УДК 37.03

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

Долганова Оксана Федоровна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Аннотация
В данной статье я хочу рассказать о коммуникативной компетенции руководителя, рассмотреть его основные характеристики, главные задачи, которые стоят перед ним.

Ключевые слова: главные характеристики, коммуникативная компетенция руководителя, сommunicative competence of the head, цели и задачи руководителя


СOMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE HEAD

Dolganova Oksana Fedorovna
Vladivostok State University of Economics and Service

Abstract
In this article I want to tell about communicative competence of the head, to consider his main characteristics, the main tasks which face him.

Keywords: main characteristics, purposes and head's tasks


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Долганова О.Ф. Коммуникативная компетенция руководителя // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6421 (дата обращения: 26.05.2017).

На сегодняшний день к каждому руководителю предъявляются довольно высокие требования. Эффективность управления людьми и процессами в основном зависит от стремления к саморазвитию и обучению руководителя, образованности, личностных качеств и способностей менеджера, ответственности и достаточно хорошо развитого набора профессиональных управленческих характеристик.

Для того чтобы вести переговоры и деловую переписку, общаться с вышестоящим руководством, а так же со своими подчиненными, коллегами и раз­решать напряженные и конфликтные ситуации, коммуникативная компетенция руководителя включает в себя все необходимые умения, навыки и знания.

Также важно помнить, что коммуникация менеджера включает в себя общение и взаимодействие. Общение, в большей степени, направлено на формирование отношений, создание благоприятной атмосферы, а взаимодействие предполагает обмен информацией и эмоциями между людьми, так же определенную деятельность,  которая приводит к необходимому результату[3]. Опыт подтверждает, что уровень профессионализма каждого руководителя определяется их теоретической, практической подготовкой, личными качествами и способностью руководить людьми. Это обуславливается тем, что более двух третей рабочего времени руководители всех уровней уделяют общению с другими. Исследователями, в сферы менеджмента, было установлено, что от 50 до 90% рабочего времени каждый руководитель расходует на различные виды общения [1].

Для того, чтобы эффективно осуществлять свою деятельность руководитель обязан умело владеть искусством общения и наукой, ему так же необходимы знания ключевых механизмов и закономерностей данного процесса, его структуры, он должен использовать конкретные приемы эффективного взаимодействия и, в конце концов, иметь хорошо развитые коммуникативные способности. Руководитель который обладает коммуникативными и организаторскими способностями, может влиять на своих подчинённых. Без них невозможно привлечь людей, создать, организовать и направить деятельность коллектива.

В разных сферах бизнеса, на разных стадиях экономического развития и в разных политических условиях, требования, которые выдвигают к умениям и знаниям руководителя, будут различными, а значит, будет разным и набор компетенций. Он будет меняться в зависимости от тактических и стратегических задач, которые поставлены перед компанией, внешних условий и среды. Если говорить о современном менеджере, то можно выделить ряд управленческих задач, которые присутствуют на разных уровнях управления:

  • управление подчиненными;
  • управление проектами;
  • управление информационными ресурсами;
  • управление ресурсами;
  • управление задачами, стоящими перед компанией;
  • управление качеством работы;
  • управление изменениями в организации[6].

Опираясь на данную модель, отметим главные компетенции современного руководителя:

  • умение быть готовым к постоянным изменения и управлять ими;
  • компетентность, умение взаимодействовать с людьми разных уровней, как подчиненных, коллег, так и вышестоящих руководителей;
  • понимание особенностей бизнеса и современный взгляд на его развитие;
  • управлять своим эмоциональным состоянием, и необходимо умение влиять на эмоциональное состояние людей;
  • умение видеть потенциал и ресурсы сотрудников, уметь их развить;
  • необходимо уметь работать с информационными ресурсами, анализировать, отбирать и расставлять ее соответственно приоритетам;
  • умение видеть и преодолевать проблемы и ограничения , находить нестандартные решения стоящих перед руководителем задач;
  • лидерство, включающее в себя ответственность, а так же умение видеть будущее и побуждать остальных следовать за ним;
  • способность и желание к самообучению, саморазвитию;
  • умение принимать решения в любых трудных ситуациях.

К профессиональным качествам можно отнести такие качества руководителя как, устойчивость к любым стрессовым ситуациям, организаторский потенциал, лидерство, рассудительность, ответственность, решительность и отзывчивость. К этому набору качеств также относят широту кругозора менеджера, которая включает способность вести дискуссии в разных сферах знаний, способность разбираться в текущих событиях и потребность достичь положительных результатов во всем сферах и областях деятельности.


Библиографический список
  1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учеб. Пособие. – Спб.: Знание: ИВЭСЭП, 2001.
  2. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2003.– (Азбука психологии)
  3. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М., 1990.
  4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2004.
  5. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2001.
  6. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М., 2002.
  7. Курбатов В.И. Искусство управлять общением.2000


Все статьи автора «Долганова Оксана Федоровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: