УДК 316.1

СЛОУИНГ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Вигель Нарине Липаритовна
Ростовский государственный медицинский университет
доктор философских наук, профессор кафедры Истории и философии

Аннотация
Данная статья посвящена слоуингу или медленной культуре в современном мире в ответ на ускорение глобальной культуры, где нарастает усталость от скорости и количества информации, процессов, событий. Основной характеристикой «медленного движения» является то, что оно выдвинуло концепцию не растрачивания сил на имитацию деятельности, видимость, пропагандируется медленное, вдумчивое чтение, постепенное и поэтапное понимание, неторопливое и осознанное изучение, наслаждение и удовольствие, а не быстрое без-эмоциональное «поглощение».

Ключевые слова: глобализация, глобализация культуры, духовность, культура, общество, слоуинг, человек, этика


SLOWING AS ALTERNATIVE OF GLOBALIZATION

Wiegel Narine Liparitovna
Rostov State Medical University
Doctor of Philosophy, professor of department of History and philosophy

Abstract
The paper contemplates slowing or slow culture in the modern world in response to acceleration of global culture where the fatigue from the speed and amount of information, processes, events increase. The main characteristic of “the slow movement" is that it has nominated the concept not of wasting of forces to activity imitation and visibility, slow, thoughtful reading, gradual and stage-by-stage understanding, slow and conscious studying, pleasure, but not fast unemotional "absorption" is propagandized.

Keywords: culture, ethics, globalization, globalization of culture, man, slowing, society, spirituality


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Вигель Н.Л. Слоуинг как альтернатива глобализации // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6539 (дата обращения: 26.05.2017).

Слоуинг или медленная культура в современном мире выступает как культурный сдвиг в сторону замедления темпа жизни. Она началась с протеста  против открытия ресторана Макдональдс в Риме в 1986 году Карло Петрини, что способствовало формированию движения медленной пищи. Со временем понятие слоуинга превратилось в субкультуру в других областях, появился культурный феномен “медленных городов”, целью которых является противостояние гомогенизации и глобализации, стремление улучшить  качество жизни, поощряя счастье и самоопределение. Эпитет “медленный” впоследствии был применен к различным аспектам деятельности и культуры: так, «медленное старение» охватывает позитивный аспект в процессе старения,  «медленная церковь» являет собой движение в христианском праксисе, интегрирующее принципы традиционности в структуре и характере церкви; в 2007 году Кейт Флетчер предложила термин «медленная мода», основанный не на сезонности, а на устойчивом развитии модных тенденций.

Slow Food является глобальной, массовой организацией, основанной в 1989 году для предотвращения исчезновения местных продовольственных культур и традиций, противодействующая возникновению сокращающегося интереса к быстрой жизни. С самого начала, Slow Food превратилась в глобальное движение с участием миллионов людей, в более чем 150 странах, работая, чтобы обеспечить каждому человеку доступ к хорошей, чистой и честной пище. Slow Food считает, что еда связана ко многим другим аспектам жизни, в том числе социокультурным явлениям; выбор пищи может повлиять на мировые процессы.

В современной глобальной культуре нарастает усталость от скорости и количества информации, процессов, событий. Неудачный опыт стал оцениваться также как и удачный, поскольку снижается ценность результата, важен только процесс [1-33].

Гейр Белтенсен создал Всемирный институт медлительности и в 1999 году представил свое видение «медленной планеты» и необходимость научить людей медленности как постепенности и устойчивости. Карл Оноре в своей монографии «Без суеты: как перестать спешить и начать жить» впервые исследовал  slow философию, которая может быть применена во всех областях человеческой деятельности, и придумал концепт  «медленного движения», описывая его как культурную революция против понятия о том, что быстрее, всегда лучше. Медленная философия не призывает к замедленности, речь идет о стремлении не делать поспешное и несозревшее. Делать необходимо все как можно лучше, вместо того, чтобы как можно быстрее. Это вопрос качества и количества во всем, от работы и продуктов питания до воспитания детей. Профессор Гуттом Флоистад резюмирует философию заявив о том, что все в современном мире быстро трансформируется, но, наши основные потребности никогда не меняются – это потребность в близости и заботе, в любви, что постигается длительностью человеческих отношений, в освоении осознанных изменений и осмысленного обновления.

Основной характеристикой «медленного движения» является то, что оно выдвинуло концепцию не растрачивания сил на имитацию деятельности, на видимость и кажимость [34-44], поскольку все чаще проявляется синдром дефицита внимания и потеря мотивации. Все, что приобретается медленно, становится априори ценным. Если появление slow TV воспринималось как норвежское чудачество, то BBC4 выпустило ряд программ BBC Goes Slow, где пропагандируется медленное, вдумчивое чтение, постепенное и поэтапное понимание, неторопливое и осознанное изучение, наслаждение и удовольствие, а не быстрое без-эмоциональное «поглощение».


Библиографический список
  1. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1871.
  2. Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях          билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
  3. Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
  4. Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
  5. Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
  6. Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
  7. Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
  8. Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
  9. Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
  10. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 72-79.
  11. Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
  12. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Одиночество как феномен бытия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 50-53.
  13. Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф.Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 70-73.
  14. Алоян Н.Л. Древнегреческое трагическое как существенный момент жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 81-84.
  15. Алоян Н.Л.  Мифосимволическая реальность романтизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 96-99.
  16. Алоян Н.Л. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: диссертация кандидата философских наук/СКНЦ ВШ. Ростов-н/Д., 1999. -117 с.
  17. Алоян Н.Л., Черникова В.Е. Человек в современном культурном пространстве. Изд-во «Антей». Ростов н/Д, 2009. -242с.
  18. Вигель Н.Л. Феномен билингвизма в эпоху постмодерна // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствознания и культурологии. 2014. №37. С.6-11.
  19. Алоян Н.Л. Феномен страдания в архаическом обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 86-89.
  20. Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: диссертация доктора философских наук / ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». Ставрополь, 2008. -290 с.
  21. Вигель Н.Л. Символ и культура: от традиционализма к глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. №12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/62015 (дата обращения: 29.12.2015).
  22. Вигель Н.Л. Японская пищевая культура в Ростове-на-Дону (данные социокультурного исследования) // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12.  С.240-242.
  23. Вигель Н.Л.Культ еды в глобальной монокультуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12.  С.309-310.
  24. Вигель Н.Л. Персонифицированные питание как феномен пищевой культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. №12. С.304-305.
  25. Вигель Н.Л. Толерантность как общечеловеческая ценность // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №2(81). С.34-37.
  26. Вигель Н.Л. Человек – «играющий герой» эпохи постмодерна // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №1(80). С.42-45.
  27. Вигель Н.Л. Значение учебного перевода и общения в процессе обучения иностранному языку // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. №40. С.5-9.
  28. Вигель Н.Л. Герменевтический подход к пониманию учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.22-26.
  29. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация общества. – М., 1991. – С.59.
  30. Эллюль Ж. Технологический блеф. Философские науки. – 1991. – №9. – С.52.
  31. Вигель Н.Л. Особенности обучения в процессе учебного перевода // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №40. С.26-29.
  32. Вигель Н.Л. Формирование понимания текста в процессе учебного перевода с иностранного языка // Universum: общественные науки. 2014. №9. С.2.
  33. Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: автореферат диссертации доктора философских наук. Ставрополь, 2008. -48с.
  34. Вигель Н.Л. Foodism как эстетизм XXI века // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61155 (дата обращения: 17.12.2015).
  35. Вигель Н.Л. Феномен современной рекламы пищевых продуктов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61594 (дата обращения: 21.12.2015).
  36. Вигель Н.Л. Современная глобализация культуры // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61411 (дата обращения: 17.12.2015).
  37. Мир духовности: энциклопедический история культового квеста. Нью – Йорк: Crossroad Publishing Company, 1985.
  38. Вигель Н.Л., Мерклин В.А. Традиционная и современная культуры // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62280 (дата обращения: 17.01.2016).
  39. Вигель Н.Л. Конфликт цивилизаций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62278 (дата обращения: 17.01.2016).
  40. Вигель Н.Л. Одиночество или уединение? // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13808 (дата обращения: 17.01.2016).
  41. Вигель Н.Л. Глобализация и культура // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64313 (дата обращения: 14.02.2016).
  42. Вигель Н.Л. Культурная диффузия: столкновение значит взаимопроникновение // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62790 (дата обращения: 01.02.2016).
  43. Вигель Н.Л. Современная культурная ситуация: исламизация // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62939 (дата обращения: 02.02.2016).
  44. Вигель Н.Л. Человек в информационном обществе // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6459 (дата обращения: 27.02.2016).


Все статьи автора «Вигель Нарине Липаритовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: