УДК 316.334.22

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Калашникова Анастасия Евгеньевна
Кубанский государственный Университет
студентка четвертого курса факультета ФИСМО (Факультет истории, социологии и международных отношений)

Аннотация
Данная статья содержит анализ гендерных стереотипов, транслируемых в Советском кинематографе. Проведён анализ моделей поведения мужчин и женщин в фильмах "Любовь и голуби", "Ирония судьбы или С легким паром!", "Служебный роман", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука".

Ключевые слова: советский кинематограф, стереотипы


GENDER STEREOTYPES IN THE SOVIET CINEMA

Kalashnikova Anastasia Evgenevna
Kuban State University
fourth-year student of the Faculty of FISMO (Faculty of History, Sociology and International Relations)

Abstract
This article provides an analysis of gender stereotypes, broadcast in the Soviet cinema. The analysis of patterns of conduct of men and women in the films "Love and Pigeons", "Irony of Fate, or Enjoy Your Bath!", "Office Romance", "Prisoner of the Caucasus", "The Diamond Arm".

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Калашникова А.Е. Гендерные стереотипы в Советском кинематографе // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6244 (дата обращения: 20.11.2016).

Понятие «стереотип» было введено в научный оборот американским учёным психологом У. Липпманом в 1922 году. Этот термин впервые был использован им в книге под названием «Общественное мнение». Под социальным стереотипом подразумевалась схематичная, упорядоченная, детерминированная культурой картина мира, складывающаяся в сознании человека.

В социологии понятие стереотипа раскрывается как совокупность обобщенных упрощенных представлений, определённые мыслительные шаблоны, с помощью которых человек способен оперативно приспосабливаться к окружающему миру (например, относить различных людей к различным социальным, гендерным, расовым, экономическим и прочим группам). Окрашенность эмоциями и градация членов общества по признаку наличия или отсутствия какого-либо признака – важнейшая характерная черта стереотипа [1].

В корне гендерного стереотипа как социально-психологического явления находится понятие «гендер», которое по ошибке нередко отождествляется с понятием «пол». Термин «гендер» употребляется с целью обозначения особенностей человека, носящих анатомо-физиологический характер и определяющих принадлежность к мужскому или женскому полу. В современном обществе мужчины и женщины являются носителями множества социальных характеристик, и признаётся принципиальное равенство биологических характеристик людей, что говорит о том, что биологический пол человека не может быть признан в качестве причины различия наборов социальных ролей мужчины и женщины. Отсюда и берёт начало понятие «гендер», которое означает конкретную совокупность культурных и социальных норм, предписанных людям сверху обществом, которая может варьироваться в зависимости от биологического пола. Таким образом, именно социальные и культурные нормы определяют род деятельности, линию поведения, психологические качества мужчин и женщин. Гендерные стереотипы – это социально-культурно определённый набор убеждений, мнений, суждений о качествах, нормах поведения,  свойственных представителям мужского и женского пола.

В каждом обществе существуют собственные гендерные представления, которые существенно влияют на концепцию построения Я каждого человека. Так при помощи гендерных стереотипов формируются мужские и женские социальные роли. Одним из наглядных подтверждений этому является внешний вид, имидж мужчин и женщин, отличаются так же гендерная манера речи, манеры, жесты и сферы основной активности. Женщины в соответствии со стереотипами должны быть заботливы, чувствительны, эмоциональны, должны чутко реагировать на проблемы и радости других людей. Мужчины же представляются доминантами, наделёнными качествами лидерства и активности. Маскулинность и феминность изначально считаются противоположными друг другу понятиями, но многочисленные исследования показывают обратное: мужчины и женщины в той или иной степени являются носителями характеристик обоих понятий. Нередко различия людей в одной и той же гендерной группы бывают намного глубже, чем различия между разными гендерными группами. Гендерные роли в значительной степени делятся по причине разделения труда на исключительно мужской и женский. Как только при рождении ребёнка определяется его биологический пол, строится модель воспитания, пригодная для социализации мальчиков и девочек, прививаются соответствующие нормы и роли, предлагаются отличные друг от друга виды активности и игры. Мальчики и девочки за несоответствующее их полу поведение даже наказываются по-разному (например, за использование косметики или желание отращивать длинные волосы у мальчиков). По мнению исследователей, гендерная роль мужчин гораздо более жесткая и определена намного уже, чем женская [2].

Ю. Вильямс, автор американского учебника о гендерных отошениях выявил, что ещё двадцать лет назад обычным сценарием семейных историй, которые демонстрируются в кино, сводится к следующему: если мама-домохозяйка завидует женщинам, у которых абсолютно иной образ жизни, и стремится подражать ей (устроиться на работу, начать много путешествовать), то спустя время она понимает, что её истинное наслаждение заключается в ведении домохозяйства, забота о детях. В советском кинематографе в это время  царил образ положительной женщины, которая нацелена на отличный результат в карьере, и готова интенсивно трудиться, а не на поиск мужчины. Если женщина следует этому идеалу, то она обязательно будет вознаграждена и мужем, и ребёнком, если изначально их не было рядом. Яркий пример советского женского счастья – фильм «Москва слезам не верит» [3].

Кинематограф как продукт развития культуры человечества во многом способен как отражать уже существующие гендерные стереотипы, так и создавать в сознании зрителя новые. Особую значимость этот процесс приобретает с точки зрения формирования сознания в процессе социализации человека, в центре которой стоит, в первую очередь, молодёжь в качестве особой социально-возрастной группы. Эта группа отличается своими возрастными рамками и социальным статусом – превращением из детей и юношей в социально ответственных, взрослых людей. В последнее время помимо общественных реалий огромное влияние на процесс социализации молодёжи имеют средства массовой коммуникации. Рост роли средств массовой коммуникации наблюдается во всём мире. Непрерывное развитие, появление новых и совершенствование уже имеющихся технических средств позволяет заменить привычные, традиционные институты социализации общества: общественные организации, церковь, семья, школа. В современном медиапространстве в трансляцию умышленно не вкладывается воспитательная функция, но так или иначе средства массовой коммуникации оказывают воздействие на массовое сознание общества, вещая определенные образы, нормы поведения, стили жизни, корректируя при этом модель реальности, к которой молодёжь должна стремиться. Самое прямое подобное воздействие осуществляется через канал рекламы, различные виды искусства, в числе которых, прежде всего, кинематограф.

Кинематограф времён СССР отличается от современного. По мнению граждан России, которым заинтересовался ФОМ (фонд общественного мнения), советское кино наполнено добротой, душевностью. Советские фильмы приятнее и интереснее смотреть, они выглядят намного реалистичнее и правдивее, нежели современные. В кинематографе СССР ведущую роль занимает всем понятная и простая жизнь обычных людей, способная привнести в общество мораль и пользу. Очевидна разница гендерных стереотипов поведения, диктуемых с телевидения с эпоху советскую и нынешнюю. Для того чтобы понять, насколько глубока эта разница, необходимо разобрать гендерные модели поведения главных героев кинокартин.

В соответствии с результатами проведённого интернет-опроса, среди лучших фильмов советской киноиндустрии, можно выделить следующие картины: «Бриллиантовая рука», «Любовь и голуби», «Кавказская пленница», «Служебный роман», «Ирония судьбы или С легким паром!». По мнению респондентов, в фильмах времён существования Советского Союза зачастую можно увидеть следующие типы мужского поведения: нерешительный мужчина, «бывалый» муж, мужчина-авантюрист и глава семьи. Среди женских образов наиболее часто встречаются такие как женщина-любовница, хранительница домашнего очага и заботливая мать. Наиболее ярко данные образы иллюстрируются в картинах «Служебный роман», «Ирония судьбы или С лёгким паром!» и «Бриллиантовая рука». Респондентам был задан вопрос, какие типы мужского и женского поведения были характерны для советского человека. Для мужчин характерными моделями поведения являются «добытчик» и «глава семьи». Поведение советской женщины в первую очередь характеризует её как хранительницу домашнего очага и мать. Полученные результаты говорят о том, что такие типы поведения как «глава семьи» для мужчин и «хранительница домашнего очага», «мать» для женщин, которые нашли своё отражение в советском кинематографе, имели место быть и в реальной жизни.

Так же респондентам было предложено написать самостоятельно самые лучшие фильмы современности. Среди прочих наиболее частыми ответами являются «Легенда 17», «Горько!», «Ёлки», «Духлес», «Восемь первых свиданий». По мнению, респондентов, в современном российском кино мужчина представляется в образах дамского угодника, Души компании, карьериста; женщина же является куклой, стальной леди и карьеристкой. Наиболее ярко эти образы проиллюстрированы в таких фильмах как «Духлес» и «Восемь первых свиданий». Таким образом, очевидным является преобладающее мнение о том, что стереотипы мужского и женского поведения, транслируемые с экранов телевизора, видоизменяются во времени. В реальной жизни набор мужских и женских ролей, по мнению опрошенных, так же претерпел изменения. Современный мужчина уже не несёт на себе нагрузку «главы семьи», теперь он «дамский угодник», «мужчина-мальчик»; а современная женщина уже не является исключительно «заботливой матерью», она так же увлечена карьерой, личным ростом и собственным внешним видом. При этом очевидно, что симпатии респондентов склоняются в пользу советского кино, потому как эталонными моделями мужского и женского поведения представляются «добытчик» и «хранительница очага». Важным моментом является то, что практически единогласно респонденты считают, что стереотипы, диктуемые с экранов телевизоров, оказывают прямое влияние на формирование модели поведения людей в реальной жизни. Прежде всего, это относится к группе населения, проходящей период социализации, то есть к молодёжи.

В соответсвии с анализом гендерного поведения в советском кинематографе можно выделить несколько моделей поведения женщин и мужчин. Поведение мужского пола можно отнести к четырём типам:

- нерешительный мужчина

- авантюрист

- отец-одиночка

- «бывалый» муж

Нерешительный тип мужчин являются одиночками по жизни и опираются на материнскую, а не на супружескую поддержку. Нерешительный мужчина не женат, хотя вполне может иметь вторую половину или даже невесту. Но сделать предложение – слишком большая ответственность для этого типажа мужчин, к тому же он долгое время может не задумываться о женитьбе просто потому, что не понимает намёков женщины – потенциальной жены. Это не говорит о том, что мужчина не умеет слушать женщину, просто он не нуждается в столь важном для женщины событии. Это обусловлено тем, что рядом всегда есть другая любящая и заботящаяся женщина – мама. Нерешительные мужчины могут быть обоснованно названы «маменькиными сынками», потому как они часто просят совета у матери, заботятся о ней, а не о личной жизни. Живёт нерешительный мужчина в одной квартире с мамой, соответственно. Именно из-за отсутствия своей семьи такой тип мужчины до зрелого возраста может обходиться неб наследников.  Мужчина с таким набором характеристик вполне комфортно может чувствовать себя на работе, связанной с наукой и требующей много времени, которого у него достаточно в связи с отсутствием личной жизни. Нерешительные люди являются людьми творческими, в свободное время они могут посвятить себя искусству: музыке, рисованию, танцам и так далее. Нерешительный мужчина имеет тесный, но очень дружный круг друзей, которые практически обязательно будут являться носителями не самого застенчивого характера. Такой мужчина не нуждается в алкоголе для того, чтобы разбавить свой досуг, но именно в этом кругу он способен расслабиться даже безмерно. Девизом повседневности является скромность и неуверенность в себе, что находит отражение в застенчивом характере человека. Говорит нерешительный мужчина вежливо, грамотно, всегда обращается к окружающим незнакомым людям «на Вы». Внешность его самая простая, одежда должна выглядеть аккуратно, условие лоска, шика не обязательно. Таких мужчин можно назвать вечными детьми, потому как они игривы по характеру, любят дурачиться, громко петь, искажать голос, не взирая на свой солидный возраст. Главными достоинствами нерешительного типа мужчин выступают их честность и чувство юмора. Но такого мужчину легко застать в подавленном настроении, потому что он склонен расценивать себя в качестве жертвы при поиске причин личных неудач. Рядом с противоположным полом подобный мужчина выглядит достаточно комично. Он неловок, может заикаться от волнения, у него трясутся руки. Возможно, поэтому нерешительный мужчина не стремиться привлекать к себе женское внимание, ухаживать за женщинами.

Авантюристами являются неженатые мужчины, которые никогда и не ощущали себя в роли мужа. У таких мужчин нет детей, поэтому чувство отцовства для них так же представляется чужим. Авантюристы выбирают интересную, захватывающую работу, которая не имеет строго режима времени, не предполагает офиса и строго начальства, потому что они ищут неформальные виды профессий. Это может быть исследовательская научная деятельность; работа, связанная с путешествиями; творческая деятельность,  или крайняя форма – преступная деятельность. Отдых не разграничивается строго от работы, он существует внутри профессиональной деятельности, поэтому количество свободного времени в своём рабочем графике мужчина устанавливает сам. Авантюристы редко выпивают, поэтому самостоятельно определить оптимальное количество алкоголя они не могут; а выпив, ведут себя довольно неадекватно, доходя до дебошей. Такие мужчины являются хорошими собеседниками, у них хорошо развиты коммуникативные способности. Благодаря этому все двери открываются на пути авантюриста. Манеры поведения хорошо укладываются в рамки морали. Культурность, вежливость, тактичная сдержанность – основные характеристики поведения мужчины. Все эти качества относятся к авантюристу, как к целому типу поведения мужчин. Далее следует разделить единый тип на подтипы: благородный и низкий. Благородный авантюрист одет сдержанно, не без лоска, но достаточно опрятно. Он выстраивает свою речь грамотно, уважительно по отношению к своему собеседнику. Он очень доверчив, поэтому его легко обмануть. Благородность присутствует в каждом действии такого мужчины, он готов прийти на помощь, пожертвовать своими интересами ради других людей. Благородный авантюрист обладает «львиной смелостью», готов к опасному повороту событий, к спасению нуждающихся в этом окружающих его людей. Готовность идти на подвиги подкрепляется находчивостью и смекалкой. Такой мужчина с уважением относится к противоположному полу, его без преувеличений можно назвать настоящим джентльменом, наделённым способностью красиво ухаживать за женщинами. При этом он не распыляет своё внимание на всех женщин, если он выбрал объект своей симпатии, то остальные становятся ему неинтересными. Благородный авантюрист готов бороться за своё счастье, однако только если его счастье не будет помехой для других людей. Он никогда не повысит голоса на женщину, даже если она будет сыпать ругательствами, они будут приняты достойно и терпеливо. Низкий авантюрист существенно отличается от благородного. Дружба для него является лишь инструментом достижения личной цели, зачастую она может быть притворной. Такой мужчина уделяет своей внешности огромное внимание. Он стильно одет, ухожен. Если речь идёт об официальной одежде, то это будет дорогой костюм, изысканный галстук, налакированные туфли, красивые часы; всё это будет сопровождаться аккуратно уложенной прической, возможно, шляпой. Любовь к собственной внешности наглядно иллюстрируется к возможному желанию участия в показе мод. Низкий авантюрист мог бы стать прекрасным артистом, так как он очень харизматичный и любит показать себя перед публикой. Он хорошо танцует и поёт, уверенно держит себя на сцене. Вежливость в поведении авантюриста является наигранной, подобно дружбе, и пользуется он ей только удобных для себя ситуациях. Хитрость – залог успеха. По натуре такой мужчина является эстетом. Крайне редко низкого авантюриста можно застать в неловкой ситуации. Противоположный пол для данного типа мужчин – один из важнейших интересов в жизни. Такой мужчина обращает внимание на каждую девушку, даже если она носит паранджу, он обязательно обернётся ей вслед.

Отец – одиночка не состоит в браке, разведен. Он является заботливым отцом, который самостоятельно воспитывает своих детей, которых ему удалось отобрать у бывшей жены. Работа такого мужчины связана с рутинной работой, бумагами, отчётами, ежедневно повторяющимися операциями. Поэтому он работает без особого желания. Заработная плата небольшая, её не хватает на желаемую мужчиной жизнь, воспитание детей, дорогую одежду. Однако в отличие от авантюриста, отец – одиночка готов мириться с занимаемой должностью и с заработной платой, хотя хочет большего. Максимальные действия на пути к желаемому это лесть начальству, которое сомневается в надёжности сотрудника. Своё свободное время отец-одиночка тратит на воспитание детей, Редко мужчина может позволить себе совершить визит в гости. Так же редко он позволяет себе выпить спиртного. Отец-одиночка тяготеет к друзьям-женщинам, а главным качеством друга считает оптимизм. Такие мужчины ведут себя очень скромно и интеллигентно. Они обладают хорошим воспитанием, грамотной речью и не отличаются эмоциональностью. Одежда соответствует их поведению, она монотонна, не броска. Характер отличается гордостью, которая во многом мешает мужчине продвигаться по должности, просить повышения или большей заработной платы у начальства. Отец-одиночка производит впечатление умного и способного человека. Он очень самокритичен, но способен посмеяться над своими недостатками. Такой мужчина очень обладает очень мягким характером, он способен к сочувствию, состраданию. Представитель данного типа мужчин не интересуется активным общением с противоположным полом, скорее он боится любовных отношений с женщиной. Это объясняется тем, что, стремясь произвести на противоположный пол впечатление, он ведёт себя нелепо, не умеет ухаживать за женщиной.

«Бывалый» муж давно живёт в браке. При этом он искренне любит свою жену и боится ее скандалов, например, из-за распития спиртного или незапланированных трат семейного бюджета. Он любим своими детьми, которые нередко являются союзниками отца и становятся на его защиту. Мужчина является хорошим, заботливым отцом, но следит за детьми неумело. Такие мужчины подавляемы авторитетом жены, которая, по сути, является главой в плане быта, но последнее слово в семье все же принадлежит мужчине, который финансово обеспечивает жену и детей. «Бывалый» муж принадлежит к офисным рабочим и зарабатывает как среднестатистический работник. Хобби, если оно есть, является отдушиной от семейной жизни, к которой мужчина относится со всей душой. Такой муж никогда не откажется от полученной на работе путёвки на отдых. К алкоголю мужчины этого типа относятся положительно, но пьют немного. Они умеют быть хорошими друзьями, поэтому имеют настоящих хороших друзей. Манера поведения характеризует мужчину как самого неделового человека: он не умеет самостоятельно завязывать галстук, не обучен деловому этикету. Но в то же время в поведении присутствует порядочность, законопослушание. Говорит «бывалый» муж простым «деревенским» языком, насыщенным диалектными словами. С окружающими людьми он обходится вежливо, уважительно. Одежда выбирается по принципу наилучшего удобства, поэтому лоска в гардеробе не присутствует. Данный тип мужчин отличается боязливостью и склонностью к панике. В характере присутствует наивность, ведомость, которой пользуются окружающие. Такого мужчину легко обмануть, но сам он врать не привык и поэтому не умеет. Суета сопутствует делам «бывалого» мужа. В зависимости от степени супружеской верности, можно выделить верного и неверного «бывалого» мужа. Верный муж не интересует никем, кроме собственной жены, избегает встреч с женщинами, которые хотели бы провести с ним время, не поддаётся их обаянию. Неверный муж любит пообщаться с противоположным полом вне дома. Он восторгается красивыми женщинами, принимает их комплименты. От низкого авантюриста неверного «бывалого» мужа отличает неспособность обратить на себя внимание, произвести впечатление на женщину. Он не умеет делать комплименты, неромантичный и не понимает намёков.

Среди набора женских характеристик, описывающих ту или иную модель женского поведения, можно выделить ключевые и объединить их в типологию. Так сложились четыре типа женского поведения, транслируемых в фильмах советской эпохи:

- хранительница очага

- любовница

- труженица

- незамужняя мечтательница

Хранительница очага представляет собой заботливую жену, которая видит делом всей своей жизни идеальное ведение быта и воспитание детей. Ей свойственно по-доброму воспитывать своего мужа, направлять его на путь истины, возможно, упрекать в чём-либо. Но при этом подобное воспитание пропитано безграничной заботой и любовью к супругу. Здоровье мужа и детей стоит превыше любых проблем, собственного самочувствия. Хранительница очага способна быть не только хорошей матерью и женой, но и преданным другом, которая всегда и во всем поддержит семью в трудную минуту. Подобный тип женщин слепо доверяют своему мужчине и поэтому нередко подвергаются обману. Если факт обмана вскрывается, то женщина переживает его очень эмоционально, будь то измена или бытовая мелочь. Но ненапористый характер, лояльность хранительницы очага не позволяют ей долго держать обиды. В семье такую женщину нельзя назвать главной, но все вопросы бытового хозяйства лежат на ней. Она держит слово за всю семью, включая мужа, но последнее решение принадлежит не ей. Хранительница очага способна жертвовать своими благами для общей семейной цели: она способна отказаться от покупки шубы для того, чтобы муж мог отправиться в путешествие, например. Хранительница очага способна стать самой образцовой матерью, для неё важны даже самые незначительные капризы ребёнка. Она стремится даже из самого ограниченного бюджета выделить средства для детской радости. Неудачи ребёнка воспринимаются такой мамой как собственные, поэтому в трудные минуты дети отвечают хранительнице очага взаимностью и поддержкой. Хранительница очага не имеет официального трудоустройства, потому что зачастую домашних дел слишком много, настолько много, что времени не остаётся ни на себя, ни на какое-либо увлечение, хобби. Круг друзей у хранительницы очага очень узок и скорее совпадает с кругом друзей мужа, но дружить по-настоящему такая женщина умеет. Манера поведения хранительницы очага является самой обычной, её поведение не похоже на светское. Манера речи тоже не отличается какой-либо изысканностью. Внешний вид такого типа женщины сразу выдает род её деятельности, потому как одежда подбирается по принципу удобства. Дорогие убранства на хранительнице очага увидеть можно довольно редко, так же как и косметику или бижутерию. Это объясняется одной из основополагающих черт характера хранительницы очага – бережливостью. Такая женщина является очень отходчивой, она не умеет долго обижаться на окружающих и сама в некоторой степени страдает от этого. Даже своим обидчикам она готова помочь, откликнуться на просьбу. Она наивная, из-за этого нередко подвергается обманам. Последствием этого нередко является паника, способная впоследствии перерасти в недоверие. Но со всеми трудностями жизненного быта ей помогает справляться чувство юмора. В отношениях с противоположным полом хранительница очага позиционирует себя как верная жена, чтобы не вызывать у мужа чувства ревности, которому она сама является подверженной.

Любовница не состоит в законном браке  мужчиной, потому как дорожит своей свободой. Для неё брак выступает добровольным рабством, побочным эффектом от отношений с мужчиной. Из-за подобного отношения к семье детей у женщины-любовницы тоже нет. Из-за отсутствия семьи, за которой нужно заботиться, такая женщина находит достаточно времени для успешной карьеры, способной приносить немалый заработок. В соответствии со сложившимся стереотипом, у женщины-любовницы есть домашнее животное, которому она дарит всю свою заботу и тепло. Это может быть небольшая собачка, которая способна поместиться в небольшую сумочку, например. К ней такой тип женщин и относится как к собственному ребёнку, члену семьи. Любовница ведёт себя очень аристократично, её манера речи отличается грамотностью, темы для разговора выбираются высокие: политика, здоровье, наука. Она тщательно следит за собой, хорошо разбирается в моде, любит аккуратные причёски, бижутерию, каблуки, макияж. Это во многом объясняется благородным происхождением женщины. Неотъемлемой частью образа жизни является правильное питание. Яркой чертой характера женщины-любовницы является болтливость, она стремится завоевать всё внимание, её собеседник должен лишь ограничиваться уточняющими вопросами. Любовница является хорошей фантазёркой, она верит в мистику, необъяснимые вещи, суеверия. Твердым стержнем в характере такой женщины коренится решительность и уверенность в себе. Её можно назвать охотницей, которой в погоне за собственным счастьем не является помехой счастье другой, уже состоявшейся семьи. С мужчинами женщина-любовница ведёт себя очень смело, ей не свойственно смущение, она способна первой проявлять инициативу знакомства, делать непрозрачные намёки. Она способна привлечь к себе мужское внимание, при этом рядом с такой женщиной способны сломаться даже самые верные мужья.

Труженица-одиночка не замужем, к её огромному сожалению. В отличии от любовницы, её несемейное положение не является объектом для гордости. Свое одиночество она оправдывает наслаждением от уединения. Детей у такой женщины нет, она совершенно одинока. Чтобы отвлечься, труженица-одиночка забывается в домашних делах и работе. При этом карьера является сильной стороной такой женщины. Здесь она самостоятельна и независима. Она является хорошим начальником, грамотным руководителем, ответственным сотрудником. Этих же качеств она требует и от своих подчинённых. Она уверенна, что делом надо заниматься серьёзно. О таких женщинах говорят: «Она не женщина, она директор». Подчинённые боятся и уважают труженицу-одиночку, она не приветствует лести и поддерживает с коллегами исключительно деловые отношения. Свободного времени у такой женщины нет, она сама этого хочет, специально для этого задерживается на работе, просто потому что ей «некуда идти». Если такая женщина попадает в компанию, то она стремится абстрагироваться от коллектива, потому что привыкла находиться одна, не имеет близких друзей (а если  имеет, то они заняты собственной семьёй). Во многом такой тип женщин напоминает мужскую модель поведения, они просто вынуждены быть сильными. Труженица может позволить себе употребление табака и алкогольной продукции в ограниченных количествах. Поведение женщины регламентируется деловым этикетом, она обращается ко всем на Вы, говорит грамотно, размеренно, неэмоционально. Стиль одежды можно охарактеризовать так же как исключительно деловой: строгие костюмы, похожие на мужские, квадратная оправа очков, отсутствие косметики и бижутерии. Для окружающих людей она кажется угрюмой, не наделённой человеческими чувствами. И на оскорбления, и на комплименты такая женщина реагирует одинаково: сдержанно, достойно. Но за внешней монолитностью эмоций кроется ранимая душа, способная раскрыться только с исключительными людьми. Главными достоинствами характера труженицы-одиночки является честность и прямолинейность. Для мужчин такая женщина является непреступной крепостью: она сама не позволяет ухаживать за собой, потому что уверенна в отсутствии возможной мужской симпатии.

Незамужняя мечтательница чаще всего либо находится в поиске супруга, либо уже имеет жениха и ожидает желанного предложения. Она способна проявлять заботу к своему избраннику. Ей свойственна настоящая женская нежность, мягкость. Она не стремится взять всю власть в отношениях с мужчиной в свои руки, ей нравится быть кроткой и податливой с потенциальным женихом. И ищущая мужчину мечтательница, и уже нашедшая его охвачена желанием вступить в законный брак. Детей у неё нет, но она молода и поэтому всё ещё впереди. Мечтательницы творческие люди, они отлично вписываются в рабочую деятельность, связанную с инициативностью, энтузиазмом. Творчество проявляется и  в увлечениях женщины. Это может быть игра на музыкальном инструменте, путешествия, туризм, спорт и так далее. Такого человека можно назвать жизнерадостным оптимистом со всегда хорошим настроением. Незамужняя мечтательница, пребывая в добром расположении духа, любит спеть что-нибудь незатейливое, чем скрашивает не только своё времяпровождение, но и настроение друзей и близких. Друзей у такой женщины достаточно много, потому как она очень общительная и искренняя. Основными чертами поведения являются приличие и воспитанность, подкреплённые уравновешенностью и спокойностью. Говорит мечтательница приветливо, грамотно, с уважением к собеседнику. Такая женщина любит ухаживать за собой, тщательно подбирает свой гардероб, любит носить юбки и платья, делать аккуратные прически,  носить украшения и каблуки. Фигура является гордостью такой женщины. При этом столь сильная любовь к собственной внешности не перерастает в вызывающие наряды, направленные на привлечение мужского внимания. Это не способ поиска счастья для мечтательницы. Мечтательницу можно назвать воспитанной хулиганкой. Она очень игрива, является душой компании. Дружба – одна из основополагающих ценностей мечтательницы, поэтому она является добрым, отзывчивым и чутким другом, который не умеет долго обижаться на что-либо. Если оптимизм женщины неожиданно угасает, на его место становится ранимость, присутствующая во всех действиях и поступках. Именно такую кротко плачущую женщину хочется пожалеть. За подобным набором качеств, характеризующую её как исключительно женственную натуру скрываются и иные характеристики, присущие в первую очередь мужчинам. Мечтательница способна быть отважной и смелой, если этого требует ситуация. Находчивость и чувство юмора так же можно считать положительными характеристиками такой женщины. В зависимости от наличия в жизни мечтательницы мужчины, отношения с противоположным полом могут складываться по-разному. Нашедшая своего избранника женщина никогда не обратит внимания на другого мужчину. Женщина, находящаяся в поиске, не подаст вида, что ей может быть кто-то интересен, не проявит инициативу, но главным её оружием является кокетство.

Таким образом, в современном кинематографе гендерные стереотипы существенно отличаются от моделей поведения фильмов, созданных в СССР. Это связано с тем, что меняется набор ценностей и устремлений как у женщин, так и у мужчин. Исходя из результатов  проведённого интернет-опроса, можно сделать вывод, что предпочтительнее для телезрителей советский кинематограф, отражающий те или иные модели поведения. Эти модели способны вкладывать определённые гендерные образы в сознание людей. Выделенные модели поведения представляются более моральными, в отличие от современных гендерных стереотипов, транслируемых в кинематографе.


Библиографический список
  1. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004. С 33, (дата обращения: 04.12.15)
  2. Овчаров А. Мужские и женские характеры. URL: http://ru.laser.ru/authors/meged_ovcharov/male_female_chars.htm, (дата обращения 10.12.15)
  3. Митина О. Гендерное поведение и стереотипы. URL:  http://www.owl.ru/win/womplus/2000/mitina.htm (дата обращения 10.12.15)


Все статьи автора «Калашникова Анастасия Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация