УДК 316.4

МЕТОД КЛАСТЕРИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Гимадрисламова Розалина Маратовна1, Хазиева Эльза Романовна1
1ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», магистрант 2 года обучения

Аннотация
Представлены данные о территориальном устройстве муниципальных образований Республики Башкортостан, путем кластеризации районов и городов проведен сравнительный анализ по таким показателям, как средняя зарплата, объем отгруженной продукции, продукция сельского хозяйства по отобранным городам и районам.

Ключевые слова: кластеризация, метод кластеризации, муниципальные образования, социально-экономическое положение, социология, средняя зарплата


CLUSTERING METHODS: SOCIO-ECONOMIC SITUATION IN MUNICIPAL DISTRICTS OF BASHKORTOSTAN

Gimadrislamova Rosalina Maratovna1, Khazieva Elsa Romanovna1
1Bashkir State University, undergraduate of 2 year of training

Abstract
The data on the territorial structure of municipalities of the Republic of Bashkortostan, by clustering of districts and cities, a comparative analysis of indicators such as average wages, the volume of shipped products, agricultural products on selected cities and regions.

Keywords: clustering method, socio-economic situation, sociology


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Гимадрисламова Р.М., Хазиева Э.Р. Метод кластеризации: социально-экономическое положение муниципальных районов республики Башкортостан // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6366 (дата обращения: 20.11.2016).

Республика Башкортостан имеет административно-территориальное деление и территориальное устройство муниципальных образований  (далее – МО). Муниципальное образование (МО) – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения .

В Республике Башкортостан установлена двухуровневая система муниципальных образований:

  • первый уровень – муниципальные районы и городские округа;
  • второй уровень – городские и сельские поселения.

Двухуровневая муниципальная структура обуславливает и два направления в решении вопросов информационно-статистического обеспечения деятельности органов местного самоуправления: на уровне городских округов и муниципальных районов, на уровне городских и сельских поселений [1, С.7-9].

В последние годы в связи с проводимой в стране муниципальной реформой, существенное внимание органов власти и управления уделяется вопросам развития муниципальных образований, поскольку от эффективно функционирующего муниципального образования будет зависеть не только социально-экономическое развитие той или иной территории, но и создание необходимых предпосылок для возникновения гражданского общества. В связи с этим широко обсуждаются вопросы модернизации основных проблем деятельности муниципальных образований. Уровень экономического развития, благополучие граждан, управляемость территории – основные направления для модернизации муниципальных образований в регионе. Реформирование и модернизация муниципальных образований является приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Башкортостан [2, С.151-154].

Дифференцирование районов РБ по степени развитости и обеспеченности происходило на протяжении всей истории существования региона как следствие географического дифференцирования. Географическое положение МО невозможно изменить, но возможно добиться развития отстающего северо-запада с помощью совершенствования комплексной среднесрочной программы социально-экономического развития. Анализ коэффициентов рождаемости и смертности, а также средней заработной платы устанавливает корреляцию экономического и социального развития и определяет приоритетные направления деятельности для модернизации МО.

Разрыв в социально-экономическом положении наблюдается не только между муниципальными образованиями, но и внутри них. По этой причине целесообразным является проведение кластеризации и анализа по территориальному признаку – по районам и городам Республики Башкортостан.

Территориальный кластер – совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием: объединяющей участников кластера научно- производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности); механизма координации деятельности и кооперации участников кластера; повышение экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.

Кластеризация районов может быть проведена по следующему набору показателей:

  • среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций;
  • одиночное протяжение уличной газовой сети;
  • сведения о реализации сельскохозяйственной продукции за  текущий год;
  • доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях;
  • среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) и др.

Идентичным образом может быть проведена кластеризация городов по уровню жизни населения:

  • среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций;
  • отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами;
  • доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях;
  • бюджет муниципального образования на текущий год и др.

Приоритетные показатели кластерного деления районов: среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций, сведения о реализации сельскохозяйственной продукции за текущий год на 1 человека; процент площади квартир, оборудованных водопроводом. Приоритетные показатели кластерного деления городов: среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций, объем отгруженной продукции на 1 человека; процент площади квартир, оборудованных водопроводом. Различие показателей в отборе показателей для районов и городов обуславливается спецификой их экономической деятельности (см. табл. 1).

Таблица 1. Социально-экономические показатели муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в 2014 году

Численность постоянного населения, человек

Среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций, рублей

Объем отгруженной  продукции, млн. рублей

Продукция сельского хозяйства, млн. рублей

Процент площади квартир, оборудованных  водопроводом

Всего по республике

4071987

24988

1360661

136920,0

67,9

Муниципальные районы:
Абзелиловский

44795

20550

100

2758,5

30,3

Альшеевский

39880

21782

738

2986,9

37,3

Архангельский

17801

19808

26

1193,1

8,5

Аскинский

19343

19419

15

1379,6

12,0

Аургазинский

34141

18033

322

3660,1

11,4

Баймакский

57226

17674

386

2888,0

18,8

  в т.ч.г.Баймак

17460

19139

382

107,7

37,3

     сельские поселения поселения

39766

15122

4

2780,3

9,5

Бакалинский

27227

18269

24

2165,8

24,3

Балтачевский

19521

20496

12

1971,9

12,8

Белебеевский

98751

22501

14495

1729,5

87,9

  в т.ч.г.Белебей

59430

21379

10026

227,3

93,1

     рп.Приютово

19998

27537

4469

1502,2

95,2

     сельские поселения

19323

21761

1388,7

63,1

Белокатайский

18722

19676

4

1729,5

57,3

Белорецкий

103708

22573

24740

1793,8

55,8

  в т.ч.г.Белорецк

66584

22997

24465

377,1

74,1

     сельские поселения

37124

20692

275

1416,7

23,6

Бижбулякский

23653

22293

40

1948,7

77,8

Бирский

64324

22444

1408

1907,0

57,9

  в т.ч.г.Бирск

47453

23111

1408

295,7

68,3

     сельские поселения

16871

17303

1611,3

27,4

Благоварский

25629

21924

138

3712,7

24,9

Благовещенский

49754

27219

138

2017,7

66,9

  в т.ч.г.Благовещенск

35013

27742

20568

131,1

80,0

     сельские поселения

14741

24147

20568

1886,6

36,6

Буздякский

28263

18577

10

2503,3

22,6

Бураевский

22961

19030

586

1990,6

8,9

Бурзянский

16465

16692

16

1130,4

2,4

Гафурийский

32091

18988

167

2095,4

28,4

Давлекановский

40890

18971

3356

2537,0

42,3

  в т.ч.г.Давлеканово

23973

19397

3356

167,3

54,7

     сельские поселения

16917

16715

2369,7

22,6

Дуванский

30813

19686

1188

2037,5

53,2

Дюртюлинский

62533

23336

2034

2903,0

60,0

  в т.ч.г.Дюртюли

31339

22010

680

194,5

77,0

     сельские поселения

31194

24687

1354

2708,5

42,8

Ермекеевский

16046

20015

4

1309,6

32,4

Зианчуринский

26019

18184

10

2149,8

6,6

Зилаирский

15163

18758

13

982,1

9,5

Иглинский

55968

22451

259

2672,9

20,1

Илишевский

32799

17655

35

3111,6

27,3

Ишимбайский

89673

21981

4958

2312,5

2312,5

75,9

  в т.ч.г.Ишимбай

66240

22213

4179

392,6

93,3

     сельские поселения

23433

20256

779

1919,9

34,0

Калтасинский

24391

28380

67

1217,8

58,4

Караидельский

26049

18231

43

2300,6

27,3

Кармаскалинский

50190

22019

729

3410,6

32,4

Кигинский

18007

18398

4

1157,4

8,3

Краснокамский

27821

27483

649

1921,5

41,4

Кугарчинский

29284

18710

51

2301,4

15,8

Куюргазинский

23798

22881

7

2403,1

79,6

Кушнаренковский

26919

19428

17

2011,4

20,5

Мелеузовский

85238

20206

6641

6141,2

74,8

  в т.ч.г.Мелеуз

59446

20619

6597

474,5

87,6

     сельские поселения

25792

18842

44

5666,7

49,5

Мечетлинский

23726

18600

6

1360,8

47,2

Мишкинский

23893

19349

8

1523,0

8,1

Миякинский

26340

17500

631

2504,6

61,8

Нуримановский

20591

19100

230

1146,9

25,6

Салаватский

24627

23601

25

1296,5

18,4

Стерлибашевский

18670

18819

36

1780,9

57,4

Стерлитамакский

41633

19591

36

6423,0

47,5

Татышлинский

23649

18702

342

2238,9

41,1

Туймазинский

132129

23728

404

5966,1

70,5

  в т.ч.г.Туймазы

68037

21727

14374

410,1

86,7

     сельские поселения

64092

26937

7179

5556,0

53,2

Уфимский

79785

31987

11356

5963,0

81,1

Учалинский

71963

24492

25214

2576,2

48,0

  в т.ч.г.Учалы

37480

26781

24226

238,3

79,5

     сельские поселения

34483

17383

988

2337,9

8,9

Федоровский

17426

18188

8

2361,9

40,9

Хайбуллинский

31735

23642

6489

1936,5

44,7

Чекмагушевский

29073

18150

1411

3454,0

14,5

Чишминский

53071

22471

8729

3334,5

41,3

  в т.ч.рп.Чишмы

21994

22504

64,7

     сельские поселения

31077

22368

27,2

Шаранский

21244

21494

27

1945,2

12,9

Янаульский

45856

24019

699

2200,4

60,8

  в т.ч.г.Янаул

26074

24535

699

195,7

77,7

     сельские поселения

19782

21551

2004,7

36,7

Городские округа:
г.Уфа

1115885

34948

880766

2004,2

93,4

г.Агидель

15749

21713

63

83,0

99,5

г.Кумертау

65879

22159

4306

340,3

99,5

г.Нефтекамск

136732

24623

19427

462,8

91,1

г.Октябрьский

112478

27160

17996

402,0

98,5

г.Салават

155655

29932

211803

596,6

99,1

г.Сибай

63389

25880

7006

425,7

74,8

г.Стерлитамак

278678

25142

65444

459,1

93,9

Выделение районов Республики Башкортостан в кластеры проводилось на основе сравнительного рейтинга, сформированного с помощью вышеназванных приоритетных показателей: ротация районов производилась по каждому показателю в отдельности, далее произведение значений, полученных в ходе ротаций, также было проранжировано, где наблюдается обратная связь – наиболее низкие значения рейтинга соответствуют наиболее высокоразвитому кластеру, а наибольшие – слаборазвитому кластеру.

Ротация районов для выделения в кластеры

Район

Рейтинг по  сведениям о реализации сельскохозяйственной продукции за  текущий год

Рейтинг по среднемесячной заработной плате работников предприятий и организаций

Рейтинг по благоустройству жилищного фонда: проценту площади квартир, оборудованных водопроводом

Произведение ротаций

Куюргазинский

10

9

2

180

Благовещенский

6

6

21

756

Туймазинский

21

4

9

756

Дюртюлинский

20

5

15

1500

Уфимский

31

1

1

31

Бижбулякский

24

12

3

864

Стерлитамакский

2

27

12

648

Янаульский

9

17

20

3060

Белебеевский

29

16

4

1856

Мелеузовский

1

34

11

374

Благоварский

3

14

32

1344

Стерлибашевский

13

35

7

3185

Краснокамский

36

3

16

1728

Альшеевский

30

15

19

8550

Ишимбайский

25

22

22

12100

Белокатайский

33

26

8

6864

Ермекеевский

26

23

23

13754

Татышлинский

16

38

17

10336

Кармаскалинский

38

13

24

11856

Федоровский

5

44

18

3960

Дуванский

41

25

10

10250

Шаранский

17

18

42

12852

Балтачевский

11

21

43

9933

Хайбуллинский

48

7

14

4704

Миякинский

14

49

5

3430

Караидельский

19

43

29

23693

Кушнаренковский

32

28

37

33152

Буздякский

18

40

36

25920

Чишминский

46

10

30

13800

Абзелиловский

47

20

25

23500

Гафурийский

42

33

26

36036

Бакалинский

27

42

33

37422

Калтасинский

52

2

6

624

Илишевский

15

48

28

20160

Кугарчинский

28

37

40

41440

Чекмагушевский

7

46

41

13202

Аскинский

34

29

44

43384

Бураевский

22

32

48

33792

Бирский

12

51

27

16524

Мечетлинский

49

39

13

24843

Аургазинский

8

47

45

16920

Давлекановский

4

52

35

7280

Салаватский

51

8

39

15912

Нуримановский

50

31

31

48050

Архангельский

40

24

50

48000

Зилаирский

43

36

46

71208

Иглинский

53

11

38

22154

Белорецкий

54

19

34

34884

Мишкинский

45

30

52

70200

Зианчуринский

23

45

53

54855

Кигинский

44

41

51

92004

Учалинский

39

50

49

95550

Баймакский

35

54

47

88830

Бурзянский

37

53

54

105894

Районы республики были сгруппированы в 5 кластеров с однородным социально-экономическим положением:

  • 1 кластер – районы с наиболее высокими значениями приоритетных показателей (13 из 54 районов РБ): Белебеевский, Бижбулякский, Благоварский, Благовещенский, Дюртюлинский, Краснокамский, Куюргазинский, Мелеузовский, Стерлибашевский, Стерлитамакский, Туймазинский, Уфимский, Янаульский.
  • 2 кластер – районы со средними значениями приоритетных показателей (11 из 54 районов РБ): Альшеевский, Балтачевский, Белокатайский, Дуванский, Ермекеевский, Ишимбайский, Кармаскалинский, Татышлинский, Федоровский, Хайбулинский, Шаранский.
  • 3 кластер – районы со значениями приоритетных показателей ниже среднего (11 из 54 районов РБ): Абзелиловский, Бакалинский, Буздякский, Гафурийский, Илишевский, Калтасинский, Караидельский, Кугарчинский, Кушнаренковский, Миякинский, Чишминский.
  • 4 кластер – районы с низкими значениями приоритетных показателей (12 из 54 районов РБ): Архангельский, Аскинский, Аургазинский, Бирский, Бураевский, Давлекановский, Зилаирский, Иглинский, Мечетлинский, Нуримановский, Салаватский, Чекмагушевский.
  • 5 кластер – районы с крайне низкими значениями приоритетных показателей (7 из 54 районов РБ): Баймакский, Белорецкий, Бурзянский, Зианчуринский, Кигинский, Мишкинский, Учалинский.

Разделение на кластеры городов Республики Башкортостан проводилось на основе аналогичного сравнительного рейтинга, сформированного с помощью вышеназванных приоритетных показателей:

Ротация городов для выделения в кластеры

Город

Рейтинг по объему отгруженной продукции

Рейтинг по среднемесячной заработной плате работников предприятий и организаций

Рейтинг по благоустройству жилищного фонда: проценту площади квартир, оборудованных водопроводом

Произведение ротаций

Салават

1

2

3

6

Уфа

2

1

6

12

Октябрьский

8

4

4

128

Стерлитамак

6

7

5

210

Благовещенск

4

3

12

144

Учалы

3

5

13

195

Нефтекамск

9

8

9

648

Кумертау

14

13

2

364

Ишимбай

15

12

7

1260

Белебей

7

17

8

952

Сибай

12

6

16

1152

Белорецк

5

11

17

935

Туймазы

13

15

11

2145

Янаул

17

9

14

2142

Мелеуз

11

18

10

1980

Бирск

16

10

18

2880

Агидель

20

16

1

320

Дюртюли

19

14

15

3990

Давлеканово

10

19

19

3610

Баймак

18

20

20

7200

Города республики были сгруппированы в 4 кластера с однородным социально-экономическим положением:

  • 1 кластер – города с наиболее высокими значениями приоритетных показателей: Уфа, Салават.
  • 2 кластер – города со средними значениями приоритетных показателей: Благовещенск, Нефтекамск, Октябрьский, Стерлитамак, Учалы.
  • 3 кластер – города со значениями приоритетных показателей ниже среднего: Белебей, Белорецк, Ишимбай, Кумертау, Мелеуз, Сибай, Туймазы, Янаул.
  • 4 кластер – города с низкими значениями приоритетных показателей: Агидель, Баймак, Бирск, Давлеканово, Дюртюли.

Разница в оплате труда от среднереспубликанского уровня – от 76,6% в г.Баймак до 139,9% в г.Уфа, от 60,5% в Баймакском районе до 128,0% в Уфимском районе.

Динамика уровней рождаемости и смертности по МО РБ является отражением изменений в социальной сфере. Так, здравоохранение неразрывно связано с экономическими, социальными, демографическими и другими факторами, их совокупность влияет на уровень жизни населения, отражаемый в том числе с помощью указанных коэффициентов. Социальную сферу также характеризуют показатели миграции, отражающие приток и отток населения в нашем регионе [3, С.207-209].

Рекомендации:

-сохранение существующих федеральных и республиканских социальных программ в регионе, т.к. подтверждена их эффективность;

- в целях минимизации негативных последствий экономического кризиса и оттока экономически активного населения, «утечки мозгов» необходимо применение дифференцированного отраслевого подхода в социально-экономической сфере;

-выявленный характер изменений в значениях показателей подтверждает актуальность выбора кластерной политики как наиболее гибкой и адаптированной под различные потребности муниципальных образований.

Для улучшения социально-экономического положения районов и городов Республики Башкортостан могут быть предприняты следующие направления деятельности:

1.Усиление стратегической составляющей в деятельности республиканских органов исполнительной власти, осуществляемой на основе современных информационных технологий и нацеленной на достижение общественно значимых результатов.

2.Обеспечение взаимосвязи стратегической (долгосрочной) перспективы социально-экономического развития республики с соответствующими среднесрочными программами и текущими мероприятиями, принятия программных документов развития экономической и социальной сфер республики при наличии количественно определяемых результатов.

3.Разработка регламента согласования противоречий в решениях, принимаемых на различных уровнях управления, в целях повышения их действенности.

4.Повышение качества взаимодействия республиканских и федеральных органов исполнительной власти в области принятия управленческих решений, входящих в сферу совместного ведения при ограниченной компетенции республики как в части управления, так и в части ее деятельности как объекта хозяйствования.

5.Осуществление мониторинга принятых республиканских программ с позиции обеспечения их финансовыми ресурсами в установленном объеме и в соответствии с принятыми графиками финансирования, а также оценки результатов их выполнения, выраженных в конкретных количественных параметрах, имеющих общественную значимость.


Библиографический список
  1. Численность населения по населенным пунктам Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический бюллетень – Уфа: Башкортостанстат, 2012 – 153с., табл.
  2. Климова Н.И., Кириллова С.А., Низамутдинов М.М. и др. Башкортостан – 2010. Программа социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2010 года. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. 604 с.
  3. «Статистика и общество: история, современность, развитие» (к 175-летию образования службы государственной статистики в Башкортостане и Всероссийской переписи населения 2010 года): Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, март 2010 г. / Башкортостанстат, ИСППИ АН РБ. Уфа, 2010. − в 2 т. − Т. 1. − 418 с./ В.Г. Кулаков. Потребности муниципальной статистики и статистика муниципальных образований.


Все статьи автора «Гимадрисламова Розалина Маратовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация