УДК 316

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ВУЗОВСКОЙ СРЕДЕ

Хизбуллина Радмила Радиковна1, Гарайшина Эльмира Ильдаровна2
1Казанский государственный энергетический университет, доцент кафедры «Социологии, политологии и права»
2Казанский государственный университет, магистрант

Аннотация
В представленной статье рассмотрен процесс адаптации студентов к вузовской среде как непрерывный, колебательный, предусматривающий включение в самые различные сферы: учебы, деятельность, общение, самосознание. С теоретико-методологических позиций проанализирована структура социальной и профессиональной адаптации в студенческой среде.

Ключевые слова: адаптация, вуз, профессиональное обучение, социализация, социальная группа, социальная роль, социальная среда, студент, факторы адаптации


FEATURES OF SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS TO THE HIGH SCHOOL ENVIRONMENT

Khizbullina Radmila Radikovna1, Garaishina Elmira Ildarovna2
1Kazan State Power Engineering University, Phd in Sociology, Assistant Professor, Department Of «Sociology, Political Science And Law»
2Kazan State University, undergraduate

Abstract
In the submitted article process of adaptation of students to the high school environment as continuous, oscillatory, providing inclusion in the most various spheres is considered: studies, activity, communication, consciousness. From methodological positions the structure of social and professional adaptation in the student's environment is analysed.

Keywords: adaptation, adaptation factors, higher education institution, social environment, social group, social role, socialization, student, vocational education


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Хизбуллина Р.Р., Гарайшина Э.И. Особенности социальной адаптации студентов к вузовской среде // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6607 (дата обращения: 19.11.2016).

Студенческая пора считается завершающим периодом насыщенного становления системы ценностных взаимоотношений. Ряд авторов выделяет три основных компонента процесса адаптации студентов: психологический, социально-психологический, и деятельный.

Процесс  адаптации студентов к обучению в вузе завершается, как правило, к концу 3 курса. По мнению М.С.Яницкого, период обучения в высшем учебном заведении является наиболее важным в жизни человека с точки зрения происходящего в этот период личностного роста, становления его как личности. У абитуриентов к началу обучения в высшем учебном заведении уже имеется своеобразная система ценностно-смысловых отношений, со временем трансформирующаяся под действием изучения и профессионального воспитания, одна из наиглавнейших функций которых содержится в трансляции свежих идей, мыслей, ценностей.

Первый компонент содержит в себе модификация социальной роли обучаемого. Социально-психологический компонент содержит в себе перестройку речи студентов и мышления в условиях профессионального обучения. Деятельная составляющая заключает в себе адаптацию к новым психофизиологическим нагрузкам.

В.Н. Дружинин и В.И. Ковалев [1] выделили три вида адаптации  в высшем учебном заведении:

  1. педагогическая адаптация. Она предполагает приспособление абитуриентов к новой системе вузовского обучения, которая значительно различается от школьной системы.
  2. психофизиологическая адаптация. Под ней понимается попадание студентов в новейшие современные, совсем непривычные для него, условия обучения, впоследствии чего совершается ломка старых и формирование новейших моделей обучения. Успешность психофизиологической адаптации определяется во многом индивидуально-психофизиологическими особенностями.
  3. профессиональная адаптация. Она подразумевает вхождение человека в новую для него профессиональную сферу, усвоение ее норм и ценностей.

В классификации А.А. Смирнова, выделяются три компонента адаптации: социальный, дидактический и профессиональный.
Под социальной адаптацией понимается усвоение норм, стереотипов необходимые для жизнедеятельности, с помощью которых человек активно подстраивается к повторяющимся обстоятельствам жизни. Другими словами, студента ожидает приспособление не только к новым условиям обучения, но и к новому групповому коллективу, который включает одногруппников и преподавателей [2].

Дидактическая адаптация лежит в основе преемственности в системе «школа-вуз», постепенное вхождение в сферу вузовской системы обучения и заключается в освоении студентом новых форм и методов обучения, выработке навыков самостоятельности в учебной и научной работе.
Под профессиональной адаптацией понимается процесс формирования психологической готовности студентов к условиям будущей профессиональной деятельности, профессионально важных качеств [3]. Этот вид адаптации наступает стремительно у тех студентов, личностные свойства которых соответствуют требованиями запросам данной профессиональной деятельности.

Многие авторы в строение вузовской адаптации включают фактор мотивации учебной деятельности (В.Д. Шадриков, Л.С. Славина, А.К. Маркова, А.А. Реан). Высокая роль мотивации в данном процессе обусловлена тем, что ведущие мотивы личности являются побудительной силой, направляющей деятельность студентов, протекающая не только во внешней социальной и предметной среде, но также имеющая неразрывную связь с внутренней эмоционально-смысловой стороной. Здесь важно учитывать такие характеристики данного процесса, как связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности, а также временную устойчивость. Доминирующим типом мотивации в учебной деятельности является внутренняя мотивация.

Таким образом, адаптация личности студента к обучению – это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс, из-за несоответствия способов обучения в школе и вузе. По мнению автора, при изучении данной характеристики учебного процесса необходимо также учитывать индивидуальные особенности студентов, характер ближайшей референтной группы, уровень сплоченности студенческого коллектива и т.д.


Библиографический список
  1. Ковалев В.П., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки. В.П. Ковалев, В.Н. Дружинин // Психологический журнал. 1982. Т.№. №6.
  2. Смирнов А.А. Психология вузовской адаптации: Учеб.пособие / А.А.Смирнов, Н.Г.Живаев. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 115 с.
  3. Хизбуллина Р.Р. Высшая школа как этап профессиональной социализации молодежи: методологический аспект // Гуманитарные научные исследования. 2015. №11(51). С.337-339.


Все статьи автора «Хизбуллина Радмила Радиковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация