УДК 37.015.31

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Басырова Елена Сергеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
студент магистратуры 1 года обучения

Аннотация
Раскрываются понятие слуховой памяти и ее роль в становлении психики человека. Выделяются особенности памяти детей младшего дошкольного возраста, рассматриваются методы развития слуховой памяти. Выделяется метод, наиболее подходящий детям данного возраста. Уделяется внимание условиям, необходимым для результативного развития слуховой памяти.

Ключевые слова: методы развития памяти, младший дошкольный возраст, музыкальная деятельность, непроизвольная память, память, произвольная память, развитие, слуховая память


DEVELOPMENT OF AUDITORY MEMORY OF CHILDREN OF JUNIOR PRESCHOOL AGE IS IN MUSICAL ACTIVITY

Basyrova Elena Sergeevna
Immanuel Kant Baltic Federal University
Student of a magistracy of 1 year of training

Abstract
The notion of auditory memory and its role in the development of the human psyche. Stands out the memory of children of preschool age, we consider methods of auditory memory. Provided the method most suitable for children of this age. Attention is paid to the conditions necessary for the effective development of auditory memory.

Keywords: an arbitrary memory, auditory memory, development, involuntary memory, memory, memory development techniques, musical activities., preschool age


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Басырова Е.С. Развитие слуховой памяти детей младшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6413 (дата обращения: 01.10.2017).

Память является основой способностей личности, главным условием научения, руководит процессом приобретения знаний, помогает в формировании умений и навыков.

Определение можно сформулировать следующим образом: «Память – это способность психики к получению, хранению и воспроизведению информации и жизненного опыта».

Слуховая память   –  является разновидностью образной памяти. Она служит для запечатления, сохранения и последующего воспроизведения воспроизведением слуховых образов.  Данный вид памяти может выступать в качестве индивидуальной особенности человека. То есть, определенный процент людей будет воспринимать аудиальные образы легче, чем любые другие, а сохраненные данные будут храниться в его памяти намного дольше. Также, можно утверждать, что слуховая память часто является необходимым условием сохранения и воспроизведения информации, предъявляемой зрительно.

В исследованиях Выготского Л.С. выделяются следующие особенности слуховой памяти ребенка младшего дошкольного возраста:

1. У младших дошкольников слуховая память носит непроизвольный характер. В данном возрасте дети еще не владеют специальными приемами запоминания, не умеют ставить цель запоминания, не умеют припоминать.

2. Лучше всего запоминается материал, вызвавший эмоциональный отклик. Лучше всего запоминаются интересные ребенку события, действия слова. Запоминаются рассказы, сказки, диалоги из фильмов, если ребенок сопереживает их героям, представляет себя участником этих событий.

3. Хорошо запоминаются стихотворения. Ребенок подстраивается под размер произведения, легко запоминает рифмы.

4. Дошкольники могут довольно точно повторять чужой текст. Но нельзя сказать, что их память является механической. В данном случае наблюдается симбиоз логической и механической видов памяти.

Ученые выявили, что до 3 лет ребенок хорошо запоминает то, что вызывает у него эмоциональный отклик. Произвольное запоминание воспроизведение начинает формироваться в возрасте трех-пяти лет. Следует отметить, что развитие дошкольника успешнее всего происходит посредством ведущего для этого возраста вида деятельности, то есть, в игре. Педагог использует запоминание как необходимое условие для успешного выполнения роли, которую взял на себя ребенок, тем самым увеличивая и его активный словарь. Количество слов, которое запоминает ребенок данного возраста по просьбе взрослого вне игры, обычно существенно меньше.

Еще один фактор, по мнению ученых, оказывающий благоприятное влияние на развитие слуховой памяти детей – это музыкальная деятельность. Различные ее виды, имеющие свои особенности, предполагают овладение детьми теми навыками, без которых каждый из них неосуществим, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на развитие слуховой памяти дошкольников. Для комплексного и гармоничного развития слуховой памяти детей  младшего дошкольного возраста наиболее целесообразно использовать сочетание игровых методов и музыкальной деятельности.

При анализе различных источников нами были выделены  методы целенаправленного развития слуховой памяти, которым можно обучить детей младшего дошкольного возраста. Данные методы можно порекомендовать к использованию родителями, так как в условиях детского сада трудно провести настолько тонкую индивидуальную работу.

Слушанье. В частности, упражнение, которое учит «слушать тишину». Его можно выполнять перед сном. Для этого попросите ребенка лечь и, закрыв глаза, вслушаться в окружающие его звуки. Что он услышит? Как за окном проехал автомобиль? Или в соседней комнате играет музыка? Каждый звук ребенок должен идентифицировать и запомнить, а после сна рассказать взрослому, что он слышал. Но не стоит сразу ожидать от ребенка подробного отчета. Этот метод довольно сложен, дети в этом возрасте еще не способны длительное время удерживать внимание на абстрактных понятиях. Не нужно ругать ребенка или выказывать разочарование, лучше, сначала помогите ему: сидя рядом с кроватью, обращайте его внимание на все, что вы услышите, объясняйте природу звуков. Постепенно ребенок научится концентрировать свое внимание, а произвольность его памяти повысится.

Музыкальный метод. Этот метод предоставляет широкий выбор приемов и упражнений. Педагог или родитель заранее подготавливает определенное число композиций. Следует помнить, что ребенок еще неспособен к долгой концентрации, поэтому длительность упражнения не должна превышать 3 минуты. Лучше подготовить небольшие отрывки, различные по скорости и характеру мелодии. Для первого и нескольких последующих выполнений стоит подбирать максимально простые и запоминающиеся ритмы. После прослушивания небольшого отрывка, помогите ребенку расслабиться, выбросить все лишнее из головы и попробовать воспроизвести услышанное. Если с первого раза не получиться, можно еще раз послушать этот же отрывок, пропеть его вслух вместе в ребенком. Начните с совсем коротеньких фрагментов, а потом, занятие за занятием увеличивайте их продолжительность.

Данный метод является наиболее подходящим для детей младшего дошкольного возраста. Инструментальная музыка, песни, игра на детских музыкальных инструментах привлекает внимание детей, активизирует внимание. Поэтому мы считаем, что для детей дошкольного возраста наиболее оправдано использование музыкального метода. В связи с чем следует подробнее рассмотреть определения музыкальной деятельности дошкольников, а также изучить ее виды.

Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов:

1. Сначала ребенок выделяет только задачу запомнить и припомнить, но еще не владеет необходимыми приемами. Следует уточнить, что задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, то есть воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал.

2. Ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое. Поэтому в результате опыта припоминания, возникает задача запомнить.

Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые.  Выделяют следующие приемы:

1. Многократное повторение. Например, повторение стихотворения вслух несколько раз подряд.

2. Мнемоника. Это некая совокупность приемов, направленная на облегчение запоминания путем построения ассоциативные рядов.  Например: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».

3. Компоновка. Прием, обозначающий запоминание по некоторому правилу или принципу. Например, расположение по размеру, по назначению, по форме и т.д.

4. Использование звуков, цветов и т.п. Например, сирена при пожаре, красный сигнал светофора и т.д.[1]

Согласно классификации Радыновой О.П., выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

1. Слушание;

2. Детское исполнительство;

3. Пение;

4. Музыкально-ритмические движения;

5. Музыкально-дидактические игры;

6. Детское музыкальное творчество;

7. Музыкально-образовательная деятельность.

Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, но в наибольшей степени – в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движениях.[2]

При анализе музыкальной деятельности было выявлено, что помимо общей эмоциональной отзывчивости она оказывает непосредственное влияние на развитие слуховой памяти детей.

Начиная с третьего или четвертого года жизни, дети становятся более чувствительными, развивается способность точного различения свойств предметов и выделение различных явлений. В этот период ярко проявляется стремление ребенка к самостоятельности. У ребенка появляется желание активно действовать. Дети могут спеть маленькую песенку, самостоятельно сплясать, используя простые движения. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат.

Таким образом, нами были выявлены следующие условия, способствующие развитию слуховой памяти:

1. Обучение детей целенаправленному использованию слухового анализатора для запоминания.

2. Формирование у детей умения осмысленно анализировать поступающую вербальную информацию.

3. Проведение систематических тренировок по развитию слуховой памяти, выполнение детьми упражнений на развитие памяти педагогами и родителями.

Мы рассмотрели различные виды музыкальной деятельности (слушание, детское исполнительство, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, детское музыкальное творчество, музыкально-образовательная деятельность) и считаем, наиболее перспективными для развития слуховой памяти детей младшего дошкольного возраста в данном возрасте является музыкальная деятельность.


Библиографический список
  1. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество//Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с. 203-205.
  2. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников», стр. 30-34, 42-45.


Все статьи автора «Басырова Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: