УДК 37

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ»)

Тельпис Александра Юрьевна
ФГБОУ ВПО «Тюменское государственное учреждение» Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева Филиала ТюмГУ в г. Тобольске
студентка 3 курса заочной формы обучения, по специальности 44.04.01 Педагогическое образование магистерская программа «Историческое образование»

Аннотация
В данной статье предложена методика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 6 класса на уроках истории. Методика отражает несколько аспектов: учет возрастных особенностей детей, содержание активных и интерактивных методов обучения, адаптированность методики к процессу обучения истории.

Ключевые слова: активные и интерактивные методы обучения, коммуникативные универсальные учебные действия


METHODOLOGY OF COMMUNICATION UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES AMONG STUDENTS IN HISTORY CLASSES IN THE 6TH GRADE (ON AN EXAMPLE OF STUDYING UNDER "FEUDAL LORDS AND PEASANTS")

Telpis Alexandra Yurevna
Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Tyumen State Institution" Tobolsk Pedagogical Institute. DI Mendeleev branch of Tyumen State University in Tobolsk
3rd year student of the correspondence form of training on a specialty 44.04.01 Teacher education Master's program "Historical Education"

Abstract
This paper proposed a method of formation of communicative universal educational actions in grade 6 pupils in history lessons. The methodology reflects several aspects: age-appropriate children, the content of active and interactive teaching methods, methods of adaptation to the process of learning history.

Keywords: active and interactive teaching methods, universal communicative learning activities


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Тельпис А.Ю. Методика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках истории в 6 классе (на примере изучения раздела «Феодалы и крестьяне») // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6449 (дата обращения: 02.10.2017).

В рамках нашего исследования предложена методика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 6 класса на уроках истории. Содержание методики отражает несколько аспектов: учет возрастных особенностей детей, содержание активных и интерактивных методов обучения, адаптированность методики к процессу обучения истории.

Концептуальными положениями методики являются формирование высокого уровня коммуникативных универсальных учебных действий на уроках истории в 6 классе путем воздействия активными и интерактивными методами обучения.

Цель методики заключается в том, чтобы повысить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 6 класса на уроках истории.

Направления методики включают в себя:

1. Обучение общению и взаимодействию с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией на уроках истории.

2. Обучение организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Обучению работе в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

4. Воспитание морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

Данные направления методики отражены в коммуникативных универсальных учебных действиях: работе с информацией; поиске информации из различных источников; адекватном понимании информации; речевой деятельности; навыках сотрудничества.

Обучение истории в 6 классе МАОУ СОШ № 1 осуществляется по учебнику Е.В.Агибалова, Г.М.Донского.

На изучение истории в 6 классе отводится 68 часов – 2 часа в неделю, из них на историю средних веков: 30 часов, историю России с древнейших времен до конца XVI века: 38 часов.

Цель курса: показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир.

Задачи курса:

– сформировать целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

– осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

– охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

– показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина.

Основные умения:

– связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

– анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

– сравнивать исторические явления и события в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

– давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

– полемизировать и отстаивать свои взгляды;

– самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так вещественные и изобразительные;

– работать с исторической картой;

– оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Рассмотрим содержание работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на примере конкретных занятий «Средневековая деревня и ее обитатели», «В рыцарском замке».

Первый урок содержит в себе элементы кейс-технологии, групповой и здоровьесберегающей технологий, активные и интерактивные методы обучения: диалог, беседа, мозговой штурм, групповая работа, защита проектов, обучение критическому мышлению.

По своей структуре занятие состоит из пяти этапов: активизации знаний, сообщении темы и целей урока, информационной части, этапе интерактивного обучения и подведение итогов.

На первом этапе можно использовать различные методы и приемы обучения, такие как: «Блиц-опрос», «Микрофон», «Мозговой штурм», формулирование проблемы и др.

В нашем случае использовалась работа с картой учебника. После чего преподавателем был дан общий экскурс в историю средневековой Европы, осуществлено знакомство с основными видами сословий, типами отношений в обществе. После чего обучающиеся сами смогли поставить перед собой задачи, которые они смогут решить, рассматривая данную тему.

Далее каждая группа получает кейсы с заданиями и материалами в соответствии с психотипом учащихся (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, зигзаг) и тебе особенностями, которые соответствуют данной фигуре и личности обучающегося.

Например, прямоугольникам было дано задание: заполнить сюжетную таблицу: «Жизнь крестьян» (разбейте данную таблицу по вопросам и постарайтесь индивидуально найти ответ на один из них). Учащиеся этой группы предложили следующие вопросы:

– В чем состояла власть феодала над зависимыми крестьянами.

– Что заставляло крестьян объединяться в общину?

– Как жили и чем занимались крестьяне?

– Перечислите виды повинностей средневековых крестьян.

– Почему жизнь крестьян в средние века была очень тяжелой?

Для того чтобы выполнить это задание, учащимся необходимо было поработать с текстом учебника, а потом уже в группе выслушать предложения по вопросам от одноклассников.

Например, квадраты получили задания разных видов, такие как:

1. “Да” или “Нет”. Подчеркни правильное утверждение. Я утверждаю, что…

Найдите недостающие буквы: «Жизнь и быт крестьян»: Пр. ОБ_И_Ы.

2. Подумайте и вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня. Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в средневековье. Вот, что он увидел там!

«_______________должны были косить луга, сгребать и собирать ____________ в копны и складывать его ______________на лугах, а потом везти на ___________ двор. Затем они должны чистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой. Наступает август. Вилланы должны жать ____________, собирать, отвозить. И вот подъезжает он к амбару, где берут с него ______________, если он потерял хоть один ___________, упавший с воза в поле или на дороге» [1].

3. Почему в Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (в данном случае – господина).

Треугольники работали со следующими заданиями:

1. Проанализируйте источники и заполните кластер.

2. Прочитайте текст учебника на стр. 90 «Повинности зависимых крестьян (вилланов) Нормандии». Докажите, какие обязанности крестьян относятся к оброку, какие – к барщине??

3. Средневековое общество (вам предложены социальные группы средневекового общества, распределите их в схеме в правильном порядке, найдите лишнее, запишите определения в тетрадь).

4. Задание на размышление.

Для круга были предложены: с использованием иллюстративного и текстового материала написание мини-сочинения на тему «Один день из жизни средневекового крестьянина», разыгрывание мини- сценки на темы: «Крестьянин за работой, «Крестьянин и феодал» или написание синквейна.

Зигзаги получили творческий проект «Средневековая деревня». Им необходимо было нарисовать план местности, и нанесите на него объекты так, чтобы получился план средневековой деревни. Подумать, как бы они расположили объекты относительно друг друга и природных объектов: леса, лугов, пригодных для пастбища, реки (например, где вы поставите мельницу, кузницу). Дать своей деревне название. Отметить одним цветом те объекты, которые находились бы в общем пользовании всех крестьян деревни, а другим – те, которые принадлежали бы отдельной крестьянской семье. Составить распорядок одного дня для воображаемой крестьянской семьи.

Каждая группа перед выполнением задания была проинструктирована по работе; получила методические рекомендации по работе в группе, по работе с информационными источниками, представленными в кейсах.

Работа с информационными источниками предполагает определенную последовательность.

1. Необходимо самостоятельно ознакомиться с информационным источником. При таком виде деятельности учащиеся учатся: выделять главное в тексте, составлять вопросы по тексту, составлять план рассказа, вести словарь терминов по теме, выполнять схемы, таблицы, сравнивать и обобщать, делать выводы по тексту, анализировать текст, рисунок в тексте, делать сообщения, писать конспекты, «сочинения» и другое.

2. В группе проводится работа по обсуждению прочитанного, собирания банка идей, решений. Анализ готового текста основан на его понимании, осознании смысла и внутренних связей в его содержании.

3. После обсуждения в группе, необходимо составить вторичный текст или конспект по прочитанному. Эту работу можно рассматривать, как подготовительный этап к обучению их самостоятельно излагать свои мысли, строить устное или письменное высказывание. Такая форма работы способствует формированию навыков как устной, так и письменной речи. Данная работа сложна и имеет свою структуру: выделение основных слов, мыслей, составление плана текста, составление собственного высказывания.

Такой вид деятельности применяется на любом занятии.

Конспектирование письменного источника – это не просто его краткий пересказ, а серьёзное интеллектуальное занятие, главными элементами которого, на наш взгляд, являются:

1) выявление в тексте основных положений, постановка к ним вопросов для выяснения их сущности, формулирование и запись ответов на них;

2) разбор авторских текстовых вопросов и фиксирование своих вариантов ответа на них;

3) работа с событийно-фактическим и биографическим материалом, имеющимся в тексте;

4) выявление актуальности и значимости источника для современности.

Но на этом работа с текстом письменных источников не завершается, её можно продолжить выполнением практических и познавательных заданий:

– распознавание терминов и понятий или перевод содержания исторического текста на современный язык и объяснение значения устаревших слов;

– описание с опорой на исследуемый источник исторического или общественного явления с помощью собственных или имеющихся в тексте аргументов, конкретных примеров;

– характеристика изучаемого объекта с выявлением существенных признаков, связей и взаимозависимостей, представленных в тексте;

– установление связи содержащихся в документе утверждений с другими известными учащимся положениями;

– определение историчности содержания письменного источника, обусловленности его появления и актуальности;

– выделение имеющихся в тексте оценочных суждений, отражающих позицию автора текста, а также ошибочных суждений и неточностей;

– сравнение нескольких исторических, общественных явлений, представленных в анализируемом тексте или на основе нескольких источников;

– сопоставление различных точек зрения, выдвижение собственных аргументов и контраргументов по отношению к иным взглядам;

– подведение итогов по изученному тексту;

– преобразование текстовой информации в условно – графическую: схемы, таблицы, символы.

Работа с источниками позволяет начать овладение своеобразным арсеналом инструментов историка, почувствовать всю сложность и одновременно прелесть исторического исследования. Это значительно повышает качество обучения, и не только и не столько внешнее, выражающееся в конкретных оценках, а глубинное, проявляющееся в формировании устойчивого, мотивированного интереса к истории, обществознанию, гуманитарным наукам в целом. И еще, одним из вероятных вариантов управления качеством преподавания является теоретически и мотивационно обоснованное, поэтапно расписанное практическое сотрудничество учителя и ученика по формированию коммуникативных умений, и большую роль в данном процессе призвана сыграть работа с источником исторических знаний как средством развития активно-творческих возможностей школьника, его интеллектуально-нравственной свободы. При этом ученик выступает в процессе обучения в качестве равноправного партнёра преподавателя по совместной творческой деятельности.

В результате работы на занятии каждым учеником должен быть заполнен лист самооценки занятия, где также будет отражена оценка педагога и выставлена общая оценка.

Преподаватель в момент работы групп выполнял функцию консультанта. Каждый участник выполнял свою роль в группе:

– Тайм-менеджер – кто контролирует время работы в группе.

– Руководитель – оценивает работу всех в группе, ответственный, вносит коррективы.

– Спикер – презентует мнение всех в группе.

– Ответственный по работе с кластером или планом ответа.

– Ответственный по работе с интерактивной доской (если дано задание).

После того, как работа в группах закончилась, была проведена физкультминутка учащимся, который дежурил на недели.

Следующим этапом было подведение итогов. Здесь каждая группа представляла результаты своего труда. Следует отметить, что при использовании данной формы работы удалось задействовать каждого обучающегося. Каждая группа отвечала за свой блок материала. Всему классу удалось ознакомиться с материалом параграфа. Подача материала у каждой группы была своя. В результате работы, все учащиеся смогли организовать учебное взаимодействие в группе, высказывать свою точку зрения, свое мнение, строить понятийные речевые высказывания, вести диалог, дискуссию, выполнять творческие задания.

Второе занятие этого раздела комбинированного типа, также содержит элементы кейс-технологии, групповой технологии, здоровьесберегающие, такие методы, как диалог, беседа, мозговой штурм, обучение в группах, защита проектов, обучение критическому мышлению, хронолет.

На этом занятие формируются следующие коммуникативные универсальные учебные действия:

– развитие умений письменно излагать свои мысли при выполнении самостоятельной индивидуальной работы;

– самостоятельно изучать материал по предлагаемой теме при работе в группе, пользуясь раздаточным материалом, фиксировать основное их содержание в опорные конспект – схемы, выбирать необходимое для защиты своего вопроса;

– организовывать учебное взаимодействие в группе;

– слушать и слышать друг друга;

– высказывать свою точку зрения, свое мнение, строить понятийные речевые высказывания;

– умение вести диалог, дискуссию.

– умение обосновывать свое мнение, спорить и бесконфликтно защищать свое мнение.

По своей структуре занятие состоит из 5 частей: проверки домашнего задания, активизации познавательной деятельности, изучении нового материала, интерактивной части, физкультминутки, подведении итогов.

На первом этапе занятия обучающиеся выполняли самостоятельную работу по предыдущей теме. Им был предложен терминологический диктант по вариантам и составление схемы по вопросу.

Например, первый вариант должен был раскрыть термины: вотчина, поместье, крестьянские наделы, община, повинности и составить схему «Повинности средневековых крестьян». А второй вариант, раскрыть термины: господские наделы, барщина, оброк, угодья, натуральное хозяйство и составить схему «Феодальная лестница». Эти стандартные виды деятельности формируют такие коммуникативные универсальные учебные действия, как умений письменно излагать свои мысли при выполнении самостоятельной индивидуальной работы.

На втором этапе занятия преподаватель проводит ассоциативную работу (мозговой штурм) с иллюстрациями «Рыцаря», «Архитектурных сооружений», благодаря чему выводит обучающихся на формулировку темы занятия. После чего начинается знакомство с новыми терминами. Эту работу учащиеся осуществляют самостоятельно при работе со словарем. В тетрадь они записывают определение «рыцарь». Здесь учащиеся демонстрируют свои возможности самостоятельного изучения материала по предлагаемой теме, пользуясь раздаточным материалом, фиксировать основное их содержание в опорные конспект – схемы, выбирать необходимое для защиты своего вопроса.

Информационная часть занятия построена на знакомстве с инструктажем при работе в группах.

Данное занятие направлено на решение следующих задач:

– разобрать устройство замка феодала.

– раскрыть особенности жизненного уклада рыцаря, женщины эпохи средневековья.

– раскрыть особенности Культа Прекрасной Даме.

– познакомиться с особенностями воспитания рыцаря.

Для этого занятия выбрана также групповая форма работы. Каждая группа получает свой кейс, в котором содержатся все необходимые материалы.

На слайде изображен большой кластер, который необходимо заполнить по мере знакомства с новой темой занятия.

Учащиеся знакомятся с кейсом. Распределяют роли в группе:

Тайм-менеджер – кто контролирует время работы в группе.

Руководитель – оценивает работу всех в группе, ответственный, вносит коррективы.

Спикер – презентует мнение всех в группе.

Ответственный по работе с кластером.

Ответственный по работе с интерактивной доской.

После чего совместно выполняют задание.

Следующая часть занятия занимает большую часть времени – практическое усвоение материала. На этом этапе занятия учащиеся работают в группах. Каждая группа имеет свое задание:

  1. «Замок феодала».
  2. «Снаряжение рыцаря».
  3. «Воспитание рыцаря».
  4. «Развлечения рыцарей».
  5. «Позор и срам мне страшны-не кончина».

Руководитель группы оценивает работу каждого в группе, ставя оценку в лист оценивания. Преподаватель оказывает консультационную помощь, а также проверяет самостоятельную работу, выставляя оценки в листы самооценки каждого ученика.

Рассмотрим типы заданий для каждой группы. Например, первая группа получила задание:

1. Прочитатать пункт 1 на стр. 94 учебника Агибаловой – «Замок феодала».

2. Подписать на иллюстрации устройство средневекового замка.

Составьте план выступления, пользуясь предлагаемой схемой.

Вторая группа получила такие задания:

1. Прочитайте пункт 2. «Снаряжение рыцаря» на стр. 96 учебника, подпишите на иллюстрации основные элементы рыцарского обмундирования.

2. Составьте план выступления.

3. Дайте определения словам: копье, шлем, забрало, кольчуга, латы, щит, меч.

Аналогичные задания и для третьей группы.

1. Прочитайте пункт 3. «Воспитание рыцаря» на стр. 96-97 учебника. Просмотрев фрагмент фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», подготовьте ответы на вопросы:

– Как воспитывали и чему учили будущего рыцаря?

– Расскажите о церемонии посвящения в рыцари.

2. Составьте план выступления.

Четвертая группа также работала по двум заданиям:

1. Прочитайте пункт 4. «Развлечения рыцарей» на стр. 97- 98 учебника. Просмотрев фрагмент фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», подготовьте ответы на вопросы:

– Перечислите занятия рыцарей.

– Почему церковь запрещала рыцарские турниры?

– Расскажите о церемонии награждения рыцаря после турнира от имени участника боя, дамы, наблюдателя (по выбору).

2. Составьте план выступления.

Пятая группа:

1. Прочитайте пункт 5. «Позор и срам мне страшны-не кончина» на стр. 98- 99 учебника. Подготовьте ответы на вопросы:

– Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов?

– Какого было понимание рыцарской чести?

– Насколько образ идеального рыцаря соответствовал реальному облику и поведению господ?

2. Составьте план выступления.

Данная работа формирует следующие коммуникативные универсальные учебные действия:

– организация учебного взаимодействия в группе;

– слушать и слышать друг друга;

– высказывание своей точки зрения, своего мнения, строительство понятийных речевых высказываний;

– умение вести диалог, дискуссию.

– умение обосновывать свое мнение, спорить и бесконфликтно защищать свое мнение.

На последнем этапе занятия, группы защищают свои проекты. Преподаватель осуществляет роль координатора при обсуждении, помогая обучающимся верно заполнить кластер. Преподаватель задает вопросы учащимся, помогает им на них отвечать:

– Скажите, какую роль играло рыцарство в средневековом обществе?

– Как вы думаете, как характеризуют знатных феодалов их девизы: «Лучше умереть, чем опозориться», «Мой Бог и мое право», «Слава – награда за смелость». Посовещайтесь в группах, прежде чем дать ответ.

– Какое поведение мы сейчас называем рыцарским. Следуют ли современные молодые люди и мужчины таким нормам кодекса рыцарской чести, как защита слабых, уважение к женщине, галантность?

– Подберите схожие по смыслу слова, характеризующие рыцарей.

– Подберите слова противоположные по значению положительных характеристик «рыцарства».

Учащиеся раскрывают свои задания по кейсам, исправляя ошибки. После ответов учащихся каждой группы преподаватель обращается к интерактивной доске для работы с модулем темы. При работе с модулем, учащиеся закрепляют знания, выбирая верные ответы. Работа с понятиями дает нам возможность определить преимущества качеств, выделить положительные стороны понятий, что способствует формированию мотивации развить эти качества в себе. Также данная работа может помочь выявить преимущества и недостатки данных качеств. Закончить работу по качествам рыцаря можно рефлексией, предложить участникам данного обсуждения проанализировать свою собственную деятельность на наличие этих качеств. После чего можно оценить себя за работу на занятии. Общая оценка за занятие ставится, суммируя баллы учащихся, преподавателя, руководителя группы.

Таким образом, мы видим, что работа по кейс – технологии должна строиться с применением активных и интерактивных методов обучения. Эти методы развивают коммуникативные навыки, учат четко выражать свои мысли.


Библиографический список
  1. Земляницын В.А. К вопросу о структуре и содержании современных школьных учебников по истории средних веков // Методика преподавания истории в школе. – № 1,2015 г.
  2. Научно-исследовательская работа студентов. Учебное пособие / Под ред. д.п.н., профессора Г.Д. Бабушкина. – Омск, 2005. – 372 с.
  3. Агибалова Е.В.. Донской Г.М. Всеобщая история. История средних веков. М.: Просвещение, 2013. с. 3.


Все статьи автора «Тельпис Александра Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: