УДК 159.9.07

ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ваньков Алексей Борисович1, Коновалова Кристина Владимировна2
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, доцент кафедры психологии и педагогики
2Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, студентка 4 курса факультета психологии

Аннотация
Исследователи различных эпох и направлений психологии сходятся в оценке негативного влияния повышенного уровня детской тревожности. Младший школьный возраст – этап в развитии личности, когда ребенок должен испытывать радость познания, обретать уверенность в своих возможностях и способностях, так как в будущем это будет сложнее и потребует больших физических и моральных затрат. Для диагностики и коррекции высокого уровня тревожности у учащихся начальных классов разработаны практические подходы, включающие использование арт-терапевтических методов, направленных на совершенствование рефлексии эмоций и чувств, улучшение психической активности ребенка, снижение напряжённости, осознание личных трудностей.

Ключевые слова: младший школьный врзраст


THE USE OF ART THERAPY TECHNIQUES FOR THE CORRECTION OF ANXIETY OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Vankov Alexei Borisovich1, Konovalova Cristina Vladimirovna2
1Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy, assistant professor of psychology and pedagogy
2Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy, 4th year student of the Faculty of Psychology

Abstract
Researchers from different ages and areas of psychology differ in the assessment of the negative impact of elevated levels of child anxiety. Younger school age - a stage in the development of the personality, when the child should experience the joy of learning, acquire confidence in their abilities and abilities, because in the future it will be more difficult and will require a lot of physical and moral costs. For the diagnosis and correction of the high level of anxiety in primary school students developed practical approaches, including the use of art therapy techniques aimed at improving the reflection of emotions and feelings, improve mental activity of the child, reducing tensions, awareness of personal difficulties.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ваньков А.Б., Коновалова К.В. Применение арт-терапевтических методов для коррекции тревожности детей младшего школьного возраста // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/06/6640 (дата обращения: 26.05.2017).

Существует масса наработок теоретического и практического  материала по проблеме детской тревожности, исследованием которой занимались такие ученые как: З. Фрейд, Ю.Л. Ханин, Р.В. Овчарова, Л.В. Имедадзе, Р.С. Немов, В.В. Столин, Дж. Тейлор, К. Хорни, Л.И. Божович, К. Изард, А.М. Прихожан и многие другие [3]. Однако, работа по вопросу тревожности ведется и по сей день. Невзирая на расхождение взглядов на природу, причины образования, исследователи единогласны в оценке негативного влияния повышенного уровня тревожности. На сегодняшний день идет повышение количества тревожных детей, отличающихся особым беспокойством, нерешительностью, боязливостью, эмоциональным непостоянством, поэтому требуется разработка диагностических и коррекционных программ, позволяющих производить своевременное определение основных  характеристик повышенной тревожности, организовывать коррекционно-развивающие мероприятия, способствующие снижению тревожности и формированию нормального поведения у детей младшего школьного возраста. Это свидетельствует об актуальности проведения данного исследования.

Младший школьный возраст – серьезный этап в развитии личности. На базе учебной деятельности появляется теоретическое сознание и мышление, вырабатываются способности, такие как рефлексия, анализ, мысленное планирование, а также осуществляется становление потребностей и мотивов учения. Младший школьный возраст является промежутком положительных потрясений и перемен. Если в этот период ребенок не испытает радости познания, не достигнет умения учиться, не обретет уверенность в своих возможностях и способностях, совершить это в будущем будет сложнее и затребует больших физических и моральных затрат. И все же главным источником тревог для возрастного периода от 7 до 10-11 лет является семья и учитель, именно поэтому требуются психолого-педагогические консультации с родителями и учителями детей [1].

В данном исследовании мы применяли следующие методики: «Проективная методика для диагностики школьной тревожности» А.М. Прихожан, целью которой является выявление уровня школьной тревожности;  методика Тейлора «Изучение уровня тревожности» (адаптированная Немчиным Т.А.) на оценку общего уровня тревожности, опасения (страха); графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой на выявление  состояния эмоциональной сферы ребенка, «Детский вариант шкалы явной тревожности» (CMAS) на выявление явной тревожности, сопутствующей в школе (результаты которого отражены ниже); а также тест Филлипса, который  позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой. Показатели теста Филлипса и «Детского варианта шкалы явной тревожности» (CMAS) являются наиболее интересными. В тесте Филлипса по шкале «Общий уровень тревожности» был выявлен повышенный уровень тревожности у 13 (43%) испытуемых, из которых 8 респондентов «переживают социальный стресс», который связан с общением со сверстниками, по шкале «фрустрация потребности в достижении» 5 учащихся имеют повышенный уровень, что говорит о негативном развитии потребности в успехе.

Результаты «Детского варианта шкалы явной тревожности (CMAS)» представлены в виде таблицы 1 и диаграммы 1.

Таблица 1. Результаты диагностики тревожности по шкале явной тревожности (CMAS)

Характеристика

Средний показатель для уровня

Количество испытуемых

Очень высокая тревожность (девочки- 33 балла и более, мальчики- 31 балл и более)

32 балла

1 (3%)

Явно повышенная тревожность (девочки- 29-32 балла, мальчики- 28-30 баллов)

30 баллов

6 (20%)

Несколько повышенная тревожность (девочки- 22-28 баллов, мальчики- 21-27 баллов)

25 баллов

12 (40%)

Нормальный уровень тревожности (девочки- 8-21балл, мальчики- 7-20 баллов)

16 баллов

8 (27%)

Состояние тревожности испытуемому не свойственно (девочки- 0-7 баллов, мальчики- 0-6 баллов)

3-4 балла

3 (10%)

 Диаграмма 1. Результаты диагностики тревожности по шкале явной тревожности (CMAS)

Из результатов диагностики шкалы явной тревожности (CMAS) мы видим, что «очень высокая тревожность» характерна для 10% опрошенных, «явно повышенной тревожностью» обладают 20% испытуемых, «несколько повышенной тревожностью» – 40%, нормальный уровень тревожности наблюдается у 27% опрошенных школьников. Показатели по обеим методикам довольно высоки и говорят о необходимости проведения коррекционной работы, направленной на снижение высокого уровня тревожности детей младшего школьного возраста.

Для коррекции тревожности была разработана коррекционная программа, в которой использовался метод арт-терапии, а именно рисование. После проведения коррекционной программы результаты тестов значительно изменились, которые представлены в виде диаграмм 2 и 3.

Диаграмма 2. Результаты диагностики тревожности по шкале явной тревожности (CMAS)

По сравнению с констатирующим этапом, на контрольном этапе показатели тревожности значительно изменились. «Очень высокой тревожности» не выявлено, «явно повышенной тревожностью» обладают 5 испытуемых, «несколько повышенной тревожностью» – 8 детей, «нормальный уровень тревожности» наблюдается у 14 опрошенных школьников, и 3 школьникам состояние тревожности не свойственно.

Диаграмма 3. Результаты теста Филлипса

Сравнение результатов демонстрирует снижение уровня тревожности на контрольном этапе тестирования при использовании теста Филлипса и «Детского варианта шкалы явной тревожности (CMAS)».

Для коррекции высокого уровня тревожности у учащихся начальных классов была разработана коррекционная программа, использующая арт-терапевтические методы. Изюминкой коррекционной программы являлись упражнения на рисование, целью которых было: рефлексия эмоций и чувств, улучшение психической активности ребенка, снижение напряжённости, осознание личных трудностей [3]. А также были даны рекомендации родителям и педагогам детей, такие как: создание для ребенка ситуации успеха, дозирование эмоциональных нагрузок, оптимальная организация режима дня [3]. Коррекционная программа и рекомендации в комплексе   поспособствовали оптимизации психического развития личности ребенка и изменению повышенного уровня тревожности.


Библиографический список
  1. Гуров, В.А. Тревожность и здоровье младших школьников. Ж.: «Вестник Томского университета». 2009. № 4. С.56-59
  2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник/ И.А. Зимняя – М.:изд-во «Логос», 2004. – 384с.
  3. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева – СПб.: Речь, 2004. – 248с.
  4. Петухова-Левицкая, М.И. Психологическое здоровье младших школьников: профилактика нарушений средствами прикладной музыки / М.И. Петухова-Левицкая, Е.В.Панферова //Современные проблемы науки и образования». 2015. № 2. Часть 3. Эл. № ФС77-34132
  5. Смилык И.М., Тревожность, страх и формирование устойчивого чувства безопасности // Мир психологии: Научно-методический журнал. 2008. №4 (56) октябрь-декабрь  С. 133-139.
  6. Шалагинова К.С., Основные категории рисков в современной начальной школе//Прикладная психология и психоанализ. 2011. Т.4. С.11


Все статьи автора «Ваньков Алексей Борисович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: