УДК 37

УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЙ ФАКТОР ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ

Ерофеева Ксения Леонидовна1, Гарипова Альбина Зуфаровна2
1Елабужский институт Казанского федерального университета, студентка 3 курса факультета русской филологии и журналистики
2Елабужский институт Казанского федерального университета, научный руководитель, ассистент кафедры физической культуры

Аннотация
Работа посвящена изучению проблемы переутомления и факторов, влияющих на его возникновение и развитие, а именно - умственной деятельности. Проведенный опрос позволяет утверждать, что тема переутомления особенно актуальна у учащейся молодежи.

Ключевые слова: переутомление, умственная деятельность, умственное утомление., утомление, утомляемость, физическая деятельность, физическое утомление


MENTAL ACTIVITY AS THE PRIMARY FACTOR OF OVERWORK

Erofeeva Ksenia Leonidovna1, Garipova Albina Zufarovna2
1Elabuga Institute of Kazan Federal University, 3nd year student of the faculty of russian philology and journalism
2Elabuga Institute of Kazan Federal University, scientific adviser, assistant department of physical culture

Abstract
This work is devoted to the fundamentals of a problem overwork and factors affecting its emergence and development, namely of mental activity. The survey suggests that the theme of overwork is particularly relevant among student youth.

Keywords: fatiguability, mental activity, mental overwork., overwork, physical activity, physical overwork, tiredness


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ерофеева К.Л., Гарипова А.З. Умственная деятельность как преимущественный фактор переутомления // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/05/4993 (дата обращения: 31.10.2023).

Темп  жизни  современного человека оказывает  значительное влияние на его самочувствие.  Переутомление – центральная проблема повседневной жизни.   Ускоренный ритм деятельности современных людей отнимает большое количество энергии, иногда не позволяя эту энергию восполнять. Городская жизнь особенно явственно отражается на состоянии здоровья и работоспособности человеческого организма, все больше затрачивая его ресурсы. Всем вышеперечисленным обусловлена актуальность данной работы. Целью  стало изучение особенностей умственной деятельности как наиболее значимого фактора появления  и развития  переутомления. В ходе работы были поставлены следующие задачи: разграничить  понятия  «утомляемость», «утомление», «переутомление»;  определить разновидности  утомления;  в ходе опроса выяснить, какой тип человеческой деятельности  наиболее влиятелен как фактор   возникновения  переутомления.

Утомляемостью называют «свойство организма (физиологической системы, органа) быть подверженным утомлению».[2] Утомляемость, являясь естественным свойством жизнедеятельности организма, всегда приводит  к также  естественному для него состоянию утомления и потенциально может привести к уже неестественному состоянию переутомления.

В «Большой советской энциклопедии» дается  следующее определение: «Утомление – временное состояние органа или целого организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки».[1]

В зависимости от того, какому виду работы  отдается преимущество, различают  утомление: [3]

  • физическое (низкие показатели физической работоспособности, возникшие при выполнении физических нагрузок);
  • умственное (сниженная умственная активность, пониженные  внимание и интерес к работе, которые возникают при интенсивной интеллектуальной деятельности.

В отличие от утомления, переутомление более длительно и  опасно для здоровья человека: нарушается сон, возникают головные боли и т.д. [4]

Умственная деятельность активизирует многие механизмы и процессы центральной нервной системы: внимание, память, сбор, переработку и систематизирование информации и т.д. Зная, что любая перенагрузка  нервной системы уже приводит к стрессам, можно утверждать, что умственное переутомление, в отличие от физического, более  негативно для человека, так как носит психофизический характер.

В качестве доказательства выступают результаты  опроса, проведенного нами в социальной сети (http://vk.com). В роли анкетируемых по нашей просьбе выступили две группы людей:

1. «работающие»  (58 человек различных профессий; средний возраст – 30 лет);

2. «обучающиеся» (50 человек, в основном, студенты высших учебных заведений города Елабуга; средний возраст – 21 год).

Опрос дал следующие результаты:

На вопрос: «Какой вид деятельности утомляет вас больше всего?»  из 58  человек «работающих» 36 утомляются от исследовательской работы, 15 человек – от  решения математических задач, 5 – от работы на даче и 2 – от занятий физическими упражнениями.

Из 50 опрошенных группы «обучающиеся» 32-х утомляет исследовательская работа, 10-х – решение математических задач и 4-х – работа на даче и 4-х – занятия физическими упражнениями.

На вопрос: «Как часто вы переутомляетесь?» 10 человек первой группы часто испытывают состояние переутомления;  иногда  – 34 человека; редко – 11 человек; никогда – 3 человека.

Во второй группе 31 человек утомляется часто, 15 – иногда и 4 – редко

( варианта «никогда» ни в одном из ответов не прозвучало).

Таким образом, преимущественным фактором утомления  является умственная деятельность (независимо от того, занимается  человек ею всю жизнь или нет). На примере студенческой аудитории ясно, что люди, занимающиеся умственной деятельностью, чаще подвержены переутомлению, так как в процессе данного типа деятельности задействована психофизическая сфера человека (с преобладанием психической), что обуславливает более тяжелое протекание данного процесса.


Библиографический список
  1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]  // Dic.academic.ru  Словари и энциклопедии на Академике. М., 2000–2010. URL:  http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/148548/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D1%8C (дата обращения: 15.12.2014).
  2. Материалы из свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]  // Ru.wikipedia.org. М., 2012. URL:  http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 15.12.2014).
  3. Основные виды утомления  [Электронный ресурс]  http://fleshscanner.ru/194/osnovnyie-vidyi-utomleniya.html (дата обращения:  15.12.2014).
  4. Психология физического воспитания и спорта./ Под ред. Т.Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. М.:ИНФА-М, 2014.


Все статьи автора «Ерофеева Ксения Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: