УДК 378.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Безырганян Мария Александровна
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова
студентка института педагогики, психологии и социальной работы, специальность Дошкольная педагогика и психология, направление Педагогическое образование (бакалавриат), профиль Дошкольное образование и Иностранный язык

Аннотация
Статья посвящена информационным образовательным технологиям в ДОУ, в ней описывается применение ИКТ в образовании дошкольников. Так же показывается сравнение с традиционными формами обучения и выделяются преимущества ИКТ перед традиционной формой обучения. Компьютер в игровой деятельности дошкольника.

Ключевые слова: ДОУ, игра, ИКТ, интерактивное оборудование., информационные образовательные технологии


THE USE OF ICT TECHNOLOGIES IN WORK WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Bezyrganyan Maria Alexandrovna
Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov
Student of the Institute of Pedagogy, Psychology and Social Work, preschool special education and psychology, the direction of Teacher Education (undergraduate), the profile of early childhood education and foreign languages

Abstract
The article is devoted to information technology in preschool education, it describes the use of ICT in education of preschool children. As shown by a comparison with traditional forms of learning and the benefits of ICT are allocated to the traditional form of learning. Describes the application of computer slide presentations in children's education. Computer gaming activities in preschool.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Безырганян М.А. Использование ИКТ технологий при работе с детьми дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6227 (дата обращения: 01.10.2017).

Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, при этом оказывает  не только положительное, но и отрицательное влияние на формирование личности малыша.

Многие педагоги дошкольных учреждений  указывают как основное достижение в своих работах – использование ИКТ в работе с детьми. И осваивая компьютерные технологии, они начинают учить дошкольников умению обращаться с компьютерными технологиями.

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду являются актуальными проблемами современного дошкольного воспитания в нашей стране. Президент поставил перед каждым учреждением ДОУ и МОУ РФ задачу, которую они должны решить в самые кратчайшие сроки: иметь собственное электронное представительство в Интернете (веб-сайт) с полной информацией по учреждению.

Последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях при помощи законов:

  • Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
  • Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
  • Реализация программы «Электронная Россия»
  • Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»
  • Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;
  • Принятие поправок к Закону «Об образовании»;
  • Формирование социальных сетей.

Все эти принятые законы приводят к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, и работы ДОУ, их взаимоотношений с вышестоящими организациями,  родителями и воспитанниками.

ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий в образование является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации внедрения необходимо иметь подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Информационные технологии, это не только  компьютерные технологии, но и их программное обеспечение ведь под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

По сравнению с традиционными формами обучения   компьютерные технологии обладают большими преимуществами в образовании дошкольников:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- несет в себе образный тип информации, понятный   дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых обучающих задач;

- в процессе своей деятельности за компьютером  ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

- компьютер позволяет самостоятельно исправить ошибки.

Области применения ИКТ для развития дошкольников.

Использование глобальной сети Интернет.

а) Сеть Интернет

Современное образование нельзя уже представить без ресурсов Интернета.  Сеть Интернет имеет и выдает очень большой набор образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся одной из частей современного образования. В Интернете можно найти: информацию по проблемам в развитии и обучении, лекции  по  дошкольному  образованию, так же в интернете есть научные методики, книги, статьи, рефераты и преподаватели могут взять большую часть информации для работы не только с детьми, но и взрослыми из интернет ресурсов.

б)  Компьютер и ведение документации.

Компьютер оказывает услугу воспитателям и “продвинутым” родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью ежедневников, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные: результаты тестов, отслеживать динамику развития ребенка.  Особым примером в челябинской области мы могли бы выделить интернет-ресурс «сетевой город».

в) Развивающие программы.

Возможности компьютера в наше время позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное восприятие вещей, а анимационные герои, рисунки вызывают интерес, в результате внимание ребенка полностью сосредоточено на  мониторе.

Существующие на потребительском рынке обучающие программы для дошкольного возраста  классифицируются как:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и другие.

2. “Говорящие” словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, “бродилки”.

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и другие.

г) Презентации и видео.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких запоминающихся картинок, наполненных информацией в алгоритмическом порядке. А сменяющиеся слайды могут заинтересовать маленького ребенка.

Компьютерные игры

Компьютер входит в жизнь современного ребенка через игру. Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, развивает логику,  получает набор представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать.

В детских садах, как и в начальных классах в школе на уроках информатики, педагоги должны уметь использовать возможность построения и использования единой художественной среды сказки, элементами которой являются сказочная ситуация, сказочные герои, связи, соотношения, которые необходимы для разрешения поставленной проблемы и являются типичными для изображаемых объектов или явлений, наглядные образы, которые помогают завершить описание героя и облегчают восприятие теоретического материала курса информатики [29].

Обобщая выше сказанное, можно с уверенностью сказать, что компьютерные технологии стали не просто частью образовательной программы в дошкольных учреждениях, но и вошли в жизнь детей и взрослых  как способ получение информации, для саморазвития и развлечения.


Библиографический список
  1. Макасер И. Л. “Игра как элемент обучения”. Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 – 73.
  2. Моторин В. “Воспитательные возможности компьютерных игр”. Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 – 57.
  3. Новоселова С. Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997г.
  4. Петрова Е. “Развивающие компьютерные игры”. Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 – 68.
  5. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М. : “Гелиос АРВ”, 2000г.
  6. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
  7. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
  8. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
  9. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
  10. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
  11. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
  12. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. – №2. – с. 37-39
  13. Аскарова Н.А., Савельева Л.А. Разработка лабораторного практикума по дисциплине «Информационные технологии в образовании»  // II Международной научной конференции Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине (19 - 22 мая 2015 года, г. Томск)  [Электронный ресурс]. URL: itconference15.csrae.ru
  14. Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: монография / И.Д. Белоусова. – Магнитогорск, 2009. – 141 с.
  15. Белоусова И.Д. Диагностика внедрения информационных технологий в
  16. Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в образовании: практический курс / Москва, 2014. (2-е издание, стереотипное)
  17. Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / И.Ю. Ефимова, О.О. Веремеенко // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 53-56.
  18. Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О Использование современных информационных технологий в образовании. // В сборнике: Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономикиМатериалы молодежной Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Слинкина И.Н.. 2015. С. 208-212.
  19. Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе / И.Н. Мовчан // Современные научные исследования и инновации. – 2014. Т.2. – № 5. – С. 45. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34180.
  20. Мовчан И.Н. Информационные технологии в педагогическом контроле // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 717-719.
  21. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 36-38.
  22. Савельева Л.А. Информационные технологии и проблемы развития информационной компетентности учащихся // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции. Томск, 2015. С. 755-759.
  23.  Савельева Л.А. Компетентностный подход в обучении будущих учителей информатики /Л.А.Савельева // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2013: Сборник научных трудов SWorld. – 2013. Т. 21. – № 4. – С. 86-89.
  24. Савельева Л.А. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе: дис. … канд. пед. наук / Савельева Людмила Александровна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2005, – 197 с.
  25. Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Савельева Л.А. // Сборник научных трудов Sworld. – 2010. Т. 26. – № 4. – С. 47-49.
  26. Савельева Л.А. Фактор инновации в подготовке будущих учителей информатики к профессиональной деятельности // Труды Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию АГТУ, 13-15 октября 2010 года/ Астрахан. Гос. Техн. Ун-т. – Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010. – Т.1. – С. 250-252.
  27. Савельева Л.А. Философско-культурологичкские аспекты процесса формирования профессиональных компетенций у студентов современных вузов // Современная педагогика. 2015. № 3.
  28. Слинкина И.Н., Устинова Н.Н. Есть ли у ежика хвостик, или некоторые размышления об ошибках и неточностях в современных учебниках информатики для начальной школы / Информатика и образование. 2009. № 4. С. 93-97
  29. Устинова Н.Н. Использование художественного пространства сказки в процессе изучения основ информатики в начальной школе / Начальная школа. 2011. № 1. С. 79-82.
  30. Чусавитина Г.Н. Изучение информационно-поисковых технологий Internet студентами педагогических специальностей университета / Г.Н. Чусавитина // Сборник Международной конференции-выставки Информационные технологии в образовании. – 2002. – С. 160-161.
  31. Чусавитина Г.Н. Опыт применения информационно-коммуникационных технологий на факультете информатики МаГУ / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 2.№ 2. С. 84-89.
  32. Чусавитина Г.Н. Подготовка будущих учителей к использованию автоматизированных информационных технологий в педагогической диагностике: монография / Г.Н. Чусавитина, Е.В. Гридина Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. ун-та, – 2005. – с. 242


Все статьи автора «Безырганян Мария Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: