УДК 37.013.32

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ 3-Х СТУПЕНЧАТОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Капичников Александр Иванович1, Романова Ольга Владимировна2, Капичникова Ольга Борисовна3
1Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-правовых и гуманитарно-педагогических наук
2Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова, доцент кафедры иностранных языков и культуры речи
3Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, профессор кафедры педагогики

Аннотация
В статье анализируется проблема эффективного преемственного становления профессиональных компетенций в условиях современного вуза. Даётся трактовка понятия эффективности, основные направления её изучения. Рассматривается важность решения проблемы с помощью инновационных технологий.

Ключевые слова: образовательный процесс, профессиональные компетенции студентов


PROBLEM OF EFFECTIVE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF 3-STAGED HIGHER EDUCATION

Kapichnikov Alexander Ivanovich1, Romanova Olga Vladimirovna2, Kapichnikova Olga Borisovna3
1Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Candidate of Pedagogics, Assistant Professor chair of pedagogics, psychology and law
2Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Candidate of Pedagogics, Assistant Professor chair of foreign languages
3Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky, Candidate of Pedagogics, Professor chair of pedagogics

Abstract
In article the problem of effective successive formation of professional competences of conditions of modern higher education institution is analyzed. The interpretation of concept of efficiency, the main directions of its studying is given. Importance of a solution by means of innovative technologies is considered.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Капичников А.И., Романова О.В., Капичникова О.Б. Проблема эффективного становления профессиональных компетенций студентов в условиях 3-х ступенчатого высшего образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/07/5557 (дата обращения: 28.10.2023).

Вхождение нашей страны в единое мировое и, в частности, евразийское образовательное пространство продуцировало вопросы, связанные с повышением эффективности профессиональной подготовки обучаемых бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в условиях современного вуза. Данная задача предполагает качественное обновление деятельности преподавателя и студента и связана с новой парадигмой высшего образования, внедрением в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, усилением познавательной активности бакалавров, магистров и аспирантов, приводящей к повышению эффективности процесса обучения.

Феномен эффективности и коррелирующих понятий – интенсификации и оптимизации образовательного процесса, рассмотрены в трудах: Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, В.М. Блинова, они являются предметом современных эмпирических психолого – педагогических изысканий [3,4,5].

Анализ категории эффективности в работах учёных показывает, что она была введена в научный оборот из различных наук. Данная дефиниция в педагогике стала трактоваться как качественное преобразование образовательного процесса и стала базовым понятием в современной педагогике, означающим улучшение процесса обучения, особое его качество.

Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что эффективность обучения признаётся отечественными и зарубежными учёными как фундаментальное понятие педагогической науки.

В современной теории и практике педагогическая проблема эффективности исследуется в соответствии с 2 направлениями: средствами повышения эффективности образовательного процесса (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, М.И. Махмутов и др.) и количественными исследованиями феномена эффективности (В.П.Беспалько, В.М. Блинов, Л.Б. Ительсон, Л.Т. Турбович и др.)

Отмечая важность фундаментальных и эмпирических исследований, необходимо констатировать, что теоретические и технологические вопросы повышения эффективности образовательного процесса в условиях современных вузов, включающих 3-х ступенчатую систему, психолого-педагогические особенности её повышения на материале базовых и дисциплин по выбору остаются недостаточно исследованными. Следует отметить, что некоторые вопросы преемственного обучения студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры рассмотрены в работе А.В. Дружкина, А.И. Капичникова, О.Б. Капичниковой [6]. Кроме того, различные аспекты преемственного формирования общекультурных и универсальных компетенций студентов представлены в статьях А.И. Капичникова, О.Б. Капичниковой, О.В. Романовой [7].

Проблема повышения эффективности образовательного процесса в современном вузе приобретает особое значение применительно к вопросу о преемственности последовательного процесса обучения в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Анализ существующей практики в вузах, системы преподавания, результатов учебной деятельности, достигаемых бакалаврами, магистрантами и аспирантами показывает низкий уровень обученности и  эффективности по различным дисциплинам. Важность разработки теоретических и практических основ для повышения эффективности обучения студентов дисциплинам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры диктуется противоречиями между имеющимися возможностями инновационных педагогических технологий и подготовкой выпускников вузов, сформированными профессиональными компетенциями, необходимыми в будущей и существующей практике, профессиональной деятельности.

Данные причины создают научную проблему: какая организация образовательного процесса сможет способствовать повышению эффективности различных видов учебных действий бакалавров, магистрантов и аспирантов, которая обеспечит достижение запланированных результатов образовательного процесса в университете в виде сформированных профессиональных компетенций?

Необходимость анализа различных вопросов эффективности обучения студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры детерминирует формирование профессиональных компетенций по различным дисциплинам студентов современного вуза, создание специальной организации учебного процесса.

Необходимость проектирования такой организации предполагает рассмотрение феномена учебной деятельности, её структурных компонентов, включающих цель, совокупность речевых действий и результат.

Для решения вопроса о теоретическом и технологическом обеспечении и эмпирической проверке эффективности образовательного процесса по различным дисциплинам в условиях современного вуза в статье выдвигается гипотеза о том, что образовательный процесс качественно улучшится, его эффективность повысится, если феномен учебной деятельности понимается как социально заданная система обучения, а эффективность определяется как качественная характеристика образовательного процесса, которая обеспечивает его социальную важность и создаёт возможность для определения результата образовательного процесса по степени их адекватности социально – заданной цели, которая состоит в подготовке конкурентоспособных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями. Оценка эффективности  может осуществиться на теоретическом и практическом уровне соответственно поставленным целям обучения по различным дисциплинам базовой и вариативной частей рабочих программ. Для повышения эффективности процесса обучения должны быть внедрены инновационные педагогические технологии обучения студентов в условиях 3-х ступенчатого современного вуза.

Для достижения поставленных целей в условиях Саратовского аграрного университета им. Н.И. Вавилова используется целый комплекс педагогических технологий. Некоторые инновационные технологии представлены в статье М.Н. Раздобаровой, А.И. Капичникова, О.Б. Капичниковой [8]. Среди них:

  1. Экскурсии по сайтам www-серверов (например, галереи художественных музеев мира при изучении темы «Искусство»); включение аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в содержание занятия.
  2. Видео-, телеконференции, позволяющие представить своё мнение по определённой теме или проблеме, узнать точку зрения сверстников из различных стран мира. Например, видеоконференция, посвящённая проблемам экономики сельского хозяйства в России и за рубежом.
  3. Проектные технологии. Студенты под руководством преподавателя создают электронные проекты, которые, как правило, представляют собой презентации в программе Power Point по проблемам межкультурной коммуникации на английском языке. Например, студенты первых курсов представляют проекты на тему «Культурный шок в процессе освоения чужой культуры».
  4. Фрагментарное включение Интернет – ресурсов в структуру занятия.

Библиографический список
  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Концепция модернизации отечественного образования на период до 2020 года.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса. Киев, 1992. – 190 с.
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  5. Блинов В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика,2006. – 191 с.
  6. Дружкин А.В., Капичникова О.Б., Капичников А.И. Педагогика высшей школы (пособие). Изд -во «Наука», Саратов, 2013. – 125 с.
  7. Капичникова О.Б., Капичников А. И, Романова О.В., Калиниченко Э.Б. Преемственность формирования общекультурных и универсальных компетенций студентов. Электронный научный журнал «Psychology. Sociology. Pedagogy», 1(44) М. – 2015 год. Изд-во ИНГН., ISSN 2220-079
  8. Капичникова О.Б., Капичников А.И., Раздобарова М.Н. Межкультурная коммуникативная компетенция в условиях социальных рисков. Организационная психология: люди и риски: сб. материалов 3 российско – американской научно – практической конференции. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. ISBN 978-5-9999-1638-9


Все статьи автора «Капичников Александр Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: