УДК 159.99

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Венерская Елена Петровна
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
магистрант кафедры коррекционной педагогики

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу диагностики суицидального риска у подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: диагностика, подростки, скрининг, суицидальный риск


TO THE PROBLEM OF DIAGNOSIS SUICIDE RISK IN ADOLESCENTS WITH DISABILITIES

Venerskaya Elena Petrovna
Saratov State University
Master student the Department of correctional pedagogy

Abstract
This article is devoted to the diagnosis of suicide risk in adolescents with disabilities.

Keywords: adolescents, diagnosis, risk of suicide, screening


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Венерская Е.П. К вопросу о диагностике суицидального риска у подростков с ограниченными возможностями здоровья // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6524 (дата обращения: 26.05.2017).

Проблема выбора информативных диагностических методик, направленных  на  выявление предрасположенности подростка к девиантному поведению, всегда будет являться актуальной. Л.В. Шипова считает важным изучение проблемы диагностики предрасположенности к девиантному поведению  подростков с ограниченными возможностями здоровья [1]. Т.М. Попова подчеркивает, что возникновение девиаций у подростков связано с симптоматикой дизонтогенеза, что обуславливает ее анализ в каждом конкретном случае [2]. Можно признать тот факт, что в русле отечественной специальной психологии вопрос диагностики суицидального поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья не является достаточно изученным.

Суицидальным можно назвать поведение подростка, которое угрожает его здоровью и формируется в результате соединения предрасполагающих факторов [3].

Отметим некоторые значимые на наш взгляд исследования в данном направлении.

Большую работу в обозначенном аспекте провел коллектив авторов (И.Е. Куприянова, И.С. Карауш, Б.А. Дашиева). Они изучали психическое здоровье детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья с различными вариантами дизонтогенеза. Посредством скринингового обследования было выявлено, что для детей и подростков данной категории характерно наличие суицидальных мыслей. А это, как известно, есть внутренняя форма суицидального поведения. Так же авторами было проведено анкетирование учащихся специальной школы для слепых и слабовидящих (n=64). Анкета включала в себя шесть несложных для восприятия вопросов. В результате у 39% респондентов обнаружены суицидальные мысли,  а у 67% наблюдается снижение настроения [4]. Обозначенный выше авторский коллектив предлагает специально разработанный опросник, предназначенный для диагностики суицидального риска у подростков с ограниченными возиожностями здоровья. Проведена апробация данной методики (n=160). Высокий уровень риска суицида выявлен у 5,6% испытуемых и средний у 15,6% [5].

В нашем регионе как теоретические, так и практические аспекты обозначенной проблематики отражены в работах Т.Ф. Рудзинской [6], А.Г. Колчиной [7]. В исследовании А. А. Шарова обнаруживается, что у подростков с речевыми нарушениями (n=40) выявляется склонность к аутоагрессии и безнадежности [8]. Отмечается положительный опыт применения Шкалы безнадежности Бека (Hopelessness Scale, Beck) в данном контексте. К преимуществам этой методики можно отнести: возможность ее включения в  диагностический пакет для скринингового обследования, малый объем, адекватные вопросы и  легкость в подсчете результатов [9].

Применение комплексного обследования позволяет выявить подростков «группы риска». После этого необходимо составить схему адекватных психопрофилактических мероприятий. При их разработке важным является учет межличностных отношений в семье, имеющей такого подростка. Эмоциональная изоляция, «матриархальный» стиль воспитания, психическое и физическое насилие по отношению к подростку играют немаловажную роль в формировании суицидальных тенденций [10].

Представим общие выводы.

Диагностика риска суицида  у подростков с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для специальной психологии, так как в настоящее время:

- Исследования в данном направлении немногочисленны.

- Не все подходящие для данного возраста методики приемлемы для данной выборки.

- При адаптации и конструировании диагностического материала в рассматриваемом аспекте, необходимо учитывать структуру психофизических нарушений и индивидуальные особенности подростка.


Библиографический список
  1. Шипова  Л.В. Изучение склонности подростков реабилитационного центра из неблагополучных семей к девиантным формам поведения // В мире научных открытий. 2014. № 11.1 (59). С. 546-559.
  2. Попова Т.М. Дезадаптация как предпосылка развития девиантного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование.2013. №1.С.79-88.
  3. Шаров А.А. Характеристика суицидального поведения как варианта аутоагрессии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59029 (дата обращения: 21.02.2016).
  4. Куприянова И.Е.,  Карауш И.С.,  Дашиева Б.А.  Особенности  суицидального поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Медицинская  психология  в  России:  электрон.  науч.  журн.  2013.  № 2 (19). [Электронный  ресурс].  URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 22.02.2016).
  5. Куприянова И.Е.,  Карауш И.С.,  Дашиева Б.А. Психические расстройства и новые возможности выявления суицидального риска у детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2015. № 7. С.30-34.
  6. Рудзинская Т.Ф., Шаров А.А. Мотивационный аспект суицидального поведения  // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Новосибирск, 2015.  С.143-145.
  7. Колчина А.Г. Психологические механизмы формирования суицидального поведения подростков с церебральным параличом // Психология обучения.2015. № 2. С. 87-100.
  8. Шаров А.А. Психологическая диагностика суицидального риска у подростков с нарушениями речи // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13577 (дата обращения: 21.02.2016).
  9. Шаров А.А. Особенности психодиагностики суицидального риска у подростков // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14032 (дата обращения: 22.02.2016).
  10. Шаров А.А., Рудзинская Т.Ф. Влияние семьи на склонность к суицидальному риску в детском и подростковом возрасте // Вестник научного сообщества: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования: Сборник статей молодых исследователей. – М.: Издательство «Перо», 2015. С. 167-173.


Все статьи автора «Шаров Алексей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: