УДК 37

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Есенов Темирбек Талгатович1, Мифтахов Алмаз Фаридович2
1Елабужский Институт Казанского (Приволжского) федерального университета, студент 2 курса факультета русской филологии и журналистики
2Елабужский Институт Казанского (Приволжского) федерального университета, старший преподаватель, факультет физической культуры, кафедра физической культуры

Аннотация
В статье приведена характеристика современной образовательной концепции подготовки преподавателей физической культуры и спорта. Показана система подготовки профессиональных физических качеств и компетентного уровня, который должен учитывать личностный фактор. Подчеркивается важность использования деятельностного подхода в профессиональной подготовке, основанного на программно-целевом общепринятой системе подготовки педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: деятельный поход, профессиональная подготовка педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта, система преподаватель-студент, система тренер-спортсмен, система учитель-ученик, тренерско-преподавательская деятельность, физкультурно-педагогическая


THE ISSUE OF TRAINING SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Esenov Temirbek Talgatovich1, Miftahov Almaz Faridovich2
1Elabuga Institute of Kazan Federal University, 2nd year student of the faculty of russian philology and journalism
2Elabuga Institute of Kazan Federal University, senior teacher, Faculty of Physical Education, Department of Physical Education

Abstract
The article describes the modern educational concepts of training specialists in physical culture and sports. It is shown that the system of physical training of professional skills and competency levels, which should take into account the personal factor. The importance of using deyatelnostnogo approach to training, based on the software and the target common system of teacher training in the field of physical culture and sports.

Keywords: active hiking, coaching and teaching activities, sports and teaching, system coach-athlete, system teacher-student, training of teachers in the sphere of physical culture and sports


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Есенов Т.Т., Мифтахов А.Ф. К вопросу о сущности профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6273 (дата обращения: 21.11.2016).

Постановка проблемы. Основной целью высших учебных заведений является подготовка ведущих специалистов в различных сферах деятельности. Не представляют исключения и высшие учебные спортивные заведения, задачей которых является обеспечение педагогической науки специалистами по физической культуре и спорте. Однако, ориентация физического воспитания на усвоение жестко регламентированного программного материала, содержание которого определяется обязательной прикладной подготовкой и сдачей нормативных зачетов, исключает возможность обращения к личности обучающегося и развития его индивидуальности [2].

Специфическая направленность в использовании средств, методов, форм обучения и воспитания в сфере физической культуры привела к разрыву образования и физической культуры – обучающиеся не полностью осознают и не воспринимают физическую культуру как жизненно важную ценность. В результате физическая культура как учебный предмет не выполняет в полной мере своей важной функции – формирование действенного отношения человека к собственному физическому совершенствованию, а следовательно, характеризуется снижением интереса у большинства к физкультурно-спортивной деятельности [1; 2].

Вследствие перечисленных проблем возникают существенные разногласия между значительным ростом количества выпускников факультетов физического воспитания и не готовностью применения умений в профессиональной деятельности (физкультурно-оздоровительной и спортивной).

Решение указанных противоречий требует поиска более гибких подходов к повышению уровня профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре к работе с детьми школьного возраста или студенческой молодежью с использованием основных средств обучения в профессиональной деятельности, переосмысление организационно-методических условий, цели, содержания, функций и задач профессиональной подготовки в высших учебных заведениях России в соответствии с требованиями современной парадигмы образования [6].

Цель работы заключается в анализе особенностей (факторов), влияющих на эффективность процесса профессиональной подготовки будущих преподавателей физической культуры и спорта.

Изложение основного материала исследования. Сегодня человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные черты рассматриваются не только как средства, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но и, прежде всего, как цель, результат этих преобразований и существования самого общества.  Именно человеческие качества и характер, в первую очередь, используются при профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры [1; 4].

Теоретический анализ базовых понятий исследования по профессиональной подготовке будущих специалистов по физической культуре дает возможность сделать вывод, что специалист в этой области должен быть человеком, способным к выполнению педагогической, психологической, юридической, геологической, исследовательской, медицинской деятельности, разнообразной содержательно-полезной деятельности, например, патриотической, оздоровительной и т.д. [1].

Подготовка и переподготовка кадров для физической культуры и спорта связана с повышением квалификации этих специалистов, что, при отсутствии базового образования по физической культуре не решает кадровой проблемы подготовки таких специалистов. Высшие спортивные и педагогические учебные заведения России должны быть ориентированными на подготовку только квалифицированных специалистов физического воспитания [2, 4].

Анализ профессиональной подготовки специалистов физической культуры в ведущих странах мира позволяет сделать вывод, что наиболее весомыми идеями по совершенствованию данной подготовки являются: широкое использование информационных технологий; жесткие критерии отбора абитуриентов; принятие закона, закрепляющего прием на работу лиц с профессиональным образованием; целесообразность функционирования общественно квалификационной структуры кадров и актива (рис. 1).

Рис. 1. Структурно-логическая схема совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки.

Можно выделить следующие особенности или факторы, влияющие на успешность осуществления профессиональной физической подготовки специалистов [4]. Во-первых, профессиональную подготовку будущих специалистов следует рассматривать как целостную систему, построенную на основе органического единства общего, особенного и индивидуального. Ей должна быть присуща своя специфика, и показана четкая зависимость эффективности подготовки от личностных качеств будущего специалиста, его психологической культуры, способности к педагогической и тренерской деятельности. Во-вторых, профессиональную подготовку необходимо осуществлять по принципу интегративного подхода к формированию ее содержания, отбора форм и методов, поскольку она интегрирует в себе подготовку как специалистов физической культуры и спорта, так и специалистов по конкретным видам спорта [1, 3, 4].

Наконец, в профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры и спорта преимущественно должен использоваться деятельностный подход. Средствами реализации профессиональных возможностей специалистов в профессиональной деятельности является их физкультурно-педагогическая и тренерско-преподавательская деятельность. Особенность этой подготовки заключается также в том, что физическое развитие студента, его спортивная и специальная подготовка осуществляются в неразрывном единстве и взаимообусловленности, что позволяет рассматривать новую функцию профессиональной деятельности будущих специалистов физической культуры, а именно – национально-физкультурно-спортивную [2; 3].

Не менее важной в психолого-педагогической подготовке будущих специалистов физической культуры является их готовность к реализации «субъект-субъективных» отношений в системах «учитель-ученик», «преподаватель-студент», «тренер-спортсмен», которая в значительной мере зависит от личностных качеств специалиста. При этом личностные качества тренера-преподавателя, в отличие от учителей физической культуры, обусловлены спецификой и особенностями определенного вида спортивной деятельности. Выбор методов обучения связывается с совершенствованием содержания подготовки и с развитием познавательных способностей студентов, их личностным совершенствованием.

Только при условии рационального сочетания теоретической и практической подготовки можно получить высококвалифицированного специалиста своего дела (рис. 2).

Рис. 2. Этапы практической подготовки специалиста в области физической культуры.

Только при условии рационального сочетания теоретической и практической подготовки с целью формирования системы взаимодействия «учитель-ученик» («преподаватель-студент», «тренер-спортсмен») можно получить высококвалифицированного специалиста своего дела, ориентированного, прежде всего, на субъекта обучения.

Выводы и предложения. Научная значимость проблемы подготовки будущего преподавателя физической культуры и спорта является перспективной для проведения дальнейших исследований. Эта подготовка может быть эффективной только в том случае, когда учитываются все ее особенности, а также делается акцент на личностные факторы. Профессиональная подготовка должна быть целостной системой мероприятий, методов и приемов, должна строиться с учетом личностных качеств специалиста, иметь четко определенную структуру и специфику. Она должна интегрировать в себе комплекс различных методов, которые используются по отношению как к общей, так и к специальной подготовке специалиста. При осуществлении профессиональной подготовки специалистов должен использоваться деятельный подход, согласно которому будущий специалист должен сочетать физкультурно-педагогическую и тренерско-преподавательскую деятельность. Если все вышеперечисленные особенности подготовки будут учтены, то от будущего специалиста следует ожидать высоких результатов в его профессиональной деятельности.


Библиографический список
  1. Агаджанян Н. А., Уйба В.В., Куликова М. П., Кочеткова А. В. Актуальные проблемы адаптационное, экологической и восстановительной медицины (2-ое изд.). – М .: Медика, 2015. – 208 с.
  2. Багин Н.А. и др.. Современные образовательные технологии: педагогика и психология, монография / Издательство ЦРНС. Новосибирск, 2014. Том Книга 14. – 247 с.
  3. Кучма В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г // Гигиена и санитария. – 2013. – № 6. – С. 26-30.
  4. Малашенко М.С. Институционализация и институциональное пространство социального института физической культуры и спорта в современной России // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 9. – С. 42-44.
  5. Агаджанян Н. А., Григорьев А. И., Черешневый В. А., Сидоров П. И. и др. Экология человека. Учебник. (Гриф Минобрнауки РФ) – М .: Изд- во ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 240 с.


Все статьи автора «Есенов Тимур Талгатович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация