный и повсеместный переход к обучению детей с шестилетнего возраста. В организации такого перехода участвовали педагоги и физиологи, психологи и врачи-гигиенисты. Значимо было поставить условия, необходимые для этого, выработать программу, методы обучения, разработать должные учебники для детей и методические пособия для учителей. В чем же выражается психофизиологическая готовность шестилетних детей к обучению в школе, в чем выражается его «школьная зрелость»? При всей трудности этого момента можно утверждать, что готовность к обучению, изначально, базируется на достаточном развитие мозга. Шесть лет – это особый рубеж между непроизвольным поведением и формированием элементов поведения произвольного. Если первое связано главным образом с эмоциями, с личным, непосредственным выражением желания «я хочу», то второе регулируется сознательной целью «так надо», «так должно быть». Эта модификация соединена с формированием внимания, памяти, мышления, воображения, умением понимать точку зрения другого человека – товарища, друга, взрослого. У шестилетних ребятишек поднимается уровень самооценки своих личных поступков, дети начинают обращаться к образцам для сравнения и подражания. Для детей этого возраста свойственен достаточно высокий уровень способностей, связанных с формированием и развитием органов чувств. Ребенок в силах определить размер предмета, он различает звуки, улавливает ритм. Все это дает возможность в полной мере развивать речь, изобразительные, музыкальные и двигательные навыки. Но сказанное никак не означает, что обучение ребят с шестилетнего возраста «скопировано» с обучения детей более старшего возраста, что их можно просто обучать годом раньше, раньше всему этому и так, как изначально учили семилетних детей. «Только опираясь из возможностей детей, можно наилучшим образом установить соответствующие возрасту содержание и методы обучения, не допустить перенапряжения и переутомления, гарантировать ребенку гармоничное и полноценное развитие» [1]. Нужно заметить, что очень важно правильно определить состояние здоровья ребёнка, предоставить условия, укрепляющие его здоровье. Определенного внимания требует начальный период адаптации к школе. Родители и учителя должны идти в одну ногу, сплоченные единой заботой о благополучии малыша-школьника. Нужно создавать самую теплую окружающую атмосферу доброжелательности, поддержки и одобрения. Особенное значение имеет двигательная активность, поэтому для младших школьников на всех уроках должна быть минутка физкультуры, у них два-три урока физической культуры в неделю, в режим дня предусмотрены динамические прогулки на открытом воздухе, ну и конечно же спортивные игры. Важная задача в обучении ребятишек-первоклассников, разнообразная и высокая подготовка их к учебной деятельности. Содержание каждого предмета направлено, прежде всего, на развитие нового для малыша вида деятельности – учения. Наиболее возрастает образовательная, развивающая роль таких дисциплин, как музыка, изобразительное искусство, обучение труду и физической культуре. Собственно при обучении этим предметам, в особенности  в шестилетнем возрасте, ярко формируется психическая деятельность, которая подготавливает к систематическому обучению. К примеру, формы наглядно-образного мышления являются фундаментом для дальнейшего понимания логических операций, помогают ориентироваться в системе представлений, научных понятий и обобщений. Опыт подсказывает, что обучение детей шести лет, вне зависимости от того, где дети занимаются – в школе или в группе детского сада, должно проходить по одним и тем же программам, по единым учебникам и одинаковым методикам.

Поэтому любая программа выстроена так, что шестилетние дети, заканчивая первый класс, должны при изучении родного языка как минимум уметь:

- слушать небольшую сказку, рассказы, стихотворение и быть в состоянии пересказать услышанное;

- выполнять звуковой анализ слов, отличать согласныеи гласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки;

- читать словами и слогами тексты в 100-120 слов (20-30 слов в минуту);

- пересказать устно то, что слушали или читали;

- переписывать отдельные слова, написание которых не расходится с произношением.

При изучении математики к концу первого класса дети должны:

- читать и записывать числа до 20;

- знать таблицу сложения однозначных чисел, в тех случаях, когда сумма не превышает 10;

- уметь справляться с арифметическими задачами в одно действие на вычитание и сложение;

- уметь измерять длину отрезка в сантиметрах;

- различать простейшие геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, отрезок.

В результате изучения нового предмета «Ознакомление с окружающим миром» дети должны знать:

- адрес своего места проживания;

- нормы личной гигиены;

- основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;

- простейшие правила поведения в обществе, на улице, ну и конечно же их выполнение;

- значение и смысл цветов светофора и правила перехода улиц;

- характерные признаки времён года;

- названия нескольких деревьев, кустарников, травянистых растений ближайшего окружения и уметь узнавать их;

- названия нескольких животных ближайшего окружения и уметь узнавать их;

- нормы и правила поведения в природе (и уметь выполнять их).

В отличие от программы первого класса детей семи лет, где на музыку, рисование, физкультуру и труд уделялось только четверть всего учебного времени, программа первого класса шестилетних детей, при общем сокращении числа учебных часов в неделю до 20, отводит на них половину времени.

По мнению Л.С. Выготского при организации работы с детьми необходимо сочетание методов психологии и педагогики. Психологическая наука изучает процессы адаптации,  а педагогика занимается вопросами педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения[10].

Относительное снижение времени, отводимого на изучение родного языка и математики, как показал опыт, не только не снижает уровня и качества усвоения знаний, но и гарантирует такое развитие и такую подготовку, которые дает возможность ребенку учиться дальше без напряжения. Конечно же, дело не только в содержании самих программ, разработанных на основе учета возрастных особенностей детей шести лет, но и в том, что используются нужные методы обучения, и среди них важное место отводится игре. На уроках родного языка или математики дети используют кукол, мячи; играя коллективно, они показывают сцены из сказок; проектируют модели, строят дома и башни, вырезают из бумаги, лепят из пластилина и глины.

Развитие общих способностей к обучению у детей 6-7 лет.

К изучению предварительным курсом грамоты и счета, подготовку ребенка дошкольника свести, несомненно, невозможно. Необходимо готовить ребенка к преодолению трудностей разного рода, необходимо вырастить в нем умение сотрудничать с взрослым. Нужно сказать о важности тех сторон его жизни, которые не всегда оцениваются в должной мере именно в аспекте подготовки его к школе.

«Детей важно научить всем навыкам и умениям, без которых не обойтись в быту; важно научить его правильно пользоваться предметами, которые окружают его – научить именно взаимодействовать с ними, а не просто знанию о них» [5]. От уровня развития игры в большой мере зависит благополучность развития мышления и речи ребенка. Обучение в школе не может протекать благоприятно, если оно не держится на хорошо развитом воображение. [9]В игре ребенок в замен отсутствующих предметов пользуется предметы-заменители, порой даже воображаемые им. И это не просто игра, а становление способности замещения, с которой дети на новом уровне сталкиваются при изучении языка, математики или в любой другой мыслительной деятельности.

Играя, дети учатся планировать действия, и это умение понадобится им в будущем, когда им нужно будет планировать свои действия уже в учении.

В игре дети начинают осмысливать взаимоотношения между людьми, их окружением, они начинают понимать, как зависят эти люди друг от друга, постепенно улавливать и собственное место в этих отношениях. В игре приобретаются важные нравственные нормы, складываются первые этические оценки, образуется эмоциональный отклик на плохое и хорошее. Но для того, чтобы игра дала ребенку все, что она может предоставить, нужно ребенка учить играть. Нужно учить его рисовать и лепить, вырезывать и наклеивать, конструировать и строить. Потому что эти знания дают ребенку возможность правильно воспринимать окружающие его предметы, их величину, форму, цвет и т.д. Все эти знания и умения в школе будут крайне важными. «Если ребенок в состоянии планировать свои действия в чем-то, допустим в конструировании, ему уже проще переложить это умение в новую ситуацию» [6]. Довольно часто уходит из внимания взрослых тот факт, что необходимо научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать. Взрослым представляется, что это происходит само собой. Раз есть глаза, значит ребенок увидит, а далее, со временем поймёт, что вокруг происходит; раз есть уши, значит ребенок все слышит и понимает. Но, в реальности, это не совсем так. Даже то, с чем ребенок постоянно соприкасается и имеет дело, что он каждый день видит, может оказаться «не увиденным», не зафиксированным в его сознании, или просто непонятым им. Но самое интересное в том, что неживая природа предоставляет нам особые реальности и  возможности познакомить деетй с причинностью. Безусловно, детям не нужно объяснять это понятие теоретически, но направлять его к пониманию того, что в основе явлений лежат вполне объективные закономерности,  необходимо. Это тем более необходимо, что дети часто объясняют природные явления, как происходящие по воле человека или в соответствии с его потребностями. Безусловно, важным моментом является знакомство детей, наверное с самым важным законом природы – ее изменчивостью. В обыденной жизни без труда можно обратить их внимание на то, что с периодичностью происходит смена дня и ночи, сменяют друг друга времена года, обратить их внимание на изменение состояние воды.

«Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма ‘’ручной умелости’’ ребенка» [5]. Так же важно обратить внимание как обстоит дело с двигательной основой письма. Когда подразумевается, что ребенок умеет писать, это значит, что у него есть конкретное представление об изображении форм букв. Нужно также уметь координировать размах движения руки при письме, важно придерживаться одинакового размера букв, а при необходимости непринужденно его менять на прописные буквы. Помимо этого, ребенка нужно научить правильно размещать буквы на тетрадной линейки и  правильно их соединять. Письмо требует координации движений руки и зрительного контроля за движением. Ребенка нужно научить владеть орудием письма, научить правильно держать ручку и правильно ею пользоваться. Овладение всеми этими навыками и умениями формирует ручную умелость, дающую свободно осуществлять письмо. Помимо этого так же надо обратить внимание на то, чтобы ребенок учился правильно сидеть, не наклоняясь низко, сохранять при письме правильную осанку, расположение рук и головы.

Формирование ручной умелости до прихода ребенка в школу благоприятствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также производство разных поделок из таких материалов, как бумага, ткани, проволока. «Когда дети занимаются рисованием, они учатся навыкам и умениям работы с инструментами, карандашами и кистью, в аппликации – ножницами и клеем. На таких занятиях формируется умение управлять инструментом, т.е. детей учат правильно эксплуатировать инструмент, в связи с этим у ребят развиваются различные действия и манипуляции рук, координация их движений, совместная координация действий рук и глаз, точнее зрительный контроль» [4]. Недаром педагоги подчеркивают, что дети, которые много рисовали в дошкольные годы, проще выучиваются писать. Как раз, поэтому педагоги-методисты, работающие над методикой обучения детей письму в школе, включают в упражнения, подготавливающие руки и пальчики к письму, такие мероприятия как рисование, лепка и аппликация. Из этого следует, что на занятиях с дошкольниками, нужно подготавливать почву для изучения школьных наук, пополнять чувственный опыт ребёнка, который должен сформироваться именно сейчас и недостаток которого обязательно отразится на успешности школьного обучения.


Библиографический список
  1. Венгер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей. М., 1985.
  2. Гуревич П.С. Личность как человек // Психология и психотехника. Москва, №3, 2008.
  3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  4. Ковалева Ю.В.Регуляция поведения в супружеской паре в период ожидания ребенка. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 1.
  5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.
  6. Петровский А.В., Виноградова А.М, Кларина Л.М. и др./ Учимся общаться с ребенком. – М., 1993.
  7. Поливановой К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: Издат. центр, 2000.
  9. Ткаченко О.В. Эмоциональное состояние детей в игре. // NB: Психология и психотехника. — 2013. – № 7. – С.1-18. DOI: 10.7256/2306-0425.2013.7.10217. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_10217.html
  10. Ткаченко О.В. Психологически аспекты подготовки ребенка к условиям детского сада через вариативные формы дошкольного образования // Психология и Психотехника. — 2013. – № 11. – С.1112-1119. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.11.10018
  11. Ткаченко О.В. Развитие личности в младшем школьном возрасте // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1
  12. Хамблин Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. / М.: Педагогика, 1986.


Все статьи автора «Magistrant»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: